МАОУ Гимназия 45
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
Математика: Расширяем горизонты»
Екатеринбург, 2024 год
Пояснительная записка
Проведение государственной итоговой аттестации по математике
в форме ОГЭ в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах
и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что
изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в
материалах экзамена по математике.
Само содержание образования существенно не изменилось, но
изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными,
задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального
анализа задачи. В обязательную часть включаются задачи, которые
либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое
количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства
числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций),
а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по
физике.
Данный учебный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче ОГЭ
по математике и предлагается к реализации во втором полугодии 9 класса в
объеме 2 часа в неделю. Материалы курса рассчитаны на выпускников,
которые изучают математику на базовом уровне и планируют получить на
экзамене «3» или «4».
Личностные результаты
Осознание и способность сформулировать свои дефициты и сильные
стороны при подготовке к экзамену, критичное отношение к общему
уровню знаний и готовности к аттестации.
Самостоятельное планирование своего учебного времени, распределение
нагрузки при подготовке к экзаменам.
Понимание норм социального поведения и общения в учебной и
экзаменационной ситуации.
Заинтересованность в решении нестандартных задач, готовность
осваивать новые формы деятельности и задания.
Установка на активное участие в решении практических задач
математической направленности во время проведения экзамена.
Способность ориентироваться в новых и нестандартных ситуациях, а
также ситуациях и заданиях с избыточными или недостаточными
условиями; заинтересованность в изучении и анализе этих ситуаций.
Установка на активное сотрудничество со сверстниками.
Готовность к непрерывному самосовершенствованию, образованию.
Способность приобретать в совместной деятельности новые
математические знания, навыки и компетенции из опыта других.
Метапредметные результаты
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности как при подготовке, так и во время
проведения экзамена.
Использовать в ходе решения заданий различные модельносхематические средства для представления существенных связей и
отношений.
Владеть навыками систематизации и обобщения информации при
решении математических задач.
Определять способы действий при решении заданий в рамках
предложенных условий и требований.
Осуществлять познавательную рефлексию для оценки ситуации, выбора
верного решения в рамках познавательной и практической деятельности
в учебной и экзаменационной ситуации.
Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией во время экзамена.
Подробно, логично и точно излагать свою точку зрения в ходе
решения задач, предполагающих развернутое решение.
Анализировать полученные в ходе решения результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях.
Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями математики и
методами решения.
Определять границы собственного знания и незнания, формулировать
познавательные задачи, самостоятельно выбирать средства их решения.
Выдвигать новые идеи, предлагать целесообразные подходы к решению.
Уметь интегрировать знания из разных предметных областей при
решении задач с практическим содержанием.
Ожидаемые предметные результаты:
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам
содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число,
геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как
важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать
реальные процессы и явления;
Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в
устной и письменной речи с применением математической терминологии
и символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических
утверждений;
Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладение навыками устных, письменных,
инструментальных вычислений;
Овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения
тождественных преобразований рациональных выражений, решения
уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение
использовать идею координат на плоскости для интерпретации
уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические
преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из
различных разделов курса;
Ученик:
научится:
выполнять задания в формате обязательного
государственного экзамена, осуществлять диагностику проблемных
зон
и
коррекцию
допущенных
ошибок,
повышать
общематематическую компетентность сначала в классе, в группе,
затем самостоятельно;
получит возможность: успешно подготовиться к экзамену,
самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзаменам с
использованием материалов разных ресурсов.
Основные виды деятельности учащихся:
решение типовых задач ОГЭ;
знакомство с информационными
ресурсами, связанными с
подготовкой к ОГЭ по математике (сборники типовых задач,
методические указания, сайты);
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах.
Тематическое планирование:
№
Тема
Вычисления
Умножение многозначных чисел на однозначные
Умножение многозначных чисел на многозначные
Признаки делимости на 2,5,10,3,9,11,7
Деление чисел с использованием сокращения дробей
Умножение и деление дробей
Приведение дробей к общему знаменателю
Сложение и вычитание дробей
Действия с корнями
Выражения
Вынесения общего множителя за скобки
Формулы сокращенного умножения
Сокращение дробей
Упрощение выражений
Приведение дробей к общему знаменателю
План
октябрь
ноябрь
Факт
Сложение и вычитание дробей
Закрепление материала
Закрепление материала
Уравнения и неравенства
Линейные уравнения
Линейные неравенства
Квадратные уравнения
Квадратные неравенства
Нестандартные подходы к решению уравнений
Нестандартные подходы к решению неравенств
Закрепление материала
Закрепление материала
Функции
Линейная функция
График линейной функции
Квадратичная функция
График квадратичной функции
Обратная пропорциональность
График обратной пропорциональности
Геометрия
Отрезки, прямые, углы
Окружности
Правильные и равнобедренные треугольники
Треугольники
Закрепление материала
Закрепление материала
Прямоугольник, ромб, квадрат, параллелограмм
Трапеция
декабрь
январь
февраль
март
Площади фигур
Площади фигур
Закрепление материала
Закрепление материала
Прогрессии и вероятность
Арифметическая прогрессия
Геометрия прогрессия
Вероятность
Решение задач
Повторение
Повторение курса
Повторение курса
Повторение курса
Повторение курса
апрель
Повторение курса
Повторение курса
Повторение курса
Повторение курса