РП Основы религиозных культур и светсткой этики.7.2

ПРИЛОЖЕНИЕ
к а д а п т и р о ва н н о й основной
образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ – Гимназия № 45,
Приказ № 95/1-од от 30.08.24

АДАПТИОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(7.2)
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

г. Екатеринбург, 2024 год
Адаптирвоанная рабочая программа по предметной области (учебному

предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с
ОВЗ, а также программы воспитания.
Программа по предметной области (учебному предмету) «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы ОРКСЭ, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
ОРКСЭ, характеристику психологических предпосылок к его изучению
младшими школьниками с ЗПР, место ОРКСЭ в структуре учебного плана.
Планируемые

результаты

освоения

программы

ОРКСЭ

включают

личностные, метапредметные, предметные результаты за период обучения.
Здесь же представлен перечень универсальных учебных действий (УУД) —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами предметной области (учебного предмета) «Основы
религиозных культур и светской этики» с учётом возрастных особенностей
четвероклассников.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
В тематическом планировании отражено программное содержание по всем
разделам (темам) курса; раскрывается характеристика основных видов
деятельности обучающихся при изучении той или иной темы.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптирвоанная рабочая программа по предметной области (учебному
предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» отражает вариант
конкретизации требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ по ОРКСЭ
и обеспечивает его содержательную составляющую. Предметная область
ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики». В соответствии с федеральным законом
«Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87) выбор модуля осуществляется по
заявлению

родителей

(законных представителей)

несовершеннолетних

обучающихся.
Цели, задачи, особенности учебного предмета
«Основы православной культуры и православной этики».
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося с ЗПР мотивации к
осознанному нравственномуповедению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами модуля «Основы православной культуры и светской
этики» являются:
-

знакомство обучающихся с основами светской этики по выбору
родителей;

-

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;

-

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, формирование
ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и
культурных особенностей и потребностей семьи;

-

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
3

разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений
о российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.
Деятельностный

подход,

основывающийся

на

принципе

диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания
курса являются психологические особенности детей, завершающих
обучение

в

начальной

любознательность,

школе:

принятие

интерес

авторитета

к

социальной

взрослого.

жизни,

Психологи

подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность
эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро
реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других
людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и
оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов
существования в социуме и принятию их как руководства к собственному
поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские
сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть
уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни,
связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм,
обсуждение

конкретных

жизненных

ситуаций,

дающих

образцы

нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей
по основам религиозных культур не предусматривается подготовка
4

обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике
в религиозной общине (Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 №08250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»).
На изучение учебного предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по
каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и
специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат
перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся с ЗПР, независимо от изучаемого модуля. Поскольку
предмет изучается один год (4 класс), то все результаты обучения
представляются за этот период. Целью ОРКСЭ является формирование у
обучающегося с ЗПР мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с ЗПР с основами православной и светской этики
по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся с ЗПР о значении нравственных
норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся с ЗПР к общению в полиэтничной,
разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога.
Коммуникативный

подход

к

преподаванию

предмета

ОРКСЭ

предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
5

требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить

адекватные

вербальные

средства

передачи

информации

и

рефлексии. Особенности речевого и познавательного развития детей с ЗПР
определяют

необходимость

при

данном

подходе

дополнительного

использования смысловых опор, речевых шаблонов, планов речевого
высказывания. Обязательным компонентом уроков должна стать словарная
работа по выяснению лексического значения новых/малознакомых слов и
расширению словарного запаса. В некоторых случаях возможна адаптация
речевого материала, упрощение сложности текстов и их объема.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности,
осуществляется

в

процессе

активного

взаимодействия

обучающихся,

сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость
детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность,

остро

реагировать

как

на

доброжелательность,

отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости,
нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо
учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные
философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание
должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной
жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических
норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы
нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по
6

основам

религиозных

культур

не

предусматривается

подготовка

обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в
религиозной общине (Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О
введении учебного курса ОРКСЭ»).
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указание
количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного модуля, характеристику основных видов деятельности учащихся, в
том

числе

с учётом

рабочей

программы

воспитания,

возможность

использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных
ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю
(34 ч).

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение,

прикладное

искусство),

православный

календарь.

Праздники.

Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как
одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре
Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль
гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник
российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время.
Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали.
Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты:
-

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;

-

формировать

национальную

и

гражданскую

самоидентичность,

осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
-

понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;

-

понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;

-

осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой религии;

-

строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников
к религии или к атеизму;

-

соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов

России,

терпимость

к

представителям

разного

вероисповедания;
-

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять

в

повседневной

жизни

доброту,

справедливость,

доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
-

понимать

необходимость

обогащать
9

свои

знания

о

духовно-

нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других
людей;
-

понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
-

овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

-

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-

совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных

ситуациях;

уметь

подбирать

и

использовать

соизмеримые с ситуацией речевые средства и средства информационнокоммуникационных

технологий

для

решения

различных

коммуникативных и познавательных задач;
-

совершенствовать

умения

в

области

работы

с

информацией,

осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
-

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии
с задачами коммуникации;

-

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
10

-

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-

совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умений

договариваться

о

распределении

ролей

в

совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
-

ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества —

мораль,

этика,

этикет,

справедливость,

гуманизм,

благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
-

использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях

и

светской

этике

(наблюдение,

чтение,

сравнение,

вычисление);
-

применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе
изучаемого фактического материала;

-

признавать

возможность

существования

разных

точек

зрения;

обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
-

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.

Работа с информацией:
-

воспроизводить на доступном уровне прослушанную (прочитанную)
информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии
и/или к гражданской этике;

-

использовать под руководством педагога разные средства для
11

получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей
(текстовую, графическую, видео);
-

находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);

-

анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.

Коммуникативные УУД:
-

использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных

притч,

сказаний,

произведений

фольклора

и

художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
-

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

-

создавать после совместного анализа небольшие тексты-описания,
тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственноэтических идей, представленных в религиозных учениях и светской
этике.

Регулятивные УУД:
-

соблюдать

этические

нормы

и

дисциплинарные

требования,

корректировать свое поведение в соответствии с правилами, в ответ на
замечание;
-

проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях;

контролировать

состояние

своего

здоровья

и

эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
-

проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
12

ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
-

анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);

-

выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;

-

проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.

Совместная деятельность:
-

выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;

-

владеть

умениями

договариваться,

совместной

руководить;

деятельности:

терпеливо

и

подчиняться,

спокойно

разрешать

возникающие конфликты;
-

готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному
и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.

Предметные результаты
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося с
ЗПР:
-

выражать своими словами первоначальное понимание сущности
13

духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности
(при необходимости с использованием плана речевого высказывания);
-

выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры по образцу;

-

выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;

-

рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах христианской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;

-

раскрывать

с

помощью

педагогического

работника

основное

содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции
(любовь,

вера,

милосердие,

прощение,

покаяние,

сострадание,

ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с
грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных
Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского
нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в
православной христианской традиции;
-

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;

-

раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные
представления о мировоззрении (картине мира) в православии,
вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе
Христе как Спасителе, Церкви;

-

рассказывать по плану о Священном Писании Церкви — Библии
(Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах,
святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях,
14

молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения,
Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в
православной традиции;
-

рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве
православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы,
иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;

-

рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;

-

раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей
к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам;
православных семейных ценностей;

-

распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;

-

рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;

-

излагать с опорой на план основные исторические сведения о
возникновении

православной

религиозной

традиции

в

России

(Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в
становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
-

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые
места), оформлению и представлению её результатов;

-

приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых
с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
15

установку личности, поступать согласно своей совести;
-

выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества
как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание

российского

общенародного

(общенационального,

гражданского) патриотизма, любви к Оте­честву, нашей общей
Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
-

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

-

выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.

Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
-

выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности
(при необходимости с использованием плана речевого высказывания);

-

выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры по образцу;

-

выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
16

-

рассказывать по плану о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека
и гражданина в России;

-

раскрывать

с

помощью

педагогического

работника

основное

содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и
достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро,
человеколюбие,

милосердие,

добродетели,

патриотизм,

труд)

в

отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое
правило нравственности»;
-

высказывать

суждения

оценочного

характера

о

значении

нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и
государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета,
приводить примеры;
-

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;

-

раскрывать

своими

словами

первоначальные

представления

об

основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к
Родине,

российский

патриотизм

и

гражданственность,

защита

Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества;
уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь
к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
-

рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти
народа, общества; российских праздниках (государственные, народные,
религиозные, семейные праздники); российских государственных
праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных
17

праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных
праздников в жизни человека, семьи;
-

раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье
на основе российских традиционных духовных ценностей (семья —
союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной
жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о
детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных
семейных ценностей;

-

распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской
государственности,

законов

в

российском

обществе,

законных

интересов и прав людей, сограждан;
-

рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду,
трудящимся, результатам труда;

-

рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;

-

раскрывать основное содержание российской светской (гражданской)
этики

на

примерах

образцов

нравственности,

российской

гражданственности и патриотизма в истории России;
-

объяснять своими словами на доступном уровне роль светской
(гражданской) этики в становлении российской государственности;

-

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского
общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её
результатов;

-

приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых
18

с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики
и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
-

выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества
как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание

российского

общенародного

(общенационального,

гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
-

называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;

-

выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской)
этике.

19

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» 4 КЛАСС
Модуль «Основы православной культуры»

№

Тема

1

Россия — наша Родина

Колво часов

п/п

2
3
4

5
6

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

ЦОС «Моя школа»

2

ЦОС «Моя школа»

Во что верят православные
христиане
Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к
ближнему
Отношение к труду. Долг и
ответственность

4

ЦОС «Моя школа»

4

ЦОС «Моя школа»

2

ЦОС «Моя школа»

Милосердие и сострадание

2

Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию

https://easyen.ru/l
oad/orkseh/294

ЦОС «Моя школа»
https://m.edsoo.ru /7f410de8

7
8
9

10

Православие в России
Православный храм и другие
святыни
Символический язык
православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство),
православный календарь.
Праздники
Христианская семья и её
ценности

5

ЦОС «Моя школа»

3

ЦОС «Моя школа»

5

ЦОС «Моя школа»

3

ЦОС «Моя школа»
https://m.edsoo.ru /7f410de8

20

11

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа
России
Всего:

4

ЦОС «Моя школа»

34

Модуль «Основы светской этики»
№

Тема

1

Россия — наша Родина

Колво часов

п/п

2. Этика и её значение в жизни человека. Нормы
морали.Нравственные ценности, идеалы,
принципы
3.

4.

5.

Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской
гражданской этики
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек
Праздники как одна из форм
исторической памяти

1

ЦОС «Моя школа»

8ч.

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net

1ч.

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net

8ч.
2ч.

6.

Семейные ценности. Этика семейных
отношений

1ч.

7.

Трудовая мораль. Нравственные
традиции предприниматель ства

3ч.
6ч.

8. Что значит быть нравственным в наше
время.Методы
нравственного
самосовершенств ования
2ч.
9.

10.

Этикет
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонациональ ного и
многоконфессио нального народа
России
Итого по программе

21

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2ч.

34
часа.

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».