РП Основы религиозных культур 5.2

ПРИЛОЖЕНИЕ
к а д а п т и р о ва н н о й
основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой
приказом
директора
МАОУ – Гимназия № 45,
Приказ№ 95/1-од от 30.08.24

АДАПТИОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(5.2)
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

г.Екатеринбург, 2024

Ааптированная рабочая программа по предметной области (учебному предмету)
«Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения Федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для обучающихся с ОВЗ также ориентирована на
целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных
культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ,
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими
школьниками с ТНР, место ОРКСЭ в структуре учебного плана.
Планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ включают личностные,
метапредметные, предметные результаты за период обучения. Здесь же представлен
перечень
универсальных
учебных
действий
(УУД) —
познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской
этики» с учётом возрастных особенностей и специфики проявления речевого дефекта
данного контингента обучающихся.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
В тематическом планировании отражено программное содержание по всем
разделам (темам) курса; раскрывается характеристика основных видов деятельности
обучающихся при изучении той или иной темы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптирвоанная рабочая программа по предметной области (учебному предмету)
«Основы религиозных культур и светской этики» отражает вариант конкретизации
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ по ОРКСЭ и обеспечивает его
содержательную составляющую. Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных
модулей по выбору «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
религиозных культур народов России», «Основы светской этики». В соответствии с
федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87) выбор модуля
осуществляется
по
заявлению
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей
семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ —
культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к
социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма,
светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к
преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной
деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра
по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной
цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Деятельностный
подход,
основывающийся
на
принципе
диалогичности,
осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества,
обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
речеязыковые и психологические особенности обучающихся с ТНР, завершающих
обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. В ходе преподавания учебного курса необходимо учитывать
недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи,
наличие обучающихся с недостаточным уровнем сформированности процессов чтения
и письма, необходимость целенаправленной работы по формированию
коммуникативных компетенций. Кроме того, в процессе обучения необходимо
учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские
сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено
эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с
проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных
жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам
религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в
богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо
Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»).

Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указание
количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного
модуля, характеристику основных видов деятельности обучающихся, в том числе
с учётом рабочей программы воспитания, возможность использования по этой теме
электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические
возможности
ИКТ,
содержание
которых
соответствует
законодательству об образовании.
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю
(34 ч).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный
храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный
календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской
традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные
основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего
построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам
в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и
особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как
одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в
культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон
(Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование
как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
– осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или
не исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к
атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость
к представителям разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорб­ляющих других людей;
– понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения по заданному алгоритму планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения
результата,
под
руководством
педагогического
работника
вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и
средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач с учетом специфики проявления
речевого дефекта;

– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации с учетом специфики проявления речевого дефекта;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
– ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
– под руководством педагогического работника использовать разные методы
получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение,
чтение, сравнение, вычисление);
– на основе заданных алгоритмов применять логические действия и операции для
решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на
основе изучаемого фактического материала;
– признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
– выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
– воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию в соответствии с
речеязыковыми возможностями, подчёркивать её принадлежность к определённой
религии и/или к гражданской этике;
– использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
– с помощью педагогического работника находить дополнительную информацию к
основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том
числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
– по заданному алгоритму анализировать, сравнивать информацию, представленную
в разных источниках, с помощью педагогического работника, оценивать её
объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,

сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и
оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с
учётом особенностей участников общения;
– создавать небольшие устные тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике по заданному алгоритму с учетом
специфики проявления речевого дефекта.
Регулятивные УУД:
– проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность
в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
– проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
– анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
– выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять
нравственные
нормы
поведения;
осуждать
проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
– проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
– выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания
к своей работе, объективно их оценивать;
– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
– готовить индивидуально, в парах, в группах по заданному образцу сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
– выражать своими словами с учетом специфики проявления речевого дефекта
первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и
усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
– выражать своими словами с учетом специфики проявления речевого дефекта
понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных

–

–
–

–
–

–

–

–
–

–
–
–

–

усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
рассказывать с учетом специфики проявления речевого дефекта о нравственных
заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений
в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание
нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера,
милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех
как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и
соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств,
христианского
нравственного
идеала;
объяснять
«золотое
правило
нравственности» в православной христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами с учетом специфики проявления речевого дефекта
первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии,
вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
рассказывать с учетом специфики проявления речевого дефекта о Священном
Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты),
апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях,
молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
рассказывать с учетом специфики проявления речевого дефекта о назначении и
устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы,
иконостас),
нормах поведения
в
храме,
общения
с мирянами и
священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных
ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать с учетом специфики проявления речевого дефекта о художественной
культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять
особенности икон в сравнении с картинами;
излагать с помощью педагогического работника основные исторические сведения
о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси),
своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе

(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), с помощью
педагогического работника оформление и представление её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте­честву, нашей
общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой);
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами с учетом специфики проявления речевого дефекта
первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и
усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
– выражать своими словами с учетом специфики проявления речевого дефекта
понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом
личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
– рассказывать о с учетом специфики проявления речевого дефекта с помощью
педагогического работника российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения
людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в
России;
– раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание
нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть,
ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни,
взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели,
патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять
«золотое правило нравственности»;
– высказывать суждения оценочного характера по заданному алгоритму о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение
различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
– раскрывать своими словами с учетом специфики проявления речевого дефекта

–

–

–
–

–
–
–
–
–
–

первоначальные представления об основных нормах российской светской
(гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества;
уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе,
забота о животных, охрана окружающей среды;
рассказывать с учетом специфики проявления речевого дефекта о праздниках как
одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках
(государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских
государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных
праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать с помощью педагогического работника содержание понимания семьи,
отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей
(семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной
жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь
и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по
возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности,
законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать с учетом специфики проявления речевого дефекта о трудовой
морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в
России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд,
уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма
в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в
своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами с учетом специфики проявления речевого дефекта с
помощью педагогического работника понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;

– называть традиционные религии в России;
– выражать своими словами с учетом специфики проявления речевого дефекта
понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в
российской светской (гражданской) этике.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией:
­ умение адекватно использовать лексикон, осуществлять речевое сопровождение
своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные
школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения
при участии в общей коллективной деятельности;
­ овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, завершить разговор; умение
корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение
поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение
получать информацию от собеседника и уточнять ее; позитивное отношение и
устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств
коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и
вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать
коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в
развитии коммуникативной функции речи;
­ дифференциация и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения
обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих;
способность прогнозировать последствия своих поступков; умение устанавливать
взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе,
соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром,
понимание собственной результативности;
­ дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в
разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями
и учениками в школе, незнакомыми людьми на улице и т. д. различного
вероисповедания); наличие достаточного запаса фраз и определений для
взаимодействия в разных социальных ситуациях; представления о вариативности
социальных отношений; умение адекватно использовать принятые в окружении
обучающегося социальные ритуалы; прогресс в развитии регулятивной функции речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1
2
3
4

5
6

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема
КолЭлектронные
во часов
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Россия — наша Родина

1

ЦОС «Моя школа»

2

ЦОС «Моя школа»

Во что верят православные
христиане
Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к
ближнему
Отношение к труду. Долг и
ответственность

4

ЦОС «Моя школа»

4

ЦОС «Моя школа»

2

ЦОС «Моя школа»

Милосердие и сострадание

2

Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию

https://easyen.ru/l
oad/orkseh/294

ЦОС «Моя школа»
https://m.edsoo.ru /7f410de8

7
8
9

10
11

Православие в России
Православный храм и другие
святыни
Символический язык
православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство),
православный календарь.
Праздники
Христианская семья и её
ценности
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа
России
Всего:

5

ЦОС «Моя школа»

3

ЦОС «Моя школа»

5

ЦОС «Моя школа»

3

ЦОС «Моя школа»
https://m.edsoo.ru /7f410de8

4

34

ЦОС «Моя школа»

№
п/п

1

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Тема
КолЭлектронные
во часов
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Россия — наша Родина

2. Этика и её значение в жизни человека. Нормы
морали.Нравственные ценности, идеалы,
принципы
3.

4.

5.

Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской
гражданской этики
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек
Праздники как одна из форм
исторической памяти

1

ЦОС «Моя школа»

8ч.

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net

1ч.

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net

8ч.
2ч.

6.

Семейные ценности. Этика семейных
отношений

1ч.

7.

Трудовая мораль. Нравственные
традиции предприниматель ства

3ч.
6ч.

8. Что значит быть нравственным в наше
время.Методы
нравственного
самосовершенств ования
2ч.
9.

10.

Этикет
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонациональ ного и
многоконфессио нального народа
России
Итого по программе

2ч.

34
часа.

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net
http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr o.ru/
https://videouroki. net

Последовательность тематических блоков и выделенное количество
учебных часов на их изучение носят рекомендательный характер и могут
быть скорректированы с особых образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
Особенности оценивания результатов обучения.
В контроле усвоения программы по предмету выделяется текущий (в
течение года) и итоговый контроль.
Для контроля и оценки знаний и умений обучающихся используются
фронтальная устная проверка, письменные работы, не требующие
развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельная
работа с текстами учебника и дополнительного материала, иллюстративным
материалом, участие в реализации проектных работ.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором
участвуют обучающиеся всего класса. Педагогический работник
подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые
обучающиеся дают короткие или развернутые ответы.
При письменной проверке знаний используются контрольные тестовые
работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа.
Тестовые задания предлагаются в следующих вариантах: поиск ошибки,
выбор ответа. Для обеспечения индивидуального подхода возможно
использование карточек-заданий: дети заполняют таблицы, рисуют или
дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату.
Критерии оценивания:
Высокий уровень освоения программы определяется, если
обучающийся владеет теоретическим учебным материалом, не допускает
фактических ошибок, устанавливает связи между объектами и явлениями
природы (в пределах программы), дает верные ответы на все поставленные
вопросы с учетом специфики проявления речевого дефекта.
Критерии оценивания:
Устный опрос.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он владеет теоретическим
учебным материалом, не допускает фактических ошибок, дает полные ответы
на все поставленные вопросы с учетом специфики проявления речевого
дефекта. В речи допущено не более 2 специфических речевых ошибок.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном
соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но обучающийся
допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в
использовании отдельных терминов, с учетом специфики проявления
речевого дефекта. Все недочеты обучающийся легко исправляет сам при
указании на них педагогическим работником. В речи допущено 3-4

специфических речевых ошибки.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он усвоил основное
содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, может
исправить выявленные недочеты с помощью педагогического работника. В
речи допущено 5-6 специфических речевых ошибок.
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание
большей части программного материала, не может ответить на вопросы даже
с помощью педагогического работника (с учетом специфики проявления
речевого дефекта), в речи допущено более 7 специфических речевых ошибок.
Оценка тестов, словарных диктантов.
Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет».
Считается, что обучающийся обнаружил достаточную базовую подготовку
(«зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Критерий оценки тестовых заданий – количественный, количество
ошибок для снижения оценки зависит от количества заданий в тесте.
Необходимо учитывать, что предмет «Основы религиозных культур и
светской этики»» не является точной областью знаний. При формулировке
тестовых заданий необходимо избегать неоднозначных формулировок или
субъективных суждений, способных привести к непониманию обучающимся
задания и неверному ответу в связи с неточной или некорректной
формулировкой.
Ошибки, влияющие на снижение оценки:
неправильное
определение
понятия,
замена
существенной
характеристики понятия несущественной в пределах программного
материала;
нарушение последовательности в описании понятий (фактологии) при
использовании предложенной графической опоры или плана;
ошибки в сравнении понятий, выделения их существенных признаков;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные
примеры, подтверждающие высказанное суждение.
Ошибки не влияющие на снижение оценки:
ошибки в воспроизведении звуко-слогового состава вновь вводимых
слов, сложных для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
недостатки воспроизведения специфической религиозной лексики, имен
собственных на начальных этапах их изучения;
недостатки словоупотребления вновь вводимой лексики.


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».