ПРИЛОЖЕНИЕ
к а д а п т и р о ва н н о й основной
образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ – Гимназия № 45,
Приказ№ 95/1-од от 30.08.24
АДАПТИОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(5.2)
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
г. Екатеринбург, 2024
Программа
внеурочной
деятельности
интеллектуального
направления по основам функциональной грамотности составлена на
основе ФГОС НОО, в соответствии с АООП НОО ЗПР МАОУ «Гимназия №
45» с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к
результатам освоения образовательной программы, а также на основе
характеристики
планируемых
результатов
духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
Программе воспитания.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса,
характеристику
психологических
предпосылок
к
его
изучению
обучающимися с ТНР; место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и
воспитания, развития обучающихся с ТНР и условий, необходимых для
достижения личностных, метапредментных и предметных результатов
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Функциональная грамотность» на
уровне начального общего образования обучающихся с ТНР (Вариант
5.2) составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования
обучающихся с ОВЗ (от 19 декабря 2014 г. N 1598), требований к
результатам, обозначенных в ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ
(вариант 7.2), Адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования обучающихся тяжелыми
нарушениями речи (Вариант 5.2), а также ориентирована на целевые
приоритеты
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации обучающихся с ТНР, сформулированные в рабочей
программе воспитания.
Адаптированная
рабочая
программа
учебного
курса
«Функциональная грамотность» для обучающихся тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.2) предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности, особенности психофизического
развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию
нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ, а
так же направлена на обеспечение выполнения требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как
способности личности читать, понимать, составлять простые короткие
тексты и осуществлять простейшие арифметические действия,
функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым
для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной
культурной среде.
В отличие от элементарной грамотности как способности
личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и
осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная
грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий
нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для
3
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной
среде.
Функциональная грамотность способствует вести реальные
наблюдения
за
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности, рассказывать о проведенных наблюдениях,
сравнивать и устанавливать общие и отличительные признаки
предметов, делать выводы под руководством учителя.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности предмета
«Функциональная грамотность»
Основная цель создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся с ТНР к осмыслению письменных
текстов и рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность»
является формирование у обучающихся с ТНР способности определять
и понимать роль математики в мире, в котором они живут основываясь
на их жизненный опыт, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является
развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность»
является формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях
проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях
и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, а также для принятия соответствующих
решений.В
соответствии
перечисленными
трудностями
и
4
обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
поддерживать учебную деятельность обучающихся в
достижении планируемых результатов освоения программы
начального общего образования;
постоянное стимулирование познавательной активности,
побуждение интереса к себе, окружающему предметному и
социальному миру;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как
основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
формировать
умения представлятьинформацию об
объектах
реальной действительности различными способами (числа,
таблицы, текст, рисунок).
Коррекционно-развивающие задачи:
корректировать отдельные стороны психической деятельности и
личностной сферы;
формировать учебную мотивацию, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
гармонизировать психоэмоциональное состояние, формировать
позитивное отношение к своему "Я", повышать уверенность в
себе, развивать самостоятельность, формировать навыки
самоконтроля;
развивать речевую деятельность, формировать коммуникативные
навыки,
расширять
представления
об
окружающей
действительности;
формировать и развивать различные виды устной речи
(разговорно-диалогическая, описательно-повествовательная);
обогащать и развивать словарь, уточнять значения слов,
системность, формировать семантические поля;
корректировать индивидуальные пробелы в знаниях;
укреплять здоровье, корректировать недостатки психомоторной и
эмоционально-волевых сфер;
развивать общую и речевую моторики.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ТНР (Вариант 5.2)
учебный курс
«Функциональная грамотность» входит в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений.
Данный учебный курс представлен в учебном плане 1-3 классов в
объёме 1 часа в неделю Общее количество на уровне начального
5
общего образования 1 класс- 33 часа, 1 дополнительный класс- 33 часа,
2,3 классы-34 часа.
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ» ПО МОДУЛЯМ НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских
народных сказок, составление характеристики героев прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана,
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен,
бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама,
цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три
состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия):
понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на
части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахожде ние их значений. Состав
чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр
7
окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги,
аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила
безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждѐнные
деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов.
Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление
текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет,
уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного
бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ»
Программа обеспечивает
метапредметных результатов.
достижение
8
предметных,
личностных,
В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у
обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные
новообразования, которые включают:
- внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного
отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца "хорошего
ученика";
- мотивационную основу учебной деятельности, включающую
социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- ориентацию на понимание причин успеха или неуспеха в
учебной деятельности, на понимание оценок учителей,
сверстников, родителей (законных представителей);
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
- знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;
- ориентацию на самостоятельность, активность, социальнобытовую езависимость в доступных видах деятельности;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей
деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
- развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальныминавыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
9
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа
и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»: 1 класс
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
10
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2 класс
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме
в соответствии с поставленной учебной задачей.
3 класс
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»: 1 класс
способность формулировать,применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
2 класс
-
способность формулировать,применять и интерпретировать
математику
в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
3 класс
-
способность формулировать,применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
-
11
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»: 1 класс
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей
их решения;
- проведение элементарных финансовых расчѐтов
2 класс
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о банковских картах;
- умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
- представление о различных банковских услугах;
- проведение элементарных финансовых расчѐтов.
3 класс
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: 1 класс
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания
2 класс
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
12
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
3 класс
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС (33 часа)
Наименование разделов и
тем программы
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Блок «Читательская грамотность»
1
Количеств
о часов
1
Виталий Бианки « Лис и
мышонок»
1
http://schoolcollektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
2
Русская народная сказка.
«Мороз и заяц»
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
http://www.metodkabinet
.eu/
3
4
5
Владимир Сутеев.
«Живые грибы»
Геннадий Цыферов.
«Петушок и солнышко»
Михаил Пляцковский
«Урок дружбы»
Грузинская сказка.
«Лев и заяц»
7
Русская народная сказка.
«Как лиса училась летать»
Евгений Пермяк.
«Четыре брата»
Всего по разделу
6
8
Блок «Математическая грамотность»
1
9
Про курочку Рябу,
золотые и простые яйца
Про козу, козлят и капусту
11
Про петушка и жерновцы
1
8
12
1
Как петушок и курочки делили
бобовые
1
14
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
http://school
collektion.edu/ru
зѐрнышки
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
13
Про наливные яблочки
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
14
Про Машу и трѐх медведей
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
15
Про старика, старуху,
волка и лисичку
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
16
Про медведя, лису и
мишкин мѐд
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Всего по разделу
8
Блок «Финансовая грамотность»
17
За покупками
1
18
Находчивый Колобок
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
http://www.nachalka.com
/biblioteka
19
20
День
рождения Мухи- Цокотухи
1
«Буратино и карманные деньги»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
http://www.nachalka.com
/biblioteka
21
«Кот Василий продаѐт молоко»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
22
«Лесной банк»
1
15
23
«Как мужик и медведь
прибыль делили»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
24
«Как мужик золото менял»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Всего по разделу
8
Блок «Естественно-научная грамотность»
25
«Как Иванушка хотел попить
водицы»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
26
«Пятачок, Винни- Пух и
воздушный шарик»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
27
«Про репку и другие корнеплоды»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
28
29
«Плывѐт, плывѐт
кораблик»
«Про Снегурочку и превращения
воды»
30
«Как делили апельсин»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
31
«Крошка Енот и Тот, кто
сидит в пруду»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
32
«Иванова соль»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
33
Владимир Сутеев.
«Яблоко»
Всего по разделу
9
ИТОГО
33
16
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (33 часа)
Наименование разделов
Кол
Электронные
и
(цифровые)
тем программы
во часов
образовательные ресурсы
Блок «Читательская грамотность»
1
1
Виталий Бианки « Лис и
мышонок»
1
http://schoolcollektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
2
Русская народная сказка.
«Мороз и заяц»
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Владимир Сутеев.
«Живые грибы»
Геннадий Цыферов.
«Петушок и солнышко»
Михаил Пляцковский
«Урок дружбы»
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
Грузинская сказка. «Лев и заяц»
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
http://www.metodkabinet
.eu/
3
4
5
6
7
Русская народная сказка.
«Как лиса училась летать»
Евгений Пермяк.«Четыре брата»
Всего по разделу
8
Блок «Математическая грамотность»
8
9
Про курочку Рябу,
золотые и простые яйца
Про козу, козлят и капусту
1
1
11 Про петушка и жерновцы
12
1
Как петушок и курочки делили
бобовые зѐрнышки
1
17
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
13
Про наливные яблочки
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
14
Про Машу и трѐх медведей
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
15
Про старика, старуху, волка и
лисичку
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
16
Про медведя, лису и мишкин мѐд
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Всего по разделу
8
Блок «Финансовая грамотность»
17
18
За покупками
1
Находчивый Колобок
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
19
День рождения Мухи- Цокотухи
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
20
«Буратино и карманные деньги»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
21
«Кот Василий продаѐт молоко»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
22
23
«Лесной банк»
1
«Как мужик и медведь прибыль
делили»
1
18
http://www.nachalka.com
/biblioteka
24 «Как мужик золото менял»
1
Всего по разделу
8
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Блок «Естественно-научная грамотность»
25
«Как Иванушка хотел попить
водицы»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
26
«Пятачок, Винни- Пух и воздушный
шарик»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
27
«Про репку и другие корнеплоды»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
28
«Плывѐт, плывѐт кораблик»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
29
«Про Снегурочку и превращения
воды»
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
«Как делили апельсин»
30
31
«Крошка Енот и Тот, кто сидит в
пруду»
«Иванова соль»
32
33
Владимир Сутеев. «Яблоко»
Всего по разделу
9
ИТОГО
33
2 КЛАСС (34 часа)
1
1.
2
Наименование разделов и
тем программы
Кол
Электронные
(цифровые)
во часов
образовательные ресурсы
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
Михаил Пришвин.
Беличья память
Про беличьи запасы
1
19
http://www.nachalka.com
/biblioteka
3
Беличьи деньги
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
4
Про белочку и
погоду
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
5
И. Соколов- Микитов.
В берлоге
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
6
Медвежье потомство
1
7
Повреждѐн- ные и
фальшивые деньги
1
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
Mеtodkabinet.eu:
информационнометодический кабинет
http://www.metodkabinet
.eu/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
8
Лесные
сладкоежки
1
9
Лев Толстой. Зайцы
1
10
Про зайчат и зайчиху
1
11
Банковская карта
1
20
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
12
Про
Зайчишку и овощи
1
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
13
Николай Сладков.
Весѐлая игра
1
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
1
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
/main
14
15
Лисьи забавы
Безопасность денег на
банковской карте
1
16
Лисьи норы
1
17
Обыкновенные кроты
1
18
Про крота
1
19
Про кредиты
1
20
1
21
Корень – часть
растения
Эдуард Шим. Тяжкий труд
22
Про ежа
1
23
Про вклады
1
1
21
http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
» http://school
collektion.edu/ru
https://uchi.ru/teachers/lk
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
24
25
26
Занимательные особенности
яблока
Полевой хомяк
1
1
Про полевого хомяка
1
27
Ловушки для денег
1
28
Про хомяка и его запасы
1
29
Про бобров
1
30
Бобры- строители
1
31
Такие разные деньги
1
32
Материал для плотин
1
33
Позвоноч- ные животные
1
34
Встреча друзей
1
ИТОГО:
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
http://www.metodkabinet
.eu/
34
3 КЛАСС (34 часа)
№ п/п
Тема
Кол- во
Электронные
часов
(циф
ровые) образовательные
ресурсы
1.
Про дождевого червяка
1
Библиотека ЦОК
2
Дождевые черви
1
Библиотека ЦОК
3
Кальций
1
Библиотека ЦОК
4
Полезный кальций
1
Библиотека ЦОК
5
Сколько весит облако?
1
Библиотека ЦОК
6
Про облака
1
Библиотека ЦОК
7
Хлеб – всему голова
1
Библиотека ЦОК
8
Про хлеб и дрожжи
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
22
9
Про мел
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
10
Интересное вещество – мел
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
11
Про мыло
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
12
Чем интересно мыло и как оно
«работает»
13
История свечи
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
14
Про свечи
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
15
Магнит
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
16
Волшебный магнит
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
17
Проверь себя
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
18
Что такое «бюджет»?
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
19
Расходы и доходы бюджета
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
20
Семейный бюджет
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
21
Планируем семейный бюджет
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
22
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
23
24
Подсчитыва- ем семейный доход
Откуда в
семье берутся деньги?
23
25
26
27
28
Пенсия
и социальные пособия
Пенсии и пособия
1
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад, выигрыш
Подсчитыва- ем случайные
(нерегуляр- ные) доходы
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов
1
1
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
http://www.nachalka.com
/biblioteka
http://www.nachalka.com
/biblioteka
http://www.nachalka.com
/biblioteka
29
Подсчитыва- ем расходы
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
30
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
31
Расходы на обязательные платежи
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
32
Как сэкономить семейные
деньги?
1
http://www.nachalka.com
/biblioteka
33
34
Подсчитыва- ем сэконом- ленные
деньги
Проверь себя
1
1
ИТОГО
34
24