МАОУ Гимназия 45 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности Математика: Расширяем горизонты» Екатеринбург, 2024 год Пояснительная записка Проведение государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике. Данный учебный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по математике и предлагается к реализации во втором полугодии 9 класса в объеме 2 часа в неделю. Материалы курса рассчитаны на выпускников, которые изучают математику на базовом уровне и планируют получить на экзамене «3» или «4». Личностные результаты Осознание и способность сформулировать свои дефициты и сильные стороны при подготовке к экзамену, критичное отношение к общему уровню знаний и готовности к аттестации. Самостоятельное планирование своего учебного времени, распределение нагрузки при подготовке к экзаменам. Понимание норм социального поведения и общения в учебной и экзаменационной ситуации. Заинтересованность в решении нестандартных задач, готовность осваивать новые формы деятельности и задания. Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности во время проведения экзамена. Способность ориентироваться в новых и нестандартных ситуациях, а также ситуациях и заданиях с избыточными или недостаточными условиями; заинтересованность в изучении и анализе этих ситуаций. Установка на активное сотрудничество со сверстниками. Готовность к непрерывному самосовершенствованию, образованию. Способность приобретать в совместной деятельности новые математические знания, навыки и компетенции из опыта других. Метапредметные результаты Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности как при подготовке, так и во время проведения экзамена. Использовать в ходе решения заданий различные модельносхематические средства для представления существенных связей и отношений. Владеть навыками систематизации и обобщения информации при решении математических задач. Определять способы действий при решении заданий в рамках предложенных условий и требований. Осуществлять познавательную рефлексию для оценки ситуации, выбора верного решения в рамках познавательной и практической деятельности в учебной и экзаменационной ситуации. Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией во время экзамена. Подробно, логично и точно излагать свою точку зрения в ходе решения задач, предполагающих развернутое решение. Анализировать полученные в ходе решения результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях. Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями математики и методами решения. Определять границы собственного знания и незнания, формулировать познавательные задачи, самостоятельно выбирать средства их решения. Выдвигать новые идеи, предлагать целесообразные подходы к решению. Уметь интегрировать знания из разных предметных областей при решении задач с практическим содержанием. Ожидаемые предметные результаты: Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; Овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса; Ученик: научится: выполнять задания в формате обязательного государственного экзамена, осуществлять диагностику проблемных зон и коррекцию допущенных ошибок, повышать общематематическую компетентность сначала в классе, в группе, затем самостоятельно; получит возможность: успешно подготовиться к экзамену, самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзаменам с использованием материалов разных ресурсов. Основные виды деятельности учащихся: решение типовых задач ОГЭ; знакомство с информационными ресурсами, связанными с подготовкой к ОГЭ по математике (сборники типовых задач, методические указания, сайты); самостоятельная работа; работа в парах, в группах. Тематическое планирование: № Тема Вычисления Умножение многозначных чисел на однозначные Умножение многозначных чисел на многозначные Признаки делимости на 2,5,10,3,9,11,7 Деление чисел с использованием сокращения дробей Умножение и деление дробей Приведение дробей к общему знаменателю Сложение и вычитание дробей Действия с корнями Выражения Вынесения общего множителя за скобки Формулы сокращенного умножения Сокращение дробей Упрощение выражений Приведение дробей к общему знаменателю План октябрь ноябрь Факт Сложение и вычитание дробей Закрепление материала Закрепление материала Уравнения и неравенства Линейные уравнения Линейные неравенства Квадратные уравнения Квадратные неравенства Нестандартные подходы к решению уравнений Нестандартные подходы к решению неравенств Закрепление материала Закрепление материала Функции Линейная функция График линейной функции Квадратичная функция График квадратичной функции Обратная пропорциональность График обратной пропорциональности Геометрия Отрезки, прямые, углы Окружности Правильные и равнобедренные треугольники Треугольники Закрепление материала Закрепление материала Прямоугольник, ромб, квадрат, параллелограмм Трапеция декабрь январь февраль март Площади фигур Площади фигур Закрепление материала Закрепление материала Прогрессии и вероятность Арифметическая прогрессия Геометрия прогрессия Вероятность Решение задач Повторение Повторение курса Повторение курса Повторение курса Повторение курса апрель Повторение курса Повторение курса Повторение курса Повторение курса