РП СОО Текст: от замысла к написанию 10-11 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ГИМНАЗИЯ № 45

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднее общее образование
уровень образования

утверждённой приказом директора,
Приказ № 83/3 от 31.08. 2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ТЕКСТ: ОТ ЗАМЫСЛА К НАПИСАНИЮ»,
10-11 КЛАССЫ

г. Екатеринбург, 2021 год

1. Планируемые результаты

Личностные результаты:
 осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
 приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
 совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому
использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении;
 сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использование русского языка для самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом
будущем;
 сформированность гражданской позиции учащегося как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,
осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и
др.;
 сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
 сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения
общечеловеческих нравственных ценностей;
 осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и
возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную,
деятельность;

использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в
трудных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты изучения
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, сочинений различных жанров;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского, родного (нерусского) языка;
6) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


В результате изучения элективного курса «Текст: от замысла к написанию» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

–

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста,
с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли
и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).

2. Содержание

Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями
языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и
рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного
высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в
различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных
характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого
общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной
установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде
на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.
Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и
представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический
анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов
и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого
поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на
лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и
язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой
самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки,
реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официальноделового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ,
беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение
стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их
предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы
редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных
стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.

3. Тематическое планирование
Тематическое планирование с учетом модуля программы воспитания: «Школьный урок»,
10 класс
№
Тема
Количество
Модуль
Сроки
п/п
часов
1. Нормы русского
6
День знаний
01.09 – 16.10
литературного языка
День солидарности в борьбе с
терроризмом
Международный день
распространения грамотности
Всемирный день туризма
Всемирный день математики.
Математический калейдоскоп
2. Стили и типы речи
6
День народного единства
18.10 – 04.12
200-летие со дня рождения Ф.М.
Достоевского
Международный день
толерантности
День матери в России
День Неизвестного Солдата
3. Изобразительно14
День Героев Отечества
06.12 – 30.04
Единый урок «Права человека»
выразительные
200-летие со дня рождения Н.А.
средства создания
Некрасова
текста
День Конституции Российской
Федерации
Конкурс стенгазет «Новый год в
разных странах»
День полного освобождения
Ленинграда от фашистской
блокады (1944 год)
День российской науки
Внутришкольные предметные
олимпиады
Международный день родного
языка
День воссоединения Крыма и
России
Урок каллиграфии
Всероссийская неделя музыки для
детей и юношества
День космонавтики. Гагаринский
урок «Космос – это мы»
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (день пожарной охраны)
4. Текст
8
День Победы советского народа в 03.05 – 30.05
Великой Отечественной войне
1941-1945 годов
Музейные уроки
День славянской письменности и
культуры
День русского языка –
Пушкинский день России

Тематическое планирование, 10 класс
№ п/п

Тема

Количество часов

I.
1.
2.

Нормы русского литературного языка
Введение. Цели и задачи курса
Критерии и нормы оценки сочинения

6
1
1

3.

Лексические нормы. Нормативное употребление слов и
фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и
стилистическими свойствами
Грамматические нормы Нормативное употребление форм слов
самостоятельных частей речи
Орфографические
нормы
и
правила.
Орфограмма.
Орфографическое правило. Нормы и правила правописания.
Принципы русской орфографии
Пунктуационные нормы и правила. Принципы и функции русской
пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль
пунктуации в письменном общении. Факультативные и
альтернативные знаки препинания. Авторское употребление
знаков препинания
Стили и типы речи

1

Анализ текста. Определение лексического, морфологического и
синтаксического состава текста, правил написания отдельных
слов, способов связи слов в словосочетании и предложении,
правил постановки знаков препинания
Функциональные
стили
речи.
Разновидности
стилей
(художественный, разговорный, публицистический, официальноделовой, научный стили). Сфера употребления, назначение и
особенности каждого стиля
Назначение
публицистического
стиля.
Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
публицистического стиля
Назначение художественного стиля речи и его признаки,
использование изобразительно-выразительных и языковых
средств
Типы речи. Описание, рассуждение, повествование. Содержание
(смысловая структура). Строение. Типичные языковые
особенности
Анализ текста. Определение стиля и типа речи в тексте, их
отличительных особенностей
Изобразительно-выразительные средства создания текста

1

4.
5.

6.

II.
7.

8.

9.

10.

11.

12.
III.
13.

14.

15.

Изобразительно-выразительные средства создания текста.
Богатство и разнообразие языковых и художественных средств
создания текстов различных стилей и типов речи
Языковые средства создания текста. Выразительные средства
русской фонетики. Фонетические приёмы и их характеристика
(анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс)
Лексические средства выразительности и их характеристика
(синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, архаизмы,
диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы,
афоризмы)

1
1

1

6

1

1

1

1

1
14
1

1

1

16.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки

1

17.

Художественно-выразительные средства создания текста. Тропы
и их характеристика (эпитет, метафора, олицетворение,
гипербола, метонимия, литота, перифраз, оксюморон, синекдоха,
сравнение)
Синтаксические фигуры. Стилистические фигуры: антитеза,
инверсия, плеоназм, градация
Синтаксические приёмы: риторический вопрос, риторическое
обращение,
риторическое
восклицание.
Синтаксический
параллелизм, парцелляция
Текст художественной литературы и его назначение.
Особенности текста художественной литературы и выражение в
нем эстетической функции национального языка
Авторский замысел и способы его выражения в тексте
художественной литературы. Замысел и возможности его
воплощения в произведении художественной литературы
Способы проявления авторского сознания в произведении
художественной литературы
Богатство и выразительность средств художественной
литературы. Образность и средства её создания в тексте, широкое
использование изобразительно-выразительных средств
Основные виды тропов, их использование мастерами
художественного слова
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского
синтаксиса
Источники богатства и выразительности русской речи.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических
форм и синтаксических конструкций
Текст

1

Анализ текста. Определение темы, проблемы, авторского замысла
и способа его воплощения
Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки.
Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения и
критериями его оценки
Проблематика текста. Исходный текст и его проблематика,
ключевые проблемы, выбор и формулировка проблемы исходного
текста
Комментирование
проблемы
текста.
Комментарий
к
сформулированной проблеме исходного текста, работа с
цитатами
Речевое и языковое оформление собственного текста. Смысловая
цельность, речевая связность и последовательность изложения
материала в тексте рассуждения; богатство, точность и
выразительность речи
Создание текста. Написание сочинения-рассуждения, анализ и
оценивание работы
Создание текста. Написание сочинения-рассуждения, анализ и
оценивание работы
Итоговое занятие

1

ИТОГО

34

18.
19.

20.

21.

22.
23.

24.
25.
26.

IV.
27.
28.

29.

30.

31.

32.
33.
34.

1
1

1

1

1
1

1
1
1

8

1

1

1

1

1
1
1

Тематическое планирование с учетом модуля программы воспитания: «Школьный урок»,
11 класс
№
Тема
Количество
Модуль
Сроки
п/п
часов
1. Тест. Создание
14
День полного освобождения
10.01 – 23.04
текста
Ленинграда от фашистской
блокады (1944 год)
День российской науки
Внутришкольные предметные
олимпиады
Международный день родного
языка
День воссоединения Крыма и
России
Урок каллиграфии
Всероссийская неделя музыки для
детей и юношества
День космонавтики. Гагаринский
урок «Космос – это мы»
2. Нормированность
3
Всероссийский открытый урок
25.04 – 21.05
речи
«ОБЖ» (день пожарной охраны)
День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне
1941-1945 годов
Музейные уроки
День славянской письменности и
культуры
День русского языка –
Пушкинский день России

Тематическое планирование, 11 класс
№ п/п
I.

Тема

Количество часов
14

Текст. Структура, языковое оформление. Смысловая и
композиционная целостность текста. Последовательность
предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем

1

Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для
формулирования проблемы
Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской
позиции по проблеме
Комментарий к проблеме с опорой на исходный текст. Типы
комментариев. Типы информации в тексте
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.
Типовые конструкции для комментирования проблемы
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для
понимания проблемы. Типичные ошибки при комментарии
проблемы
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте

1

Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик.
Типовые конструкции для выражения авторской позиции
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.
Типовые ошибки при формулировании авторской позиции
Выражение собственного мнения

1

1

14.

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании
собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Основные средства связи между предложениями в
тексте
Виды и формы вступления. Виды заключения

II.

Нормированность речи

3

15.

Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Речевое
оформление сочинения. Точность и выразительность речи
Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических,
языковых и речевых норм современного языка
Итоговое занятие

1

ИТОГО

16

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.

13.

16.
17.

Тест. Создание текста

1

1
1
1
1

1

1
1

1

1

1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».