РП Технология Мир информатики 8-9 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ –Гимназия №45,
Приказ № 108/2-д от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«Технология (Мир информатики)»

Екатеринбург 2023

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ (МИР ИНФОРМАТИКИ)»
Информация и информационные процессы
Информация. Единицы измерения количества информации. Скорость передачи информации
Кодирование и декодирование информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
Математические основы информатики, алгебра логики
Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.
Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.
Основы алгоритмизации и программирования
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о
программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Моделирование и формализация
Моделирование. Графические модели. Графы. Использование графов при решении задач. Табличные модели. Использование таблиц при решении задач.
Решение задач средствами электронных таблиц и баз данных
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Встроенные функции. Ввод математических формул и
вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Организация информационной среды, поиск информации
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, вебстраницы, презентации с использованием шаблонов. Электронная почта как средство связи;
правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение
достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой
трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности
при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности
научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе
с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение
универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа
к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося будут сформированы следующие умения:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование»,
«алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в
двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых
и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/
п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
академических
часов
2

1

Информация
и информационные
процессы

2

Математические основы информатики, алгебра логики
Основы алгоритмизации и программирования

3

Моделирование
и

2

3

4

6

Виды деятельности

Описывать непрерывные объекты и процессы с
помощью дискретных данных.
Оценивать информацию с позиции её свойств.
Выделять информационную составляющую
процессов в биологических, технических и социальных системах
Анализировать логическую структуру высказываний.
Использовать логические операции.
Строить таблицы истинности для логических
выражений
Анализировать изменение значений величин
при пошаговом выполнении алгоритма.
Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм.
Сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Создавать, выполнять вручную и на компьютере
несложные алгоритмы с использованием циклов
и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник.
Исполнять готовые алгоритмы при конкретных
исходных данных.
Строить для исполнителя арифметических действий цепочки команд, дающих требуемый результат при конкретных исходных данных.
Анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.).

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/7f418516
Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/7f418516
Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/7f418516

Библиотека
ЦОК

формализация

5

6

Решение задач
средствами электронных
таблиц и баз
данных
Организация
информационной среды,
поиск
информации

2

1

Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств те свойства, которые существенны с точки зрения целей моделирования.
Оценивать адекватность модели моделируемому
объекту и целям моделирования.
Строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, дерево, схемы, блок-схемы алгоритмов).
Определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых
задач в работе с электронными таблицами.
Редактировать и форматировать электронные
таблицы.

https://m.edso
o.ru/7f418516

Библиотека
ЦОК
https://m.edso
o.ru/7f418516

Приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы,
справочные и поисковые службы и др.
Определять количество страниц, найденных поисковым сервером по запросам с использованием логических операций
Резервное время – 1 час
Итого по программе – 17 часов

9 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

Наименование разделов и тем
программы
Математические основы информатики, алгебра логики
Организация
информационной среды,
поиск
информации

Решение задач
средствами электронных
таблиц и баз
данных
Информация

Количество
академических
часов
3

2

3

1

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Вычислять истинностное значение логического
выражения.
Знакомиться с логическими основами компьютера

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/7f41a7d0

Определять минимальное время, необходимое
для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками.
Разрабатывать веб-страницы на языке HTML.
Распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с информационными и
коммуникационными технологиями, оценивать
предлагаемые пути их устранения.
Применять безопасные стратегии поведения в
Интернете
Анализировать и визуализировать данные в
электронных таблицах.
Выполнять в электронных таблицах расчёты по
вводимым пользователем формулам с использованием встроенных функций.

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/7f41a7d0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/7f41a7d0

Оценивать числовые параметры информацион- Библиотека

5

и информационные
процессы
Основы алгоритмизации и программирования

7

ных процессов (объём памяти, необходимой для ЦОК
хранения информации; скорость передачи)
https://m.edsoo
.ru/7f41a7d0
Строить арифметические, строковые, логиче- Библиотека
ские выражения и вычислять их значения.
ЦОК
Программировать линейные алгоритмы, пред- https://m.edsoo
полагающие вычисление арифметических, стро- .ru/7f41a7d0
ковых и логических выражений.
Разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) ветвления, в том числе с использованием логических операций.
Разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.
Выполнять диалоговую отладку программ.
Резервное время – 1 час
Итого по программе – 17 часов


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».