ДОП Доброволец

I. Паспорт программы

Название программы

«ДОБРОволец»

Автор -составитель

Токарева Е.В.

Вид программы

модифицированная

Направленность

Социально - педагогическая

Форма реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

11-17 лет

Категория детей

Учащиеся среднего и старшего школьного
возраста (6-10 класс)

Уровень освоения программы

Базовый

Краткая аннотация

Основной целью курса является развитие у
учащихся высоких нравственных качеств
путём пропаганды идей добровольного
труда на благо общества и привлечения
учащихся к решению социально значимых
проблем (через участие в социальных,
экологических, гуманитарных, культурнообразовательных, просветительских и др.
проектах и программах).

II. Пояснительная записка
Данная образовательная программа разработана на основе анализа основных закономерностей развития формы
материальных объектов в исторических, теоретических, культурных, инженерно-технических, творческих и других аспектах.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства
образования и науки -РФ № 09-3242 от 18.11.2015).
-Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.
Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
-Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая
2015 г. N 996р-г/.;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Устава МАОУ Гимназия № 45;
-Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы организации;
-Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся организации
Основной целью курса «Волонтерское движение в школе» является формирование у детей активной жизненной и
гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной

деятельности. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и
совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, - одна
из таких форм работы.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим
специальным интересом.
Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая
деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Отличительной особенностью данного курса является то, что воспитательное значение примера социальной
инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное
влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений,
профессиональных педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и
самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.
Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Актуальность курса обусловлена стремительными политическими, социально-экономическими изменениями,
происходящими сегодня в обществе, которые диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного
процесса в средней школе, так и к содержанию образования. Важнейшими проблемами воспитания является размытость
нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.
Педагогическая целесообразность заключается в применении новых форм вовлечения подростков в социальную
активность, что призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности
подрастающего поколения.
Курс построен в соответствии со следующими принципами:

• Наличие социально-значимой персонифицированной идеи
• Волонтеры свободны в своем выборе
• Волонтерство - это социальное пространство, притягивающее человека, а не отталкивающее
• Внутренняя энергия - раскрывается через доверие, свободу и творчества
• Необходимо ориентироваться на существующую мотивацию и компетенцию волонтеров
• Ответственность делегируется вниз только со свободой и ресурсами
• Волонтеры работают в группах (распределяется ответственность и компенсируется текучка)
• Волонтерская группа – живой организм, существующий в общем фарватере миссии
• Группа во многом определяет свою жизнь коллегиально
• Волонтеры и сотрудники проекта важны для руководства проекта так же, как и подопечные.
Использование разнообразных видов деятельности позволит создать модель детского волонтерского движения внутри
гимназии и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Цель и задачи курса:
Целью курса является создание условий для развития волонтерского движения в гимназии, как одной из форм занятости,
формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их
самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Курс «Волонтёрское движение в школе»» предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
научить организовывать досуг в различных сферах жизни и деятельности
научить анализировать актуальные цивилизационные и социокультурные процессы, протекающие как в Российском
обществе, так и в мире
научить осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе
моральных и правовых норм
научить работать с различными категориями людей
Развивающие:
развитие лидерских и нравственно-этических качеств
расширение сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости учащихся
развитие инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской
направленности
Воспитательные:

воспитание у учащихся активной гражданской позиции, чувства патриотизма и др.
воспитывать толерантность и способность вести диалог с другими людьми
воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию
содействие всестороннему развитию учащихся
вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения,
охраной окружающей среды и др.
Возраст: Участниками программы кружка волонтерского движения могут стать подростки старшего и среднего возраста
(13-17 лет), что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной
социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Формы занятий:
По количеству: групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия:
Информационный модуль
1. Беседы со специалистами.
2. Групповые занятия волонтеров.
3. Сотрудничество с гимназической газетой
4. Акции волонтеров.
5. Игры.
6. Викторины.
7. Фестивали.
8. Проекты.

Тренинговый модуль
1. Обучающие занятия с волонтерами.
2. Мини-тренинги для учащихся.
3. Интерактивные игры.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Альтернативный модуль
1. Дни здоровья.
2. Игры, конкурсы.
3. Спортивные мероприятия.
4. Флэшмоб.
5. Фестивали.
По дидактической цели: занятие по углублению знаний, практическое занятие, умений и навыков, комбинированные
формы занятий.
Режим занятий:
На изучение курса отводится 3 часа в неделю, занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 1
час, всего 102 часов. Наполняемость группы 10 -15 человек (в зависимости от выполняемой задачи).
Ожидаемые результаты:
•
•
•
•

В результате освоения программы учащийся будет обладать следующими компетенциями:
создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе
внеурочной деятельности;

• развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;
• приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);
• получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
• сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.

Способы проверки результатов освоения курса:
Курс является безотметочным, однако это не отменяет оценивания достижений учащихся как во время обучения, так и по
его завершении.
Осознанное освоение курса предполагает постановку целей и задач, поиск путей достижения цели, регулярный
самоконтроль. Для этого в конце каждого раздела предполагается проведение самооценки, содержание которой коррелируется
с поставленными в начале раздела целями. Ученик осмысливает приобретенные в процессе освоения темы знания, умения и
навыки самостоятельно.
Результаты освоения курса проявляются в теоретических и методических знаниях, применимых для решения задач
волонтерской деятельности.
В результате освоения курса обучающиеся смогут продемонстрировать:
• установку (ориентацию) на продуктивное взаимодействие в волонтерской деятельности в социальной сфере;
• практические навыки использования различных технологий волонтерской деятельности;
• способность организовать мероприятия, имеющие социально-гуманитарную направленность;
• владение приемами эффективной групповой и индивидуальной коммуникации;

• умение работать в команде волонтеров;
• владение способами, методами и методиками использования Интернет - коммуникации

III. Учебный план
№
п/
п

Перечень
разделов и тем

Кол-во часов
теория

Формы контроля/аттестации

практика

всего

Вводное занятие. Волонтерская
деятельность - один из видов
социального служения.
Диагностика.

3

3

6

Диагностика
проектная работа, самоконтроль

1

Исторические аспекты
волонтёрства

5

2

7

2

Организационные аспекты
волонтёрской деятельности

25

25

50

Тематический контроль, собеседование
по темам раздела, проектная работа,
самоконтроль
Тематический контроль, подготовка
конкурсных мероприятий

3

Психологическая подготовка
волонтёра

10

14

24

Тренинги, ролевые игры, проектная
работа, самоконтроль

4

Технологические аспекты
волонтёрской деятельности

12

3

15

Создание социальной рекламы,
создание социальных плакатов,
подготовка волонтёрских мероприятий,
проведение акций, другие формы
работы, проектная работа,
самоконтроль

Итого

102

IV. Содержание учебного плана
Вводный раздел
Знакомство с группой. Решение организационных вопросов. Знакомство с содержанием программы обучения.
Решение организационных вопросов.
Понятия «волонтёр», «волонтерство», доброволец, добровольность, бескорыстность, общественная значимость,
гражданская активность, законность. Мотивы участия в волонтерской деятельности. Роль волонтёрства в решении
общественных проблем в современном обществе. Значение участия молодежи в волонтерском движении. Основные принципы
создания и функционирования волонтёрского движения (добровольность, безвозмездность, добросовестность, «равный –
равному», законность). Их реализация на практике.
Вводный инструктаж
• Инструктаж по пожарной безопасности;
• Инструктаж по проведению прогулок, экскурсий;
• Инструктаж по правилам безопасного поведения на дорогах и в транспорте;
• Инструктаж по оказанию первой помощи пострадавшему.
Диагностика личностных качеств подростков.
I.

Раздел: «Исторические аспекты волонтёрства»

Теория: Понятие «волонтёрство». Волонтерские движения в современном обществе. Молодёжные волонтерские
объединения мира. Организации волонтерского движения в России. Социальные навыки, которые развиваются при активном
участии в волонтерской деятельности. Практические навыки, которые приобретают участники социальных мероприятий.
Формирование лидерских качеств.

Практика: участие в благотворительной акции ОУ.
Теория: Изучение нормативно — правовых документов, регулирующих волонтерскую деятельность: Кодекс волонтёра,
Положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности. Кодекс добровольцев в России.
II.

Раздел Организационные аспекты волонтёрской деятельности

Теория: Российская книжка волонтера. Использование ее на практике волонтерской деятельности. Типы добровольческих
организаций, государственные организации, общественные организации, благотворительный фонд, благотворительное
общество. Условия для успешной реализации задач социальной политики в современном обществе. Реализация принципа
социального партнерства между государственными и общественными организациями. Условия для дальнейшего развития
добровольческой деятельности. Роль государства в развитии волонтерской деятельности.
Практика: участие в благотворительной акции ОУ
Целевые группы, на которые направлена волонтёрская деятельность. Критерии оценки целевой группы (возраст,
социальная группа, пол, увлечения и т.д.). Целевые группы, на которые делятся подростки и молодежь в профилактике
асоциальных явлений. Формы и методы работы для разных целевых групп. Психологические особенности целевой группы.
Альтернативные способы профилактики в молодежной среде. Анализ и оценка эффективности. Практика: подготовка
мероприятий для разных целевых групп. Трудовая деятельность
Практика: Разработка критериев результативности волонтерской работы. Участие в городской акции
Тема: Структура волонтерского отряда и мотивация волонтерской деятельности
Теория: Принципы создания волонтерских отрядов. Структура волонтёрского отряда. Функциональные обязанности и
распределение функциональных обязанностей в отряде. Положение о работе волонтерского отряда. Кодекс волонтера.
Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Методы мотивации волонтерской деятельности.
Вовлечение нового волонтёра в волонтёрскую деятельность.
Практика: Конкурс на лучшую символику волонтерского объединения.

Теория: Виды проектов. Волонтерские программы и проекты. Технология социального проектирования. Структура
социального проекта. Основные разделы и содержание социального проекта. Этапы реализации проекта. Ресурсное
обеспечение социальных проектов. Показатели качества проекта. Эффективность проекта. Выявление актуальных проблем в
молодежной среде и обществе. Требования и рекомендации поведения на сцене Практика: Разбор одного из успешно
реализованных проектов школы. Семинар «Основы создания электронной презентации социального проекта» и «Работа с
основным мультимедийным и звуковым оборудованием». Разработка социального проекта. Участие в реализации социальных
проектов. Оценка качеству его выполнения проекта.
Теория: понятие «фандрайзинг». Принципы фандрайзинга. Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия и
реализации проекта (людские, материальные, финансовые, временные…). Основные источники инвестирования социальных
мероприятий/проектов. Понятия «инвестиции», «спонсорство», «меценатство», «партнерство».
Практика: разработка схемы привлечения ресурсов для конкретного мероприятия в рамках рабочего плана по
волонтерской деятельности. Самостоятельная (под контролем руководителя) организация работы по обеспечению
благотворительных акций в рамках школы
Раздел III «Психологическая подготовка волонтёра»
Теория: Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших
школьников. Особенности работы.
Практика: разработка и организация детских праздников. Проведение детской игровой программы.
Теория: Основные проблемы в жизни пожилого человека. Отношение к пожилым в обществе. Основные задачи в работе с
пожилыми людьми и ветеранами. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста.
Психологические особенности людей пожилого возраста.
Практика: просмотр художественного фильма с последующим обсуждением.
Практика: Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов

Теория: Психологические особенности. Основные проблемы детей - сирот. Принципы взаимодействия с ними с детьми –
сиротами.
Практика: Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. Трудовая деятельность
Теория: Психологические особенности. Отношение к людям с 35 ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Основные задачи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Принципы взаимодействия с ними с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Практика: Организация и проведение мероприятий и досуговых программ для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
IV Раздел «Технологические аспекты волонтёрской деятельности»
Тема: Понятия: листовка, тематический плакат, информационный буклет, компьютерная презентация. Информационный
буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая
схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Практика: анализ имеющихся
информационных изданий. Создание собственного творческого продукта: создание информационного буклета.
Теория: Понятие «компьютерная презентация». Цели, задачи, назначение, технология создания компьютерной
презентации. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Практика: анализ имеющихся
тематических плакатов. Работа над созданием компьютерной презентации.
Теория: Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практика: работа над созданием
видеоролика.
Теория: Понятие «социальная акция». Виды социальных акций. Значение социальных акций в жизни общества. Основы
проведения социальных акций. Практика: Организация и проведение тематических акций (экологических, профилактических,
социально-значимых). Разработка и проведение социальных акций.

Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия, направленного на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина-патриота
Теория: Первичная, вторичная и третичная профилактика. Асоциальное поведение в молодежной среде. Методы
первичной профилактики асоциальных явлений. Учреждения, работающие в направлении профилактики асоциальных явлений
в молодежной среде. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в соответствии с социальными
нормами поведения в обществе. Формы и методы пропаганды здорового образа жизни. Привлечение партнеров в реализацию
социально значимых мероприятий. Целевая группа и ее особенность. Формы мероприятий социального значения.
Практика: Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп (младших школьников, подростков и молодежь)
с учётом особенностей целевой группы.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Набор добровольцев, орг. Собрание.
Волонтёрский отряд. Распределение обязанностей
Волонтерская деятельность - один из видов социального служения
Диагностика
II. Раздел: «Исторические аспекты волонтёрства»
Понятие «волонтёрство».
Волонтерские движения в современном обществе.
История развития добровольческого движения
Волонтерство в мировом масштабе. Молодёжные волонтерские объединения мира.
Волонтёрские организации
Волонтеры и СМИ
Социальные и практические навыки участников волонтерского движения
Нормативно-правовые документы

Кол-во часов
1
2
2
1
4
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Направления волонтерской деятельности в России
Концепция и кодекс волонтерства
Процесс отбора волонтеров
II. Раздел: «Организационные аспекты волонтёрской деятельности»
Российская книжка волонтера. Использование ее на практике волонтерской деятельности.
Типы добровольческих организаций, государственные организации, общественные организации, благотворительный
фонд, благотворительное общество.
Роль государства в развитии волонтерской деятельности
Карта нашего пути
Мои интересы. Интересы других людей
Мотивы добровольческой деятельности
Мотивация волонтеров
Критерии оценки целевой группы (возраст, социальная группа, пол, увлечения и т.д.).
Целевые группы, на которые делятся подростки и молодежь в профилактике асоциальных явлений.
Формы и методы работы для разных целевых групп.
Психологические особенности целевой группы.
Особенности работы со старшим поколением
Альтернативные способы профилактики в молодежной среде.
Особенности работы со сверстниками
Особенности работы с братьями нашими меньшими
Анализ и оценка эффективности.
Виды проектов. Волонтерские программы и проекты.
Технология социального проектирования. Структура социального проекта.
Основные разделы и содержание социального проекта. Этапы реализации проекта.
Ресурсное обеспечение социальных проектов. Показатели качества проекта. Эффективность проекта.
Выявление актуальных проблем в молодежной среде и обществе.
Семинар-практикум «Теория и практика волонтёрского движения»
Обучающий семинар «Шаги реализации интернет проекта «Волонтер Екатеринбурга»
Требования и рекомендации поведения на сцене
Семинар «Основы создания электронной презентации социального проекта»
«Работа с основным мультимедийным и звуковым оборудованием»
Разработка социального проекта.
Социальная акция
Презентация на конкурс антиалкогольной направленности «Жить здорово»
Защита проекта
Благотворительная акция

1
1
1
50
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

Структура и порядок проведения PR-кампании
Правила разработки эмблемы.
Разработка атрибутики волонтерского отряда
Интерактивная встреча «СПИД: мифы и реальность»
Конкурс рисунков «Я выбираю ЗОЖ».
Понятие «фандрайзинг». Принципы фандрайзинга.
Понятия «инвестиции», «спонсорство», «меценатство», «партнерство».
Акция «Мой лохматый друг» - сбор корма для животных
Акция «Мой лохматый друг» - посещение Центра временного пребывания животных
III Раздел «Психологическая подготовка волонтёра»
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.
Основы толерантности
Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Основные задачи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Организация и проведение мероприятий и досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
Основные проблемы детей - сирот. Принципы взаимодействия с ними с детьми – сиротами.
Ценности
Акция «Подарки для детей-сирот, детей-инвалидов»
Организация выездов в детский дом.
Проведение детской игровой программы.
Основные проблемы в жизни пожилого человека.
Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами.
Психологические особенности людей пожилого возраста
Просмотр художественного фильма с последующим обсуждением
Помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов
IV. Раздел «Технологические аспекты волонтёрской деятельности»
Понятия: листовка, тематический плакат, информационный буклет, компьютерная презентация.
Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета.
Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Анализ имеющихся информационных изданий.
Создание собственного творческого продукта: создание информационного буклета.
Понятие «компьютерная презентация».
Цели, задачи, назначение, технология создания компьютерной презентации.
Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества
Анализ имеющихся тематических плакатов.

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28.5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
Итого

№
п/
п

Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker.
Работа над созданием видеоролика
Понятие «социальная акция». Виды социальных акций.
Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия, направленного на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина-патриота.
Первичная, вторичная и третичная профилактика. Методы первичной профилактики асоциальных явлений.
Учреждения, работающие в направлении профилактики асоциальных явлений в молодежной среде.
Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в соответствии с социальными нормами
поведения в обществе.
Формы и методы пропаганды здорового образа жизни. Формы мероприятий социального значения.
Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп (младших школьников, подростков и молодежь) с учётом
особенностей целевой группы.
Подведение итогов работы отряда. Симфония прощания

Перечень
разделов и тем
Вводное занятие
Вводный инструктаж

Колво
часов

Краткое содержание

6

Диагноститка

Формы и
методы

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1
102

Формы подведения
итогов

диагностика
лидерских качеств
самопрезентация

Предварительный контроль

Тематический контроль,
проектная работа,
самоконтроль.
Собеседование по темам
раздела
Тематический контроль,
проектная работа,
самоконтроль
Проведение мероприятий
для различных целевых
групп
Подготовка и реализация

1

Раздел: «Исторические
аспекты волонтёрства»

16,5

Волонтёрство в мировом масштабе
Нормативно - правовые документы

деловая игра
тренинг

2

Раздел:
«Организационные
аспекты волонтёрской
деятельности»

60

«Взаимодействие волонтерского отряда с
государственными и общественными
организациями»
Целевые группы волонтерской деятельности
Основы социального проектирования
PR -кампания социального мероприятия и
волонтерского отряда

деловая игра
семинар
проведение акций
подготовка
конкурсного
мероприятия

Основы фандрайзинга социальных
мероприятий

3

Раздел:
«Психологическая
подготовка волонтёра»

24

Особенности
работы
с
младшими
школьниками
Психологические
особенности
людей
пожилого возраста
Особенности работы с детьми – сиротами
Особенности
работы
с
детьми
с
ограниченными возможностями здоровья

деловая игра
мозговой штурм
тренинг
тестирование
проведение акций
творческая работа

4

Раздел:
«Технологические
аспекты волонтёрской
деятельности»

28,5

Информационные технологии в работе
волонтера
Информационный буклет
Компьютерная презентация
Социальный видеоролик
Социальная акция
Первичная
профилактика
асоциальных
явлений в молодежной среде и пропаганда
здорового образа жизни»

деловая игра
ролевая игра
проведение акций
создание социальной
рекламы
создание
социальных
плакатов
подготовка
волонтескитх
мероприятий

социального проекта
Разработка и проведение PR
–кампании
Благотворительная акция в
рамках школы
Тематический контроль
Организация детских
праздников, игровых
программ, акций, проектная
работа, самоконтроль
Трудовая помощь,
организация встреч
Собеседование по
пройденным темам раздела.
Организация досуговых
мероприятий
Проектная работа,
самоконтроль
Создание информационных
буклетов
Создание компьютерных
презентаций
Создание видео роликов
Проведение акций
Тематический контроль
Мероприятия для разных
целевых групп
Собеседование по
пройденному материалу;
Представление
информационной продукции
; Проведение акции или
мероприятия

IV.Методическое обеспечение курса
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
• Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;
• Диагностической карты способностей обучающихся;
• Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;
• Планов проведения обучающих семинаров;
• Методических рекомендаций по оформлению фото-, видеоотчета;
• Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности
(социальнозначимые и благотворительные акции, благотворительные аукционы, и т.д.);
• Разработок заданий тренинга;
• Сценарий деловых игр и игровых программ;
• Сценарий и план проведения акций;
• Видеопрезентаций по темам, представленным в Учебном плане программы. Наглядные пособия:
• CD программы для проведения занятий;
• Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;
• Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
• Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных и привлеченных
ресурсов);
• Методические карточки тренинговых занятий;
• Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов

Формы работы, используемые педагогом на занятии:
Методы:
- игровой;
- исследовательский;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- словесный.
Дидактические и методические материалы:
1. Наглядные пособия: справочники, учебники, рекомендации;
2. Раздаточный материал для каждой темы;
3. Видео и аудио записи.
Формы подведения итогов
Курс завершается презентацией итогового проекта «Отчет о работе волонтерского отряда» .
VI. Материально-техническое обеспечение программы
1. Учебный класс с возможностью перестановки мебели.
2. Компьютер с выходом в Интернет.
3. Доска (маркерная, магнитная, пробковая, интерактивная)
4. Аудио – и видеооборудование
VII. Список используемой литературы

Список литературы для педагога:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н. Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической
подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. - СПб-Тверь. 2009
3. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие. - М.,
2005
4. Битянова, М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.С. Битянова. – СПб.: Питер, 2012.
5. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: Учебно-методическое пособие. - М.:
АНО «СПО СОТИС», 2013.
6. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества. - Киров, 2012 7.
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008
8. Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. – Саратов: ООО Бонапарт ПС, 2004.
9. Дорогою добра: Методическое пособие по развитию добровольческого движения. – Вологда, 2011.
10. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности, формы //Внешкольник: дополнительное
образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей — 2007. — №4 (121).
11. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост. Г.В. Каледа. - Самара: ООО Офорт, 2008.
12. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников –
2008 - № 7
13. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2002.
14. «Переходи на зеленое»: Методическое пособие по волонтерству в экологической сфере – М.: Эка, 2012.
15. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005.
16. Сикорская, Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного воспитания молодежи /Л.Е. Сикорская // Вестник

Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 3.
17. Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской
организации «Российское движение школьников» (Москва, Кремль 29 октября 2015 г. №536).
18. Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к
Внешкольнику. 2004. №6.
19. Шапка Е.В., Семененко М.О., Старикова В.Г., Козлова О.А. Волонтерство сегодня: модный тренд или полноценная работа?
// Волонтер: 44 Всероссийский научно - практический журнал. - 2012. - №1-2.
Интернет-источники:
1. http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82

Практическое руководство для начинающих волонтеров
2. "Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
3. http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4. «Донорство» сайт: http://www.donors.ru
5. Видеоролики о вреде употребления ПАВ
6. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России.
VII. Сведения о составителе
Токарева Елена Владимировна;
образование высшее,
Курганский государственный педагогический институт, специальность «География», 1995 г,
квалификация «учитель географии средней школы»,
Уральская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, специальность «Национальная
экономика», 2009 г., квалификация «Экономист».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».