РП СОО Информационная культура 10-11 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ № 45

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования
уровень образования

утверждённой приказом директора,
Приказ № 83/3 от 31.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА», 10-11 КЛАССЫ

г. Екатеринбург, 2022 год

1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Информационная культура»
Личностные результаты:
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области
информатики и ИКТ:
 уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин
таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
 владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление
целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинноследственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

 владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для
достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация
полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения
ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание
учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
 владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;
 широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих
редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде
табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных
сетях), навыки создания личного информационного пространства;
 опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
 владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами
освоения новых инструментальных средств;
 владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно
сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в
частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
 умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между

употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
 умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие
скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

 умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
 умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке

(языке программирования);
 умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы),
вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
 умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
 умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями
программ и сервисами;
 навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Ученик научится:
(примерной программой не предусмотрено)
Ученик получит возможность:
– использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира; – строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений, используя условие Фано. – использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче
данных, а также о помехоустойчивых кодах.
Раздел 2. Компьютер и его программное обеспечение
Ученик научится:
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя
знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; – применять антивирусные
программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; – использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; – соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Ученик получит возможность:
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; понимать основные принципы устройства
современного компьютера и мобильных электронных устройств; – использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами; – понимать принцип управления робототехническим устройством; – осознанно подходить к выбору ИКТ-средств
для своих учебных и иных целей; – диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения
компьютерным вирусом; – использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами
работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных; – узнать о том, какие задачи решаются с помощью
суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.

Раздел 3. Представление информации в компьютере
Ученик научится:
Выпускник на базовом уровне научится: – переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную,
и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – определять информационный
объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации.
Ученик получит возможность:
– научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – использовать
знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике
Раздел 4.Элементы теории множеств и алгебры логики
Ученик научится:
– строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.
Ученик получит возможность:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении
поисковых запросов.
Раздел 5 Современные технологии создания и обработки информационных объектов
Ученик научится:
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств.
Ученик получит возможность: (не предусмотрено примерной программой)
Раздел 6 Обработка информации в электронных таблицах
Ученик научится:
Выпускник на базовом уровне научится: – использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных
областей; – представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
Ученик получит возможность:
– планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической
обработки результатов экспериментов; – разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать
готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
Раздел 7 Алгоритмы и элементы программирования
Ученик научится:
Выпускник на базовом уровне научится: – определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;

– узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа
данных; – читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня; – выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных; – создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных
предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; – понимать и использовать основные понятия, связанные со
сложностью вычислений.
Ученик получит возможность:
– использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных; – получать представление о
существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой
памяти; – применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; –
использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять
созданные программы.
Раздел 8 Информационное моделирование
Ученик научится:
– находить оптимальный путь во взвешенном графе; – использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов; – использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять
запросы в базах данных, выполнять сортировку и поиск записей в БД; – описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных.
Ученик получит возможность:
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; – применять базы данных и справочные
системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её; – создавать учебные многотабличные базы данных.
Раздел 9 Сетевые информационные технологии
Ученик научится:
– использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах; –
использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы; – использовать в повседневной практической деятельности (в том числе размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая
авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Ученик получит возможность:
– использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования
компьютерных сетей, нормы информационной этики и права; – анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; – создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки,

гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство; – критически оценивать информацию, полученную из
сети Интернет.
Раздел 10 Основы социальной информатики
Ученик научится: (примерной программой не предусмотрено)
Ученик получит возможность: – использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения
надежного функционирования средств ИКТ

2. Содержание учебного курса Информационная культура
10 класс
1. Информация и информационные процессы
Информация. Информационная грамотность и информационная культура. Подходы к измерению информации. Информационные связи в
системах различной природы. Обработка информации. Передача и хранение информации.
2. Компьютер и его программное обеспечение
История развития вычислительной техники. Основополагающие принципы устройства ЭВМ. Программное обеспечение компьютера. Файловая
система компьютера.
3. Представление информации в компьютере
Представление чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические действия в
позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Кодирование текстовой информации. Кодирование графической
информации. Кодирование звуковой информации.
4.Элементы теории множеств и алгебры логики
Теория множеств. Алгебра логики. Таблицы истинности. Преобразование логических выражений. Элементы схемотехники. Логические схемы.
Логические задачи и способы их решения.
5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов
Текстовые документы. Объекты компьютерной графики. Компьютерные презентации.
11 класс
1. Обработка информации в электронных таблицах
Табличный процессор. Редактирование и форматирование в табличном процессоре. Встроенные функции и их использование. Инструменты
анализа данных.
2. Алгоритмы и элементы программирования
Основные алгоритмические конструкции. Запись основных алгоритмических конструкций на языках программирования. Структурированные
типы данных. Массивы. Структурное программирование.
3. Информационное моделирование
Модели и моделирование. Моделирование на графах. База данных как модель предметной области. Системы управления данных.
4. Сетевые информационные технологии
Основы построения компьютерных сетей. Службы Интернета. Интернет как глобальная информационная система.
5. Основы социальной информатики
Информационное общество. Информационное право и информационная безопасность.

3. Тематическое планирование
№

Название тематических разделов

Название темы

1. Введение.
Информация
и Информация и информационные процессы.
информационные процессы.
2. Использование
программных Компьютер и его программное обеспечение
систем и сервисов
Современные
технологии
создания
и
обработки информационных объектов.
Обработка
информации
в
электронных
таблицах.
3. Математические
основы Представление информации в компьютере.
информатики
Элементы теории множеств и алгебры логики.
4. Алгоритмы и элементы
Алгоритмы и элементы программирования.
программирования
Информационное моделирование.
5. ИнформационноСетевые информационные технологии.
коммуникационные технологии. Основы социальной информатики.
Работа
в
информационном
пространстве.
Итого:

Количество часов
общее теория практика
6
3
3
5
6

3
3

2
3

6

2

4

9
8
9
8

5
5
4
4

4
3
5
4

5
6

2
3

3
3

68

34

34

6. Тематическое планирование
10 класс
Раздел

Кол. час.

Информация и информационные процессы
6
Компьютер и его программное обеспечение
Представление информации в компьютере
Элементы теории множеств и алгебры логики

5
9

Современные технологии создания и обработки
информационных объектов

6

№
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10

8

Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»
День солидарности в борьбе с
терроризмом (просмотр видеоролика с
последующим обсуждением)
Всемирный день математики (Решение
задач)
День российской науки (Защита
презентаций)

Главы/Темы
Информация и информационные процессы – 6 часов
Информация. Информационная грамотность и информационная культура
Подходы к измерению информации
Информационные связи в системах различной природы
Обработка информации
Передача и хранение информации
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» (уроксеминар или проверочная работа)
Компьютер и его программное обеспечение – 5 часов
История развития вычислительной техники
Основополагающие принципы устройства ЭВМ
Программное обеспечение компьютера
Файловая система компьютера

Сроки
сентябрь

февраль
апрель

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

11

12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» (уроксеминар или проверочная работа)
Представление информации в компьютере – 9 часов
Представление чисел в позиционных системах счисления
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Представление чисел в компьютере
Кодирование текстовой информации
Кодирование графической информации
Кодирование звуковой информации
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» (уроксеминар или проверочная работа)
Элементы теории множеств и алгебры логики – 8 часов
Некоторые сведения из теории множеств
Алгебра логики
Таблицы истинности
Основные законы алгебры логики
Преобразование логических выражений
Элементы схемотехники. Логические схемы
Логические задачи и способы их решения
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» (уроксеминар или проверочная работа)
Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 6 часов
Текстовые документы
Объекты компьютерной графики
Компьютерные презентации
Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки
информационных объектов» (урок-семинар или проверочная работа)
Итоговое тестирование

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

11 класс
Раздел
Обработка информации в электронных таблицах

Кол.
час.
6

Алгоритмы и элементы программирования
Информационное моделирование

9

Сетевые информационные технологии
Основы социальной информатики

5

8

6

№

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный
урок»
Всемирный день математики (Решение математических
задач с помощью электронных таблиц)
День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады (Построение интерактивной модели)
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов (Создание
совместной презентации)

Тема урока

Обработка информации в электронных таблицах — 6 часов
1 Табличный процессор. Основные сведения
2 Редактирование и форматирование в табличном процессоре
3 Встроенные функции и их использование
4 Логические функции
5 Инструменты анализа данных
6 Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах»
(урок-семинар или проверочная работа)
Алгоритмы и элементы программирования — 9 часов
7 Основные сведения об алгоритмах
8 Алгоритмические структуры
9 Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль
10 Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
11 Функциональный подход к анализу программ
12 Структурированные типы данных. Массивы

Сроки
сентябрь
январь
май

Параграф
учебника
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Структурное программирование
Рекурсивные алгоритмы
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (уроксеминар или проверочная работа)
Информационное моделирование — 8 часов
16 Модели и моделирование
17 Моделирование на графах
18 Знакомство с теорией игр
19 База данных как модель предметной области
20 Реляционные базы данных
21 Системы управления базами данных
22 Проектирование и разработка базы данных
23 Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (урок-семинар
или проверочная работа)
Сетевые информационные технологии — 5 часов
24 Основы построения компьютерных сетей
25 Как устроен Интернет
26 Службы Интернета
27 Интернет как глобальная информационная система
28 Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (уроксеминар или проверочная работа)
Основы социальной информатики — 6 часов
29 Информационное общество
30 Информационное право
31 Информационная безопасность
32 Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики» (урок-семинар)
33 Обобщение и систематизация изученного материала за курс 11 класса
34 Итоговая контрольная работа
13
14
15

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».