ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ-Гимназии № 45,
Приказ № 101/2-од от 29.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
г. Екатеринбург, 2025
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура как социальное явление. Истоки возникновения культуры как
социального явления, характеристика основных
направлений
её развития
(индивидуальная, национальная, мировая). Культура как способ развития человека, её
связь с условиями жизни и деятельности. Физическая культура как явление культуры,
связанное с преобразованием физической природы человека.
Характеристика системной организации физической культуры в современном
обществе, основные направления её развития и формы организации (оздоровительная,
прикладно-ориентированная, соревновательно-достиженческая).
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как
основа прикладно-ориентированной физической культуры, история и развитие комплекса
«Готов к труду и обороне» в Союзе советских социалистических республик (далее –
СССР) и Российской Федерации. Характеристика структурной организации комплекса
«Готов к труду и обороне» в современном обществе, нормативные требования пятой
ступени для учащихся 16–17 лет.
Законодательные основы развития физической культуры в Российской Федерации.
Извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях
физической культурой и спортом: Федеральный закон Российской Федерации «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Физическая культура как средство укрепления здоровья человека. Здоровье как
базовая ценность человека и общества. Характеристика основных компонентов здоровья,
их связь с занятиями физической культурой. Общие представления об истории и развитии
популярных систем оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и
предметное содержание.
Способы самостоятельной двигательной деятельности
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха и
досуга. Общее представление о видах и формах деятельности в структурной организации
образа жизни современного человека (профессиональная, бытовая и досуговая). Основные
типы и виды активного отдыха, их целевое предназначение и содержательное наполнение.
Кондиционная тренировка как системная организация комплексных и целевых
занятий оздоровительной физической культурой, особенности планирования физических
нагрузок и содержательного наполнения.
Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для организации
самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Контроль текущего
состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика способов применения и
критериев оценивания. Оперативный контроль в системе самостоятельных занятий
кондиционной тренировкой, цель и задачи контроля, способы организации и проведения
измерительных процедур.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Упражнения оздоровительной гимнастики как средство профилактики нарушения
осанки и органов зрения, предупреждения перенапряжения мышц опорно-двигательного
аппарата при длительной работе за компьютером.
Атлетическая и аэробная гимнастика как современные оздоровительные системы
физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы индивидуализации
содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий
кондиционной тренировкой.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Спортивные игры».
Футбол. Техники игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии,
выполнение углового и штрафного ударов в изменяющихся игровых ситуациях.
Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Баскетбол. Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой
линии, способы овладения мячом при «спорном мяче», выполнение штрафных бросков.
Выполнение правил 3–8–24 секунды в условиях игровой деятельности. Закрепление
правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Волейбол. Техника выполнения игровых действий: «постановка блока», атакующий
удар (с места и в движении). Тактические действия в защите и нападении. Закрепление
правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Прикладно-ориентированная двигательная деятельность.
Модуль «Плавательная подготовка». Спортивные и прикладные упражнения в
плавании: брасс на спине, плавание на боку, прыжки в воду вниз ногами.
Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и специальная
физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение соревновательных
действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению
нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с использованием средств базовой
физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры,
национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
11 КЛАСС
Знания о физической культуре
Здоровый образ жизни современного человека. Роль и значение адаптации
организма в организации и планировании мероприятий здорового образа жизни,
характеристика основных этапов адаптации. Основные компоненты здорового образа
жизни и их влияние на здоровье современного человека.
Рациональная организация труда как фактор сохранения и укрепления здоровья.
Оптимизация работоспособности в режиме трудовой деятельности. Влияние занятий
физической культурой на профилактику и искоренение вредных привычек. Личная
гигиена, закаливание организма и банные процедуры как компоненты здорового образа
жизни.
Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура», цель и задачи,
содержательное наполнение. Оздоровительная физическая культура в режиме учебной и
профессиональной деятельности. Определение индивидуального расхода энергии в
процессе занятий оздоровительной физической культурой.
Взаимосвязь состояния здоровья с продолжительностью жизни человека. Роль и
значение занятий физической культурой в укреплении и сохранении здоровья в разных
возрастных периодах.
Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время занятий
физической культурой. Причины возникновения травм и способы их предупреждения,
правила профилактики травм во время самостоятельных занятий оздоровительной
физической культурой.
Способы и приёмы оказания первой помощи при ушибах разных частей тела и
сотрясении мозга, переломах, вывихах и ранениях, обморожении, солнечном и тепловом
ударах.
Способы самостоятельной двигательной деятельности
Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа
жизни. Релаксация как метод восстановления после психического и физического
напряжения, характеристика основных методов, приёмов и процедур, правила их
проведения (методика Э. Джекобсона, аутогенная тренировка И. Шульца, дыхательная
гимнастика А.Н. Стрельниковой, синхрогимнастика по методу «Ключ»).
Объективные и субъективные признаки утомления. Средства восстановления после
физических нагрузок и соревновательной деятельности: правила организации и
проведения, основные приемы.
Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса
«Готов к труду и обороне». Структурная организация самостоятельной подготовки к
выполнению требований комплекса «Готов к труду и обороне», способы определения
направленности её тренировочных занятий в годичном цикле. Техника выполнения
обязательных и дополнительных тестовых упражнений, способы их освоения и
оценивания.
Самостоятельная физическая подготовка и особенности планирования её
направленности по тренировочным циклам, правила контроля и индивидуализации
содержания физической нагрузки.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний, целлюлита,
снижения массы тела. Стретчинг и шейпинг как современные оздоровительные системы
физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы индивидуализации
содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий
кондиционной тренировкой.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Спортивные игры».
Футбол. Повторение правил игры в футбол, соблюдение их в процессе игровой
деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических
действий в условиях учебной и игровой деятельности.
Баскетбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой
деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических
действий в условиях учебной и игровой деятельности.
Волейбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой
деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических
действий в условиях учебной и игровой деятельности.
Прикладно-ориентированная двигательная деятельность.
Модуль «Атлетические единоборства». Атлетические единоборства в системе
профессионально-ориентированной двигательной деятельности: её цели и задачи, формы
организации тренировочных занятий. Основные технические приёмы атлетических
единоборств и способы их самостоятельного разучивания (самостраховка, стойки,
захваты, броски).
Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и специальная
физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение соревновательных
действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению
нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с использованием средств базовой
физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры,
национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
Программа вариативного модуля «Базовая физическая подготовка».
Общая физическая подготовка.
Развитие силовых способностей. Комплексы общеразвивающих и локально
воздействующих упражнений, отягощённых весом собственного тела и с использованием
дополнительных средств (гантелей, эспандера, набивных мячей, штанги и других).
Комплексы упражнений на тренажёрных устройствах. Упражнения на гимнастических
снарядах (брусьях, перекладинах, гимнастической стенке и других). Броски набивного
мяча двумя и одной рукой из положений стоя и сидя (вверх, вперёд, назад, в стороны,
снизу и сбоку, от груди, из-за головы). Прыжковые упражнения с дополнительным
отягощением (напрыгивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки
через препятствия и другие). Бег с дополнительным отягощением (в горку и с горки, на
короткие дистанции, эстафеты). Передвижения в висе и упоре на руках. Лазанье (по
канату, по гимнастической стенке с дополнительным отягощением). Переноска
непредельных тяжестей (сверстников способом на спине). Подвижные игры с силовой
направленностью (импровизированный баскетбол с набивным мячом и другое).
Развитие скоростных способностей.
Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора).
Челночный бег. Бег по разметке с максимальным темпом. Повторный бег с максимальной
скоростью и максимальной частотой шагов (10–15 м). Бег с ускорениями из разных
исходных положений. Бег с максимальной скоростью и собиранием малых предметов,
лежащих на полу и на разной высоте. Стартовые ускорения по дифференцированному
сигналу. Метание малых мячей по движущимся мишеням (катящейся, раскачивающейся,
летящей). Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой).
Передача теннисного мяча в парах правой (левой) рукой и попеременно. Ведение
теннисного мяча ногами с ускорением по прямой, по кругу, вокруг стоек. Прыжки через
скакалку на месте и в движении с максимальной частотой прыжков. Преодоление полосы
препятствий, включающей в себя прыжки на разную высоту и длину, по разметке, бег с
максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной
высоты и ширины, повороты, обегание различных предметов (легкоатлетических стоек,
мячей, лежащих на полу или подвешенных на высоте). Эстафеты и подвижные игры со
скоростной направленностью. Технические действия из базовых видов спорта,
выполняемые с максимальной скоростью движений.
Развитие выносливости.
Равномерный бег и передвижение на лыжах в режимах умеренной и большой
интенсивности. Повторный бег и передвижение на лыжах в режимах максимальной и
субмаксимальной интенсивности. Кроссовый бег и марш-бросок на лыжах.
Развитие координации движений.
Жонглирование большими (волейбольными) и малыми (теннисными) мячами.
Жонглирование гимнастической палкой. Жонглирование волейбольным мячом головой.
Метание малых и больших мячей в мишень (неподвижную и двигающуюся).
Передвижения по возвышенной и наклонной, ограниченной по ширине опоре (без
предмета и с предметом на голове). Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в
воспроизведении пространственной точности движений руками, ногами, туловищем.
Упражнение на точность дифференцирования мышечных усилий. Подвижные и
спортивные игры.
Развитие гибкости.
Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных), выполняемых с
большой амплитудой движений. Упражнения на растяжение и расслабление мышц.
Специальные упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат,
выкруты гимнастической палки).
Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные и
обрядовые игры. Технические действия национальных видов спорта.
Специальная физическая подготовка.
Модуль «Гимнастика»
Развитие гибкости. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны с возрастающей
амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с
гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого
сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой
для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов для развития подвижности
позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой
амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат,
шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений. Прохождение усложнённой полосы препятствий,
включающей быстрые кувырки (вперёд, назад), кувырки по наклонной плоскости,
преодоление препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым
лазаньем. Броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную
мишень, с места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных на
разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую
скакалку на месте и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в упоре.
Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики), подтягивание в висе
стоя (лёжа) на низкой перекладине (девочки), отжимания в упоре лёжа с изменяющейся
высотой опоры для рук и ног, отжимание в упоре на низких брусьях, поднимание ног в
висе на гимнастической стенке до посильной высоты, из положения лёжа на
гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание туловища с различной амплитудой
движений (на животе и на спине), комплексы упражнений с гантелями с индивидуально
подобранной массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со
взмахом рук), метание набивного мяча из различных исходных положений, комплексы
упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с
увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения), элементы
атлетической гимнастики (по типу «подкачки»), приседания на одной ноге «пистолетом»
(с опорой на руку для сохранения равновесия).
Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями,
выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетании с напряжением мышц и
фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических упражнений с
уменьшающимся интервалом отдыха (по типу «круговой тренировки»). Комплексы
упражнений с отягощением, выполняемые в режиме непрерывного и интервального
методов.
Модуль «Лёгкая атлетика»
Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторноинтервального метода. Бег по пересечённой местности (кроссовый бег). Гладкий бег с
равномерной скоростью в разных зонах интенсивности. Повторный бег с препятствиями в
максимальном темпе. Равномерный повторный бег с финальным ускорением (на разные
дистанции). Равномерный бег с дополнительным отягощением в режиме «до отказа».
Развитие силовых способностей. Специальные прыжковые упражнения с
дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов.
Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с
последующим спрыгиванием. Прыжки в глубину по методу ударной тренировки. Прыжки
в высоту с продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на
правой, левой ноге и поочерёдно. Бег с препятствиями. Бег в горку с дополнительным
отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с
локальным отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по
методу круговой тренировки.
Развитие скоростных способностей. Бег на месте с максимальной скоростью и
темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки. Повторный
бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на повороте и со
старта). Бег с максимальной скоростью «с ходу». Прыжки через скакалку в максимальном
темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с
ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений на
развитие координации (разрабатываются на основе учебного материала модулей
«Гимнастика» и «Спортивные игры»).
Модуль «Зимние виды спорта»
Развитие выносливости. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью в
режимах умеренной, большой и субмаксимальной интенсивности, с соревновательной
скоростью.
Развитие силовых способностей. Передвижение на лыжах по отлогому склону с
дополнительным отягощением. Скоростной подъём ступающим и скользящим шагом,
бегом, «лесенкой», «ёлочкой». Упражнения в «транспортировке».
Развитие координации. Упражнения в поворотах и спусках на лыжах, проезд через
«ворота» и преодоление небольших трамплинов.
Модуль «Спортивные игры»
Баскетбол. Развитие скоростных способностей. Ходьба и бег в различных
направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением
различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания).
Ускорения с изменением направления движения. Бег с максимальной частотой (темпом)
шагов с опорой на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров
левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков
дистанции лицом и спиной вперёд). Бег с максимальной скоростью с предварительным
выполнением многоскоков. Передвижения с ускорениями и максимальной скоростью
приставными шагами левым и правым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением
и максимальной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с
разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя руками от
груди в максимальном темпе при встречном беге в колоннах. Кувырки вперёд, назад,
боком с последующим рывком на 3–5 м. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным
отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе.
Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперёд, по кругу, «змейкой», на
месте с поворотом на 180 и 360. Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и
с передвижением (с дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание и
спрыгивание с последующим ускорением. Многоскоки с последующим ускорением и
ускорение с последующим выполнением многоскоков. Броски набивного мяча из
различных исходных положений, с различной траекторией полёта одной рукой и обеими
руками, стоя, сидя, в полуприседе.
Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью, с
уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег по методу непрерывно-интервального
упражнения. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Игра в
баскетбол с увеличивающимся объёмом времени игры.
Развитие координации движений. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и
подвижной мишени. Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперёд и
назад). Бег с «тенью» (повторение движений партнёра). Бег по гимнастической скамейке,
по гимнастическому бревну разной высоты. Прыжки по разметкам с изменяющейся
амплитудой движений. Броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с
последующей его ловлей (обеими руками и одной рукой) после отскока от стены (от
пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением
передвижения.
Футбол. Развитие скоростных способностей. Старты из различных положений с
последующим ускорением. Бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по
свистку, хлопку, заданному сигналу), с ускорениями, «рывками», изменением
направления передвижения. Бег в максимальном темпе. Бег и ходьба спиной вперёд с
изменением темпа и направления движения (по прямой, по кругу, «змейкой»). Бег с
максимальной скоростью с поворотами на 180 и 360. Прыжки через скакалку в
максимальном темпе. Прыжки по разметке на правой (левой) ноге, между стоек, спиной
вперёд. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперёд. Удары по
мячу в стенку в максимальном темпе. Ведение мяча с остановками и ускорениями,
«дриблинг» мяча с изменением направления движения. Кувырки вперёд, назад, боком с
последующим рывком. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным
отягощением на основные мышечные группы. Многоскоки через препятствия.
Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину и в
высоту. Прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперёд, назад, в
приседе, с продвижением вперёд).
Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции.
Повторные ускорения с уменьшающимся интервалом отдыха. Повторный бег на короткие
дистанции с максимальной скоростью и уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий
бег в режиме непрерывно-интервального метода. Передвижение на лыжах в режиме
большой и умеренной интенсивности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности; способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познанием мира;
осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных
и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях (в том
числе при создании учебных и социальных проектов);
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
часть регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия
себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по физической культуре.
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать физическую культуру как явление культуры, её направления и
формы организации, роль и значение в жизни современного человека и общества;
ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре
и спорте в Российской Федерации», руководствоваться ими при организации активного
отдыха в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
деятельности;
положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической
культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое назначение и формы организации,
возможность использовать для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных
интересов и функциональных возможностей.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
проектировать досуговую деятельность с включением в её содержание
разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и оздоровительных занятий,
физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;
контролировать показатели индивидуального здоровья и функционального
состояния организма, использовать их при планировании содержания и направленности
самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, оценке её эффективности;
планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой,
подбирать содержание и контролировать направленность тренировочных воздействий на
повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса «Готов к труду
и обороне».
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности,
использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных
занятий;
выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной
физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом
индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании;
выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в
планировании кондиционной тренировки;
демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах
спорта в условиях учебной и соревновательной деятельности, осуществлять судейство по
одному из освоенных видов (футбол, волейбол, баскетбол);
демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств,
результатов в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне».
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по физической культуре:
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу
укрепления здоровья, учитывать её этапы при планировании самостоятельных занятий
кондиционной тренировкой;
положительно оценивать роль физической культуры в научной организации труда,
профилактике профессиональных заболеваний и оптимизации работоспособности,
предупреждении раннего старения и сохранении творческого долголетия;
выявлять возможные причины возникновения травм во время самостоятельных
занятий физической культурой и спортом, руководствоваться правилами их
предупреждения и оказания первой помощи.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и трудовой
деятельности с целью профилактики умственного и физического утомления, оптимизации
работоспособности и функциональной активности основных психических процессов;
организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и самомассажа с
целью восстановления организма после умственных и физических нагрузок;
проводить самостоятельные занятия по подготовке к успешному выполнению
нормативных требований комплекса "Готов к труду и обороне", планировать их
содержание и физические нагрузки исходя из индивидуальных результатов в тестовых
испытаниях.
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности,
использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных
занятий;
выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной
физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учетом
индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании;
демонстрировать технику приемов и защитных действий из атлетических
единоборств, выполнять их во взаимодействии с партнером;
демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах
спорта, выполнять их в условиях учебной и соревновательной деятельности (футбол,
волейбол, баскетбол);
выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных физических
качеств, демонстрировать ежегодные приросты в тестовых заданиях Комплекса "Готов к
труду и обороне".
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
10 КЛАСС
№
п/
п
Тема урока
Раздел 1. Знания о
физической
культуре
Количес
тво
часов
4
1
Здоровый образ
жизни как условие
активной
жизнедеятельности
человека
1
2
Основные
направления и
формы организации
физической культуры
в современном
обществе
1
Виды деятельности
Обсуждают вопросы: 1)
Истоки возникновения
культуры как социального
явления. 2) Культура как
способ развития человека.
3) Здоровый образ жизни
как условие активной
жизнедеятельности
человека. Участвуют в
коллективной дискуссии.
Готовят индивидуальные
доклады по проблемным
вопросам: 1) Роль и
значение
оздоровительной
физической культуры в
жизни современного
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subj
ect/9/10/
3
Физическая культура
и физическое,
психическое и
социальное здоровье
1
4
Всероссийский
физкультурноспортивный
комплекс «Готов к
труду и обороне»
(ГТО)
1
человека и общества. 2)
Роль и значение
профессиональноориенти
рованной физической
культуры в жизни
современного человека и
общества. 3) Роль и
значение
соревновательнодостижен
ческой физической
культуры в современном
обществе. Проводят
коллективное обсуждение
каждого доклада,
вырабатывают единые
представления о роли и
значении развития
основных направлений
физической культуры в
современном обществе.
Участвуют в беседе с
учителем. Обсуждают
рассказ учителя и
материал учебника о
целях и задачах создания
Всесоюзного
физкультурного
комплекса ГТО в период
СССР, дополняют его
материалом из Интернета
и иных источников.
Формулируют общее
мнение о роли комплекса
ГТО в воспитании
подрастающего
поколения, подготовке
его к трудовой
деятельности и защите
отечества. Рассматривают
и обсуждают материал
учебника о целях и
задачах комплекса ГТО на
современном этапе
развития РФ, выявляют
связь его базовых
положений с основами
комплекса ГТО периода
СССР. Обсуждают и
анализируют
целесообразность
комплекса ГТО для
развития современных
школьников, его роль и
значение в жизни
Раздел 2. Способы
самостоятельной
двигательной
деятельности
5
5
Основы организации
образа жизни
современного
человека
1
6
Контроль состояния
здоровья в процессе
самостоятельных
занятий
оздоровительной
физической
культурой
1
7
Определение
состояния здоровья с
помощью
функциональных
проб
1
8
Оценивание
текущего состояния
организма с
помощью
субъективных и
объективных
показателей
1
9
Организация и
планирование
занятий
кондиционной
тренировкой
1
современного человека.
Знакомятся с основами
организации и проведения
мероприятий по сдаче
нормативных требований
комплекса ГТО,
правилами оформления
нагрудных знаков.
Знакомятся и обсуждают
понятие «образ жизни
человека», анализируют
содержание его основных
направлений и
компонентов, приводят
примеры из своего образа
жизни. Знакомятся с
особенностями
организации досуговой
деятельности, ее
оздоровительными
формами и их
планированием,
обсуждают их роль и
значение в образе жизни
современного человека.
Знакомятся с понятием
«активный отдых» как
оздоровительной формой
организации досуговой
деятельности, обсуждают
и анализируют его
содержание, связь с
укреплением и
сохранением здоровья.
Обсуждают роль и
значение контроля за
состоянием здоровья для
организации
самостоятельных занятий,
подбора физических
упражнений и
индивидуальной
нагрузки. Знакомятся с
субъективными
показателями текущего
состояния организма,
анализируют способы и
критерии их оценивания
(настроение,
самочувствие, режим сна
и питания). Проводят
наблюдение за
субъективными
показателями в течение
https://resh.edu.ru/subj
ect/9/10/
учебной недели и
оценивают его по
соответствующим
критериям. Анализируют
динамику показателей
состояния организма в
недельном режиме и
устанавливают связь с
особенностями его
содержания. Знакомятся с
объективными
показателями
индивидуального
состояния организма и
критериями их
оценивания (измерение
артериального давления,
проба Штанге и Генча).
Обучаются проводить
процедуры измерения
объективных показателей
и оценивают текущее
состояние организма в
соответствие со
стандартными
критериями. Знакомятся с
понятием «кондиционная
тренировка» и основными
формами организации ее
занятий. Знакомятся с
образцом конспекта
тренировочного занятия
кондиционной
направленности,
обсуждают его структуру
и содержательное
наполнение.
Анализируют
особенности динамики
показателей пульса при
разных по
направленности занятиях
кондиционной
тренировкой. Обсуждают
правила оформления
учебных заданий,
подходы к
индивидуализации
дозировки физической
нагрузки с учетом
показателей состояния
организма.
Разрабатывают
индивидуальные планы
тренировочного занятия
кондиционной
тренировкой и обсуждают
их с обучающимися
класса.
Раздел 3.
ФИЗИЧЕСКОЕ
СОВЕРШЕНСТВО
ВАНИЕ
https://resh.edu.ru/subj
ect/9/10/
36
10
Упражнения для
профилактики
нарушения и
коррекции осанки
1
11
Упражнения для
профилактики
перенапряжения
органов зрения и
мышц опорнодвигательного
аппарата при
длительной работе за
компьютером
1
12
Комплекс
упражнений
атлетической
гимнастки для
занятий
кондиционной
тренировкой
1
13
Комплекс
упражнений
аэробной гимнастики
для занятий
кондиционной
тренировкой
1
Определяют
индивидуальную форму
осанки и знакомятся с
перечнем упражнений для
профилактики ее
нарушения: 1)
Упражнения для
закрепления навыка
правильной осанки. 2)
Общеразвивающие
упражнения для
укрепления мышц
туловища. 3) Упражнения
локального характера на
развитие корсетных
мышц. Знакомятся и
разучивают
корригирующие
упражнения на
восстановление
правильной формы и
снижение выраженности
сколиотической осанки.
Разрабатывают и
разучивают
индивидуальные
комплексы упражнений с
учетом индивидуальных
особенностей формы
осанки. Составляют
индивидуальные
комплексы упражнений
зрительной гимнастики,
разучивают их и
планируют выполнение в
режиме учебного дня.
Составляют
индивидуальные
комплексы упражнений
для профилактики
напряжения шейного и
грудного отделов
позвоночника;
разучивают их и
14
Техническая
подготовка в футболе
1
15
Тактическая
подготовка в футболе
1
16
Развитие силовых и
скоростных
способностей
1
планируют выполнение в
режиме учебного дня.
Знакомятся с основными
типами телосложения и
их характерными
признаками. Знакомятся с
упражнениями
атлетической гимнастики
и составляют из них
комплексы предметноориентированной
направленности (на
отдельные мышечные
группы). Разучивают
комплексы упражнений
атлетической гимнастики
и планируют их в
содержании занятий
кондиционной
тренировкой с
индивидуально
подобранным режимом
физической нагрузки.
Знакомятся с основными
направлениями аэробной
гимнастики и их
функциональной
направленности на
физическое состояние
организма. Знакомятся с
упражнениями аэробной
гимнастики и составляют
из них комплексы
упражнений с предметноориентированной
направленностью.
Разучивают комплексы
упражнений аэробной
гимнастики и планируют
их в содержании занятий
кондиционной
тренировкой с
индивидуально
подобранным режимом
физической нагрузки
Знакомятся и
анализируют образцы
техники вбрасывания
мяча с лицевой линии в
игровых и
соревновательных
условиях. Разучивают
вбрасывание мяча в
стандартных условиях,
средствами игры
футбол
17
Развитие
координационных
способностей
средствами игры
футбол
1
18
Развитие
выносливости
средствами игры
футбол
1
19
Совершенствование
технических
действий в передаче
мяча, стоя на месте и
в движении
1
20
Совершенствование
техники ведение
мяча и во
взаимодействии с
партнером
1
21
Совершенствование
техники удара по
мячу в движении
1
22
Тренировочные игры
по мини-футболу
1
23
Техника судейства
игры футбол
1
24
Техническая
подготовка в
баскетболе
1
25
Тактическая
подготовка в
баскетболе
1
26
Развитие скоростных
и силовых
способностей
1
анализируют технику и
исправляют ошибки
одноклассников
(разучивание в парах и в
группах). Знакомятся и
анализируют образцы
техники углового удара в
игровых и
соревновательных
условиях. Разучивают
технику углового ударав
стандартных условиях,
анализируют и
исправляют ошибки
одноклассников
(разучивание в группах).
Знакомятся и
анализируют образцы
техники удара от ворот в
игровых и
соревновательных
условиях. Разучивают
технику удара от ворот в
разные участки
футбольного поля,
анализируют и
исправляют ошибки
одноклассников.
Знакомятся и
анализируют образцы
техники штрафного удара
с одиннадцатиметровой
отметки. Разучивают
штрафной удар с
одиннадцатиметровой
отметки в разные зоны
(квадраты) футбольных
ворот. Закрепляют
технику разученных
действий в условиях
учебной и игровой
деятельности
Знакомятся и анализируют
образцы техники
вбрасывания мяча с
лицевой линии в игровых и
соревновательных
условиях.
Разучивают вбрасывание
мяча в стандартных
условиях, анализируют
технику и исправляют
ошибки одноклассников
(разучивание в парах и в
группах).
средствами игры
баскетбол
Развитие
координационных
способностей
средствами игры
баскетбол
1
28
Развитие
выносливости
средствами игры
баскетбол
1
29
Совершенствование
техники ведение
мяча и во
взаимодействии с
партнером
1
30
Совершенствование
техники броска мяча
в корзину в
движении
1
31
Совершенствование
техники броска мяча
в корзину в
движении
1
32
Тренировочные игры
по баскетболу
1
Разучивают способы
выполнения техники
штрафного броска в
учебной и игровой
деятельности, анализируют
технику и исправляют
ошибки одноклассников
(разучивание в группах).
1
Знакомятся с выполнением
правил 3–8–24 секунд в
условиях соревновательной
деятельности, обучаются
использовать правило в
условиях учебной и
игровой деятельности.
27
33
Техника судейства
игры баскетбол
Знакомятся и анализируют
образцы техники овладения
мячом при разыгрывании
«спорного мяча» в игровых
и соревновательных
условиях. Разучивают
способы овладения мячом
при разыгрывании
«спорного мяча»,
анализируют технику и
исправляют ошибки
одноклассников
(разучивание в группах).
Знакомятся и анализируют
образцы выполнения
техники штрафного броска
в игровых и
соревновательных
условиях.
Закрепляют технические и
тактические действия в
условиях игровой и
учебной деятельности
34
Техническая
подготовка в
волейболе
1
35
Тактическая
подготовка в
волейболе
1
Знакомятся с техникой
«постановки блока»,
находят сложные элементы
и анализируют
особенности их
выполнения.
Разучивают подводящие
36
Общефизическая
подготовка
средствами игры
волейбол
1
37
Развитие скоростных
способностей
средствами игры
волейбол
1
38
Развитие силовых
способностей
средствами игры
волейбол
1
39
Развитие
координационных
способностей
средствами игры
волейбол
1
40
Развитие
выносливости
средствами игры
волейбол
1
41
Совершенствование
техники
нападающего удара
1
42
Совершенствование
техники одиночного
блока
1
43
Совершенствование
тактической
действий во время
защиты и нападения
в условиях учебной и
игровой
деятельности
1
44
Тренировочные игры
по волейболу
1
45
Техника судейства
игры волейбол
1
Раздел 3.
Прикладноориентированная
10
упражнения и анализируют
их технику у
одноклассников,
предлагают способы
устранения возможных
ошибок. Разучивают
технику постановки блока
в стандартных и
вариативных условиях.
Закрепляют технику
постановки блоков в
учебной и игровой
деятельности.
Знакомятся с техникой
атакующего удара, находят
сложные элементы и
анализируют особенности
их выполнения.
Разучивают технику
нападающего удара в
стандартных и
вариативных условиях,
анализируют технику у
одноклассников,
предлагают способы
устранения возможных
ошибок.
Совершенствуют технику
нападающего удара в
разные зоны волейбольной
площадки.
Совершенствуют
технические и тактические
действия в защите и
нападении в процессе
учебной и игровой
деятельности
двигательная
деятельность
46
Техника
безопасности на
занятиях плаванием в
бассейне
1
47
Совершенствование
техники плавания
способом брасс на
груди
1
48
Техника плавания
брассом на спине
(подводящие
упражнения с
подключением
работы рук и ног)
1
49
Техника плавания
брассом на спине
(передвижение в
полной координации)
1
50
Техника плавания на
боку (подводящие
упражнения с
подключением
работы рук и ног)
1
51
Техника плавания на
боку (передвижение
в полной
координации)
1
52
Техника прыжка в
воду вниз ногами
1
53
Совершенствование
техники прыжка в
воду вниз ногами со
стартовой тумбы
1
54
Совершенствование
техники прыжка в
воду вниз ногами с
небольшой
прыжковой вышки
1
55
Прыжок в воду со
1
Совершенствуют технику
плавания способом «брасс
на груди» (выполняют
упражнения в скольжении
на груди после
отталкивания от бортика; в
скольжении с
последующим
выполнением гребка
руками; в скольжении с
удержанием плавательной
доски на прямых
руках и последующим
выполнением толчка
ногами). Знакомятся с
техникой плавания
способом «брасс на спине»,
находят общие и
отличительные
особенности с техникой
плавания брассом на груди.
Обучаются плаванию
брассом на спине по
учебной дистанции.
Знакомятся с техникой
плавания на боку,
выделяют трудные
элементы при выполнении
гребковых движений
руками и движений ногами.
Обучаются выполнению
подводящих упражнений
на скольжение.
Обучаются технике
плавания на боку в полной
координации по учебной
дистанции.
Знакомятся с техникой
прыжка в воду вниз
ногами, обсуждает
особенности его
выполнения.
Обучаются спрыгиванию с
горки матов с охранением
биомеханической
структуры прыжка в воду
вниз ногами.
Обучаются прыжку в воду
ногами вниз со стартовой
тумбы.
Осуществляют контроль
техники прыжка других
занимающихся, находят
ошибки и предлагают
способы их устранения.
Обучаются прыжку в воду
вниз ногами с небольшой
прыжковой вышки;
контролируют выполнение
других занимающихся
стартовой тумбы и
последующее
преодоление учебной
дистанции одним из
изученных способов
(брасс на спине, на
боку)
Раздел 4. Модуль
«Спортивная и
физическая
подготовка»
13
56
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Плавание 50 м
1
57
Проплывание
дистанции 50 м по
правилам ВФСК ГТО
1
58
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Бег на 60 м и
100 м
1
59
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Бег на 2000 м
(девушки); 3000 м
(юноши)
1
60
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Кросс на 3 км
(девушки); 5 км
(юноши)
1
61
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Бег на лыжах 3
км (девушки); 5 км
1
https://resh.edu.ru/subj
ect/9/10/
Осваивают технику
соревновательных
действий избранного вида
спорта.
Развивают физические
качества в системе базовой
и специальной физической
подготовки.
Готовятся к выполнению
нормативных требований
комплекса ГТО и
демонстрируют приросты в
показателях развития
физических качеств.
Активно участвуют в
спортивных соревнованиях
по избранному виду спорта
Готовятся к выполнению
норм комплекса ГТО на
основе использования
основных средств базовых
видов спорта и спортивных
игр (гимнастка, акробатика,
легкая атлетика, плавание,
(юноши)
62
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Подтягивание
из виса на высокой
перекладине
(юноши);
подтягивание из виса
лежа на низкой
перекладине 90 см
(девушки)
1
63
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Наклон вперед
из положения стоя на
гимнастической
скамье, рывок гири
16 кг
1
64
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Прыжок в
длину с места
толчком двумя
ногами
1
65
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Поднимание
туловища из
положения лежа на
спине, сгибание и
разгибание рук в
упоре лежа на полу
1
66
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Метание
гранаты весом 500 г
(девушки); 700 г
1
лыжная подготовка).
Демонстрируют приросты
в показателях физической
подготовленности и
нормативных требований
комплекса ГТО. Активно
участвуют в соревнованиях
по выполнению
нормативных требований
комплекса ГТО
(юноши)
67
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Челночный бег
3х10 м
1
68
Фестиваль «Мы
готовы к ГТО!»
(сдача норм ГТО с
соблюдением правил
и техники
выполнения
испытаний (тестов) 6
ступени
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
11 КЛАСС
№
п/
п
Тема урока
Количест
во часов
Раздел 1. Знания о
физической культуре
1
Здоровый образ
жизни современного
человека
2
1
Определение
индивидуального
расхода энергии
3
4
1
Физическая культура
и профессиональная
деятельность
человека
1
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/9
/11/
7
Адаптация организма
и здоровье человека
1
Виды
деятельности
Участвуют в
круглом столе.
1) Адаптация
организма к
физическим
нагрузкам как
фактор
укрепления
здоровья
человека.
Участвуют в
коллективной
дискуссии.
Выбирают темы
для дискуссии из
числа
предлагаемых и
обосновывают
причины выбора:
1) Здоровый
образ жизни как
объективный
фактор
укрепления и
сохранения
здоровья.
2) Рациональная
организация
труда как
компонент
здорового образа
жизни.
3) Занятия
физической
культурой как
средство
профилактики и
искоренения
вредных
привычек.
4) Личная
гигиена как
компонент
здорового образа
жизни.
5) Роль и
значение
закаливания в
повышении
защитных
свойств
организма.
6) Банные
процедуры и их
оздоровительное
влияние на
организм
человека.
Анализируют
источники
литературы и
составляют
содержания
выступления по
избранному
вопросу и
распределяют
задания между
членами группы
(анализ и
обобщение
литературных
источников;
подготовка
презентации и
доклада;
подготовка
докладчиков и т.
п.).
Проводят миниисследование.
Разрабатывают
индивидуальную
таблицу
суточного
расхода энергии.
Рассчитывают
суточный расход
энергии исходя
из содержания
индивидуального
режима дня и
сопоставляют
его со
стандартными
показателями
энерготрат.
5
Профилактика
травматизма во время
самостоятельных
занятий
оздоровительной
физической
культурой и спортом
1
6
Оказание первой
помощи при травмах
(вывихи, переломы,
ушибы)
1
7
Оказание первой
помощи при
обморожении,
солнечном и
тепловом ударах
1
Рассчитывают
индивидуальный
расход энергии в
недельном
учебном цикле,
соотносят его с
требованиями
должного объема
двигательной
активности.
Знакомятся с
информацией
учителя об
основных
причинах
возникновения
травм на
занятиях
физической
культурой и
спортом.
Обсуждают и
анализируют
примеры из
личного опыта
возникновения
травм,
предлагают
возможные
способы их
предупреждения.
Обсуждают
общие правила
профилактики
травматизма и
целесообразност
ь их выполнения
во время
самостоятельных
занятий
физической
культурой и
спортом.
Знакомятся с
видами ушибов и
выявляют их
характерные
признаки.
Знакомятся с
общими
правилами
оказания первой
помощи при
ушибах.
Знакомятся с
видами
обморожения,
проявлениями
солнечного и
теплового
ударов.
Знакомятся с
общими
правилами
оказания первой
помощи при
обморожении,
солнечном и
тепловом ударах.
8
Раздел 2. Способы
самостоятельной
двигательной
деятельности
Объективные и
субъективные
признаки утомления
https://resh.edu.ru/subject/9
/11/
5
1
9
Средства
восстановления после
физических нагрузок
и соревновательной
деятельности:
правила организации
и проведения,
основные приемы
1
10
Релаксация в
системной
организации
мероприятий
здорового образа
жизни: дыхательная
гимнастика А.Н.
Стрельниковой
1
11
Релаксация в
системной
организации
мероприятий
здорового образа
жизни:
синхрогимнастика
«Ключ»
1
Знакомятся с
понятием
«релаксация», ее
оздоровительной
и
профилактическо
й
направленность
ю, основными
методами и
процедурами.
Знакомятся с
методом Э.
Джекобсона, его
оздоровительной
и
профилактическо
й
направленность
ю, правилами
организации и
основными
приемами.
Знакомятся с
сеансом
дыхательной
гимнастики, ее
оздоровительной
и
профилактическо
й
направленность
ю, правилами
организации и
проведения.
Разучивают
дыхательные
упражнения,
контролируют
технику
выполнения друг
у друга, находят
ошибки и
предлагают
способы их
устранения.
Выполняют
сеансы
дыхательной
гимнастики и
обсуждают с
одноклассникам
и состояния,
которые они
вызывают.
Знакомятся с
основами
синхрогимнастик
и по методу
«Ключ»,
обсуждают ее
оздоровительну
юи
профилактическу
ю
направленность,
правила
организации и
проведения.
12
Самостоятельная
подготовка к
выполнению
нормативных
требований
комплекса ГТО
1
Знакомятся с
правилами
организации и
планирования
тренировочных
занятий
самостоятельной
подготовкой,
анализируют
особенности
планирования их
содержания и
распределения
по учебным
циклам
(четвертям).
Знакомятся со
способами
определения
функциональной
направленности
тренировочных
занятий,
обсуждают роль
и место
педагогического
контроля в
планировании их
содержания.
Знакомятся с
техникой
выполнения
обязательных и
дополнительных
тестовых
заданий
комплекса ГТО,
обсуждают и
выявляют
сложные их
элементы и
структурные
компоненты.
Составляют план
технической
подготовки,
определяют
объем
необходимого
времени для
разучивания и
совершенствован
ия каждого
тестового
задания.
Обучаются и
совершенствуют
ФИЗИЧЕСКОЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАН
ИЕ
Раздел 1.
Физкультурнооздоровительная
деятельность
13
Упражнения для
профилактики острых
респираторных
заболеваний
https://resh.edu.ru/subject/9
/11/
3
1
Разучивают
упражнения для
профилактики
острых
респираторных
заболеваний и
подбирают для
них
Комплекс
упражнений силовой
гимнастики
(шейпинг)
14
15
1
Комплекс
упражнений на
повышение
подвижности
суставов и
эластичности мышц
(стретчинг)
1
индивидуальную
дозировку.
Знакомятся с
историей
шейпинга как
оздоровительной
системы,
обсуждают
различия и
общность
шейпинга с
атлетической
гимнастикой,
выясняют его
цель и
содержательное
наполнение.
Обсуждают
правила подбора
упражнений и
технику их
выполнения с
учетом
индивидуальных
особенностей
физического
развития и
здоровья.
Разучивают
комплексы
упражнений
силовой
гимнастики и
включают их в
содержание
занятий
кондиционной
тренировкой.
Знакомятся с
историей
стретчинга как
оздоровительной
системой,
выясняют его
цель и
содержательное
наполнение.
Обсуждают
правила подбора
упражнений и
технику их
выполнения с
учетом
индивидуальных
особенностей
физического
развития и
здоровья.
Разучивают
комплексы
упражнений по
программе
стретчинга и
включают их в
содержание
занятий
кондиционной
тренировкой
Раздел 2. Спортивнооздоровительная
деятельность
https://resh.edu.ru/subject/9
/11/
30
16
Техническая
подготовка в футболе
1
17
Тактическая
подготовка в футболе
1
18
Развитие скоростных
и силовых
способностей
средствами игры
футбол
1
19
Развитие
координационных
способностей
средствами игры
футбол
1
20
Развитие
выносливости
средствами игры
футбол
1
21
Совершенствование
техники передачи
мяча в процессе
передвижения с
разной скоростью
1
22
Совершенствование
техники остановки
мяча разными
способами
1
23
Совершенствование
технической и
1
Знакомятся с
выполнением
технических
приемов
известных
футболистов,
обсуждают
тактические
действия и
игровые
комбинации
ведущих команд
страны и мира.
Закрепляют и
совершенствуют
технические
приемы и
тактические
действия в
вариативных
условиях
учебной
деятельности.
Соблюдают
правила игры в
процессе
игровой
деятельности,
принимают
участие в
спортивных
соревнованиях
тактической
подготовки в футболе
в условиях учебной и
игровой деятельности
24
Тренировочные игры
по мини-футболу (на
малом футбольном
поле)
1
25
Тренировочные игры
по футболу (на
большом поле)
1
26
Техническая
подготовка в
баскетболе
1
27
Тактическая
подготовка в
баскетболе
1
28
Развитие скоростных
и силовых
способностей
средствами игры
баскетбол
1
29
Развитие
координационных
способностей
средствами игры
баскетбол
1
30
Развитие
выносливости
средствами игры
баскетбол
1
31
Совершенствование
техники перехвата
мяча, на месте и при
передвижении
1
32
Совершенствование
техники передачи и
броска мяча во время
ведения
1
33
Совершенствование
техники выполнения
штрафного броска
1
Знакомятся с
выполнением
технических
приемов
известных
баскетболистов,
обсуждают
тактические
действия и
игровые
комбинации
ведущих команд
страны и мира.
Закрепляют и
совершенствуют
технические
приемы и
тактические
действия в
вариативных
условиях
учебной
деятельности.
Соблюдают
правила игры в
процессе
игровой
деятельности,
принимают
участие в
спортивных
соревнованиях
34
Совершенствование
технической и
тактической
подготовки в
баскетболе в условиях
учебной и игровой
деятельности
1
35
Тренировочные игры
по баскетболу
1
36
Техническая
подготовка в
волейболе
1
37
Тактическая
подготовка в
волейболе
1
38
Общая физическая
подготовка в
волейболе
1
39
Развитие физических
качеств средствами
игры волейбол
1
40
Развитие физических
качеств средствами
игры волейбол
1
41
Совершенствование
техники нападающего
удара в условиях
моделируемых
игровых ситуаций
1
42
Совершенствование
техники приема мяча
в условиях
моделируемых
игровых ситуаций
1
43
Совершенствование
техники подачи мяча
в условиях учебной
игровой деятельности
1
44
Совершенствование
технической и
тактической
подготовки в
1
Знакомятся с
выполнением
технических
приемов
известных
волейболистов,
обсуждают
тактические
действия и
игровые
комбинации
ведущих команд
страны и мира.
Закрепляют и
совершенствуют
технические
приемы и
тактические
действия
в вариативных
условиях
учебной
деятельности.
Соблюдают
правила игры в
процессе
игровой
деятельности,
принимают
участие в
спортивных
соревнованиях
волейболе в условиях
учебной и игровой
деятельности
45
46
47
Тренировочные игры
по волейболу
Раздел 3. Прикладноориентированная
двигательная
деятельность
Техника безопасности
на занятиях
атлетическими
единоборствами
Техника
самостраховки в
атлетических
единоборствах
1
12
1
1
Техника стоек в
атлетических
единоборствах
48
1
Техника захватов в
атлетических
единоборствах
49
50
1
Техника броска
рывком за пятку в
атлетических
единоборствах
https://resh.edu.ru/subject/9
/11/
1
Знакомятся с
содержанием
атлетических
единоборств и их
приклад ной
направленность
ю, обсуждают
требования к
уровню общей
физической
подготовки и
развития
специальных
физических
качеств.
Рассматривают
образцы техники
самостраховки,
выделяют в них
общие и
отличительные
движения,
определяют
трудность в их
выполнении.
Рассматривают
образцы техники
основных стоек и
захватов в
атлетических
единоборствах,
выделяют в них
общие и
отличительные
движения,
определяют
трудности в их
выполнении.
Разучивают и
тренируются в
парах технике
захвата одежды
соперника под
Техника задней
подножки в
атлетических
единоборствах
51
52
53
1
Техника удержаний в
атлетических
единоборствах
Учебные схватки с
использованием
бросков и
удержанием
1
1
54
Имитационные
упражнения в
защитных действиях
от удара кулаком в
голову
1
55
Развитие силовых
способностей
средствами
атлетических
единоборств
1
локтем,
контролируют ее
выполнение друг
у друга,
выявляют
ошибки и
предлагают
способы их
устранения.
Разучивают и
тренируются в
парах технике
захвата одежды
атакующего на
плечах,
контролируют ее
выполнение друг
у друга,
выявляют
ошибки и
предлагают
способы их
устранения.
Разучивают и
тренируются в
парах технике
захвата одной
рукой одежды
под локтем
соперника,
другой его пояса
спереди,
контролируют ее
выполнение друг
у друга,
выявляют
ошибки и
предлагают
способы их
устранения.
Разучивают в
парах технику
броска по фазам,
анализируют их
выполнение друг
у друга, находят
ошибки и
предлагают
способы их
устранения.
Наблюдают за
выполнением
броска задней
подножки,
Развитие скоростных
способностей
средствами
атлетических
единоборств
56
57
1
Развитие
координационных
способностей
средствами
атлетических
единоборств
1
анализируют ее
технику и
выделяют
основные фазы,
определяют
трудные
элементы и
особенности их
выполнения.
Подбирают
подводящие
упражнения и
разучивают их в
парах,
анализируют
выполнение друг
у друга и
находят ошибки,
предлагают
способы их
устранения.
Разучивают в
парах технику
задней подножки
по фазам,
анализируют ее
выполнение друг
у друга, находят
ошибки и
предлагают
способы их
устранения.
Знакомятся с
образцом
защитных
действий от
удара кулаком в
голову,
наблюдают за их
выполнением,
выделяют
основные фазы и
трудные
элементы.
Разучивают в
парах технику
защитных
действий по
фазам,
анализируют ее
выполнение друг
у друга, находят
ошибки и
предлагают
способы их
устранения.
Разучивают в
парах и
закрепляют
технику
выполнения
защитных
действий от
удара кулаком в
голову.
Совершенствуют
технику
выполнения
защитных
действий от
удара кулаком в
голову с
последующим
удержанием
партнера
58
Раздел 4. Модуль
«Спортивная и
физическая
подготовка»
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Бег на 60 м и
100 м
https://resh.edu.ru/subject/9
/11/
11
1
59
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Бег на 2000 м
(девушки); 3000 м
(юноши)
1
60
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Кросс на 3 км
(девушки); 5 км
(юноши)
1
61
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Бег на лыжах 3
км (девушки); 5 км
(юноши)
1
Осваивают
технику
соревновательны
х действий
избранного вида
спорта.
Развивают
физические
качества в
системе базовой
и специальной
физической
подготовки.
Готовятся к
выполнению
нормативных
требований
комплекса ГТО и
демонстрируют
приросты в
показателях
развития
физических
качеств.
Активно
участвуют в
спортивных
соревнованиях
по избранному
62
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Подтягивание из
виса на высокой
перекладине
(юноши);
подтягивание из виса
лежа на низкой
перекладине 90 см
(девушки)
1
63
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Наклон вперед
из положения стоя на
гимнастической
скамье, рывок гири 16
кг.
1
64
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО: Прыжок в длину
с места толчком
двумя ногами
1
65
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Поднимание
туловища из
положения лежа на
спине, сгибание и
разгибание рук в
упоре лежа на полу
1
66
Правила и техника
выполнения
норматива комплекса
ГТО. Метание
гранаты весом 500 г
(девушки), 700 г
(юноши)
1
67
Правила и техника
выполнения
1
виду спорта
Готовятся к
выполнению
норм комплекса
ГТО на основе
использования
основных
средств базовых
видов спорта и
спортивных игр
(гимнастка,
акробатика,
легкая атлетика,
плавание,
лыжная
подготовка).
Демонстрируют
приросты в
показателях
физической
подготовленност
и и нормативных
требований
комплекса ГТО.
Активно
участвуют в
соревнованиях
по выполнению
нормативных
требований
комплекса ГТО
норматива комплекса
ГТО. Челночный бег
3х10 м
68
Фестиваль «Мы
готовы к ГТО!»
(сдача норм ГТО с
соблюдением правил
и техники
выполнения
испытаний (тестов) 6
или 7 ступеней
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
68