ПРИЛОЖЕНИЕ к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, утверждённой приказом директора МАОУ – Гимназия № 45, Приказ№ 95/1-од от 30.08.24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (вариант 7.2) КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» г. Екатеринбург, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с задержкой психического развития на уровне начального общего образования (далее – рабочая программа) является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) МАОУ- «Гимназия №45» Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР, с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР. Для реализации рабочей программы используются труды психологов, работающих по проблеме коррекции задержки психического развития (Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова, Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» Программа включает в себя 4 направления: диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление трудностей и ресурсов детей с задержкой психического развития и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- педагогической помощи в условиях Школы-интерната; коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся; консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с задержкой психического развития и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Формы проведения коррекционных занятий: корреционно-развивающие занятия проводятся в групповой и/или индивидуальной форме. Формы оценки результатов работы: - диагностика (1 дополнительный класс,1-4 классы) 2 Цель и задачи курса Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Задачи курса: • формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; • коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, формирование навыков самоконтроля; • гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у обучающегося позитивного отношения к собственному «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности; • освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения; • развитие способности к эмпатии, сопереживанию; • формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе; • предупреждение школьной и социальной дезадаптации; • оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками; • становление сферы жизненной компетенции; • стимулирование интереса к себе и социальному окружению. Особенности построения курса Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули: 1. Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного обучения. 2. Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций. 3. Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими. 4. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации. 5. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов. Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся. 3 Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями младшего школьника с ЗПР. Учитывая характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, сниженные возможности эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и бланковых материалов, а также предусматривает наличие динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности. При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной работы, как работа в группе с использованием элементов тренинговых занятий; ведение структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные, словесные); работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление социальных историй; отработка простых приемов и техник релаксации; работа в тетрадях, на специальных бланках с заданиями. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса Диагностическое направление работы педагога-психолога предполагает получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и динамике развития младших школьников с ЗПР, позволяет оценивать результаты освоения обучающимися коррекционно-развивающего курса. Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся. Мониторинг уровня адаптации к образовательной среде: • Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (методика О.А. Ореховой); • определение школьной адаптации (анкета по Л.Л. Венгер и С.А. Бугрименко); 4 • анкетирование педагогов, родителей; • Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан); • Определение эмоционального отношения к школе, методика «Школа зверей» (Панченко С.); • определение мотивации к школьному обучению (М.Р. Гинзбург); • методика «Эмоциональная близость к учителю» (методика Р. Жиля); • Проективная методика «Я в школе» (методика Р.В. Овчаровой) • психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности. Мониторинг уровня развития регулятивной сферы: • методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (адаптированный вариант для детей с ЗПР «Графический узор» Н.В. Бабкиной); • методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.; • Тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой; • надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина); • анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности; • психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности; • метод экспертных оценок. Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы: • анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития коммуникативных навыков младших школьников; • психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности; • метод экспертных оценок; • социометрия. Мониторинг уровня развития познавательной сферы: • «10 слов» А.Р. Лурия; • задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте; • «Последовательные картинки»; • предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах; • «Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант; • простые аналогии. Место курса в учебном плане В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ адаптированная образовательная программа начального общего образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы. 5 Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. Класс 1 класс 1 дополнительный класс 2 класс 3 класс 4 класс Количество часов в неделю 2 Количество учебных недель 33 Всего часов за учебный год 2 33 66 2 2 2 34 34 34 68 68 68 336 часов за курс 6 66 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного обучения Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе. Формирование внутренней позиции школьника. Формирование понимания школьных правил. Работа с правилами: дифференциация школьных правил «чего нельзя делать» и правил «что нужно делать». Развитие навыков самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и учебной мотивации. Развитие мотивации общения в отношении одноклассников. Развитие понимания отличий между собой и другим. Формирование умения принимать особенности другого. Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Формирование основ рефлексивной позиции. Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до завершения. Развитие умения работать в парах. Формирование навыков совместной деятельности. Формирование адекватного отношения к учебной неудаче, ошибкам. Формирования отношения к ошибке как к ресурсу (учимся на ошибках, ошибки-помощники). Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Знакомство с образцом и правилом, копирование образца. Умение следовать инструкции в простых игровых заданиях. Ориентировка в схеме тела (выше/ниже, сверху/снизу, над/под, лево/право). Ориентировка на листе бумаги (верх/низ, право/лево). Ориентировка в пространстве помещения: определение пространственного расположения объектов (ближе/дальше, справа/слева относительно какого-либо ориентира). Подвижные игры на перемещение в клеточном поле по инструкции (один шаг вперед, три шага влево и т. д.). Ориентировка на пространстве листа бумаги: задание на перемещение в клеточном поле по инструкции. Ориентировка в пространстве помещения школы: построение маршрута передвижения. Конструирование по наглядно предъявляемому образцу. Развитие слухового внимания на материале игровых упражнений с использованием словесных команд. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиск ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу. Развитие пространственной ориентировки, навыков сосредоточения и устойчивости внимания на материале графических диктантов, прохождение лабиринтов по заданному маршруту. Развитие способности анализировать простые закономерности: продолжи ряд, закончи узор. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти: упражнения на 7 запоминание 5 – 6 объектов без учета расположения. Развитие слуховой памяти, повторение последовательности неречевых заданных звуков (барабан, колокольчик и т. п.). Развитие зрительно-моторной и слухо-двигательной памяти. Развитие мышления: функции сравнения, анализа и синтеза на наглядном материале (найди отличия, сделай одинаковым); функция классификации (разделение объектов на группы по цвету, форме, размеру). Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Знакомство с понятием дружба; отработка умения присоединяться к группе одноклассников с использованием игр, стимулирующих взаимодействие со сверстниками. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). Способы знакомства; научить детей правильно представлять себя в процессе знакомства; отработка следующих навыков: «Умение знакомиться», «Умение начать разговор», «Умение закончить разговор», «Умение присоединиться к группе», «Умение реагировать на неудачу», «Умение принять отказ». Какое поведение помогает дружбе, какое разрушает дружбу. Позитивные формы дружеского поведения; отработка следующих навыков: «Умение справляться с давлением группы», «Умение отвечать на провокации», «Умение справляться со своими эмоциями». Способы попросить прощения; отработка следующих навыков: «Умение извиняться», «Умение понимать чувства другого». Умение помогать другому и принимать помощь самому; способы просить других о помощи и благодарить за помощь; отработка следующих навыков: «Умение предложить помощь другу», «Умение просить о помощи». Совместная работа и ее польза, распределение обязанностей при выполнении общей работы. Расширение поведенческого репертуара, обогащение опыта общения со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с правилами сотрудничества, развитие способности договорится с партнером по общению о совместных действиях. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, стыд), особенности их проявления, средства и невербального выражения эмоций, способы адекватного выражения эмоций. Развитие умения идентификации своих чувств и чувств других людей. Развитие умения вербализовывать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния другого. Ознакомление с неречевыми сред¬ствами выражения эмоций. Ознакомление с понятием «жесты». Развитие умения анализировать значение эмоциональноэкспрессивных неречевых средств. Развитие и отработка навыков оказания эмоциональной поддержки. Развитие умения идентификации и дифференциации эмоций незнакомых людей. Развитие умения выявлять 8 основные признаки эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях. Развитие умения анализировать причины возникновения разных эмоций. Развитие умения анализировать характерные проявления разных эмоций. Развитие способности к саморегуляции эмоциональных проявлений. Формирование способности к изменению стратегии собственного поведения с ориентацией на эмоциональное состояние ближнего. Расширение репертуара способов социально приемлемого выражения эмоциональных реакций. Развитие умения поддерживать эмоционально-позитивные отношения с окружающими. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Формирование произвольности двигательной регуляции. Оптимизация тонуса мышц. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Формирование двигательной памяти. Развитие навыков удержания программы. Развитие двигательного контроля. Снижение импульсивности. Развитие межполушарного взаимодействия. Формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Развитие умения произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении. Развитие умения различать и сравнивать мышечные ощущения. Развитие общей координации. Развитие навыков контроля равновесия собственного тела. Развитие целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие навыков самоконтроля действий и поведения. Развитие умения удерживать инструкцию и точного ее выполнять. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу. Развитие навыков составления программы: составление плана действий при помощи графических символов. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Увеличение объема внимания, развитие переключения внимания: графический диктант (двухцветный вариант) по нарисованному образцу. Поиск ходов лабиринтов с опорой на план. Пространственная ориентировка на листе бумаги: работа со схемами планов помещений, пространственными терминами между, над/под, из-за/из-под, слева/справа, ближе/дальше, выше/ниже. Поиск объекта по плану. Развитие конструктивной деятельности. Конструирование узоров из кубиков «Сложи узор» (4 кубика). Развитие визуальной и аудиально памяти (5–6 объектов) с учетом расположения, игра «Снежный ком». Развитие зрительно-моторной координации. Копирование по точкам, задание на продолжение узора. Упражнения на конструирование («Сложи узор» из 4 кубиков). Развитие функции анализа зрительного объекта, 9 выделение деталей, синтезирование объекта. Развитие функции анализирующего наблюдения (анализ сюжетов со скрытым смыслом). Развитие аналитико-синтетической деятельности: задания на установление закономерности в ряду объектов. Упражнения «Продолжи ряд», «Девятая клеточка». Развитие конструктивной деятельности (на материале игры «Танграм» и подобных ей), вербальный анализ пространственного расположения деталей объекта. Развитие слухо-моторной координации (графические диктанты). Пространственная ориентировка: поиск ходов лабиринтов с опорой на план. Простейшие обобщения: продолжи числовой ряд, продолжи закономерность, дорисуй девятое. Простейшие обобщения: выделение лишнего объекта из ряда (4-ый лишний). Развитие мышления (функция сравнения). Сопоставление признаков наглядно предъявляемых объектов. Выделение признаков сходства и различия объектов. Развитие мышления (функция классификации). Группировка объектов по самостоятельно найденному основанию. Умение словесно обозначать группу объектов. Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие самосознания детей, их самовосприятия и чувства уверенности. Развитие навыков самопрезентации. Формирование основ рефлексивной позиции. Средства «невербального общения»: мимика, жесты, поза, интонация. Представление о том, как устроено общение, научить определять на примере жизненных ситуаций и диалогов начало общения (вступление в контакт), собственно общение и завершение общения (выход из контакта). Способы начать общение, правила знакомства, дифференциация слов, используемых при приветствии и обращении к взрослому человеку и сверстнику. Способы закончить общение, дифференциация слов, используемых при прощании со взрослым человеком и сверстником. Условия успешного общения: внимание к партнеру по общению (настроение, физическое состояние, готовность к общению), уважение к мнению собеседника, дистанция для комфортного общения в разных ситуациях, понимание средств невербального общения во время общения и их использование. Развитие у детей навыков общения в ситуации с просьбой: установление контакта, четкое изложение просьбы, интонация, использование вежливых слов и жестов. Право на отказ в ситуации просьбы, принятие ситуации отказа. Развитие навыков общения в ситуации вежливого отказа. Развитие у детей навыков общения в ситуациях, когда необходимо извиниться. Определение правил совместной работы, применение правил совместной работы на практике. Выделение причин, помогающих и мешающих работать вместе слаженно. Обучение детей способности прислушиваться к словам собеседника, определять главный смысл услышанного. 10 Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Формирование представления о внутреннем мире человека, его переживаниях, настроении, эмоциях; развитие умения распознавать настроение по внешним признакам; связь переживаний человека с определенными обстоятельствами. Развитие представлений о важности вежливой речи для общения; побуждение к осмыслению нравственной стороны речевого обращения к окружающим, к осознанию, что словом можно порадовать обидеть или человека; развитие умения и желания вежливо и приветливо общаться со сверстниками и взрослыми. Расширение знаний о способах улучшить настроение; закрепление позитивного отношения к своему «Я»; развитие чувства эмпатии. Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях, приемах, позволяющих успокоиться, ввести понятие «тайм-аут». Тренировка умения останавливаться, регулировать свое негативное поведение (брать тайм-аут). Обучение детей вербально выражать свои чувства, говорить о них в корректной форме, не задев чувства партнера по общению. Обучение детей вербально выражать свои желания, говорить о них в корректной форме, используя подходящие мимику, жесты, интонацию. Чувства, препятствующие общению: приемлемое проявление негативных эмоций (гнева); способы саморегуляции своего эмоционального состояния. Выделение положительных качеств и сильных сторон партнера по общению. Способы приемлемого поведения адекватно ситуации общения со взрослым и со сверстниками. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Развитие концентрации и переключения внимания. Развитие умения сознательно подчинять свои действия правилу. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения удерживать инструкцию и точного ее выполнения. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков контроля двигательной активности. Развитие навыков составления программы: составление плана действий при помощи графических символов. Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения осуществлять промежуточный контроль в процессе выполнения задания. Развитие умения оценить правильность выполнения задания по результату деятельности. 2 КЛАСС Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций 11 Развитие дифференцированности зрительного восприятия: выделение фигур из сложного чертежа, распознавание наложенных фигур. Повышение объема внимания, развитие переключение внимания на материале упражнений: графический диктант (двухцветный вариант) с аудиальной инструкцией, поиск ходов сложных лабиринтов с опорой на план. Развитие графомоторных функций и пространственной ориентировке: задания по типу зеркального рисования, рисование двумя руками одновременно, копирование сложных изображений по клеточкам. Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление единицы к числам в начале и в конце ряда. Например, два – одиннадцать, три – двенадцать). Развитие визуальной и аудиальной памяти (10 слов, 7–10 предметов с учетом расположения). Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки, корректурная проба (выделение двух знаков разными способами), распределение названий основных цветов, написанных шрифтом другого цвета (Например, «зеленый» написан желтым цветом). Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 9 кубиков, «Танграм» и подобные задания. Развитие мышления (функция сравнения): сопоставление признаков понятий. Образное сравнение понимание метафор. Развитие мышления: функция классификации (классификация объектов по двум заданным основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно найденным основаниям); функция обобщения (выделение лишнего объекта из ряда (4-ый и 5-ый лишний)). Умение подбирать обобщающее понятие к группе объектов. Определение причинно-следственных зависимостей в серии сюжетных картинок. Формирование умения устанавливать причинноследственные связи (задания по типу простые аналогии). Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Развитие осознания значимости общения в жизни человека. Развитие умения анализировать отношения с одноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей. Формирование умения действовать согласовано. Содействие развитию рефлексивной позиции в сфере общения. Понятия «конфликт» и «контакт». Качества, необходимые для эффективного взаимодействия. Формирование представлений об индивидуальных различиях коммуникативных способностей у разных людей. Развитие навыков невербального взаимодействия. Формирование осознания различия в отношении к «своим» и «чужим». Формирование толерантного отношения к окружающим людям. Способствование получению опыта сотрудничества и конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия группового решения. 12 Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Понятие «качества людей». Развитие мотивации познания своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие осознания собственных положительных качеств. Расширение словаря положительных личностных качеств в характеристике человека. Значимость положительных качеств в жизни человека, их роль в решении сложных социальных коммуникативных ситуаций в жизни человека. Личностные качества «сердечность», «доброжелательность». Представление о связях между различными качествами личности. Развитие умения оказывать эмоциональную поддержку другому. Развитие умения дифференцировать свои личностные качества и качества другого. Формирование представлений о роли доброжелательности в разрешении конфликтных ситуаций. Формирование представления о развитии своих положительных качеств. Развитие представление о проявлениях личностных качеств в ситуациях общения. Образ доброжелательного человека. Формирование представления о роли доброжелательности при взаимодействии с другими. Развитие умения выделять признаки доброжелательности в поведении и общении. Развитие умения идентифицировать свои личностные качества и оценивать степень их выраженности. Развитие умения свободно говорить о своих качествах и оценивать их, выделять свои положительные стороны. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Развитие навыков составления программы: составление программы действий на учебном материале. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков выполнения действий по инструкции взрослого и одноклассников. Развитие навыков составления программы. Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу. Отработка следования программе на цифровом материале, закрепление натурального ряда чисел, а также четного и нечетного рядов, упражнение зрительно-моторной координации. Тренировка следования заданной программе, тренировка зрительного внимания. Расширение программы работы с цифровым рядом. Пошаговое выполнение новой программы. Перенос навыков действия в соответствии с программой. Отработка программы с обратным рядом чисел и его контроля. 13 3 КЛАСС Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Развитие целостности и константности зрительного восприятия: узнавание объекта по его части, дорисовывание объекта до целого, распознавание конфликтных изображений (задания по типу химер). Развитие слухо-моторной координации: графические диктанты по клеточкам (изображение целостных объектов, например, заяц). Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление и вычитание заданного числа к числам в начале и в конце ряда). Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки с использованием букв и цифр, корректурная проба (выделение трех знаков разными способами). Развитие мышления: функции анализа и синтеза (на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков); функции сравнения и абстрагирования (упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой). Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 16 кубиков. Развитие пространственной ориентировки: перекодирование плоскостных изображений в объемные. Развитие межанализаторных связей: воспроизведение ритма по зрительному образу (тире/ точка), упражнения на выполнение графического диктанта при самостоятельном прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой информации в графический образ. Развитие опосредованного запоминания методом пиктограммы. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Формирование осознания важности развития коммуникативных навыков. Развитие рефлексивной позиции в сфере общения. Развитие экспрессивных способ¬ностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Понятия «слушать» и «слышать», развитие умения слушать. Содействие получению опыта общения в роли говорящих и слушающих. Понятие «активное слушание», его значимость в общении, развитие умения активного слушания. Умение формулировать вопросы для пра-вильного понимания собеседником, умение задавать уточняющие вопросы в процессе общения с собеседником, умение выражать поддержку и понимание 14 говорящему. Умение общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Навыки эффективного речевого взаимодействия. Понятия «спор» и «дискуссия». Умение убеждать, роль использования аргументов в споре. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование представления о внутреннем мире человека. Развитие представления о себе и своих особенностях. Развитие представлений о временной линии жизни: представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Роль ощущений в познании окружающего мира. Дифференциация и идентификация различных видов ощущений, уникальность собственного восприятия окружающего мира. Формирование осознания индивидуальных различий между людьми. Ознакомление с психологическими особенностями различных типов темперамента. Формирование осознания уникальности и неповторимости каждого человека. Развитие экспрессивных возможностей. Расширения словарного запаса для обозначения черт характера. Развитие умения описывать черты характера других людей. Формирование осознания особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. Развитие и поддержание позитивного самоотношения при обогащении представлений о себе. Формирование представлений о положительных и отрицательных чертах своего характера за счет получения обратной связи от другого. Формирование осознания собственных психологических особенностей. Развитие способности к рефлексии. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Отработка поэлементного выполнения программы, вынесенной вовне. Отработка следования заданной программе, тренировка зрительно-моторных координаций. Отработка совместных действий по внешне представленной программе, тренировка зрительно-моторной координации. Отработка интериоризации программы ориентирования в прямом ряду в таблице со случайным расположением чисел. Постепенная интериоризация программы следования по маршруту, тренировка зрительно-моторных координаций и произвольного внимания на цифровом материале. Тренировка работы по программе, упражнения зрительно-моторных координаций, тренировка произвольного внимания, избирательности, переключения, контроля. Тренировка в составлении программы, работа по программе с учетом двух признаков (номер по порядку и цвет). Отработка действия по программе в усложненных ситуациях, упражнения на ориентацию в пространстве. Отработка навыка абстрагирования количества, закрепление соответствия числа и цифры, закрепление представления о числовом ряде, тренировка 15 произвольного внимания. Отработка навыков следования программе, заданной вербально и самостоятельного действия по программе, заданной образцом. Отработка переключаемости и возможности длительного удержания внимания. Работа со зрительно-пространственными конфигурациями графических объектов на материале заданий по типу «сложная фигура». Тренировка способности следования программе на сложном материале, целостности зрительно-пространственного восприятия. Отработка действий по наглядной, но сложной для восприятия программе на превдоучебном цифро-буквенном материале. Контроль за умением действовать по наглядной программе. 4 КЛАСС Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Умение перекодировать текстовую информацию в формат таблицы. Логический анализ текстовой информации. Умение работать с информацией в формате таблицы, умение чтения табличных данных, умение преобразовывать табличные данные в текстовую или схематическую форму. Умение заполнять таблицы. Формирование логического действия анализа и синтеза: выделение существенных признаков, оперирование признаками, синтезирование объекта по заданным признакам. Формирование логического действия классификации: группировка объектов, называние групп объектов, определения признака для группировки. Формирование логического действия сравнения: сравнение понятий по существенным признакам. Формирование логического действия абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных признаков. Формирование логического действия обобщения: умение делать выводы на основе анализа информации, понимание скрытого смысла текста, пословиц и поговорок. Формирование логического действия обобщения: упражнения на поиск закономерности, решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений. Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения обобщать информацию и точно ее передавать. Развитие представлений о конфликте в общении, его причинах и последствиях. Различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Ознакомление с алгоритмом безопасного и эффективного разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение 16 учитывать мнения разных людей, умение устанавливать контакт в различных ситуациях общения, помехи в общении. Значение позитивной установки для комфортного общения, внимательного отношения к другому человеку. Развитие навыков взаимодействия в команде. Актуализация правил комфортного общения. Развитие навыков сотрудничества. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Формирование позитивного самоотношения. Формирование осознания обучающимися происходящих в них перемен (окончание начальной школы и переход в пятый класс). Роль индивидуальных особенностей во взаимодействии с другими. Понятие «способности», исследование своих способностей и возможностей. Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков анализа своих стремлений и возможностей, их сопоставления. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения планировать цели и пути самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие представлений о своих интересах, ценностях, способностях. Формирование способности идентифицировать индивидуальные особенности другого: развитие навыков анализа качеств другого человека по невербальным и вербальным признакам, поступкам. Развитие навыков самоанализа и умения рассказывать о себе. Формирование умения идентификации собственных внутренних и внешних изменений. Формирование позитивного образа будущего, актуализация образа желаемого будущего. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Тренировка длительности удержания внимания. Задания на работу с обратным рядом чисел, отработка переключения с программы на программу. Интериоризация программы работы обратного ряда чисел, самостоятельное построение программы. Интериоризация программ работы с прямым и обратным рядами чисел. Закрепление работы с обратным рядом по усвоенной программе. Тренировка произвольного внимания, его распределения, самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций. Перенос принципа параллельного поиска на цифро-буквенном материале. Тренировка удержания программы, дифференциации близких программ. Закрепление работы по программе с параллельными рядами чисел. Тренировка переключения зрительного внимания. Отработка в речевом плане программы действий с параллельными рядами. Проверка возможности построения программы с параллельными рядами чисел по аналогии с предыдущими. Закрепление действия по программе «параллельные ряды», выбор и проговаривание программы. Перенос программы, действие по усвоенной программе «параллельные ряды». Тренировка навыка анализа новой программы, тренировка контроля своих действий в наглядной программе. 17 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения: позитивное отношение к посещению школы; соблюдение школьной дисциплины; ориентировка в пространстве класса и школьном здании; социально-нормативное обращение к педагогу; социально-нормативное поведение в общественных местах школы; формирование школьной мотивации. В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения: формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий; формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился); формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым); формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя); формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители; способность правильно воспроизводить несложный графический образец; способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности; способность давать словесный отчет о проделанной работе; формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность. В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций: совершенствование мотивационно-целевой основы учебнопознавательной деятельности; улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции; способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства, 18 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами, возможность концентрации и произвольного удержания внимания; способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого; способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта; способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей; возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его; возможность опредмечивания графических знаков; способность к вербализации своих действий; способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью; способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном и умственном плане. В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков: уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций; улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности; способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости; отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию. В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими: способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников; уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций; снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии; формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения; овладение формулами речевого этикета; снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и педагогам; повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка. 19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема коррекционно-развивающего занятия Коли Цифровые образовательные ресурс честв о часов 1 класс Адаптационный модуль «Мы теперь ученики» 1 Диагностика 1 -Энциклопедия психодиагностики (http://www.psylab.info/); -«А.Я. психология: описания психо тестов, тестирование онлайн» (http: 2 Знакомство 1 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв 3 Наш класс 1 -collection.edu.ru - Сборник методич 4 Наша учительница 1 разработок для школы на российско 5 Наша школа 1 образовательном портале Министер 6 Школьная столовая 1 образования и науки российской фе 7 Школьная библиотека 1 -psihologu.info Энциклопедия школ 8 Вежливость 1 психолога, психологические игры и 9-10 Внешний вид 2 упражнения. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграц 11 Мы такие разные 1 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв 12 Играем, чтобы подружиться 1 -psygorodok.org.ua Психологически 13 Почему люди ссорятся 1 игры и упражнения на развитие вни 14 Дети и взрослые 1 памяти, мышления и коррекцию 15 Будь внимателен (нужна помощь) 1 эмоциональной сферы личности, на 16 Что один не сделает – сделаем вместе 1 общения; 17-18 Самостоятельное выполнение задания с оценкой 2 -collection.edu.ru - Сборник методич полученного результата. Проверка выполнения разработок для школы на российско задания одноклассником образовательном портале Министер образования и науки российской фе -psihologu.info Энциклопедия школ психолога, психологические игры и упражнения. Формирование произвольной регуляции деятельности и 19 Ориентировака в схеме тела 1 20 Наши пальчики 1 21 Что лежит у нас на парте? 1 22 Ориентировака на листе бумаге 1 23 24 25 26 27 28 29 Пространоство и его план Пространство в нашей речи План классной комнаты План своей комнаты Символы-обозначения Схема маршрута (ориентиры) Что показывают часы (режим дня) 1 1 1 1 1 1 1 20 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв -emcko.narod.ru – презентации для к развития детей, дидактические мате занятий; -collection.edu.ru - Сборник методич разработок для школы на российско образовательном портале Министер образования и науки российской фе -psihologu.info Энциклопедия школ психолога, психологические игры и упражнения. 30 Вчера – сегодня – завтра 1 Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высш 31-32 33 34 35 36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 Восприятие как основа познавательной деятельности: анализ наглядно воспринимаемых предметов и явлений окружающей действительности Перцептивные группировки объектов Сенсорные эталоны Перцептивное моделирование Сходства и различия Развитие навыков произвольного сосредоточения внимания Развитие зрительной памяти 2 Развитие слуховой памяти Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск связей и отношений в вербально представленном материале Развитие основ абстрактно-логического мышления: учет двух оснований вывода на наглядно представленном материале 2 2 1 1 1 1 2 2 2 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв -emcko.narod.ru – презентации для к развития детей, дидактические мате занятий; -psygorodok.org.ua Психологически игры и упражнения на развитие вни памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, на общения; -collection.edu.ru - Сборник методич разработок для школы на российско образовательном портале Министер образования и науки российской фе -psihologu.info Энциклопедия школ психолога, психологические игры и упражнения. 47-48 49 Произвольное длительное удержание внимания 2 Элементы конструктивной деятельности 1 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях 50-51 Поэлементное копирование образцов 2 58 59 60 Творческие задания. Фотозагадки. Каким я был маленьким. 1 1 1 61 62 63-64 65-66 Моя семья. Самопрезентация Лесенка самооценки. Я и другие. Диагностика 1 1 2 2 52-53 54-55 56-57 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв -collection.edu.ru - Сборник методич Целостное копирование образцов 2 разработок для школы на российско образовательном портале Министер Составление плана решения задачи (выполнения 2 образования и науки российской фе задания) -psihologu.info Энциклопедия школ Самостоятельное выполнение задания с учетом 2 психолога, психологические игры и заданных условий упражнения. Развитие эмоционально-личностной сферы 2 класс 1-2 Диагностика 3 Геометрическое ассорти -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв -psygorodok.org.ua Психологически игры и упражнения на развитие вни памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, на общения; -Энциклопедия психодиагностики (http://www.psylab.info/); -«А.Я. психология: описания психо тестов, тестирование онлайн» (http: Всего: 66 часо в Формирование произвольной деятельности и поведения 2 -Энциклопедия психодиагностики (http://www.psylab.info/); -«А.Я. психология: описания психо тестов, тестирование онлайн» (http: 1 21 46 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв В стране точности 1 -collection.edu.ru - Сборник методич разработок для школы на российско образовательном портале Министер образования и науки российской фе -psihologu.info Энциклопедия школ психолога, психологические игры и упражнения. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших В стране клоунов 1 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв Считалкин 1 -emcko.narod.ru – презентации для к Думай и запоминай 1 развития детей, дидактические мате Улучшение качества понимания инструкции 1 занятий; Развитие умения удерживать произвольное 2 -psygorodok.org.ua Психологически внимание игры и упражнения на развитие вни Развитие способности концентрировать снимание на 2 памяти, мышления и коррекцию запоминаемом материале эмоциональной сферы личности, на Радуга заморочек 1 общения; Кто точнее? 1 -collection.edu.ru - Сборник методич В мире букв, звуков и слов 1 разработок для школы на российско Слушай и делай 1 образовательном портале Министер Что мы видим? Что мы слышим? 2 образования и науки российской фе Увлекательное путешествие 1 -psihologu.info Энциклопедия школ Ассоциации 1 психолога, психологические игры и Послушай и подумай 2 упражнения. Поисковичок 1 Внимательный сыщик 1 Мозговой штурм 2 Юные шивровщики 1 Одинаковые 1 Поисковичок 1 Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграц Не спеши языком, торопись делом 2 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв Я слушаю, я слышу 2 -psygorodok.org.ua Психологически Играй, играй, да дело знай 2 игры и упражнения на развитие вни памяти, мышления и коррекцию Развитие речи, коммуникативных навыков 2 эмоциональной сферы личности, на Обогащение словаря, расширение кругозора 2 общения; -collection.edu.ru - Сборник методич Мы такие разные 1 разработок для школы на российско Что один не сделает – сделаем вместе 1 образовательном портале Министер Самостоятельное выполнение задания с оценкой 1 образования и науки российской фе полученного результата. Проверка выполнения -psihologu.info Энциклопедия школ задания одноклассником психолога, психологические игры и Развитие способности обращать внимание на успех 1 упражнения. одноклассников Снижение тревожности 1 47 48-49 50-51 52 Развитие эмоционально-личностной сферы Какие эмоции мы знаем? 1 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв Моя самооценка 2 -psygorodok.org.ua Психологически Развитие доброжелательности и сопереживания 2 игры и упражнения на развитие вни Познавательный мир вокруг 1 4-5 6 7 8 9 10 11-12 13-14 15 16 17 18 19-20 21 22 23-24 25 26 27-28 29 30 31 32-33 34-35 36-37 38-39 40-41 42 43 44 45 Мозговой штурм 2 22 памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, на общения; 55 Снижение тревожности 1 -collection.edu.ru - Сборник методич 56 Негативные эмоции-что это такое? 1 разработок для школы на российско образовательном портале Министер 57 Самопрезентация 1 образования и науки российской фе -psihologu.info Энциклопедия школ психолога, психологические игры и упражнения. 58-59 Диагностика самооценки 2 -Энциклопедия психодиагностики (http://www.psylab.info/). Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях 60 В мире логики 1 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв 61 В гостях у Смекалкина 1 -collection.edu.ru - Сборник методич 62 Развитие умения выделять существенные признаки 1 разработок для школы на российско предмета образовательном портале Министер 63-64 Составление плана решения задачи (выполнения 2 образования и науки российской фе задания) -psihologu.info Энциклопедия школ 65-66 Самостоятельное выполнение задания с учетом 2 психолога, психологические игры и заданных условий упражнения. 67-68 Диагностика 2 -Энциклопедия психодиагностики (http://www.psylab.info/); -«А.Я. психология: описания психо тестов, тестирование онлайн» (http: Всего: 68 3 класс Формирование произвольной деятельности и поведения 1-2 Диагностика 2 -Энциклопедия психодиагностики (http://www.psylab.info/); -«А.Я. психология: описания психо тестов, тестирование онлайн» (http: 3 Запомни и найди 1 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв 4 Посмотри и найди 1 -collection.edu.ru - Сборник методич 5 Внимательный мухолов 1 разработок для школы на российско 6 Путешествие к инопланетянам 1 образовательном портале Министер 7 Мухоловы 1 образования и науки российской фе -psihologu.info Энциклопедия школ 8 Мозговой штурм 1 психолога, психологические игры и 9 Развитие внутреннего плана действия 1 упражнения. 10 Развитие двигательной сферы 1 11 Развитие произвольности движений 1 Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших пси 12 Посмотри вокруг 1 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв 13 Поисковичок 1 -emcko.narod.ru – презентации для к 14 Шифровщики 1 развития детей, дидактические мате 15 Ассоциации 1 занятий; 16 Выбери главное 1 -psygorodok.org.ua Психологически 17 Четвертый лишний 1 игры и упражнения на развитие вни 18 Аналогии 1 памяти, мышления и коррекцию 19 Найти и объедини 1 эмоциональной сферы личности, на 20 Составь слова 1 общения; -collection.edu.ru - Сборник методич 21 Воображариум 1 разработок для школы на российско 22 Магазин головоломок 1 23 53-54 Как гордиться собой и своими школьными успехами 2 23 24 25 26 27 28 29-30 31-32 33-34 35 36 37 38 39 40-41 42 43 44 45-46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58-59 60 61 62-63 64-65 66-67 68 Калейдоскоп 1 образовательном портале Министер образования и науки российской фе Архитекторы 1 -psihologu.info Энциклопедия школ Кто здесь лишний? 1 психолога, психологические игры и Мир слов 1 упражнения. Развитие вербального мышления 1 Развитие мышления (операция сравнения) 1 Развитие мышления (операция обобщения) 2 Развитие мышления (процессы синтеза) 2 Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграц Развитие речи, коммуникативных навыков 2 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв Магазин 1 -psygorodok.org.ua Психологически Что изменилось? 1 игры и упражнения на развитие вни Настроения 1 памяти, мышления и коррекцию Неожиданный предмет 1 эмоциональной сферы личности, на Интервью 1 общения; Развитие уважения в общении, привычка 2 -collection.edu.ru - Сборник методич пользоваться вежливыми словами разработок для школы на российско Закончи предложение 1 образовательном портале Министер Волшебная палочка 1 образования и науки российской фе Страна вежливости 1 -psihologu.info Энциклопедия школ «Пожалуйста» и другие волшебные слова 2 психолога, психологические игры и Мой лучший друг 1 упражнения. Комплемент 1 Вариации 1 Импровизация 1 Развитие эмоционально-личностной сферы Ах, какой же я красивый! 1 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв Развитие осознания себя как личности 1 -psygorodok.org.ua Психологически Формирование адекватной самооценки 1 игры и упражнения на развитие вни памяти, мышления и коррекцию Развитие способности понимать и выражать 1 эмоциональной сферы личности, на эмоциональные состояния общения; Развитие самоконтроля 1 -collection.edu.ru - Сборник методич Что такое эмоции?! 1 разработок для школы на российско Эмоции и я. Учусь управлять собой! 1 образовательном портале Министер образования и науки российской фе -psihologu.info Энциклопедия школ психолога, психологические игры и упражнения. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Развитие умения выделять существенные признаки 2 schoolpress.ru - Журнал "Воспитани предмета обучение детей с нарушениями разв -collection.edu.ru - Сборник методич В мире логики 1 разработок для школы на российско Составление плана решения задачи (выполнения 1 образовательном портале Министер задания) образования и науки российской фе В гостях у Смекалкина 1 -psihologu.info Энциклопедия школ Самостоятельное выполнение задания с учетом 2 психолога, психологические игры и заданных условий упражнения. Составляем план выполнения домашнего задания 2 -Энциклопедия психодиагностики Диагностика 1 (http://www.psylab.info/); 24 -«А.Я. психология: описания психо тестов(http://azps.ru/). 4 класс 1-2 Диагностика 3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 13 14 15 16 17 18 19 20-21 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34-35 36-37 38-39 40 41 42 Всего: 68 Формирование произвольной деятельности и поведения 2 -Энциклопедия психодиагностики (http://www.psylab.info/); -«А.Я. психология: описания психо тестов, тестирование онлайн» (http: Снятие эмоционального напряжения, воспитание 1 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани самодисциплины обучение детей с нарушениями разв -collection.edu.ru - Сборник методич Формирование способности к планированию и 2 разработок для школы на российско программированию действий образовательном портале Министер Развитие умения детей сознательно подчинять свои 2 образования и науки российской фе действия правилу, обобщенно определяющему -psihologu.info Энциклопедия школ способ действия; психолога, психологические игры и Развитие умения ориентироваться на заданную 2 упражнения. систему требований Развитие умения самостоятельно выполнить 2 требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Расслабление мышц, общая релаксация 1 Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших пси Многообразие слов 1 schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв Поисковик 1 -emcko.narod.ru – презентации для к Художники 1 развития детей, дидактические мате Мыслитель 1 занятий; Подумай и запомни 1 -psygorodok.org.ua Психологически Запомни картинки» 1 игры и упражнения на развитие вни Развитие эмоционально-выразительных движений 1 памяти, мышления и коррекцию Развитие восприятия и памяти, активизация 2 эмоциональной сферы личности, на словарного запаса. общения; -collection.edu.ru - Сборник методич Стимуляция внимания, развитие умения быстро и разработок для школы на российско точно реагировать на сигнал, образовательном портале Министер Развитие внимания, мышления и речи 2 образования и науки российской фе Развитие воображения, эмоционально2 -psihologu.info Энциклопедия школ выразительных движений, внимания и памяти психолога, психологические игры и Расширение объема памяти и развитие внимания 2 упражнения. Развитие внимания, навыков произвольного 2 поведения, волевых качеств Развитие навыков анализа и синтеза 2 Увеличение объема памяти и развитие внимания 2 Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграц Обучение способам сотрудничества, формам 2 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани общения и отношениям с другими людьми. обучение детей с нарушениями разв -psygorodok.org.ua Психологически Развитие внимательного отношения друг к другу, 2 игры и упражнения на развитие вни помочь преодолеть барьер в общении памяти, мышления и коррекцию Развитие навыков общения, умения просить 1 эмоциональной сферы личности, на Развитие уважения в общении, привычка 1 общения; пользоваться вежливыми словами -collection.edu.ru - Сборник методич Развитие умения взаимодействовать друг с другом 1 разработок для школы на российско 25 43 44-45 46-47 48 49 50 51 52 53 54 55-56 57 58-59 60 61-62 63 64 65-66 67-68 Развитие у детей чувства взаимопомощи, 1 образовательном портале Министер выразительность интонации, мимики, движений образования и науки российской фе -psihologu.info Энциклопедия школ Развить умение вступать в разговор, обмениваться 2 психолога, психологические игры и чувствами, переживаниями, эмоционально и упражнения. содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику Развитие эмоционально-личностной сферы Что такое эмоции?! 2 -schoolpress.ru - Журнал "Воспитани обучение детей с нарушениями разв Радость 1 -psygorodok.org.ua Психологически Грусть (печаль) 1 игры и упражнения на развитие вни Гнев. Почему я злюсь? 1 памяти, мышления и коррекцию Мне хорошо! Мне спокойно 1 эмоциональной сферы личности, на Страх. Почему я боюсь? 1 общения; Я не хочу бояться! 1 -collection.edu.ru - Сборник методич Эмоции и я. Учусь управлять собой! 1 разработок для школы на российско Моя самооценка 2 образовательном портале Министер Как меня видят другие 1 образования и науки российской фе -psihologu.info Энциклопедия школ психолога, психологические игры и упражнения. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Развитие умения выделять существенные признаки 2 schoolpress.ru - Журнал "Воспитани предмета обучение детей с нарушениями разв -collection.edu.ru - Сборник методич В мире логики 1 разработок для школы на российско Составление плана решения задачи (выполнения 2 образовательном портале Министер задания) образования и науки российской фе В гостях у Смекалкина 1 -psihologu.info Энциклопедия школ Самостоятельное выполнение задания с учетом 1 психолога, психологические игры и заданных условий упражнения. Составляем план выполнения домашнего задания 2 Диагностика 2 -Энциклопедия психодиагностики (http://www.psylab.info/); -«А.Я. психология: описания психо тестов(http://azps.ru/). Всего: 68 Всего: 336 часо в 26