ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 45 (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 45, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 45 начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025, Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах — 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 — 4 классах — 23 часа . Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по З урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по варианту 7.2 включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область, входящую в состав внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область включает коррекционные курсы, способствующие преодолению или ослаблению нарушений в развитии, коррекцию имеющихся недостатков с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК и ИПР. Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.2, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с вариантом 7.2. АООП НОО обязательные предметные области и учебные предметы в учебном плане соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно- развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР. Учебный план состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ЗПР. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, на введение курсов, обеспечивающих особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО. Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 45 языком обучения является русский язык. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных подходов к обучению, способствующих освоению программного материала и коррекции имеющихся у обучающихся с ЗПР нарушений развития. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. При изучении предметов иностранный язык осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация — процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 45. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения АОП НОО составляет 5 года. Предметные Учебные предметы области (учебные курсы) Русский язык и Русский язык литературное Литературное чтение чтение Иностранный язык Иностранный язык (английский) Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир стествознание Основы Основы религиозных религиозных культур и светской культур и светской этики этики Искусство Музыка Изобразительное искусство Труд Труд (Труд (Технология) (Технология)) Физическая Физическая культура культура (Адаптивная физическая культура) Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Функциональная грамотность Внеурочная деятельность: Психокоррекционные занятия Логопедические занятия другие направления внеурочной деятельности Всего часов I 5 4 Количество часов в неделю Всего I доп. II III IV 5 5 4 4 23 4 4 4 4 20 - - 2 2 2 6 4 4 4 4 4 20 2 2 2 2 2 10 - - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 1 1 1 1 1 5 2 2 2 2 2 10 20 1 20 1 22 1 22 1 22 1 106 5 1 7 3 2 2 1 7 3 2 2 1 7 3 2 2 1 7 3 2 2 0 7 3 2 2 4 35 15 20 10 28 28 30 30 29 145