РП ДО Фантазия. ИЗО

Содержание
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Аттестация обучающихся
Методическое обеспечение
Дидактические и методические материалы
Сведения о составителе

стр
3
4
8
9
16
16
18
18

2

I. Паспорт программы
Название программы

Фантазия

Автор -составитель

Соколкина Д.С

Вид программы

модифицированная

Направленность

Художественная

Форма реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

10-12 лет

Категория детей

Учащиеся среднего школьного возраста (5-6
класс)

Уровень освоения программы

Базовый

Краткая аннотация

Программа творческой направленности. На
занятиях учащиеся знакомятся с основами
цветоведения, композиции, дизайна, рисования.
Учащиеся учатся изготовлению различных
изделий.

3








Пояснительная записка
Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации
свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития
дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа кружка «Фантазия» представляет
содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для
успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет
учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для
реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую
последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Закон российской Федерации «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 года.
Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Устав гимназии.
Инструкции по технике безопасности.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим
ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах,
жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и
практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.
Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными,
а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного
материала,
его
углублением,
практическим
закреплением
в
создании
разнообразных
работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая
практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа
кружка «Фантазия» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных
ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее
регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его
выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом
режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Занятия в
детском объединении предполагают сотворчество педагога и ребенка; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их
решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
4

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения
формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее
выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Режим занятий
Занятия проводятся в двух группах 2 раза в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 2 часа, 68 часов в год.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного
и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Задачи курса:
Задачи обучающие:
- Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия
- Познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства
- Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
Задачи развивающие:
- способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
Задачи воспитательные:
- способствовать воспитанию творческой активности
- воспитывать в учащихся любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
Структура программы:
Занятия построены по принципу от простого к сложному. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, теоретические
задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работы учащихся с педагогом, а также их самостоятельной
творческой деятельности.
Возраст слушателей, участвующих в реализации данного образовательного курса: от 10 до 12 лет.
5

Целесообразность разновозрастного состава группы обоснована в связи с возможностью усвоения теоретического и практического
материала группой слушателей различной возрастной категории, а так же их интереса к теме проектирования, конструирования и
технологии изготовления технических объектов. Для школьников - это возможность совершенствования знаний и навыков, приобретаемых
при обязательной программе обучения в школе. Формы занятий:
По количеству: групповая и индивидуальная.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: объяснение материала по теме, практикум.
По дидактической цели: занятие по углублению знаний, практическое занятие, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
На изучение творческого курса отводится 2 ч в неделю, всего 68 часов.
Структура занятия:
- мотивирование к учебной деятельности;
- подача нового теоретически-практического материала;
- подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия;
- выявление места и причины затруднения при выполнении учебного действия;
- построение плана достижения цели и определение средств и алгоритмов действий;
- обсуждение различных вариантов проектирования;
- самостоятельная работа;
- повторение изученного ранее материала;
- анализ проделанной работы.
Творческий кружок «Фантазия» предполагает свободную и непринуждённую обстановку на занятиях, что способствует снятию
психологического напряжения.
В процессе работы учащиеся под руководством педагога выполняют все этапы по созданию творческих работ.
Ожидаемые результаты:
Техническое и технологическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования. Обучение макетированию
направлено на достижение следующих целей:
1. в направлении личностного развития:
- формирование начальных представлений о художественной культуре;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: инструменты и материалы, назначение и применение;
2. в метапредметном направлении:
- развитие основ творческого мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- развитие умений работать с различными художественными материалами.
- правильно пользоваться имеющимися инструментами и приспособлениями, уметь планировать свое рабочее время;
3. в предметном направлении:
- формирование умений самостоятельно разбираться в первоисточнике и самостоятельно сделать простейший графический рисунок;
6

- уметь выполнять простейшие творческие проекты;
- формирование навыков и умений безопасного и выполнения работ
Способы проверки результатов освоения курса:
подведение итогов по результатам освоения материала программы курса предусматривает изготовление изделий или рисунков. Система
дополнительного обучения безоценочная, но контроль за усвоением изучаемого материала проводится:
- в игровой форме: викторин, кроссвордов;
- карточки с заданием, которые позволяют выявить уровень знаний и умений, полученных ранее, а так же способствуют закреплению
пройденного материала;
- интерактивном диалоге: «вопрос-ответ».
Такая форма контроля позволяет проследить за усвоением теоретического материала незаметно для обучающихся.
Контроль и оценка результатов освоения обучающей программы курсов осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий и выполнения обучающимися групповых и индивидуальных занятий.
По окончанию курса обучающиеся выполняют итоговые работы по пройденным темам
По окончанию курса предусмотрена выставка готовых работ

7

III. Учебный план
№
п/
п

Перечень
разделов и тем

Кол-во часов

Формы контроля/аттестации

теория

практика

всего

1

Введение в предмет

1

3

4

опрос

2

Цветоведение

1

3

4

Сравнение результатов с образцом

3

Знакомство с живописью

15

25

40

Сравнение результатов с образцом

4

Аппликация

1

3

4

Сравнение результатов с образцом

5

Графика

2

6

8

Сравнение результатов с образцом

6

Декоративная композиция

1

3

4

Сравнение результатов с образцом

7

Пластилинография

1

3

2

Сравнение результатов с образцом

8

Коллаж

1

1

2

Сравнение результатов с образцом

8

IV. Содержание учебного плана
№ Тема
1 Основы цветоведения: основные и дополнительные цвета. Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного
края».
2 Знакомство с контрастными цветами. Огонь в ночи. Работа пальчиками и кисточками.

часы
2
2

3
4
5

Огонь в ночи
Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного края»
Веточка рябины в осеннем натюрморте.

2
2
2

6
7
8

Подсолнухи. Аппликация на цветном картоне.
Осенний лес
Красавица Осень. Знакомство с флористикой.

2
2
2

9 Рисование животных в технике графика.(уголь)
10 Рисование в красках «Бегущие звери»
11 Рисование черным фломастером «Рыбка» –декоративное рисование)

2
2
2

12
13
14
15
16
17
18

Выполнение коллажа по сказке А.С.Пушкина «Царевна –лебедь
Рисование пластилином «Жар –птица». Знакомство с техникой пластилинография
Рисование зимнего пейзажа в технике гризайль «Красота северной природы».
Создание новогоднего коллажа «Новогоднее настроение».
Рисование зимнего пейзажа «Зимний сад с беседкой»
Рисование в красках «Новогодняяночь».
Рисование портрета человекана тонированной бумаге.

2
2
2
2
2
2
2

19
20
21
22
23
24
25

Рисование на тему «Мой друг».
Выполнение рисунка в технике граттаж «Фантастический лес»
Рисование животных «Мой четвероногий друг» в красках.
Рисование на развитие фантазии «Сказочное животное».
Тематическое рисование «Моя любимая сказка».
Использование смешанной техники в рисунке «Цветущее дерево».
Мой город

2
2
2
2
2
2
2
9

26
27
28
29
30
31
32
33
34

№
п/
п
1

2

Рисование натюрморта «Весенние цветы».
Рисование портрета «Красавица Весна».
Тематическое рисование по произведению А.Грина «Алые паруса».
Рисование пейзажа «За моим окном»
Аппликация «Весенние цветы»
Рисование картоном «Волшебный замок»
Рисование цветов в весеннем натюрморте
Коллаж «Каникулы»
Оформление выставки

2
2
2
2
2
2
2
2
2

Итого

68

Перечень
разделов и тем

Кол-во
часов

Краткое содержание

Формы и методы

Основы
цветоведения:
основные и
дополнительные
цвета, теплые и
холодные цвета.
Знакомство с
контрастными
цветами. Огонь в
ночи. Работа
пальчиками и
кисточками.

2

Смешивание красок. Умение учащихся
работать с разными видами красок. Знать их
свойства и особенности

Беседа. Рассказ.
Практическое
занятие

2

Знакомство с контрастными цветами.
Выполнение цветовых примеров.

Практическое
занятие.

Формы
подведения
итогов
Опрос

Сравнение
результатов с
образцом

10

3

Сравнение
результатов с
образцом

Огонь в ночи

2

Работа с контрастными красками

Практическое
занятие

Рисование осеннего
пейзажа «Природа
Родного края»
Веточка рябины в
осеннем
натюрморте.

2

Живопись. Создание пейзажа в технике по
сырому

Практическое
занятие

2

Живопись. Работа гуашью с натуры

Практическое
занятие.

6

Подсолнухи.
Аппликация на
цветном картоне.

2

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

7

Осенний лес

2

Повторение техники безопасности.
Аппликация на
цветном картоне из
гофрированной
бумаги
монотипия

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

8

Красавица Осень.
Знакомство с
флористикой.

2

Работа на формате А3. Смешанная техника.
Создание эскиза, повторение пропорций лица.
Выполнение работы в красках. Украшение
работы сухими листьями

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

4

5

Сравнение
результатов с
образцом
Сравнение
результатов с
образцом

11

9

Рисование животных 2
в технике
графика.(уголь)

Знакомство с новым материалом (уголь).
Создание изображения при помощи угля

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

10

Рисование в красках
«Бегущие звери»

2

Наблюдения за животными. Интуитивное
рисование животных акварелью.

Сравнение
результатов с
образцом

11

Рисование черным
фломастером
«Рыбка» –
декоративное
рисование)
Выполнение
коллажа по сказке
А.С.Пушкина
«Царевна –лебедь
Рисование
пластилином «Жар –
птица». Знакомство с
техникой
пластилинография
Рисование зимнего
пейзажа «Красота
северной природы».

2

Создание декоративной композиции

Метод
наблюдения.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

2

Эскиз работы. Подбор материалов для работы.
Работа с тканью и другими материалами.

Сравнение
результатов с
образцом

2

Пластилинография. Живопись пластилином.
Продумывание эскиза

Практическое
занятие с
теоретической
частью.частью.
Практическое
занятие

2

Создание изображения в технике гризайль

Сравнение
результатов с
образцом

«Новогоднее
настроение».

2

Создание новогоднего коллажа.
Использование мишуры, различных блесток,
цветной бумаги.

Практическое
занятие с
теоретической
частью.
Практическое
занятие.

12

13

14

15

Сравнение
результатов с
образцом

Сравнение
результатов с
образцом

Сравнение
результатов с
образцом

12

16

«Зимний сад с
беседкой»

2

Рисование зимнего пейзажа

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

17

«Новогодняя ночь».

2

Созданию изображения гуашью

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

18

Рисование портрета
человека на
тонированной
бумаге.
Рисование на тему
«Мой друг».

2

Особенности построения фигуры человека

Сравнение
результатов с
образцом

2

Повторение основных правил при построении
фигуры человека

Практическое
занятие с
теоретической
частью
Практическое
занятие

20

«Фантастический
лес»

2

Выполнение рисунка в технике граттаж

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

21

Рисование животных 2
«Мой четвероногий
друг» в красках.

Рисунок животного гуашью

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

22

Рисование на
развитие фантазии
«Сказочное
животное».
Тематическое
рисование «Моя
любимая сказка».

2

Эскизирование. Работа с красками

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

2

Рисунок на выбор свободной техники

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

19

23

Сравнение
результатов с
образцом

13

Использование
2
смешанной техники
в рисунке
«Цветущее дерево».
Мой город
2

Живопись. Рисунок методом набрызга

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

Рисунок акварелью в квадрате с декоративной
рамкой

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

26

Рисование
натюрморта
«Весенние цветы».

2

Ниткография

Сравнение
результатов с
образцом

27

Рисование портрета
«Красавица Весна».

2

Живопись. Повторение пропорций портрета,
продумывание эскиза. Выполнение портрета в
цвете. Декорирование

Практическое
занятие с
теоретической
частью.
Практическое
занятие.

28

Тематическое
рисование по
произведению
А.Грина «Алые
паруса».
Рисование пейзажа
«За моим окном»

2

Иллюстрирование произведения

Практическое
занятие с
теоретической
частью.

Сравнение
результатов с
образцом

2

Рисунок пейзажа гуашью

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

30

Аппликация
«Весенние цветы»

2

Аппликация настенного панно. Создание
цветов из различных материалов.

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

31

Рисование картоном
«Волшебный замок»

2

Нетрадиционная техника рисования.
Рисование картоном.

Практическое
занятие с
теоретической
частью.

Сравнение
результатов с
образцом

24

25

29

Сравнение
результатов с
образцом

14

32

Рисование цветов в
весеннем
натюрморте

2

Живопись. Рисунок акварелью с натуры

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

33

Коллаж «Каникулы»

2

Коллективная работа. Создание коллажа на
летнюю тематику

Практическое
занятие.

Сравнение
результатов с
образцом

34

Оформление
выставки

2

Коллективная работа

Практическое
занятие

Выставка

15

V. Аттестация обучающихся
Кружок «Фантазия » является безотметочным. В конце каждого раздела предполагается проведение самооценки и выставки выполненных
работ. Так же результатами деятельности обучающихся является участие в различных творческих конкурсах.

VI.Методическое обеспечение курса
«ФАНТАЗИЯ»
Процесс обучения построен на принципах: «от простого к сложному» (усложнение идёт «расширяющейся спиралью»), доступности
материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительноиллюстративных методов (объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют задания точно по
образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технический материал, подключается методы
продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. В ходе реализации программы
осуществляется вариативный подход к работе. Творчески активным обучающимся предлагаются дополнительные или альтернативные
задания, с более слабыми обучающимися порядок выполнения работы разрабатывается вместе с педагогом.
Техническое оснащение:
 Кабинет не менее 20 кв. м.;
 качественное электроосвещение;
 столы 15 шт.;
 стулья 30 шт.;
 шкафы;
 канцелярские принадлежности;
 дидактические, раздаточные материалы;
 технологическое оборудование.
 Кабинет № 220 :
 Компьютер - 1;
 Проектор - 1;
Формы работы, используемые педагогом на занятии:
Рабочая программа творческого кружка «Фантазия» составлена с учетом психологических особенностей обучающихся и способствует
благоприятной атмосфере для реализации это программы.
Учитывая психологические особенности обучающихся, занятия проводятся в разнообразных формах. Для того, чтобы повысить мотивацию
16

обучающихся в ходе занятий, используются различные методы подачи теоретического и практического материала.
Принципы:
- принцип творчества;
- развития фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- принцип единства развития и воспитания;
- принцип сотрудничества и доступность обучения;
- принцип индивидуально-личностного подхода;
- принцип свободы выбора;
- принцип успешности;
- принцип учета возрастных психологических особенностей обучающихся;
- принцип системности.
Методы:
- наглядный;
- исследовательский;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- словесный.

VII. Дидактические и методические материалы:
1. Наглядные пособия: справочники, учебники, рекомендации;
17

2. Раздаточный материал для каждой темы;
3. Рекомендательные документы, разработанные на основе следующих документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
№273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства
образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015).
6. Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.
Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
8. Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
9. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015
г. N 996р-г/.;
10. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
11. Устава МАОУ Гимназия № 45;
VIII. Сведения об авторе составители
Соколкина Дарья Сергеевна;
Образование средне-специальное, Свердловский областной педагогический колледж, специальность декоративно-прикладное искусство и
народные промыслы (по видам), 2019 г.
Квалификация художник-мастер, преподаватель

18

19


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».