ПРИЛОЖЕНИЕ к а д а п т и р о в а н н о й основной образовательной программе начального общего образования, утверждённой приказом директора МАОУ – Гимназия № 45, Приказ № 95/1-од от 30.08.24 АДАПТИОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (7.2) ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» г. Екатеринбург, 2024 Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности составлена на основе ФГОС НОО, в соответствии с АООП НОО ЗПР МАОУ «Гимназия № 45» с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Программе воспитания. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с ЗПР и условий, необходимых для достижения личностных, метапредментных и предметных результатов 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Функциональная грамотность» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (от 19 декабря 2014 г. N 1598), требований к результатам, обозначенных в ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2), Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся с ЗПР, сформулированные в рабочей программе воспитания. Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности, особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ЗПР, а так же направлена на обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Содержание предмета «Функциональная грамотность» формирует у детей с ЗПР вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности 3 личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность способствует вести реальные наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности, рассказывать о проведенных наблюдениях, сравнивать и устанавливать общие и отличительные признаки предметов, делать выводы под руководством учителя. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности предмета «Функциональная грамотность» Основная цель создание условий для развития функциональной грамотности. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся с ЗПР к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся с ЗПР способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут основываясь на их жизненный опыт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся с ЗПР способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с 4 помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: поддерживать учебную деятельность обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений; формировать умения представлятьинформациюоб объектах реальной действительности различными способами (числа, таблицы, текст, рисунок). Коррекционно-развивающие задачи: корректировать отдельные стороны психической деятельности и личностной сферы; формировать учебную мотивацию, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизировать психоэмоциональное состояние, формировать позитивное отношение к своему "Я", повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность, формировать навыки самоконтроля; развивать речевую деятельность, формировать коммуникативные навыки, расширять представления об окружающей действительности; формировать и развивать различные виды устной речи (разговорно-диалогическая, описательно-повествовательная); обогащать и развивать словарь, уточнять значения слов, системность, формировать семантические поля; корректировать индивидуальные пробелы в знаниях; укреплять здоровье, корректировать недостатки психомоторной и эмоционально-волевых сфер; развивать общую и речевую моторики. 5 В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2) учебный курс «Функциональная грамотность» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Данный учебный курс представлен в учебном плане 1-3 классов в объёме 1 часа в неделю Общее количество на уровне начального общего образования 1 класс- 33 часа, 1 дополнительный класс- 33 часа, 2,3 классы-34 часа. 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО МОДУЛЯМ НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 КЛАСС Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. 2 КЛАСС Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахожде ние их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр 7 окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 КЛАСС Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» Программа обеспечивает метапредметных результатов. достижение 8 предметных, личностных, В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные новообразования, которые включают: - внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца "хорошего ученика"; - мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентацию на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей (законных представителей); - способность к оценке своей учебной деятельности; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение; - ориентацию на самостоятельность, активность, социальнобытовую езависимость в доступных видах деятельности; - принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; - овладевать начальныминавыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; 9 - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; - овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу; - планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: 1 класс - способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, 10 расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2 класс - способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - способность различать тексты различных жанров и типов; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. 3 класс - способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - способность различать тексты различных жанров и типов; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: 1 класс способность формулировать,применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. 2 класс - способность формулировать,применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. 3 класс - способность формулировать,применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - 11 - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: 1 класс - понимание и правильное использование экономических терминов; - представление о роли денег в семье и обществе; - умение характеризовать виды и функции денег; - знание источников доходов и направлений расходов семьи; - умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; - определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; - проведение элементарных финансовых расчѐтов 2 класс - понимание и правильное использование экономических терминов; - представление о банковских картах; - умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; - представление о различных банковских услугах; - проведение элементарных финансовых расчѐтов. 3 класс - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: 1 класс – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания 2 класс – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для 12 распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 3 класс – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС (33 часа) Наименование разделов и тем программы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Блок «Читательская грамотность» 1 Количеств о часов 1 Виталий Бианки « Лис и мышонок» 1 http://schoolcollektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 2 Русская народная сказка. «Мороз и заяц» 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 http://www.metodkabinet .eu/ 3 4 5 Владимир Сутеев. «Живые грибы» Геннадий Цыферов. «Петушок и солнышко» Михаил Пляцковский «Урок дружбы» Грузинская сказка. «Лев и заяц» 7 Русская народная сказка. «Как лиса училась летать» Евгений Пермяк. «Четыре брата» Всего по разделу 6 8 Блок «Математическая грамотность» 1 9 Про курочку Рябу, золотые и простые яйца Про козу, козлят и капусту 11 Про петушка и жерновцы 1 8 12 1 Как петушок и курочки делили бобовые 1 14 http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main http://school collektion.edu/ru зѐрнышки https://uchi.ru/teachers/lk /main 13 Про наливные яблочки 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 14 Про Машу и трѐх медведей 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 15 Про старика, старуху, волка и лисичку 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 16 Про медведя, лису и мишкин мѐд 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main Всего по разделу 8 Блок «Финансовая грамотность» 17 За покупками 1 18 Находчивый Колобок 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main http://www.nachalka.com /biblioteka 19 20 День рождения Мухи- Цокотухи 1 «Буратино и карманные деньги» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka http://www.nachalka.com /biblioteka 21 «Кот Василий продаѐт молоко» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 22 «Лесной банк» 1 15 23 «Как мужик и медведь прибыль делили» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 24 «Как мужик золото менял» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka Всего по разделу 8 Блок «Естественно-научная грамотность» 25 «Как Иванушка хотел попить водицы» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 26 «Пятачок, Винни- Пух и воздушный шарик» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 27 «Про репку и другие корнеплоды» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 28 29 «Плывѐт, плывѐт кораблик» «Про Снегурочку и превращения воды» 30 «Как делили апельсин» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 31 «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 32 «Иванова соль» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 33 Владимир Сутеев. «Яблоко» Всего по разделу 9 ИТОГО 33 16 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (33 часа) Наименование разделов Кол Электронные и (цифровые) тем программы во часов образовательные ресурсы Блок «Читательская грамотность» 1 1 Виталий Бианки « Лис и мышонок» 1 http://schoolcollektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 2 Русская народная сказка. «Мороз и заяц» 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main Владимир Сутеев. «Живые грибы» Геннадий Цыферов. «Петушок и солнышко» Михаил Пляцковский «Урок дружбы» 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК Грузинская сказка. «Лев и заяц» 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 http://www.metodkabinet .eu/ 3 4 5 6 7 Русская народная сказка. «Как лиса училась летать» Евгений Пермяк.«Четыре брата» Всего по разделу 8 Блок «Математическая грамотность» 8 9 Про курочку Рябу, золотые и простые яйца Про козу, козлят и капусту 1 1 11 Про петушка и жерновцы 12 1 Как петушок и курочки делили бобовые зѐрнышки 1 17 http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 13 Про наливные яблочки 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 14 Про Машу и трѐх медведей 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 15 Про старика, старуху, волка и лисичку 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 16 Про медведя, лису и мишкин мѐд 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main Всего по разделу 8 Блок «Финансовая грамотность» 17 18 За покупками 1 Находчивый Колобок http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 19 День рождения Мухи- Цокотухи 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 20 «Буратино и карманные деньги» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 21 «Кот Василий продаѐт молоко» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 22 23 «Лесной банк» 1 «Как мужик и медведь прибыль делили» 1 18 http://www.nachalka.com /biblioteka 24 «Как мужик золото менял» 1 Всего по разделу 8 http://www.nachalka.com /biblioteka Блок «Естественно-научная грамотность» 25 «Как Иванушка хотел попить водицы» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 26 «Пятачок, Винни- Пух и воздушный шарик» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 27 «Про репку и другие корнеплоды» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 28 «Плывѐт, плывѐт кораблик» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 29 «Про Снегурочку и превращения воды» 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka «Как делили апельсин» 30 31 «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» «Иванова соль» 32 33 Владимир Сутеев. «Яблоко» Всего по разделу 9 ИТОГО 33 2 КЛАСС (34 часа) 1 1. 2 Наименование разделов и тем программы Кол Электронные (цифровые) во часов образовательные ресурсы 1 http://www.nachalka.com /biblioteka Михаил Пришвин. Беличья память Про беличьи запасы 1 19 http://www.nachalka.com /biblioteka 3 Беличьи деньги 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 4 Про белочку и погоду 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 5 И. Соколов- Микитов. В берлоге 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 6 Медвежье потомство 1 7 Повреждѐн- ные и фальшивые деньги 1 Mеtodkabinet.eu: информационнометодический кабинет http://www.metodkabinet .eu/ Mеtodkabinet.eu: информационнометодический кабинет http://www.metodkabinet .eu/ Mеtodkabinet.eu: информационнометодический кабинет http://www.metodkabinet .eu/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main Mеtodkabinet.eu: информационнометодический кабинет http://www.metodkabinet .eu/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 8 Лесные сладкоежки 1 9 Лев Толстой. Зайцы 1 10 Про зайчат и зайчиху 1 11 Банковская карта 1 20 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 12 Про Зайчишку и овощи 1 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 13 Николай Сладков. Весѐлая игра 1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk /main 14 15 Лисьи забавы Безопасность денег на банковской карте 1 16 Лисьи норы 1 17 Обыкновенные кроты 1 18 Про крота 1 19 Про кредиты 1 20 1 21 Корень – часть растения Эдуард Шим. Тяжкий труд 22 Про ежа 1 23 Про вклады 1 1 21 http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk » http://school collektion.edu/ru https://uchi.ru/teachers/lk http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ 24 25 26 Занимательные особенности яблока Полевой хомяк 1 1 Про полевого хомяка 1 27 Ловушки для денег 1 28 Про хомяка и его запасы 1 29 Про бобров 1 30 Бобры- строители 1 31 Такие разные деньги 1 32 Материал для плотин 1 33 Позвоноч- ные животные 1 34 Встреча друзей 1 ИТОГО: http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ http://www.metodkabinet .eu/ 34 3 КЛАСС (34 часа) № п/п Тема Кол- во Электронные часов (циф ровые) образовательные ресурсы 1. Про дождевого червяка 1 Библиотека ЦОК 2 Дождевые черви 1 Библиотека ЦОК 3 Кальций 1 Библиотека ЦОК 4 Полезный кальций 1 Библиотека ЦОК 5 Сколько весит облако? 1 Библиотека ЦОК 6 Про облака 1 Библиотека ЦОК 7 Хлеб – всему голова 1 Библиотека ЦОК 8 Про хлеб и дрожжи 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 22 9 Про мел 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 10 Интересное вещество – мел 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 11 Про мыло 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 12 Чем интересно мыло и как оно «работает» 13 История свечи 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 14 Про свечи 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 15 Магнит 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 16 Волшебный магнит 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 17 Проверь себя 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 18 Что такое «бюджет»? 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 19 Расходы и доходы бюджета 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 20 Семейный бюджет 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 21 Планируем семейный бюджет 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 22 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 23 24 Подсчитыва- ем семейный доход Откуда в семье берутся деньги? 23 25 26 27 28 Пенсия и социальные пособия Пенсии и пособия 1 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш Подсчитыва- ем случайные (нерегуляр- ные) доходы На что тратятся семейные деньги? Виды расходов 1 1 1 http://www.nachalka.com /biblioteka http://www.nachalka.com /biblioteka http://www.nachalka.com /biblioteka http://www.nachalka.com /biblioteka 29 Подсчитыва- ем расходы 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 30 На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 31 Расходы на обязательные платежи 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 32 Как сэкономить семейные деньги? 1 http://www.nachalka.com /biblioteka 33 34 Подсчитыва- ем сэконом- ленные деньги Проверь себя 1 1 ИТОГО 34 24