Пояснительная записка На сегодняшний день одной из актуальнейших задач учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Анализируя результаты мониторингов 5-7 классов, отмечаем, что уровень морфологической и синтаксической подготовки обучающихся невысокий. Данный элективный курс открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. Достаточно высокая степень научности (опора на специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов грамматики, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской грамматики на фоне общей системы русского правописания. Программа курса построена по принципу практических занятий и состоит из 3 частей (орфография, морфология и синтаксис. Такое построение дает большую свободу учителю и предполагает вариативность в работе: планировать работу можно в соответствии с уровнем подготовки группы обучающихся. Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм, составить тексты и сообщения, отредактировать их. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены школьниками в процессе изучения базового курса русского языка. Цель изучения курса Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации. Задачи изучения курса Основные образовательные задачи курса: расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету; повысить уровень логического мышления обучающихся; создать условия для формирования языковой компетенции ; восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики; выработать навык комплексного анализа текста; совершенствовать навыки работы над изложением. Развивающие задачи курса: развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи; способствовать развитию речи обучающихся; совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой); способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку. Воспитательные задачи курса: формировать ключевые компетенции; повышать интерес к гуманитарному образованию; воспитывать грамотного гражданина РФ. По окончании курса обучающиеся должны знать: принципы русской орфографии и пунктуации; основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность; алгоритм написания сжатого изложения. По окончании курса обучающиеся должны уметь: использовать основные приемы информационной переработки текста; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике; применять алгоритм написания сжатого изложения; уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку; грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах; владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой). Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ. Планируемые результаты Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам. Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Ученик 8 класса научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Ученик 8 класса получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; строить жизненные планы во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик 8 класса научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Ученик 8 класса получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; Познавательные универсальные учебные действия Ученик 8 класса научится: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Ученик 8 класса получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента Предметные: Ученик 8 класса научится: владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство); моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; работать над расширением словарного запаса; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм. Ученик 8 класса получит возможность научиться: иметь представление: о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; о нормах речевого поведения в различных сферах общения. определять: основные понятия культуры речи, основные качества речи; показатели индивидуальной культуры человека; языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи; основные нормы литературного языка; назначение речевого этикета; значение различных видов словарей в жизни человека. качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство). Содержание программы Раздел 1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков. Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов) Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Контроль знаний: построение сжатого изложения. Раздел 3. Орфография. Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц. Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм. Раздел 4. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ. Раздел 5. Построение сочинения - рассуждение Особенности композиции. Тезис. Аргументы. Тематическое планирование № Тема 1 Введение 1.1. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания 2 Построение сжатого изложения 2.1. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования 2.2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста 2.3. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке 2.4. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. 2.5. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические 2.6. Практикум 3. Орфография 3.1. Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма) 3.2. Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения План Факт Октябрь Октябрь - ноябрь Ноябрь – январь 3.3. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне 3.4. Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне 3.5. Чередующиеся гласные 3.6. Правописание Н, НН в разных частях речи 3.7. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи 3.8. Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания 3.9. Правописание производных предлогов, союзов 3.10 Практикум 4. Пунктуация 4.1. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма) 4.2. Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения 4.3. Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями 4.4. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат 4.5. Тире в предложении 5 Построение сочинения рассуждения Февраль – март Апрель - май 5.1. Структура сочинения рассуждения 5.2. Тезис и аргументы 5.3. Создание собственных работ