ПРИЛОЖЕНИЕ к а д а п т и р о ва н н о й основной образовательной программе начального общего образования, утверждённой приказом директора МАОУ – Гимназия № 45, Приказ от ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5.2) . г. Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционным занятиям «Психокоррекционные занятия» предназначена для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: Вариант 5.2 и направлена на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи, относимых к этой группе. Представленная программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранных с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР, особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, получивших рекомендацию обучения по Варианту 5.2 и на основе программ МАОУ «ГИМНАЗИЯ №45» «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2)»; рекомендаций ТПМПК для обучающихся с ТНР. Коррекционная программа составлена на основе нормативных документов: 1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (с изменениями 2019г.). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. N1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2015г. Регистрационный N35847. 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Просвещение, 2009г. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 7. Приказ Минобрнауки РФ от 02.03.2016г. №07-871 «О 2 психологической службе образования в Российской Федерации». 8. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва). Важнейшее значение для выбора предлагаемого примерного содержания программы имели труды психологов, непосредственно работающих по проблеме коррекции задержки психического развития (Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова, Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их развивающие программы (или фрагменты из них) включены в коррекционные занятия с учетом возможностей групповой формы работы, требований АООП к организации учебного процесса. В некоторые разделы включены материалы из опубликованных методических работ известных детских психологов (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Брофман, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Представленный в них теоретически обоснованный опыт коррекции недостатков познавательного, эмоционального и личностного развития старших дошкольников и младших школьников адаптирован в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР. В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе по Варианту 5.2 ФГОС НОО ОВЗ, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справиться с ней из-за различных недостатков психологического развития. Поэтому предлагаемая примерная рабочая программа предполагает вариативность, зависящую от того, каким оказался состав класса, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы. Вариант 5.2 предназначен для обучающихся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. Дети с общим недоразвитием речи (Далее ОНР), имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звукослоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным 3 нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер. Позднее начало речи обуславливает недостаточность коммуникативного опыта у детей с ОНР, усугубляемое снижением мотивационной основы процесса общения. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи происходит в процессе обучения очень медленно. Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению. Общая цель: создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; - психокоррекционных занятий - заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации. В соответствии с особыми образовательными потребностями детей определяются общие задачи программы:формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности; совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации; освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности; компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания; - освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и 4 метапредметных результатов образования. В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: способствовать психологической адаптации ребенка к школе за счет формирования основ саморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности, уменьшения степени эмоционального неблагополучия, освоения приемов продуктивной коммуникации; создать условия для освоения правил поведения в школе, развития интереса к себе, одноклассникам, учителю, формировать навыки продуктивной коммуникации с одноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизирует социальное взаимодействие обучающегося; корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственновременных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.; корригировать недостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий,обучать использованию знаковосимволических средств для организации познавательной деятельности; содействовать развитию сферы жизненной компетенции, достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для первого класса. В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: способствовать психологической адаптации обучающихся, впервые приступивших к обучению по программе; совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального уровня сформированности за счет обучения планированию и контролю результатов действий; активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности; корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год», а также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания психологического прошлого и будущего; формировать навыки распознавания эмоциональных состояний, прочтения невербальной информации, продуктивной коммуникации, уделяя 5 особое внимание детям, приступившим к обучению в этом году; содействовать достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для 1 дополнительного класса. В 2-4 классах обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: способствовать формирования основ саморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности, уменьшения степени эмоционального неблагополучия, освоения приемов продуктивной коммуникации; создать условия для соблюдения правил поведения в школе, развития интереса к себе, одноклассникам, учителю, формировать навыки продуктивной коммуникации с одноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизирует социальное взаимодействие обучающегося; корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственновременных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.; корригировать недостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий, обучать использованию знаковосимволических средств для организации познавательной деятельности; содействовать развитию сферы жизненной компетенции, достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для 2-4 класса. 1. Общая характеристика коррекционных занятий Коррекционные занятия «Психокоррекционные занятия» (фронтальные и (или) индивидуальные занятия) способствует комплексному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих рекомендации ПМПК: обучение по варианту 5.2 Программа коррекционных занятий «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорноперцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа опирается на принципы коррекционно-развивающего 6 обучения: - Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. - Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах: 1) этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя изближайшего прогноза развития. 2)постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу. - Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности. - Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития. - Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей. - Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. - Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Весь курс коррекционно-развивающих занятий ориентировочно состоит из следующих разделов: – диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, 7 мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственновременных представлений); – диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности); – диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); – формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях); – формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю). Перечисленные направления работы ежегодно нуждаются в конкретизации в соответствии с наиболее актуальными особыми образовательными потребностями, индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся. Диагностика преимущественно осуществляется методами включенного наблюдения в ходе проведения занятий, а также анкетирования участников сопровождения (учителей, родителей). Поэтому рабочая программа предполагает в рамках каждого модуля проведение диагностических занятий. 2. Общая структура занятия Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального настроя, а также выполнение упражнений для улучшения мозговой и речевой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке. Тренировка речевой активности осуществляется через речевую, пальчиковую и дыхательную гимнастику, кинезиологические упражнения. В основной части включены упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной сферы (внимание, мышление, воображение, память, саморегуляции), эмоционально-волевой и сенсомоторной. Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия (рефлексия), обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке. Структура занятия может корректироваться по ходу занятия, учитывая динамику 8 работоспособности, интерес к заданию ребенка и другие принципы в подходе к реализации коррекционно-развивающей программы.Описание места коррекционных занятий в учебном плане Вариативность коррекционно-развивающих занятий осуществляется в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями обучающихся. При возникновении трудностей освоения коррекционно- развивающих занятий, возможно, скорректировать структуру коррекционного занятия в соответствующем направлении работы. В случае нарастания значительных стойких затруднений в освоении, обучающийся направляется на комплексное ТПМПК обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Продолжительность занятия: 30 минут. Занятия могут проводится как индивидуально, так и в микрогруппах. Рабочая программа корректируется в образовательном учреждении ежегодно и содержит только необходимые элементы. Основные виды деятельности: дидактические игры, упражнения, арттерапевтические упражнения, психогимнастика, кинестетические и кинезиологические упражнения, элементы групповой дискуссии, техники и приемы саморегуляции, элементы социально-психологического тренинга. Форма оценивания: без отметочная. Формы контроля: тестовые задания, диагностика. Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционноразвивающих занятий Личностные УУД: Обучающийся научится: принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию и развитию социально значимых мотивов учебной деятельности; усваивать моральные ценности: «дружбу», «толерантность», «сопереживание», развитие эмпатии; -понимать собственные возможности. Обучающийся получит возможность научиться: -выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные УУД: Обучающийся научится: -анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Обучающийся получит возможность научиться: -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные 9 мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные УУД: Обучающийся научится: - уметь работать в паре, группе; - стремиться к самопознанию и саморазвитию; - использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; выстраивать рассуждения, отнесение к известным понятиямна уровне, соответствующем индивидуальным возможностям. Обучающийся получит возможность научиться: - использованию знаково-символических средств для решения задач; - владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей; - осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе; - применять полученные знания, умения и навыки на практике. 3. Содержание коррекционных занятий . Графический диктант: рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка. Тренировка внимания: к заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути. Логически-поисковые задания: целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Тренировка зрительной памяти: для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант. 10 Тренировка слуховой памяти: разнообразные занимательные задания и упражнения, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. Поиск закономерностей: в целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Нестандартные задачи: умение ориентироваться в тексте задачи важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия): Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей с ограниченными возможностями здоровья являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки, который, к сожалению, часто недостаточен у детей данной категории в связи социальными факторами и условиями воспитания. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами снимает эмоциональное напряжение Игротерапия: позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде. Психогимнастика: в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. 11 Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся Тематическое планирование 1 класс № Тема урока п/п 1. Первый раз в первый класс. Давайте знакомиться! 2. 3. Начальные диагностические исследования. Пойми меня! 4. Учись слушать и выполнять. 5. Думай, анализируя! Характеристика основных видов деятельности обучающихся Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия/ Рисование настроения. Диагностика УУД. Игры на развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации Динамическая пауза. Графический диктант. Рисование. Упражнения на развитие умений выполнять словесные поручения и формирование элементов самоконтроля. Игры на развитие слуховых ощущений. Упражнения на развитие мыслительных операций. Динамическая пауза. Графический диктант. 12 Кол-во часов 2 2 2 2 2 6. Ориентировка в пространстве. 7. Запоминай, играя! 8. Эти забавные животные! 9. Учись, рассуждая! 10. В гостях у сказки! 11. Мой компас! Раскрась правильно. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). Графический диктант. Развитие ориентировки на листе. Упражнения на развитие памяти. Динамическая пауза. Графический диктант. Штриховка. Упражнения на развитие зрительно – моторной координации. Динамическая пауза. Графический диктант. Упражнения на развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Динамическая пауза. Графический диктант. Игры на совершенствование воображения и развитие нагляднообразного мышления. Динамическая пауза. Графический диктант. Упражнения на развитие концентрации внимания и пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Динамическая пауза. Графический диктант. 13 2 2 2 2 2 2 12. Думай, анализируя! 13. Запоминай, играя! 14. Эти забавные животные! 15. Учись, рассуждая! 16. В гостях у сказки! 17. Мой компас! Упражнения на развитие мыслительных операций. Динамическая пауза. Графический диктант. Упражнения на развитие памяти. Динамическая пауза. Графический диктант. Штриховка. Упражнения на развитие зрительно– моторной координации. Динамическая пауза. Графический диктант. Упражнения на развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Динамическая пауза. Графический диктант. Игры на совершенствование воображения. Упражнения на развитие наглядно-образного мышления. Динамическая пауза. Графический диктант. Упражнения на развитие концентрации внимания и пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Динамическая пауза. Графический диктант. 14 1 2 1 2 2 2 18. Самый внимательный! Тренировка внимания. Упражнения на развитие способности рассуждать. Динамическая пауза. Графический диктант. 2 19. Управляй собой, играя! 2 20. Волшебный поясок! Упражнения на развитие рефлексии, саморегуляции. Графический диктант. Тренировка зрительной памяти. 2 Упражнения на развитие мыслительных операций. Динамическая пауза. Графический 21. Веселая логика! 22. Сочиняем сказку! 23. Сочиняем сказку! диктант. Тренировка зрительной памяти. Упражнения на развитие мыслительных операций. Упражнения на развитие логического мышления, обучение поиску закономерностей. Задания на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Динамическая пауза. Графический диктант. Задания на развитие логического мышления, обучение поиску закономерностей. Задания на развитие аналитических способностей и способности рассуждать Динамическая пауза Графический диктант. 15 1 2 2 24. 25. Деревья – характеры! По неизведанным дорожкам…! 26. Волшебная линия! 27. Найди лишнее…! Игры на развитие воображения. 2 Упражнения на развитие нагляднообразного мышления. Динамическая пауза. Рисование. Упражнения на развитие 2 пространственного восприятия и сенсомоторной координации Динамическая пауза. Рисование. Упражнения на развитие концентрации внимания, пространственного восприятия и сенсомоторной координации Динамическая пауза. Штриховка. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности 2 2 рассуждать Динамическая пауза. 28. 29. От слова к рассказу! Копирование. Тренировка зрительной памяти. 2 Запоминаем, рисуя! Задания на развитие мыслительных операций. Динамическая пауза. Графический диктант. Упражнения на развитие 2 пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Динамическая пауза. Копирование. 16 30. 31. Найди ошибку. Определи фигуру. Учись слушать и выполнять. 32. Загадки 33. Итоговое. Диагностика. Игры на развитие восприятия, пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце), понятийного мышления. Упражнения на развитие умений выполнять словесные поручения и формирование элементов самоконтроля. Игры на развитие слуховых ощущений. Разнообразие игр на основе загадок Диагностика УУД. Итого: 66 часа 17 1 2 2 1 № п/п 1. 2. 3. Тематическое планирование для дополнительного 1 класса Тема урока Характеристика основных Кол-во видов часов деятельности обучающихся Адаптация в новом классе Психотехнические игры и 2 упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия. Диагностика Разные настроения. Как справиться с плохим настроением 4. Ищем выход из трудных 5. 6. ситуаций Как стать уверенным в себе? Мои поступки и поступки 7. других людей Мой компас! Диагностика развития ВПФ, 1 эмоционально-волевой сферы Рисование настроения. 2 Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения Просмотр познавательного 2 видеофильма. Обсуждение Психотехнические игры 2 Упражнения на развитие 2 способности рассуждать. Ориентировка в пространстве. 2 Определение правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине», предлоги НА, В, ПОД, ЗА, НАД. Определение направления местонахождения предметов по отношению к себе «Что где 8. Запоминаем, рисуя! находится?». Ориентировка на листе бумаги. Расположение предметов на плоскости в указанном направлении (вверху, внизу, слева, справа). 18 2 Разрезные картинки, пазлы. 9. Времена года и её сыночки Времена года (определение по 2 картинкам, словесному описанию, стишкам). Д./И. «Продолжай». 10. 11. Что показывают часы. Вчера – Понятие «время», ориентировка во 2 сегодня – завтра. Мой режим дня. времени. Упражнения на определение части 2 12. Учись слушать и выполнять 13. Учись слушать и выполнять суток. Составление режима дня. Упражнения на формирование умения идти по указанию взрослого по направлению к предмету. Игры и упражнения на развитие умения находить знакомые предметы по их словесному обозначению. Упражнения на развитие умения выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь. Игры «Чудесный мешочек», «Узнай предмет», «Что изменилось» и т.д. Д/И «Чей это домик?» (учить осуществлять пробы тактильнодвигательно, с закрытыми глазами; находить правильное решение путём проб). Игра «Холодно – тепло – горячо». 19 2 2 14. Что умеют наши руки Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков письма. Упр. на регуляцию мышечного тонуса рук. o Упр. на развитие кинестетической основы движений рук. 2 15. Что умеют наши руки Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков письма. Упр. на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных 2 движений. 16. Учись, рисуя! Раскраска, штриховка 2 17. Самый внимательный! 2 18. Самый внимательный! «Что изменилось?». Составление узоров из фигур, чередующихся по форме, цвету, величине; «парадов» из изображений предметов. o Нахождение и выделение в тексте (наборе значков) заданной буквы, цифры, формы. Таблицы с изображением предметов с недостающими деталями. o Классификация предметов по форме, цвету, величине. o Выкладывание изображений из геометрических фигур и счётных палочек. 20 2 19. Что изменилось? 20. Что слышу? 211. Диагностика 22. Найди лишнее…! 23. Найди лишнее…! Развитие зрительной памяти. Игра «Что изменилось?». Игра на развитие слуховой памяти «Чудесные слова». «Кто позвал тебя, узнай» (умение узнавать по голосу своего сверстника). Развивающая игра на обучение прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию Развитие слуховой памяти. Узнать предмет в рисунке. Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». Диагностика УУД Овладение общими понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Д/И «Четвёртый лишний». Назови одним словом. Что лишнее? Продолжи ряд. Овладение общими понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Картинки с изображением нелепых ситуаций. «Что неправильно?». Дорисовывание геометрических фигур до изображения «На что это похоже». Серии картинок, связанных 21 2 2 2 2 2 одним сюжетом. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Расширение представлений об окружающей действительности Практические действия с предметами. Развивающие игры по теме «Фрукты». Развивающие игры по теме «Овощи». Расширение представлений Развивающие игры. Вещи вокруг об нас. окружающей действительности Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира Развитие коммуникативны х способностей Развитие коммуникативны х способностей 30. Загадки. 31. Что узнал и чему научился. Развивающая игра «Дары природы» Просмотр научнопознавательного фильма. Развивающая игра на обучение классифицировать и объединять объекты в пары «Найди пару» Упражнения на развитие речевого синтеза. Задания на совершенствование мыслительных операций. Динамическая пауза Упражнения на развитие речевого синтеза. Задания на совершенствование мыслительных операций. Динамическая пауза Разнообразие игр на основе загадок Задания на развитие ВПФ 22 2 2 2 2 2 2 2 2 32. Итог. Диагностика Диагностика УУД. Итого: 66 часа 23 2 Тематическое планирование 2 класс № Тема урока п/п 1. Вводное занятие. 2. Что мне в лице твоем… 3. Угадай слово. 4. Найди спрятанные слова. 5. Аналогии. 6. Шахматисты. 7. Восстанови 8. последовательность. Найди общее. Характеристика основных видов деятельности обучающихся Установление контакта, упражнения на развитие самоконтроля. Диагностика УУД. Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения Рисование. Игры на развитие концентрации внимания, слуховой памяти, нагляднообразного мышления. Шифровка. Тренировка внимания. Упражнения на совершенствование мыслительных операций. Рисование по образцу. Игры на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Динамическая пауза. Рисование по образцу. Игры на тренировку памяти. Упражнения на развитие зрительно – моторной координации. Игры на развитие логического мышления. Игры на развитие операций мышления: аналогии, способности к обобщению. 24 Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 9. Перепутанные линии. Игры на развитие зрительно – моторной координации, быстроты реакции. 2 10. Исправь ошибки! Игры на развитие концентрации 2 внимания, функций контроля Задания на развитие умения решать 11. Расшифруй слова. 12. Учусь слышать и запоминать! 13. Угадай, что изменилось! 14. Обобщай, играя! 15. Пиктограммы. 16. Следопыты. 17. Запоминаю, играя! задачи. Шифровка. Тренировка внимания Задания на совершенствование мыслительных операций Шифровка Тренировка слуховой памяти. Задания на совершенствование мыслительных операций. Тренировка зрительной памяти. Упражнения на развитие речи, смысловой памяти. Составление рассказа. Игры на развитие логического мышления. Шифровка. Упражнения на совершенствование воображения. Задания на развитие операций мышления, комбинированной памяти. Шифровка. Игры на развитие быстроты реакции. Задания на совершенствование мыслительных операций. Упражнения на развитие вариативности мышления, комбинированной памяти. 25 1 2 1 2 2 2 2 18. Секреты памяти. 19. Тайна лабиринта. 20. Дополни рассказ! 21. Дорисуй изображение! Тренировка слуховой памяти. Задания на совершенствование мыслительных операций. Тренировка зрительной памяти. Задания на совершенствование мыслительных операций. Упражнения на развитие логического мышления, операций анализа и синтеза. Упражнения на развитие воображения, творческих способностей. Динамическая пауза. 2 2 2 2 22. На что похоже? 23. Зашифруй предложение. Шифровка. Упражнения на развитие воображения, творческих способностей. Упражнения на развитие Что изменилось? опосредованной памяти, наглядно- образного мышления, слухового восприятия. Упражнения на развитие 2 Дорисуй рисунок. пространственных представлений, словесной памяти и произвольного внимания. Упражнения на развитие умения 2 24. 25. 26. Волшебный мешочек. воспроизводить Упражнения на развитие мышления (процессы анализа). Задания на развитие осязательных ощущений. 26 2 2 2 27. Зашифруй предложение. Упражнения на развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений. 2 28. Найди одинаковые. 2 29. Четвертый лишний. 30. Запомни фигуры. 31. Замри! Упражнения на развитие мышления (операция сравнения, установление закономерностей), зрительной непосредственной памяти. Упражнения на развитие мышления (обобщение наглядного материала, установление закономерностей). Упражнения на развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти. Упражнения на развитие 32. Загадочные контуры. 33. Зашифруй предложение. двигательной сферы, произвольного внимания (распределение), мышления (абстрагирование). Упражнения на развитие мышления (умение сравнивать, установление закономерностей). Упражнения на развитие Итоговое. Диагностика. опосредованной памяти, наглядно- образного мышления, слухового восприятия. Диагностика УУД. 34. Итого: 2 2 2 2 1 2 68 часов Тематическое планирование 3 класс № п/п Тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающихся 27 Кол-во часов 1. Вводное занятие. 2. Как мы воспринимаем информацию. 3. Секреты нашей памяти. 4. Развитие памяти. 5. 6. 7. Думаем играя Необычное в обычном Как Колобок превращается в Кубик 8. Общее в различном. 9. Развиваем мышление. 10. История о человеке, который нашел время. Волшебный круг. Формирование позитивного настроя на занятие. Кинезиологические упражнения. Диагностика УУД. Упражнения на развитие целостности и осознанности восприятия, произвольного внимания. Упражнения на расширение объема памяти и на развитие зрительной памяти, слуховой памяти. Упражнения на развитие мышления и речи на основе образов. Упражнения на развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания. Упражнения на развитие функции анализа и аналитического сравнения. Упражнения на развитие произвольного внимания и восприятия Упражнения на развитие мыслительных процессов: анализ и синтез. Упражнения на развитие обобщения на нагляднообразном и вербальном уровне. Упражнения на развитие аналитического мышления. Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. 28 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 11. Когда я бываю Незнайкой. 12. Путешествие в страну Учебных Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление. Упражнения на развитие мотивации достижения на основе самоанализа. 13. Учимся задавать вопросы. Обучение приемам постановки различных вопросов. Упражнения на развитие познавательной активности. 14. Учимся отвечать на вопросы. Формирование умения строить суждения как ответ на вопрос. Упражнения на развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос. 15. Когда помогает дневник? Обучение приемам самоанализа и 2 1 удач. 16. 17. 2 2 Техника запоминания. самоорганизации. Упражнения на развитие различных 2 Цепочка рассуждения. видов памяти. Упражнения на развитие логической 2 18. Что это? 19. Лабиринты. 20. 2 Одинаковое, разное. Не путай цвета. связной речи. Упражнения на развитие воображения, творческих способностей. Тренировка зрительной памяти. Задания на совершенствование мыслительных операций. Упражнения на развитие мышления (умение сравнивать), произвольности движений (помехоустойчивость). 29 2 2 2 Упражнения на развитие вербальной опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). 22. Учись уменьшать и Упражнения на развитие увеличивать. пространственных Объедини представлений, вербального пословицы. мышления. 23. Поверни квадрат. Найди Упражнения на развитие одинаковые. внутреннего плана действия, мышления (операция сравнения). 24. Логический квадрат. Упражнения на развитие Назови по порядку. логического мышления, Дружный хлопок. произвольного внимания (устойчивость). Игры на развитие чувства времени. 25. Составь слова. Отыщи числа. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза), произвольного внимания (переключение), развитие связной речи. 26. Волшебники. Упражнения на развитие 21. 27. 28. Объедини по смыслу. Найди фигуры. воображения, пространственных представлений, логического мышления. Упражнения на развитие логического мышления, произвольности (помехоустойчивость Не путай цвета. Найди одинаковые. интеллектуальной деятельности). Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей), мышления (операция сравнения). 30 2 2 2 2 2 2 2 2 29. 30. 31. За одну минуту. Письмо Упражнения на развитие инопланетянина. внутреннего плана действия, чувства времени, опосредованной памяти, развитие связной речи. Объедини по смыслу. Упражнения на развитие смысловой памяти, внутреннего плана действия. Упражнения на развитие слуховой памяти, пространственных представлений, развитие связной Добавь слово. 32. Нестандартные ситуации. 33. Диагностические исследования. Итого: речи. Упражнения на развитие логического мышления, развитие умения решать нестандартные задачи. Динамическая пауза («Запрещенное движение», Четвертый лишний»). Диагностика УУД. 2 2 2 2 2 68 часов Тематическое планирование 4 класс № Тема урока п/п 1. 2. Вводное занятие. Секреты внимания! Характеристика основных видов деятельности обучающихся Формирование позитивного настроя на занятие. Упражнение «Я». Кинезиологические упражнения. Диагностика УУД. Упражнения на развитие концентрации внимания. Задания на совершенствование мыслительных операций. 31 Кол-во часов 2 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Аналогии. Юные детективы! Упражнения на развитие и коррекцию психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики. Задания на совершенствование мыслительных операций. Упражнения на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Маленькие секреты Тренировка слуховой памяти. большой Памяти! Совершенствование мыслительных операций. Развитие связной речи. Маленькие секреты Тренировка зрительной большой Памяти! памяти. Задания на совершенствование мыслительных операций. Нестандартные ситуации. Упражнения на развитие логического мышления, развитие умения решать нестандартные задачи. Динамическая пауза («Запрещенное движение», Четвертый лишний»). Учусь слышать и Упражнения на запоминать. развитие эмоциональноволевой сферы и компонентов личности. Учимся давать определения. Задания на развитие аналитического мышления. Упражнения для развития связной речи. Саморегуляция. Упражнения на снятие напряжения. Угадай, что изменилось. Упражнения на развитие внимания, мышления. 32 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12. Обобщай, играя. 13. Перепутанные линии! 14. Заверши изображение. 15. Секреты хорошего внимания. 16. Секреты хорошего внимания. 17. Секреты хорошего внимания. 18. Психогигиена памяти. 19. Психогигиена памяти. 20. Думай, рассуждая! Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Задания для развитие связной речи. Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительнодвигательной координации. Задания на совершенствование воображения. Упражнения на развитие наглядно-образного мышления Упражнения на развитие скорости и концентрации внимания. Задания на совершенствование мыслительных операций. Упражнения на развитие концентрации внимания, умения решать нестандартные задачи. Тренировка внимания Задания на совершенствование мыслительных операций. Тренировка слуховой памяти. Задания на совершенствование мыслительных операций. Тренировка зрительной памяти. Задания на совершенствование мыслительных операций. Упражнения на развитие логического мышления, умения решать нестандартные задачи. 33 2 2 2 2 2 2 2 2 2 21. Я и мир вокруг нас! 22. Кто ясно мыслит – ясно излагает. 23. 24. 25. Психогимнастика. Упражнения на развитие пространственных представлений. Продолжи слово. Упражнения на развитие речевого синтеза. Задания на совершенствование мыслительных операций. Динамическая пауза Кто ясно мыслит – ясно Упражнения на развитие излагает. концентрации внимания, умения решать нестандартные задачи. Динамическая пауза. Кто ясно мыслит – ясно Упражнения на развитие речевого излагает. синтеза. Тренировка внимания Динамическая пауза. Кто ясно мыслит – ясно Упражнения на развитие излагает. речевого синтеза. Задания на совершенствование мыслительных 26. Связующие цепочки. 27. Я и мир вокруг нас! операций. Динамическая пауза. Упражнения на развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Динамическая пауза. Психогимнастика. Развитие 2 2 2 2 2 2 2 пространственных представлений. 28. Можно ли решить задачу, которая не имеет решения? Продолжи слово. Упражнения на развитие навыков построения суждения и умозаключения. Обучение приемам преобразования задач. 34 2 29. 30. 31. 32. 33. Как съесть слона, или Учимся решать проблему Задания на развитие действий логического анализа и обобщения. Обучение приемам планирования при решении проблемных задач. Учимся общаться без слов. Упражнения на развитие невербальных средств общения и формирования контроля эмоциональных состояний. Что такое классификация? Упражнения на развитие умений классифицировать предметы и понятия. За и против! Разминка (вопросы – ответы). Упражнения на развитие критического мышления. Диагностические Диагностика УУД. исследования. Итого: 68 часов 35 2 3 2 2 2