ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
начального общего образования,
уровень образования
утверждённой приказом директора
Приказ № 101/2-од от 29.09.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
г. Екатеринбург, 2025 год
1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахожде
ние их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА УЧЕБНОГО КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
2 класс
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
3 класс
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
2 класс
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
3 класс
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
2 класс
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о банковских картах;
- умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
- представление о различных банковских услугах;
- проведение элементарных финансовых расчѐтов.
3 класс
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
2 класс
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
3 класс
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
3.ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
2 КЛАСС
№
п/
п
1.
2
Тема
Михаил
Пришвин.
Беличья
память
Про беличьи
запасы
Кол
час
Виды деятельности
Формы
проведения
ЭОР
1
– Определять жанр, тему,
героев
произведения;
– объяснять значения
выражений,
встретившихся в тексте;
– озаглавливать
прочитанный текст;
– находить необходимую
информацию в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы по
содержанию
прочитанного и отвечать
на них;
– давать характеристику
герою
произведения;
– различать научнопознавательный текст и
художественный;
находить их сходство и
различия.
– Работать с таблицами:
интерпретировать и
дополнять данные;
– выполнять сложение и
сравнение чисел в
пределах 100;
– объяснять графические
модели при
решении задач;
– анализировать
представленные данные,
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала.
«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://schoolcollektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
1
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
устанавливать
закономерности;
– строить ломаную
линию.
3
4
5
Беличьи
деньги
Про белочку
и
погоду
И. СоколовМикитов.
В берлоге
1
1
1
– Объяснять значение
понятий «покупка»,
«продажа», «сделка»,
«деньги»;
– понимать, откуда
возникло название
российских денег
«рубль» и «копейка»;
– находить у монеты
аверс и реверс;
– выполнять
логические операции:
анализ, синтез и
сравнение;
– готовить небольшое
сообщение на заданную
тему.
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
– Объяснять, что такое
«погода», «хорошая и
плохая погода»,
«облачность»;
– объяснять, что такое
«оттепель», «наст»;
– работать с таблицами
наблюдений за
погодой;
– высказывать
предположения и
гипотезы о
причинах наблюдаемых
явлений;
– работать в парах.
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
Определять жанр, тему,
героев
произведения;
– объяснять значения
выражений,
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмот-
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
6
7
Медвежье
потомство
Повреждѐнные и
фальшивые
деньги
1
1
встретившихся в
тексте;
– отвечать на вопросы
по содержанию текста
цитатами из него;
– составлять вопросы
по содержанию текста
для готовых ответов;
– определять отрывок,
к которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать
логические связи.
– Анализировать
данные столбчатой
диаграммы,
представленные в
явном и неявном виде;
– дополнять
недостающие на
диаграмме данные;
– отвечать на вопросы,
ответы на которые
спрятаны на
диаграмме;
– анализировать
данные таблицы,
устанавливая их
истинность и ложность;
– выполнять
вычисления на
увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц;
– решать логические
задачи на практическое
деление;
– находить периметр
треугольника;
– строить связное
речевое устное или
письменное
высказывание в
соответствии с
учебной задачей
– Объяснять на
доступном для
второклассника уровне,
что такое фальшивые и
поврежденные деньги;
– знать правила
ром
иллюстративного
материала
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
8
9
Лесные
сладкоежки
Лев Толстой.
Зайцы
1
1
использования
поврежденных
денег;
– находить и
показывать средства
защиты на
российских банкнотах;
– находить
необходимую
информацию в тексте;
– отвечать на вопросы
на основе полученной
информации.
– Проводить
несложные опыты с
мѐдом;
– определять
последовательность
действий
при проведении
опытов;
– делать выводы по
результатам опытов;
– различать свойства
настоящего и
поддельного,
искусственного мѐда;
– анализировать
данные таблицы;
– строить логические
рассуждения и
оформлять их в устной
и письменной речи;
– иметь представление
о лечебных свойствах
мѐда.
– Заполнять кластер на
основе полученных
сведений из текста;
– определение
лексического значения
слова;
– находить
необходимую
информацию в тексте;
– определять объект на
рисунке с помощью
подсказки;
– определять
последовательность
действий,описанных в
рассказе;
иллюстративного
материала
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационно-
– различать
художественный и
научно-познавательный
текст;
– сравнивать авторский
текст и текст из
энциклопедии,находить
общие сведения;
– определять по
высказываниям
информацию,
полученную из текста;
– строить связное
речевое устное или
письменное
высказывание в
соответствии с
учебной задачей.
10 Про зайчат и
зайчиху
11 Банковская
карта
1
1
методический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
– Определять количество
часов в сутках;
– находить необходимую
информацию в
тексте и выполнять
математические
вычисления;
– подбирать из
предложенных чисел
суммы
чисел, состоящих из двух
слагаемых,
доказывать правильность
выбранных чисел;
– решать логические
задачи по данному
условию;
– составлять
элементарную диаграмму
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Давать
характеристику
наличным деньгам;
– рассказывать о
дебетовой банковской
карте;
– объяснять, что
обозначают надписи на
карте;
– объяснять, как
производить покупку в
магазине;
– объяснять, как можно
снять деньги в
банкомате с помощью
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
12 Про
Зайчишку и
овощи
13 Николай
Сладков.
Весѐлая игра
14 Лисьи забавы
1
1
1
карты;
– рассказывать о
кредитной банковской
карте.
– Определять по
рисункам названия
растений и находить
среди них овощи;
– выделять среди
овощей корнеплоды;
– проводить опыт по
проращиванию
моркови;
– определять цвет сока
овощей опытным
путѐм;
– сравнивать свойства
сырой и варѐной
моркови.
Определять тип и тему
текста, называть его
персонажей;
– понимать, что такое
«цитата», использовать
цитаты в качестве
ответов на вопросы по
содержанию
прочитанного
текста;
– объяснять
лексическое значение
слов и выражений;
– устанавливать
истинность и ложность
утверждений,
подтверждая или
опровергая их с
помощью цитат;
– составлять на
доступном для
второклассника языке
инструкции/правила,
грамотно оформлять их
на письме.
– Определять дату по
календарю;
– находить
необходимую
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
15 Безопасност
ь денег на
банковской
карте
16 Лисьи норы
1
1
информацию в
тексте и выполнять
математические
вычисления;
– записывать краткую
запись и решение
задач;
– решать логические
задачи с помощью
таблицы;
– анализировать
данные,
представленные в
столбчатой диаграмме,
дополнять
недостающие в
диаграмме данные;
– составлять вопросы,
ответы на которые
можно узнать по
данным столбчатой
диаграммы;
– читать простейшие
чертежи, выполнять
построения на чертеже
в соответствии с
данными задачи.
Иметь представление
об элементах,
расположенных на
лицевой и оборотных
сторонах банковской
карты, объяснять их
назначение;
– находить
необходимую
информацию в
тексте задания;
– формулировать
правила безопасности
при использовании
банковских карт.
практическое занятие
– Иметь представление
об устройстве лисьих
нор;
– проводить
простейшие опыты по
определению свойств
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
лесной земли, песка и
глины, состава почвы;
– делать выводы по
результатам
проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и
объяснять, от чего
зависит
плодородие почвы.
17 Обыкновенн
ые кроты
18 Про крота
1
1
– Определять тип
текста;
– составлять описание
крота на основе
прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и
соотносить словаассоциации;
– соединять линиями
части предложений и
определять их
последовательность в
тексте;
– объяснять значение
слова;
– составлять вопросы
по предложенным
предложениям;
– находить синонимы к
предложенному
слову;
– писать сочинениерассуждение по
заданной теме;
– определять название
раздела, в котором
может быть размещѐн
текст.
– Решать задачи
логического характера;
– решать задачи с
использованием
данных таблицы;
– решать задачи на
основе данных
диаграммы;
– решать примеры на
основе предложенной
цепочки примеров;
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
– определять цвета
геометрических фигур
на основе верных
высказываний.
19 Про кредиты
20 Корень –
часть
растения
21 Эдуард
Шим.
Тяжкий труд
1
1
1
– Объяснять, что такое
«кредит»;
– определять виды
кредитов;
– понимать, чем
отличаются друг от
друга
разные виды кредитов;
– определять сумму
переплаты по кредиту;
– определять, какой
кредит наиболее
выгоден банку по
срокам его оплаты;
– определять, какой
кредит наиболее
выгоден клиенту банка
по срокам его
оплаты.
– Называть части
цветочных растений;
– объяснять, для чего
растению корень;
– доказывать, что рост
растения начинается с
корня;
– называть виды
корневых систем;
– называть
видоизменѐнные корни.
Определять книгу, в
которой можно
прочитать
предложенный
художественный
текст;
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
22 Про ежа
1
– определение
лексического значения
слова;
– находить
необходимую
информацию в
тексте;
– находить в тексте
предложение по
заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и
соотносить
полученные ответы со
словами;
– определять главную
мысль текста;
– определять, чему
учит текст;
– строить связное
речевое устное или
письменное
высказывание в
соответствии с
учебной задачей.
Находить значение
выражений, соотносить
полученные результаты
с буквами и читать
название насекомого;
– определять время с
помощью скорости и
расстояния;
– определять данные
столбчатой диаграммы,
находить часть от числа
и записывать
результаты в таблицу,
результаты таблицы
переносить в круговую
диаграмму;
– отвечать на вопросы
на основе полученных
данных;
– определять
последовательность
маршрута на основе
схемы;
– записывать слова с
помощью кода;
– называть месяцы,
сравнивать количество
месяцев.
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
23 Про вклады
24 Занимательн
ые
особенности
яблока
25 Полевой
хомяк
1
1
1
– Давать определение
вклада;
– называть виды
вкладов: срочный
вклад, вклад до
востребования;
– объяснять, что такое
банковский процент
по вкладам;
– объяснять, как
считают банковский
процент по вкладам;
– объяснять, почему
банки выплачивают
проценты.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Объяснять, почему
яблоко в месте разреза
темнеет, а при
покрытии разреза
соком лимона
не темнеет;
– объяснять, почему
яблоко плавает;
– объяснять, почему
яблоко отталкивается
от магнита;
– объяснять, почему
неспелое яблоко
кислое;
– находить на срезе
яблока рисунок звезды
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Определять вид текста;
– составлять описание
хомяка на основе
прочитанного текста;
– дополнять описание
хомяка на основе
рисунка;
– придумывать
сравнения;
– составлять вопросы по
данным предложениям;
– отвечать на вопросы на
основе полученных
сведений;
– разгадывать ребусы и
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
26 Про
полевого
хомяка
27 Ловушки для
денег
28 Про хомяка и
его запасы
1
1
1
объяснять значение
слова;
– определять сведения,
которые удивили;
– составлять план при
подготовке к
сообщению.
– Находить значение
выражений, соотносить
полученные результаты с
буквами и читать
название животного;
– строить столбчатую
диаграмму на основе
имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на
основе имеющихся
данных;
– находить путь хомяка
на основе заданного
условия, доказывать, что
путь выбран правильно;
– записывать
именованные числа в
порядке возрастания;
– строить
четырѐхугольники по
заданному
условию.
– Определять доходы,
расходы и прибыль;
– отличать желаемые
покупки от
необходимых;
– рассуждать, как
поступать в различных
ситуациях при покупке
товара;
– объяснять, что такое
дефицит и профицит;
– рассуждать, как не
тратить напрасно
деньги.
– Называть растения,
плоды которых
составляют основу
питания хомяка;
– объяснять и доказывать,
как влажность и воздух
влияют на прорастание
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
29 Про бобров
30 Бобры-
строители
1
1
семян;
– объяснять и доказывать,
что для роста, особенно в
первое время, проростки
используют вещества,
запасѐнные в самих
семенах;
– объяснять и доказывать,
как влияет наличие света
на прорастание семян;
– объяснять и доказывать,
как влияет температура
на прорастание семян;
– объяснять и доказывать,
как влияет глубина
посева на прорастание
семян;
– определять правильную
последовательность
прорастания семян
гороха.
– Определять тип текста,
его тему;
– находить выделенное в
тексте словосочетание и
объяснять его
лексическое
значение;
– находить среди
предложенных вариантов
вопросы, на которые
можно/нельзя найти
ответы в прочитанном
тексте;
– задавать вопросы по
содержанию
прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения,
которые удивили;
– составлять речевое
высказывание в
письменной форме.
– Иметь представление о
диаметре окружности;
– анализировать данные
таблицы, устанавливая
закономерности еѐ
заполнения;
– находить
приблизительное
значение диаметра
окружности, зная длину
окружности;
– заменять умножение
сложением одинаковых
слагаемых;
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
– выбирать нужные для
проведения измерений
инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические
задачи.
31 Такие разные
деньги
32 Материал для
плотин
33 Позвоночные
животные
1
1
1
Иметь представление о
валюте как национальной
денежной единице;
– находить необходимую
информацию в
тексте и на иллюстрациях
к заданиям;
– устанавливать
принадлежность
денежной единицы
стране;
– иметь представление о
банковской операции
«обмен валюты».
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
– Иметь представление
о составе древесины
– проводить
простейшие опыты по
изучению свойств
древесины разных
пород деревьев;
– делать выводы по
результатам
проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и
объяснять, что такое
твёрдые и мягкие
породы деревьев.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Называть группы
позвоночных
животных;
– называть признаки
пяти групп
позвоночных
животных;
– определять название
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
34 Встреча
друзей
1
животного по
описанию;
– выбирать признаки
земноводного
животного;
– выбирать
утверждения, которые
описывают признаки
животного;
– выбирать вопросы, на
которые нельзя
найти ответы в тексте;
– составить описание
внешнего вида рыбы с
указанием признаков
этого животного;
– рассуждать об
открытии, сделанном
на занятии.
Находить необходимую
информацию в
тексте задания;
– понимать, что такое
«валюта», «курсрубля»,
«кредит», «банковский
вклад», «процент по
вкладу»;
– анализировать и
дополнять
недостающие в
таблице данные;
– выполнять
письменное и устное
сложение
чисел в пределах 1000.
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
ИТОГО: 34 ЧАСА
3 КЛАСС
№
п/
п
1.
Тема
Про
дождевого
червяка
Кол
час
Виды деятельности
Формы
проведения
1
– Определять тип текста;
– дополнять предложение
словами из текста;
– определять периоды
развития дождевого червя
на основе теста;
– объяснять, почему
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
ЭОР
«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://schoolcollektion.edu/ru
2
3
Дождевые
черви
Кальций
1
1
дождевые черви – это
настоящие сокровища,
живущие под землѐй;
– определять на основе
теста способ питания
дождевых червей;
– находить предложение,
соответствующее
рисунку;
– выбирать утверждения,
соответствующие тексту;
– составлять вопрос по
содержанию текста;
– называть
дополнительные вопросы,
ответов на которые нет в
тексте.
– Называть части тела
дождевого червя;
– объяснять, какую роль
играют щетинки в жизни
животного;
– рассказывать, чем
питается дождевой червь;
– объяснять, почему во
время дождя дождевые
черви выползают на
поверхность земли;
– наблюдать, как
дождевые черви создают
плодородную почву;
– заполнять таблицухарактеристику на
дождевого червя.
иллюстративного
материала.
– Работать с кластером;
– Дополнять предложение
словами из текста;
– определять, что такое
минерал;
– называть
стройматериалы,
содержащие кальций;
– объяснять значение
слова;
– выбирать утверждения,
которые соответствуют
прочитанному тексту;
– составлять предложения
по рисунку;
– составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать ответ на
составленный вопрос.
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
4
5
6
Полезный
кальций
Сколько весит
облако?
Про облака
1
1
1
– Заполнять таблицу;
– дополнять
предложение;
– определять с помощью
опытов, что происходит с
костями и скорлупой
яйца, если из них удалить
кальций;
– составлять суточное
меню с молочными
продуктами;
– дописывать вывод о
необходимости кальция
для организма.
– Определять тип текста;
– определять, что
вынесено в заглавие
– тема или главная
мысль;
– находить ответ на
вопрос в тексте;
– объяснять значение
слова;
– дополнять
предложения;
– выбирать вопросы, на
которые можно найти
ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о
прочитанном
произведении;
– составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать ответ на
составленный вопрос;
– определять название
книг с достоверными
сведениями.
– С помощью опыта
показывать образование
облаков;
– объяснять, почему
облака увеличиваются в
размере;
– называть явления
природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
облакам.
7
8
Хлеб – всему
голова
Про хлеб и
дрожжи
1
1
– Определять тип текста;
– определять, что
вынесено в заглавие
– тема или главная
мысль;
– записывать пословицы
о хлебе;
– записывать
предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить ответ на
вопрос в тексте;
– объяснять значение
слова;
– рассказывать о
прочитанном
произведении;
– составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать ответ на
составленный вопрос;
– работать с толкованием
слова;
– определять порядок
следования предложений;
– называть
хлебобулочные изделия.
– Называть внешние
признаки
сходства и различия ржи
и пшеницы;
– описывать внешний вид
ржаного и пшеничного
хлеба;
– определять наличие
дырочек в хлебобулочных
изделиях;
– давать определение
слову «дрожжи»;
– проводить опыт,
показывающий
влияние температуры на
процесс брожения;
– проводить опыт,
показывающий влияние
сахара на процесс
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Библиотеч
ный
урок,
беседа с
просмотром
иллюстративного
материала
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
9
Про мел
10 Интересное
вещество –
мел
11 Про мыло
1
1
1
брожения;
– проводить опыт,
доказывающий
образование углекислого
газа при брожении;
– проводить опыт,
доказывающий, что
вкус и качество хлеба
зависят от выдержки
теста.
– Заполнять кластер о
происхождении мела;
– составлять вопрос по
готовому ответу;
– давать определение
слова;
– работать с толковым
словарѐм;
– работать с толкованием
слова;
– соединять части
предложений и
определять их порядок;
– составлять план текста
в виде вопросов;
– составлять вопрос по
содержанию
текста и записывать ответ
на составленный вопрос.
– Определять внешние
признаки мела;
– доказывать, что мел не
растворяется
в воде;
– называть, из чего
состоит мел;
– доказывать, что мел
содержит карбонат
кальция;
– определять состав мела;
– называть области
применения мела
Дополнять предложение;
– давать определение
слова;
– работать с толковым
словарѐм;
http://www.metodkabinet
.eu/
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
12 Чем
интересно
мыло и как
оно
«работает»
13 История
свечи
1
1
– соединять части
предложений и
определять их порядок;
– находить в тексте
предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить в тексте
предложение по
заданному условию;
– дополнять текст по
заданному условию;
– определять даты
принятия гербов.
практическое занятие
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в
сухом виде;
– показывать, что при
намокании мыла
появляется пена;
– проводить опыт,
доказывающий, что
мыло очищает воду от
масла;
– проводить опыт,
доказывающий, что
мыло уменьшает
поверхностное
натяжение воды;
– исследовать с помощью
лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что
мыльные пузыри
образуются из жидкого
мыла.
– Давать определение
слова;
– записывать ответ на
поставленный
вопрос;
– определять слово по его
лексическому значению;
– называть вещества,
которые используют при
изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на
которые можно найти
ответ в тексте;
– составлять вопросы и
находить ответы в тексте;
– соединять части
предложений и
определять их порядок;
– заполнять кластер по
рисункам на основе
прочитанного текста;
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
14 Про свечи
15 Магнит
16 Волшебный
магнит
1
1
1
– называть правила
безопасности при
использовании свечей;
– рассказывать о
прочитанном
произведении;
– отвечать на
поставленный вопрос.
– Рассказывать о
строении свечи;
– рассказывать о зонах
пламени свечи;
– объяснять, почему
гаснет свеча;
– объяснять, почему
внутри ѐмкости
поднимается вода;
– объяснять, почему
происходит возгорание
дыма.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
– Давать определение
слова;
– дополнять
предложение;
– находить ответ на
поставленный
вопрос;
– объяснять значение
словосочетания;
– с помощью текста
находить отличия
между предметами;
– называть предметы, о
которых говорится в
тексте;
– рассказывать о
прочитанном
произведении
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Называть виды
магнитов;
– определять опытным
путѐм, какие предметы
притягивает магнит;
– доказывать с помощью
опыта, что магнитная
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
сила действует через
стекло
и другие предметы;
– показывать с помощью
опыта, что магнит может
намагничивать
металлические предметы;
– рассказывать о том, что
магнит имеет два полюса;
– показывать с помощью
опыта, как можно создать
компас.
17 Проверь
себя
18 Что такое
«бюджет»?
19 Расходы и
доходы
1
1
1
– Ориентироваться в
понятиях, изученных в
первом полугодии;
– применять полученные
знания в повседневной
жизни;
– работать
самостоятельно;
– планировать и
корректировать свои
действия в соответствии с
поставленной учебной
задачей.
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
– Понимать и правильно
использовать
финансовые термины:
«бюджет», «налоги»;
«дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких
уровней состоит
бюджетная система
России;
– объяснять, откуда
берутся деньги в
госбюджете и куда они
расходуются;
– выдвигать свои
предположения и
уметь аргументировать
свой ответ;
– уметь слушать и
слышать собеседника.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Определять
дефицитный и
Беседа с
просмотром
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
бюджета
20 Семейный
бюджет
21 Планируем
семейный
бюджет
1
1
профицитный бюджет;
– анализировать данные,
представленные на
инфографике, и на
основе этих данных
заполнять таблицу;
– выполнять вычисления
по таблице;
– выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел;
– составлять задачу по
предложенному
решению;
– формулировать вопрос
задачи.
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Объяснять значение
понятия «семейный
бюджет»;
– понимать, как в семье
появляются доходы;
– делить расходы на
«обязательные»,
«желаемые и
«непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать
высказывание в
устной и письменной
речи на заданную тему.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Анализировать данные,
представленные в
таблице, и по этим
данным выполнять
необходимые
вычисления;
– выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел, деление круглого
числа на однозначное;
– анализировать данные
столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение
двузначного числа на
однозначное путѐм
сложения одинаковых
слагаемых;
– выполнять чертѐж к
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационно-
задаче и записывать еѐ
решение.
22 Откуда в
семье
берутся
деньги?
Зарплата
23 Подсчитываем семейный
доход
24 Откуда в
семье берутся
деньги?
Пенсия
и социальные
пособия
1
1
1
– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «заработная
плата», «фиксированная
зарплата», «аванс»,
«премия» и «гонорар»;
– анализировать данные,
представленные в виде
графика;
– приводить примеры
различных профессий;
– объяснять, отчего
может зависеть размер
заработной платы.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
методический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
– Анализировать график
и по данным графика
заполнять таблицу;
– выполнять сложение
круглых многозначных
чисел;
– находить с помощью
калькулятора среднее
арифметическое;
– сопоставлять таблицу и
круговую диаграмму;
– анализировать данные
таблицы и на основе этих
данных дополнять
недостающие подписи на
круговой диаграмме;
– самостоятельно
составлять круговую
диаграмму.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «пенсия»,
«досрочная пенсия»,
«пособие»;
– на доступном для
третьеклассника
уровне определять
основание для назначения
досрочной пенсии;
– называть пособия,
которые получают
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
граждане нашей страны;
– определять, какие
пособия относятся к
регулярным, а какие – к
эпизодическим.
25 Пенсии и
пособия
26 Откуда в
семье
берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш
27 Подсчитыва-
ем случайные
(нерегулярные) доходы
1
1
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
– Анализировать данные,
представленные в
таблице;
– выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел;
– анализировать данные,
представленные в виде
гистограммы;
– вычислять, на сколько
увеличилась пенсия за
определѐнный период;
– заполнять таблицу на
основе текстового
материала;
– подсчитывать доход
семьи от детских
пособий.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
–– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «случайный
доход», «выигрыш»,
«клад», «наследство» и
«движимое и недвижимое
имущество»;
– понимать, что выигрыш
облагается налогом;
– иметь представления о
налогах, которые человек
должен заплатить от
доходов, полученных в
виде выигрыша;
– понимать, как должен
поступить человек,
нашедший клад;
– называть предметы,
которые человек
может получить в
наследство
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Определять, с какой
суммы и в каком размере
нужно платить налог с
выигрыша;
– подсчитывать, чему
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
равен реальный
доход от выигрыша в
лотерею;
– под руководством
учителя с помощью
калькулятора находить
процент от числа
28 На что
тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов
29 Подсчитываем расходы
1
1
практическое занятие
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
–– Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «обязательные
расходы», «желаемые
расходы»,
«непредвиденные
расходы», «текущие
расходы», «капитальные
расходы», «чрезвычайные
расходы», «ежемесячные
расходы», «ежегодные
расходы», «сезонные
расходы», «разовые
расходы»,
– определять, к какой
группе относятся
те или иные расходы.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Анализировать данные
инфографики;
– находить в таблице
информацию,
необходимую для
выполнения задания;
– подсчитывать расходы
на питание и определять,
какую часть от семейного
дохода они составляют;
– подсчитывать, какую
часть семья откладывает
на непредвиденные
расходы
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
30 На что
тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи
31 Расходы на
обязательные
платежи
32 Как
сэкономить
семейные
деньги?
1
1
1
– Понимать и правильно
использовать
финансовые термины:
«коммунальные
платежи», «тариф»,
«штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему
обязательные платежи
нужно платить вовремя;
– на примере различных
ситуаций
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
– Определять, какие
налоги должна платить
семья;
– анализировать данные
диаграммы и на основе
этих данных заполнять
таблицу;
– подсчитывать
ежемесячные
обязательные расходы;
– пользоваться
калькулятором;
– объяснять причину
уменьшения или
увеличения обязательных
платежей;
– выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
– Понимать и правильно
использовать
финансовые термины:
«экономия семейного
бюджета»,
«продовольственные
товары»,
«непродовольственные
товары»;
– формулировать простые
правила экономии
семейного бюджета;
– на доступном для
третьеклассника
уровне объяснять, почему
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
необходимо экономить
семейный бюджет.
33 Подсчитываем сэкономленные
деньги
34 Проверь
себя
1
1
– Под руководством
учителя решать
составные задания на
нахождения количества
сэкономленных денег;
– объяснять, что такое
«скидка в 25%»;
– определять, на сколько
стал дешевле товар со
скидкой;
– находить часть от
числа.
– Ориентироваться в
понятиях, изученных во
втором полугодии;
– применять полученные
знания в повседневной
жизни;
– работать
самостоятельно;
– планировать и
корректировать свои
действия в соответствии с
поставленной учебной
задачей.
Беседа с
просмотром
иллюстрати
вного
материала,
практическое занятие
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Самостоятельная
работа
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Библиотека материалов
для начальной школы
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
ИТОГО: 34 ЧАСА