ДОП Фантазия

I. Паспорт программы
Название программы

Фантазия

Автор -составитель

Фролова О.С

Вид программы

модифицированная

Направленность

Художественная

Форма реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

10-12 лет

Категория детей

Учащиеся среднего школьного возраста (5-6 класс)

Уровень освоения программы

Базовый

Краткая аннотация

Программа творческой направленности. На занятиях
учащиеся знакомятся с основами цветоведения, композиции,
дизайна, рисования. Учащиеся учатся изготовлению
различных изделий.

II. Пояснительная записка
Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации
свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития
дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа кружка «Фантазия» представляет
содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для
успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет
учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для
реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую
последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства
образования и науки -РФ № 09-3242 от 18.11.2015).
-Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.
Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
-Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
N 996р-г/.;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
-Устава МАОУ Гимназия № 45;
-Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
организации;
-Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся организации.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим
ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах,
жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и
практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.
Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными,
а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного
материала,
его
углублением,
практическим
закреплением
в
создании
разнообразных
работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая

практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа
кружка «Фантазия» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных
ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее
регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его
выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом
режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Занятия в
детском объединении предполагают сотворчество педагога и ребенка; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их
решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения
формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее
выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раз в неделю по 1,5 академическому часу, количество часов в неделю 4,5 часа, 135 часов в год.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного
и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором. Способствовать
формированию познавательного интереса к изобразительному искусству, творческой активности, увлечённости процессом рисования.
Задачи курса:
Задачи обучающие:
- Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия
- Познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства
- Совершенствовать художественно-творческие способности обучающихся в
процессе продуктивной деятельности.
- Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.

Задачи развивающие:
- способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству

Задачи воспитательные:
- способствовать воспитанию творческой активности
- воспитывать в учащихся любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- Участвовать в художественных выставках и конкурсах.

Структура программы:
Занятия построены по принципу от простого к сложному. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, теоретические
задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работы учащихся с педагогом, а также их самостоятельной
творческой деятельности.
Возраст слушателей, участвующих в реализации данного образовательного курса: от 10 до 12 лет. Количество детей в группе 10-12 человек.

Целесообразность разновозрастного состава группы обоснована в связи с возможностью усвоения теоретического и практического
материала группой слушателей различной возрастной категории, а так же их интереса к теме проектирования, конструирования и
технологии изготовления технических объектов. Для школьников - это возможность совершенствования знаний и навыков, приобретаемых
при обязательной программе обучения в школе.
Формы занятий:
По количеству: групповая и индивидуальная.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: объяснение материала по теме, практикум.
По дидактической цели: занятие по углублению знаний, практическое занятие, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Структура занятия:
- мотивирование к учебной деятельности;
- подача нового теоретически-практического материала;
- подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия;
- выявление места и причины затруднения при выполнении учебного действия;
- построение плана достижения цели и определение средств и алгоритмов действий;
- обсуждение различных вариантов проектирования;
- самостоятельная работа;
- повторение изученного ранее материала;
- анализ проделанной работы.
Творческий кружок «Фантазия» предполагает свободную и непринуждённую обстановку на занятиях, что способствует снятию
психологического напряжения.
В процессе работы учащиеся под руководством педагога выполняют все этапы по созданию творческих работ.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Основная задача: помочь обучающемуся преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в успех и
свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы владения
простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполнять по образцу.
Расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения
инструментами и материалами; освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное
творческое мышление.
В конце обучения обучающиеся должны знать:
Педагогические принципы:
На занятиях созданы условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени одаренности. Дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и
систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Обучаясь по программе, дети
проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Методы и приёмы:
1. Словесные:
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;

использование образцов педагога;
художественное слово.
2. Информативно – рецептивный:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец педагога;
показ педагога.
3. Практические;
4. Репродуктивный:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
5. Исследовательский;
6. Эвристический.
Предполагается дать основы теории живописи, графики, научить различать жанры изобразительного искусства.
Обучающиеся будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приёмами, научатся
создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие.
Используемые методы:
дают возможность почувствовать многоцветного изображения предметов,что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,как следствие, познавательных способностей;
созданию увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
созданию ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Формы занятий:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся– это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на
занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров.
Способы проверки результатов освоения программы:
Три вида диагностики — входящая, текущая и итоговая диагностики, позволяющие проследить динамику развития тех или иных
личностных качеств, предметных достижений.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы. Может проводиться в виде анкетирования или беседы, определяющей
компетентность обучающихся в тех или иных вопросах выбранного направления деятельности.
Текущая диагностика осуществляется при освоении отдельных тем, раздела, а также по итогам освоения каждого годичного курса программ,
т.е. мониторинг роста компетентности в ходе освоения программы и выполнения обучающимся текущих заданий.
Итоговая диагностика по результатам освоения программы в целом или ее законченной части.
Формы текущего контроля:

- Создание сюжетной композиции.
- Рисование с натуры.
- Участие в общешкольных выставках.
- Участие в районных, городских и иного уровня мероприятиях, конкурсах.
Формы итогового контроля:
- Итоговая выставка.
- Участие в конкурсах.
Выбор форм и методов диагностики определяется возрастом учащихся.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным
критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться
достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему
желающий этого ребенок.
Мониторинг
Программа «Фантазия» открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы. Предложения могут вносить обучающиеся, так на тему,
вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.
В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные.
Обучающиеся высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга при оценивании работ, быть гуманными,
доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными.

III. Учебный план
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека.

2.
2.1
2.2
2.3

Основы цветоведения
«В гости к радуге»
Создание цветового круга и образов из него
Передача характеров персонажей с помощью цвета
ДПИ

3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2

Количество часов
Формы аттестации /
Всего
Теория Практика контроля
2
1
1
Викторина: «Где
мы встречаемся с
искусством?»
Выставка работ
3
1
2
Анализ работ
4
1
3
Презентация работ
3
1
2
Композиция
«Волшебный сад»
Эскиз росписи
разделочной доски
4
1
3
Самоанализ
4
1
3
Взаимный анализ

5.
5.1

Городецкая роспись
Нижнетагильская роспись
Композиция (понятие, приёмы, схемы построения)
«В мире сказочных образов»
«Путешествие в прошлое» (закрепление и развитие композиционных
навыков, знакомство с приёмом передачи пространства, линия горизонта).
«Осенние чертоги» (закрепление понятия линия горизонта, изучение
различных приёмов расположения предметов в пространстве)
Проект выставки «Юные художники представляют»
Анализ и отбор лучших работ за I четверть

5.2

Правила оформления работ, подбор их по сочетаемости

1

1

0

5.3

Оформление и дизайн выставки

2

0

2

6.

ДПИ
«Синие чудо гжели»
- особенности росписи (цвет, мазки, переходы, растяжки)

4

1

3

Анализ

- эскиз росписи чайной пары

2

2

Выставка работ

4.3

4
6.1

5
3

1
0,5

4
2,5

Выставка работ
Взаимный анализ

3

0,5

2,5

Презентация работ

5
1

1
1

4
0

Выставка
Самооценка и
взаимный анализ
Самооценка и
взаимный анализ
Самооценка и
взаимный анализ
выставка работ

6

Орнаменты северных народов

4

1

3

- особенности декора, цвета и композиции

2

1

1

1

2
2

Презентация работ

6.2

- эскиз варежки и парки с орнаментом
Каргопольская игрушка

2
3

Взаимный анализ
Выставка работ

6.3
- понятие символики, пластики, разбор особенностей изготовления и
1
росписи Каргопольской игрушки.

1

- эскиз росписи игрушки

Презентация
3

2

7.

Симметрия

Украшение
школьной ёлки и
актового зала

7.1
7.2

Понятие «симметрия». Симметрия в природе (бабочки, снежинки и т.д.)
Симметрия в изделиях (вырезаем и расписываем ёлочные игрушки)

4
4

1
1

3
3

8.

Развитие композиционных и живописных навыков «Лукоморье»

3

0,5

2,5

Выставка работ

9.

Наш проект «Любимый праздник – новый год»

4

0,5

3,5

10.
10.1

Развитие композиционных и живописных навыков.
«Весёлые каникулы»

3

0,5

2,5

Выпуск
праздничной газеты
самоанализ
Выставка работ

10.2

Образ богатыря в сказках и иллюстрациях

4

0,5

3,5

10.3
10.4

Батальный жанр (многофигурная композиция)
Образы защитников Отечества

3
3

0,5
0,5

2,5
2,5

Выставка
Выставка

10.5

«Дыхание весны» (подарок маме)

3

0,5

2,5

Самоанализ

11.

Пропорции (портрет мамы)

3

0,5

2,5

Выставка

12.

ДПИ
1«Ковер - самолёт».

3

0,5

2,5

Выставка

1
«В мастерской мастера-игрушечника».

3

0,5

2,5

Выставка

12.1
12.2
12.3

Орнаменты народов мира.

3

0,5

2,5

Выставка

13.
14.
14.1

Графика. Контраст и нюанс.
Проект выставки «До свидания, Матушка зима»
Анализ и отбор лучших работ

4

0,5

2,5

Самоанализ

1

1

0

14.2

Правила оформления работ, подбор их по сочетаемости

1

0.5

0.5

14.3

Оформление и дизайн выставки

2

0

2

3
4
4
3

0,5
0,5
0,5
0,5

2,5
3,5
3,5
2,5

Самоанализ
Самоанализ
Самоанализ
Самоанализ

3
3
3

0,5
0,5
0,5

2,5
2,5
2,5

Самоанализ
Выставка
Выставка

Развитие композиционных и живописных навыков.
15.
15.1
15.2
15.3
15.4
16.
16.1
16.2
16.3

«Космические фантазии»
«Встречаем весну»
«Праздничный салют»
«Весенний подснежник»
ДПИ.
«Цветы Павлово-поссадских платков»
Стилизация. Плакат «1 мая – день весны и труда»
Проект выставки «Здравствуй, лето»
Итого за год 135 часов

Самооценка и
взаимный анализ
Самооценка и
взаимный анализ
Самооценка и
взаимный анализ
Выставка

IV.Содержание учебного (тематического плана)
1.

Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека.

2.
2.1

Теория: наблюдаем проявление изобразительного искусства в жизни (мебель, интерьер, одежда и т.д.)
Практика: рисуем свой пример изделия на основе наблюдения.
Основы цветоведения
«В гости к радуге»

2.2

Теория: знакомство с цветовым кругом
Практика: рисуем радугу.
Создание цветового круга и образов из него.

2.3

Теория: углубление знакомства с цветовым кругом, понятие основных и составных цветов.
Практика: рисуем цветик-семицветик, используя только основные цвета (все составные получаем сами).
Передача характеров персонажей с помощью цвета.

3.
3.1

Теория: знакомство с понятием теплые и холодные цвета, оцениванием эмоциональную составляющую тех и других цветов.
Практика: рисуем добрую и злую фею.
ДПИ
Городецкая роспись

3.2

Теория: знакомство с особенностями городецкой росписи, разбор отдельных элементов.
Практика: рисуем эскиз изделия по мотивам городецкой росписи.
Нижнетагильская роспись

4.
4.1

Теория: знакомство с особенностями нижнетагильской росписи, разбор отдельных элементов
Практика: рисуем эскиз росписи подноса.
Композиция (понятие, приёмы, схемы построения)
«В мире сказочных образов»

4.2

Теория: знакомство с понятием композиции, передачи пространства на плоском листе; продолжение изучения эмоциональной
составляющей теплых и холодных цветов для передачи характера героя.
Практика: рисуем иллюстрацию к сказу П.П.Бажова «Хрустальный лак».
«Путешествие в прошлое»
Теория: закрепление и развитие композиционных навыков, знакомство с приёмом передачи пространства, линия горизонта.
Практика: рисуем эскиз картины на историческую тему.

4.3

5.

«Осенние чертоги»
Теория: понятие пейзаж, закрепление понятия линия горизонта, изучение различных приёмов расположения предметов в
пространстве.
Практика: рисуем эскиз осеннего пейзажа.
Проект выставки «Юные художники представляют»
Теория: Анализ и отбор лучших работ за месяц; правила оформления работ, подбор их по сочетаемости.
Практика: оформление и дизайн выставки.

6.
6.1

ДПИ
«Синие чудо гжели»

6.2

Теория: особенности росписи (цвет, мазки, переходы, растяжки)
Практика: эскиз росписи чайной пары
Орнаменты северных народов
Теория: особенности декора, цвета и композиции
Практика: эскиз варежки и парки с орнаментом
Каргопольская игрушка

6.3

7.

Теория: понятие символики, пластики, разбор особенностей изготовления и росписи Каргопольской игрушки.
Практика: эскиз росписи игрушки.
Симметрия

8.

Теория: Понятие «симметрия». Симметрия в природе (бабочки, снежинки и т.д.)
Практика: Симметрия в изделиях (вырезаем и расписываем ёлочные игрушки)
Развитие композиционных и живописных навыков «Лукоморье»

9.

Теория: понятие иллюстрации; закрепление и развитие композиционных навыков, знакомство с приёмом передачи пространства,
линия горизонта.
Практика: рисуем иллюстрацию по мотивам Пушкинских сказок.
Наш проект «Любимый праздник – новый год»

10.
10.1

Теория: особенности плаката, газеты и открытки.
Практика: выпуск праздничной газеты, новогодние украшения для школы
Развитие композиционных и живописных навыков.
«Весёлые каникулы»

10.2

Теория: закрепление и развитие композиционных навыков, знакомство с приёмом передачи пространства, линия горизонта;
особенности зимнего пейзажа.
Практика: рисуем многофигурную композицию на основе (фоне) зимнего пейзажа.
Образ богатыря в сказках и иллюстрациях

10.3

Теория: понятие пропорции человека, характерные особенности, костюм богатыря.
Практика: рисуем русского богатыря.
Батальный жанр (многофигурная композиция)

10.5

Теория: знакомство с батальным жанром; закрепление и развитие композиционных навыков, знакомство с приёмом передачи
пространства, линия горизонта.
Практика: рисуем многофигурную композицию в батальном жанре.
Образы защитников Отечества
Теория: закрепление понятий о пропорциях человека, его характерных особенностях, костюмах разных эпох.
Практика: создаем образы защитников Отечества разных эпох.
«Дыхание весны» (подарок маме)

11.

Теория: закрепление знаний по цветоведению (тёплые и холодные цвета – их эмоциональное звучание), понятия стилизация и
композиция.
Практика: выполняем эскиз открытки для мамы в смешанной технике.
Пропорции (портрет мамы)

12.
12.1

Теория: пропорции лица человека, характерные особенности.
Практика: портрет мамы.
ДПИ
«Ковер - самолёт».

12.2

Теория: знакомство с орнаментом, различными композиционными приёмами.
Практика: эскиз ковра.
«В мастерской мастера-игрушечника».

12.3

Теория: знакомство с дымковской игрушкой, особенностями ее изготовления и декора.
Практика: эскиз дымковской игрушки.
Орнаменты народов мира.

10.4

Теория: разбор отличий южных и северных народов нашей страны.

13.

Практика: эскиз изделия с орнаментом.
Графика. Контраст и нюанс.

14.

Теория: понятие графики, контраста и нюанса, особенности их использования.
Практика: пейзаж в технике гризайль.
Проект выставки «До свидания, Матушка зима»

15.1

Теория: анализ и отбор лучших работ за месяц, правила оформления работ, подбор их по сочетаемости.
Практика: оформление и дизайн выставки
«Космические фантазии»

15.2

Теория: развитие композиционных и живописных навыков.
Практика: эскиз рисунка ко дню космонавтики
«Встречаем весну»

15.3

Теория: развитие композиционных и живописных навыков.
Практика: рисуем композицию «Прилёт птиц».
«Праздничный салют»

15.4

Теория: развитие композиционных и живописных навыков.
Практика: рисуем праздничный салют, техника «Гуашь»
«Весенний подснежник»

16.
16.1

Теория: развитие композиционных и живописных навыков, рисование с натуры.
Практика: рисование с натуры букета подснежников.
ДПИ.
«Цветы Павлово-поссадских платков»

16.2

Теория: особенности производства и декора.
Практика: эскиз платка.
Стилизация. Плакат «1 мая – день весны и труда»

16.3

Теория: закрепление понятия стилизации, символики и декора плаката.
Практика: эскиз плаката.
Проект выставки «Здравствуй, лето».
Теория: анализ и отбор лучших работ за месяц, правила оформления работ, подбор их по сочетаемости
Практика: оформление и дизайн выставки.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
У обучающихся будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
-представление о своей гражданской идентичности через принятие образа родины;
-чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством великих русских художников;
-положительное отношение к урокам изобразительного искусства и творческой деятельности в целом;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, готовность к диалогу;
-представление о добре и зле, должном и недопустимом;
-первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;
-представление о содержательном досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-умения реализовать собственный творческий потенциал;
-эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям жизни, отраженным в изобразительном искусстве;
-мотивации творческого самовыражения и сотрудничества;
-осознание нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;
-трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека, положительной самооценки.
Обучающийся научится:
-планировать свои действия в соответствии с задачами и собственным творческим замыслом, различая способ и результат
собственных действий;
-выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
-эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
-выполнять дифференцированные задания;
-выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности;
-осуществлять поиск информации в справочном материале и в дополнительных источниках;
-использовать знаково-символические средства для решения художественных задач;
-воспринимать тексты и соотносить их с визуально представленным материалом;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-использовать примеры иллюстраций или репродукций при обсуждении особенностей творчества художников;
-представлять информацию в виде небольшого сообщения;
-осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-выбирать способы решения художественной задачи. Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно расширять свои представления об искусстве;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-устанавливать аналогии;
-работать по схематичным изображениям, соотносить его с рисунком, картиной;
-сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства;
-выражать свое мнение о произведении искусства;
-принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
-проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-принимать мнение, отличное от твоего; -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
-формулировать и задавать вопросы;
-проявлять творческую инициативу в коллективной деятельности.
Обучающийся научится:
- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально-ценностно относится к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;
- расширять свои представления о ведущих музеях России и своего региона;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в их обсуждении их содержания и выразительных средств.
Обучающийся получит возможность научится:
- видеть проявление художественной культуры вокруг себя (музеи, театры, дома, на улице);
- высказывать суждения о художественных произведениях.
Обучающийся научится:

- изображать не сложные композиции передачи пространства на плоскости;
- использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;
- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;
- понимать на доступном уровне роль белых и черных красок: свет, тень, полутень и рефлекс в живописи;
- пользоваться и пропорциями предметов;
- использовать разнообразие цветовых оттенков; - применять простые способы оптического смешения цветов;
- распознавать разнообразия природных форм и передавать их на плоскости;
- различать контрасты в рисунке;
- использовать возможности графитного карандаша, передавать разнообразие фактуры.
Обучающийся получит возможность научится:
- передавать движение предмета на плоскости;
- изображать построение архитектурных форм;
- применять разнообразие художественных техник;
- передавать объем в изображении природы графическими приемами; Значимые темы искусства
Обучающийся научится:
- понимать что Земля наш общий дом и отражать это в художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы и средства для создания образа природы в разных еѐ состояниях;
- воспринимать и переживать шедевры мировой живописи;
- представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;
- изображать узоры и орнаменты других народностей.
Обучающийся получит возможность научится:
- участвовать в различных видах изобразительной деятельности;
- выражать эмоциональное состояние человека в портрете;
- передавать легкость и свежесть красок;
- работать с разнообразными художественными материалами;
- передавать главную мысль в рисунке и живописи.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися дополнительного образования
Система оценивания в данном курсе безотметочная, поэтому в течение года проводится несколько диагностик:
входящая диагностика проводится в начале каждого учебного года;
промежуточная диагностика в середине учебного года чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития
композиционных и живописных навыков. Тестирование дает возможность выявить знания, умения и навыки, полученные на занятиях;
итоговая диагностика проходит в конце учебного года на обобщающем занятии в форме коллективной проектной работы и
тестирования.

V. Методическое обеспечение курса «ФАНТАЗИЯ»
Процесс обучения построен на принципах: «от простого к сложному» (усложнение идёт «расширяющейся спиралью»), доступности
материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительноиллюстративных методов (объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют задания точно по
образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технический материал, подключается методы
продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. В ходе реализации программы
осуществляется вариативный подход к работе. Творчески активным обучающимся предлагаются дополнительные или альтернативные
задания, с более слабыми обучающимися порядок выполнения работы разрабатывается вместе с педагогом.
Формы работы, используемые педагогом на занятии:
Рабочая программа творческого кружка «Фантазия» составлена с учетом психологических особенностей обучающихся и способствует
благоприятной атмосфере для реализации это программы.
Учитывая психологические особенности обучающихся, занятия проводятся в разнообразных формах. Для того, чтобы повысить мотивацию
обучающихся в ходе занятий, используются различные методы подачи теоретического и практического материала.
Принципы:
- принцип творчества;
- развития фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- принцип единства развития и воспитания;
- принцип сотрудничества и доступность обучения;
- принцип индивидуально-личностного подхода;
- принцип свободы выбора;
- принцип успешности;
- принцип учета возрастных психологических особенностей обучающихся;
- принцип системности.
Методы:
- наглядный;
- исследовательский;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- словесный.
•
•
•
•

VI. Материально-техническое обеспечение курса
Кабинет не менее 20 кв. м.;
качественное электроосвещение;
столы 15 шт.;
стулья 30 шт.;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

шкафы;
канцелярские принадлежности;
дидактические, раздаточные материалы;
технологическое оборудование.
Компьютер - 1;
Проектор - 1; - Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
- Информационно-коммуникативные средства: электронные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
современная система средств обучения, предоставленная в рамках ФГОС 2 поколения.
- Модели и натурный фонд:
Муляжи фруктов и овощей.
Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела.
Гипсовые орнаменты.
Модель фигуры человека.
Керамические изделия (вазы, кринки и др.).
Драпировки.
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)
Маски.

Дидактические и методические материалы:
1. Наглядные пособия: справочники, учебники, рекомендации;
2. Раздаточный материал для каждой темы;
3. Рекомендательные документы, разработанные на основе следующих документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
№273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства
образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015).
6. Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.
Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
8. Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
9. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015
г. N 996р-г/.;
10. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
11. Устав МАОУ Гимназия № 45;
VII.Литература:
1. Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
2. Проснякова Т.Н. Авторская программа «Рисуем-мастерим» Самара: Издательство « Учѐбная литература»: Издательский дом «
Федоров».
3. Проснякова Т.Н., Кубышева Е.С., Мастер Карандаш: рабодательский дом «Федоров» : Издательство «Учѐбная литература».
4. Проснякова Т.Н., Лоричева Е.И., Ккбышева Е.С., « Радужный мир»: в 2-х частях: учѐбные пособия для 1,2,3,4 классов. Самара:
Издательство «Учѐбная литература»: Издательский дом « Федоров».
5. Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В.
Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой.

VIII.Сведения о составителе программы:
Фролова О.С


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».