РП Обществознание 10-11 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ-Гимназия № 45,
Приказ № 108/2-д от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург 2023

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
10 КЛАСС
Человек в обществе
Общество как система. Общественные отношения. Связи между
подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и
социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы
обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе.
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная
революция.
Реформа.
Общественный
прогресс,
его
критерии.
Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые
последствия.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в
современном
обществе.
Коммуникативные
качества
личности.
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация
личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека. Познавательная деятельность.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его
формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его
виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного
познания в социально-гуманитарных науках.
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского
общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная,
массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура.
Функции культуры. Культурное многообразие современного общества.
Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей
современного общества.
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор.
Категории морали. Гражданственность. Патриотизм.

Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном
обществе. Направления научно-технологического развития и научные
достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Система российского
образования. Основные направления развития образования в Российской
Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе.
Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы.
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской
Федерации. Свобода совести.
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы
духовной культуры. Достижения современного российского искусства.
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки,
образования, искусства.
Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и
качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических
систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного
экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического
цикла. Причины экономических циклов.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса.
Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения.
Эластичность предложения. Рынки труда, капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.
Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды
безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области
занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и
социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы
устойчивого
развития
общества.
Особенности
профессиональной
деятельности в экономической и финансовой сферах.
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования
предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и

среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые
финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция:
причины, виды, последствия.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит
и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности
государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система
Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в
Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт
и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли.
11 КЛАСС
Социальная сфера
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев
общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском
обществе.
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной
поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства
многодетным семьям.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности.
Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы
их предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы
разрешения
социальных
конфликтов.
Особенности
профессиональной деятельности социолога, социального психолога.
Политическая сфера
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе. Государство как
основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государст­венного (территориального) устройства, политический режим.
Типология форм государства.
Федеративное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты
государственной власти в Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная
политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение
национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее
роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы
участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики, их
функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная система в Российской
Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Интернет в современной политической коммуникации.
Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные
правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской
Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и

юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов
Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и
свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей
и детей.
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности
работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и
обязанности
налогоплательщиков.
Ответственность
за
налоговые
правонарушения. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации
среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Административное право и его субъекты. Административное
правонарушение и административная ответственность.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения.
Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие
преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды
наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы
гражданского процесса. Участники гражданского процесса.
Административный процесс. Судебное производство по делам об
административных правонарушениях.

Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса.
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная
группа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень)
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 сформированность
гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
 умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:







сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.

Духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убежденность в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
 стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
 сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, потребность в
физическом совершенствовании;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной социально направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и
постоянному профессиональному росту, к учету общественных
потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении жизни.
Экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;



мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин.

В
процессе достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне)
у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном
взаимодействии и при принятии решений;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 готовность и способность овладевать новыми социальными
практиками, осваивать типичные социальные роли;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны
отражать:
1. Овладение
универсальными учебными познавательными
действиями
Базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и
процессов;
 определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах;
 вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов
деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
 развивать
навыки
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыки разрешения проблем;
 проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов социального познания;
 осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формировать
научный тип мышления, применять научную
терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать
приобретенный опыт;


уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
 владеть навыками получения социальной информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность информации различных
видов и форм представления (в том числе полученной из интернетисточников), ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть
навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:


понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
 самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив,
аргументировать
сделанный
выбор,
брать
ответственность за принятое решение;
 оценивать приобретенный опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
Самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и


оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
Принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
 признавать свое право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
1) Владеть знаниями об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии основных сфер и социальных институтов;
общественных потребностях и общественных отношениях; социальной
динамике и ее формах; особенностях процесса цифровизации и влияния
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных
проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного
общества, тенденциях развития Российской Федерации; человеке как субъекте
общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях
социализации личности и ее этапах в современных условиях; деятельности и
ее структуре; сознании, самосознании и социальном поведении; познании
мира; истине и ее критериях; формах и методах мышления; особенностях
профессиональной деятельности в области науки;
об историческом и этническом многообразии культур, связи духовной и
материальной культуры, особенностях профессиональной деятельности в
области науки и культуры;
об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том
числе государственной политике поддержки малого бизнеса и
предпринимательства, конкуренции и импортозамещения, особенностях
рыночных отношений в современной экономике; роли государственного
бюджета в реализации полномочий органов государственной власти,
механизмах принятия бюджетных решений; особенностях профессиональной
деятельности в экономической и финансовой сферах.

2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод
человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности истории нашей
Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства на примерах разделов
«Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь
общества».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных
понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, в том числе достижений российской науки и искусства,
направлений научно-технологического развития Российской Федерации, при
изложении собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний, включая понятия: общество и его типы, социальный институт,
общественный прогресс, деятельность, социальные интересы, глобализация,
личность, социализация, истина, мышление, духовная культура, духовные
ценности, народная культура, массовая культура, элитарная культура,
ценности и идеалы; образование, наука, искусство, религия, мораль,
мировоззрение, экономическая система, экономический рост, экономический
цикл, ограниченность ресурсов, общественные блага, валовой внутренний
продукт, факторы долгосрочного экономического роста; механизмы
государственного регулирования экономики, международное разделение
труда;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе:
общество, личность, свобода, культура, экономика, собственность;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных
критериев используемые в социальных науках понятия и термины,
отражающие явления и процессы социальной действительности, в том числе:
виды и формы деятельности; формы познания, культуры; виды знания, науки,
религий; виды и уровни образования в Российской Федерации; виды налоговых
систем, издержек производства, безработицы, финансовых услуг; типы и виды
рыночных структур; факторы производства; источники финансирования
предприятий.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять и
конкретизировать примерами причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи подсистем и элементов общества; материальной
и духовной культуры; уровней и методов научного познания; мышления и

деятельности; общественного и индивидуального сознания; чувственного и
рационального познания; народной, массовой и элитарной культуры;
экономической
деятельности
и
проблем
устойчивого
развития;
макроэкономических показателей и качества жизни; спроса и предложения;
характеризовать причины и последствия преобразований в духовной,
экономической сферах жизни российского общества; противоречивого
характера
общественного
прогресса;
глобализации;
культурного
многообразия современного общества; возрастания роли науки в современном
обществе; инфляции, безработицы; функции образования, науки, религии как
социальных институтов; морали; искусства; экономические функции
государства; Центрального банка Российской Федерации; налоговой системы
Российской Федерации; предпринимательства;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальных явлений и
процессов в социальных науках, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том числе
социологические
опросы,
биографический
метод,
социальное
прогнозирование, метод моделирования и сравнительно-исторический метод.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Человек в
обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества», для
анализа социальной информации о многообразии путей и форм
общественного развития, российском обществе, об угрозах и вызовах развития
в XXI в., о развитии духовной культуры, о проблемах и современных
тенденциях, направлениях и механизмах экономического развития,
полученной из источников разного типа, включая официальные публикации
на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных
источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для
восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты,
выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов «Человек в
обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с
опорой на полученные знания об обществе, о его духовной культуре и
экономической жизни, о человеке, его познавательной деятельности и

творческой активности, представлять ее результаты в виде завершенных
проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8) Использовать обществоведческие знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции,
осознания значимости здорового образа жизни, роли непрерывного
образования; использовать средства информационно-коммуникационных
технологий в решении различных задач при изучении разделов «Человек в
обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
9) Формулировать, основываясь на социальных ценностях и
приобретенных знаниях о человеке в обществе, духовной культуре, об
экономической жизни общества, собственные суждения и аргументы по
проблемам влияния социокультурных факторов на формирование личности;
противоречивых последствий глобализации; соотношения свободы и
необходимости в деятельности человека; значения культурных ценностей и
норм в жизни общества, в духовном развитии личности; роли государства в
экономике; путей достижения экономического роста; взаимосвязи
экономической свободы и социальной ответственности;
конкретизировать теоретические положения, в том числе о типах
общества; многообразии путей и форм общественного развития; человеке как
результате биологической и социокультурной эволюции; многообразии видов
деятельности и ее мотивации; этапах социализации; особенностях научного
познания в социально-гуманитарных науках; духовных ценностях;
субкультуре и контркультуре; диалоге культур; категориях морали;
возможностях самовоспитания; особенностях образования и науки в
современном обществе; свободе совести; значении поддержания
межконфессионального мира в Российской Федерации; многообразии
функций искусства; достижениях современного российского искусства;
использовании мер государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации; выборе способов
рационального экономического поведения людей, особенностях труда
молодежи в условиях конкуренции на рынке труда, фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта.

10) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при
пользовании финансовыми услугами и инструментами, в том числе находить,
анализировать и использовать информацию для принятия ответственных
решений по достижению финансовых целей и управлению личными
финансами при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых
услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной
финансовой безопасности.
11) Оценивать социальную информацию по проблемам развития
современного общества, общественного и индивидуального сознания,
потребностей и интересов личности, научного познания в социальногуманитарных науках, духовной культуры, экономической жизни общества, в
том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять
степень достоверности информации; соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся в источниках информации; давать оценку
действиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения
социальных норм.
12) Самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать
решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные
способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и
собственное поведение с точки зрения ценностей, социальных норм, включая
нормы морали и права, экономической рациональности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и
наркомании.
11 КЛАСС
1) Владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях
социальной стратификации; формах и факторах социальной мобильности в
современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли
семейных ценностей; направлениях социальной политики в Российской
Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе
и полномочиях органов государственной власти;
о праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве
Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты
прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских,

семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных,
уголовных правовых отношений; экологическом законодательстве,
гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод
человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности истории нашей
Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства на примерах разделов
«Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование
общественных отношений в Российской Федерации».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных
понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений при изложении собственных суждений и построении
устных и письменных высказываний, включая понятия: социальные
общности, социальные группы и отношения между ними, социальная
стратификация, социальное неравенство, социальный статус, социальная роль,
социальная мобильность, семья и брак, этнические общности, нация,
социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль, социальный
конфликт, политическая власть, политический институт, политические
отношения, политическая система, государство, национальная безопасность,
политическая культура, политическая элита, политическое лидерство,
политический процесс, право, источник права, система права, норма права,
отрасль
права,
институт
права,
правонарушение,
юридическая
ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт,
законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской
Федерации, налог;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе:
власть, социальная справедливость, социальный институт;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев
используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие
социальные явления и процессы, в том числе: социальные общности и группы;
виды социальной мобильности; типы семьи; социальные нормы; социальные
конфликты; формы социальных девиаций; виды миграционных процессов в
современном мире; формы государства; политические партии; виды
политического лидерства, избирательных и партийных систем, политических
идеологий; правовые нормы; отрасли и институты права; источники права;

нормативные правовые акты; виды правовых отношений; правонарушения;
виды юридической ответственности; права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации; конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации; способы защиты гражданских прав, правоохранительные органы;
организационно-правовые формы юридических лиц; права и обязанности
родителей и детей; права и обязанности работников и работодателей;
дисциплинарные взыскания; налоги и сборы в Российской Федерации; права и
обязанности налогоплательщиков; виды административных правонарушений и
наказаний; экологические правонарушения; способы защиты права на
благоприятную окружающую среду; виды преступлений; виды наказаний в
уголовном праве.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании
социальной структуры, формы государства, политической культуры личности
и ее политического поведения, системы права, нормативно-правовых актов,
прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других
сфер жизни общества; права и морали; государства и права; действия
правовых регуляторов и развития общественных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной,
политической сферах, в правовом регулировании общественных отношений в
Российской Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения
социального неравенства; социальных конфликтов; отклоняющегося
(девиантного) поведения; правонарушения и юридической ответственности за
него; абсентеизма; коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормы права;
социального контроля; государства, субъектов и органов государственной
власти в Российской Федерации; политических партий; средств массовой
информации в политической жизни общества; правоохранительных органов;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальной, политической
сферы жизни общества, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе социологические
опросы, биографический, сравнительно-правовой метод, политическое
прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная
сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных

отношений в Российской Федерации», для анализа социальной информации о
социальном и политическом развитии российского общества, направлениях
государственной политики в Российской Федерации, правовом регулировании
общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников
разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической и правовой информации,
представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых
сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные
выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении,
выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении
разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое
регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с
опорой на полученные знания о структуре общества, социальных отношениях,
политической сфере, правовом регулировании и законодательстве Российской
Федерации, представлять ее результаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8) Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
осознания роли непрерывного образования; использовать средства
информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач
при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера»,
«Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации».
9) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных
знаний о структуре общества и социальных взаимодействиях, политической
сфере и законодательстве Российской Федерации собственные суждения и
аргументы по проблемам социальной мобильности, ее форм и каналов в
современном российском обществе; миграционных процессов; тенденций
развития семьи; участия субъектов политики в политическом процессе;

опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и
свобод человека с обязанностями и правовой ответственностью;
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе
о социальной структуре российского общества; роли семьи в жизни личности
и в развитии общества; особенностях политической власти, структуре
политической системы; роли Интернета в современной политической
коммуникации; необходимости поддержания законности и правопорядка;
юридической ответственности за совершение правонарушений; механизмах
защиты прав человека; особенностях трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников; особенностях уголовной ответственности
несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности;
конкретизировать теоретические положения о конституционных
принципах национальной политики в Российской Федерации; социальных
конфликтах, включая этносоциальные, и путях их разрешения;
государственной поддержке социально незащищенных слоев общества и
мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративном
устройстве и политической системе Российской Федерации на современном
этапе; государственном суверенитете; избирательной системе в Российской
Федерации; государственной службе и статусе государственного служащего;
основах конституционного строя Российской Федерации; субъектах
гражданских правоотношений; юридической ответственности и ее видах;
правовом регулировании оказания образовательных услуг; порядке приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе
несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав работников; порядке и
условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях
налогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса,
гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального опыта.
10) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых
услуг, зафиксированных в законодательстве Российской Федерации;
находить, анализировать и использовать информацию, предоставленную
государственными органами, в том числе в цифровой среде, в целях
управления личными финансами и обеспечения личной финансовой
безопасности.
11) Оценивать социальную информацию по проблемам социальных
отношений, политической жизни общества, правового регулирования, в том
числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень
достоверности информации; соотносить различные оценки социального

взаимодействия, политических событий, правовых отношений, содержащиеся
в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных
(модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том числе норм
морали и права.
12) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с
помощью
полученных
знаний
наиболее
эффективные
способы
противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и
межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное
поведение с точки зрения социальных норм, включая нормы морали и права,
ценностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения,
опасность алкоголизма и наркомании.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

Тема урока

Количество часов

Виды
деятельности
Раздел 1. Человек в обществе, 18 часов. КР -1, ПР-1.

Общество как система

Общество и общественные отношения

Социальные институты в обществе

Всего

1

Владеть
знаниями
об
обществе как целостной
развивающейся системе в
единстве и взаимодействии
основных
сфер
и
социальных
институтов;
общественных
потребностях
и
общественных
отношениях.

1

Использовать понятийный
аппарат для анализа и
сравнения типов общества
при
изложении
собственных суждений и
построении
устных
и
письменных высказываний.

1

Устанавливать
функциональные связи
сфер жизни общества;
подсистем и элементов
общества и представлять
их в форме таблиц.

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eccb04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eccc8a

4

5

6

7

8

Информационное общество и его
особенности

Роль массовых коммуникаций в
современном обществе

Многообразие общественного развития

Общественный прогресс и его
последствия

Глобализация и ее противоречия

1

1

1

1

1

Владеть
знаниями
о
социальной динамике и ее
формах;
перспективах
развития
современного
общества,
тенденциях
развития
Российской
Федерации,
глобальных
проблемах и вызовах.

Характеризовать
российские
духовнонравственные ценности, в
том
числе
ценности
человеческой
жизни,
патриотизма и служения
Отечеству,
культуры
России и традиций народов
России,
общественной
стабильности
и
целостности государства.
Классифицировать типы и
формы
социальной
динамики.
Определять
смысл,
различать
признаки
понятий
«общественный
прогресс», «глобализация».
Применять
знания
о
многообразии путей и форм
общественного развития,
российском обществе, об
угрозах и вызовах XXI в.
для анализа социальной
информации.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc514

9

10

11

Личность в современном обществе

Становление личности в процессе
социализации

Общественное и индивидуальное
сознание. Самосознание и социальное
поведение

1

1

1

12

Деятельность человека

1

13

Свобода и необходимость в деятельности
человека

1

Владеть
знаниями
о
человеке как субъекте
общественных отношений
и
сознательной
деятельности;
об
особенностях
социализации личности и ее
этапах
в современных
условиях;
о
сознании,
самосознании
и
социальном поведении.
Характеризовать
российские
духовнонравственные ценности, в
том
числе
ценность
человеческой жизни.
Оценивать
социальную
информацию по проблемам
влияния
различных
общественных институтов
на социализацию личности.
Осознавать
неприемлемость
антиобщественного
поведения
Владеть
знаниями
о
деятельности
и
ее
структуре.
Характеризовать
российские
духовнонравственные ценности, в
том
числе
ценность
созидательного труда.
Формулировать на основе
приобретенных знаний о
деятельности собственные

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca7e6

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/f5ecb204

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecb36c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecb88a

суждения и аргументы о
свободе и необходимости
(опираясь на социальные
ценности).

14

15

Познавательная деятельность человека

Истина и ее критерии

1

1

16

Научное познание

1

17

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Человек в обществе"

1

Владеть
знаниями
о
познании мира; об истине и
ее критериях; о мышлении,
формах
и
методах
мышления;
об
особенностях
профессиональной
деятельности в области
науки.
Классифицировать формы
чувственного
и
рационального познания;
формы мышления; виды
знания.
Устанавливать и
объяснять причинноследственные,
функциональные связи
уровней и методов
научного познания; видов
истины; мышления и
деятельности; путей
познания и видов знаний
Иметь представления о
методах
изучения
и
особенностях
научного
познания в социальных
науках.
Осуществлять с опорой
на полученные знания об
обществе, о личности,

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecba38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbbaa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecceec

человеке, его
познавательной
деятельности и
творческой активности
учебноисследовательскую и
проектную деятельность,
представлять ее
результаты в виде
завершенных проектов,
презентаций, творческих
работ

18

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Человек в обществе"

1

Выполнять письменные
работы (развернутые
ответы, сочинения) по
изученным темам,
составлять сложный и
тезисный план
развернутых ответов,
анализировать
неадаптированные тексты

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd068

1

Владеть знаниями о
многообразии культур,
связи духовной и
материальной культуры

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a

Раздел 2. Духовная культура 16 часов. КР -1, ПР-1.

19

20

Духовная деятельность человека

Культура и ее формы

1

Характеризовать
российские
духовнонравственные ценности, в
том
числе
ценности
исторического
единства
народов
России,
преемственности истории
нашей Родины, культуры
России и традиций народов
России.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecaa52

21

22

23

24

Вклад российской культуры в
формирование ценностей современного
общества

Мораль как общечеловеческая ценность и
социальный регулятор

Категории морали

Гражданственность и патриотизм

1

1

1

1

Характеризовать причины
и
последствия
преобразований в духовной
сфере жизни российского
общества;
культурного
многообразия
современного общества.
Характеризовать
российские
духовнонравственные ценности, в
том
числе
ценности
человеческой
жизни,
патриотизма и служения
Отечеству, норм морали и
нравственности, прав и
свобод
человека,
гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма.
Определять
смысл,
различать
признаки
научных понятий «мораль»,
«мировоззрение».
Формулировать на
основе приобретенных
знаний о духовной
культуре собственные
суждения и аргументы,
основываясь на
социальных ценностях,
по проблемам значения
культурных ценностей и
норм в жизни общества, в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecab9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecacd2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc230

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc096

духовном развитии
личности

25

26

27

Наука и ее функции

Роль науки в современном обществе

Образование в современном обществе

28

Основные направления развития
образования в Российской Федерации

29

Религия и ее роль в жизни человека и
общества

1

1

1

1

1

Использовать понятийный
аппарат при анализе и
оценке
достижений
российской науки при
изложении
собственных
суждений и построении
устных
и
письменных
высказываний.
Владеть
знаниями
об
особенностях
профессиональной
деятельности в области
науки.
Представлять
в
виде
схемы систему российского
образования.
Вести целенаправленный
поиск
необходимых
сведений о роли науки в
современном обществе, о
применении
научных
достижений в различных
сферах жизни человека.
Конкретизировать
теоретические положения о
непрерывности
образования
в
информационном
обществе.
Определять
смысл,
различать
признаки
понятия «религия».
Классифицировать

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc3ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc3ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecb07e

понятия и термины «виды
религий»,
«мировые
религии».

30

Мировые и национальные религии

31

Искусство

32

Особенности профессиональной
деятельности в сфере науки, образования
и искусства

1

1

1

Характеризовать функции
религии как социального
института.
Использовать знания о
свободе совести, свободе в
выборе
религии
и
вероисповедания
для
взаимодействия
с
представителями
других
религий и национальностей
в
целях
поддержания
межконфессионального
мира
в
Российской
Федерации.
Создавать на основе
предложенных критериев
типологии видов религий
Определять
смысл,
различать
признаки
понятия «искусство».
Использовать понятийный
аппарат при анализе и
оценке
достижений
российского искусства; при
изложении
собственных
суждений и построении
устных
и
письменных
высказываний.
Классифицировать виды
искусства.
Характеризовать функции
искусства.
Конкретизировать
теоретические положения о
многообразии
функций

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecae26

искусства;
достижениях
современного российского
искусства
фактами
социальной
действительности.
Создавать
на
основе
предложенных критериев
типологии видов и форм
искусства.

33

34

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Духовная культура"

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Духовная культура"

1

Осуществлять учебноисследовательскую и
проектную деятельность
с опорой на полученные
знания о духовной сфере

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc802

1

Представлять ее
результаты в виде
завершенных проектов,
презентаций, творческих
работ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc97e

Раздел 3. Экономическая жизнь общества 28 ч. КР -1, ПР-1.

35

Экономика - основа жизнедеятельности
общества

36

Макроэкономические показатели и
качество жизни

1

1

Владеть
знаниями
об
экономике как науке и
хозяйстве.
Определять
смысл,
различать
признаки
научных
понятий
«экономическая система»,
«экономический
рост»,
«экономический
цикл»,
«ограниченность
ресурсов»,
«валовой
внутренний продукт».
Приводить
взаимосвязи
вопросов
основных

примеры
главных
экономики,

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf408

макроэкономических
показателей и показателей
качества жизни.

37

38

39

40

Экономика как наука

Экономические системы

Экономический рост

Экономический цикл

1

1

1

1

Устанавливать
взаимосвязь
развития
общества
и
его
экономической жизни при
изучении экономической
жизни общества на основе
анализа,
социального
прогнозирования,
объяснять
основные
тенденции
развития
экономической сферы.
Определять
различные
смыслы
многозначных
понятий
«экономика»,
«собственность».
Классифицировать типы
экономических систем.
Формулировать
собственные суждения и
аргументы по проблеме
определения
путей
достижения
экономического
роста
(опираясь на социальные
ценности).
Использовать ключевые
понятия, теоретические
положения о проблеме
ограниченности
экономических ресурсов
и необходимости
экономического выбора,

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf598

сущности циклического
развития экономики для
объяснения явлений
социальной
действительности

41

42

43

44

45

Рыночные отношения в экономике

Рыночные механизмы

Рынки

Государственное регулирование рынков

Особенности рыночных отношений в
современной экономике

1

1

1

Владеть
знаниями
об
особенностях
рыночных
отношений в современной
экономике,
о
государственной политике
поддержки конкуренции.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd360

Классифицировать типы
рыночных структур, виды
безработицы,
рынки
ресурсов производства.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd5f4

Выявлять функциональные
связи
в
деятельности
различных видов рынков.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd7b6

1

Использовать ключевые
понятия, теоретические
положения о действии
экономического
механизма
функционирования рынка
для объяснения явлений
социальной
действительности,

1

Оценивать социальную
информацию по
проблемам развития
экономической жизни
общества, определять
степень ее достоверности,
соотносить различные

оценки направлений и
методов экономической
политики государства,
текущих экономических
событий в России и в
мире

46

47

48

49

50

Рынок труда

Экономическая деятельность

Рациональное экономическое поведение

Экономика предприятия

Факторы производства

1

1

1

1

1

Характеризовать
причины и последствия
безработицы
Владеть
знаниями
особенностях
профессиональной
деятельности
экономической
финансовой сферах.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ece56c

об
в
и

Характеризовать
российские
духовнонравственные ценности, в
том
числе
ценности
патриотизма и служения
Отечеству, созидательного
труда, норм морали и
нравственности, прав и
свобод
человека,
коллективизма.
Владеть знаниями о роли
предприятий
в
экономическом развитии
страны,
важнейших
показателях эффективности
их деятельности.
Классифицировать
факторы
производства,
виды
издержек
производства, источники

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf408

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ece8aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd950

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0

финансирования
предприятия.

51

Эффективность предприятия

52

Предпринимательская деятельность

53

Финансовый рынок и финансовые
институты

54

55

56

Банковская система

Инфляция

Экономика и государство

1

Создавать типологии
видов издержек
производства на основе
предложенных критериев

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd950

1

Создавать типологии
видов
предпринимательской
деятельности на основе
предложенных критериев

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecdaf4

1

1

1

1

Владеть
знаниями
о
финансовых
институтах,
банковской системе.
Использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения о финансовых
технологиях и финансовой
безопасности, монетарной
политике для объяснения
явлений
социальной
действительности.
Характеризовать причины
и последствия инфляции,
функции
Центрального
банка
Российской
Федерации,
финансовых
институтов.
Владеть знаниями о (об)
роли
государства
в
экономике,
роли
государственного бюджета
в реализации полномочий
органов государственной

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecdd38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecdd38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ece328

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecea80

власти, этапах бюджетного
процесса,
механизмах
принятия
бюджетных
решений,
особенностях
государственной политики
импортозамещения.

57

58

59

60

61

Бюджетная политика

Государственное регулирование
экономики. Налоги и налоговая система
Российской Федерации

Мировая экономика

Особенности международной торговли

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Экономическая жизнь общества"

1

1

1

1

1

Классифицировать
механизмы
государственного
регулирования экономики.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecec2e

Определять
смысл,
различать признаки научных
понятий
«общественные
блага», «государственный
бюджет».
Определять
смысл,
различать
признаки
научного
понятия
«международное
разделение труда».
Анализировать
и
оценивать противоречивые
последствия
экономической
глобализации.
Представлять
в
виде
диаграммы
структуру
экспорта и импорта России.
Осуществлять с опорой
на базовые
экономические знания и
ценностные ориентиры
учебно-

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf7aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf962

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecfce6

исследовательскую и
проектную деятельность

62

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Экономическая жизнь общества"

1

представлять ее
результаты в виде
завершенных проектов,
презентаций, творческих
работ экономической и
междисциплинарной
направленности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecfe62

1

Осуществлять с опорой
на базовые знания и
ценностные ориентиры
учебноисследовательскую и
проектную деятельность.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed1bcc

1

Осуществлять с опорой
на базовые знания и
ценностные ориентиры
учебноисследовательскую и
проектную деятельность

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed1dca

1

Осуществлять с опорой
на базовые знания и
ценностные ориентиры
учебноисследовательскую и
проектную деятельность

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed218a

1

Осуществлять с опорой
на базовые знания и
ценностные ориентиры
учебноисследовательскую и
проектную деятельность

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed23b0

Раздел 4. Итоговое повторение 4 ч. КР -1, ПР-1.

63

64

65

66

Итоговое повторение, представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности

Итоговое повторение, представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности

Итоговое повторение, представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности

Итоговое повторение, представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока
Всего

Виды деятельности

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Социальная сфера 14 ч. КР -1, ПР-1.

1

2

Социальная структура общества

Социальная стратификация российского
общества

1

1

3

Социальное положение личности в
обществе и пути его изменения

1

4

Социальная мобильность и ее виды

1

5

Семья как социальный институт

1

Владеть
знаниями
о
социальной
структуре
общества.
Определять смысл, различать
признаки научных понятий
«социальные
общности»,
«социальная стратификация»,
«социальное
неравенство»,
«социальная группа».

Библиотека ЦОК

Классифицировать
социальные
общности
и
группы.
Использовать
понятийный
аппарат при анализе и оценке
социальной структуры.

Библиотека ЦОК

Определять смысл, различать
признаки научных понятий
«социальный
статус»,
«социальная
роль»,
«социальная мобильность».

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed0088

https://m.edsoo.ru/f5ed0286

https://m.edsoo.ru/f5ed0416

Классифицировать
виды
социальной мобильности.
Владеть
знаниями
о
поддержке семьи в Российской
Федерации.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed112c

Характеризовать российские
духовно-нравственные
ценности,
в
том
числе
ценность семьи.

6

7

8

9

Семья и семейные ценности

Этнические общности и нации

Национальная политика в Российской
Федерации

Социальные нормы и отклоняющееся
поведение

1

1

1

1

Классифицировать
типы
семьи.
Характеризовать
функции
семьи.
Представлять функции
семьи в форме таблицы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed129e

Владеть
знаниями
о
государственной
политике
Российской Федерации в сфере
межнациональных отношений.
Характеризовать российские
духовно-нравственные
ценности,
в
том
числе
ценность
исторического
единства народов России.

Библиотека ЦОК

Конкретизировать
теоретические положения о
конституционных принципах
национальной политики в
Российской
Федерации
фактами
социальной
действительности,
модельными
ситуациями,
примерами
из
личного
социального опыта.

Библиотека ЦОК

Характеризовать российские
духовно-нравственные
ценности,
в
том
числе
ценность норм морали и
нравственности.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed0de4

https://m.edsoo.ru/f5ed0fba

https://m.edsoo.ru/f5ed092a

10

Социальный контроль

11

Социальный конфликт

12

Особенности профессиональной
деятельности социолога и социального
психолога

13

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Социальная сфера"

14

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Социальная сфера"

1

1

1

Давать оценку действиям
людей
с
точки
зрения
социальных норм.
Оценивать
собственное
поведение с точки зрения
социальных норм, включая
нормы морали и права.
Осознавать неприемлемость
антиобщественного
поведения, опасность
алкоголизма и наркомании
Определять смысл, различать
признаки научных понятий
«социальные
общности»,
«социальные
группы»,
«социальный конфликт».
Классифицировать
социальные конфликты.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed0ad8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed07a4

Использовать
знания
о
социальных конфликтах для
ориентации в актуальных
общественных событиях.

1

Осуществлять учебноисследовательскую и
проектную деятельность с
опорой на полученные
знания

1

Представлять ее результаты
в виде завершенных
проектов, презентаций,
творческих работ

Раздел 2. Политическая сфера 20 ч . КР -1, ПР-1.

15

Политическая власть и политические
отношения

1

Определять
различные
смыслы
многозначного
понятия «власть».

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed2b30

16

17

18

19

20

21

Политические институты

Политическая система

Государство - основной институт
политической системы

Формы государства

Основы конституционного строя
Российской Федерации

Государство Российская Федерация

1

1

1

1

1

1

Определять смысл, различать
признаки научных понятий
«политическая
власть»,
«политический
институт»,
«политические отношения».

Библиотека ЦОК

Владеть знаниями о структуре
и функциях политической
системы общества.

Библиотека ЦОК

Определять смысл, различать
признаки научных понятий
«политическая
система»,
«государство».
Классифицировать
формы
государства.

Библиотека ЦОК

Использовать теоретические
положения
о
структуре
политической
системы,
функциях государства для
объяснения
явлений
социальной действительности.
Создавать типологию форм
государства на основе
предложенных критериев
Владеть
знаниями
о
направлениях
государственной
политики
Российской
Федерации;
конституционном статусе и
полномочиях
органов
государственной власти.
Использовать
понятийный
аппарат при анализе и оценке
направлений государственной
политики
в
Российской

https://m.edsoo.ru/f5ed2964

https://m.edsoo.ru/f5ed2cf2

https://m.edsoo.ru/f5ed2efa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed3274

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed347c

Федерации,
включая
антикоррупционную
политику,
противодействие
экстремизму,
стратегию
национальной безопасности,
при изложении собственных
суждений
и
построении
устных
и
письменных
высказываний.

22

Государственное управление в
Российской Федерации

1

23

Национальная безопасность

1

24

Политическая культура общества и
личности

1

25

Политическая идеология

1

26

Политический процесс

1

Устанавливать
функциональные
и
иерархические связи статуса и
полномочий
федерального
центра
и
субъектов
Российской Федерации.

Библиотека ЦОК

Определять смысл понятия
«национальная безопасность».

Библиотека ЦОК

Определять смысл понятия
«политическая культура».
Характеризовать
функции
СМИ
в
политической
коммуникации.

Библиотека ЦОК

Классифицировать
виды
политических идеологий.
Использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения о роли Интернета в
современной
политической
коммуникации для объяснения
явлений
социальной
действительности.

Библиотека ЦОК

Определять смысл, различать
признаки научных понятий
«политический
процесс»,

https://m.edsoo.ru/f5ed363e

https://m.edsoo.ru/f8409a34

https://m.edsoo.ru/f5ed49b2

https://m.edsoo.ru/f5ed414c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed4b56

«политическая
элита»,
«политическое лидерство».

27

28

29

30

Участники политического процесса

Политические партии

Типы избирательных систем

Избирательная система Российской
Федерации

1

1

1

1

Формулировать собственные
суждения и аргументы об
участии субъектов политики в
политическом процессе при
изложении
собственных
суждений
и
построении
устных
и
письменных
высказываний (опираясь на
социальные ценности).
Характеризовать функции
политических партий в
политической жизни
общества, функции СМИ в
политике

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed4dae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed4444

Использовать
понятийный
аппарат при анализе и оценке
типов избирательных систем
при изложении собственных
суждений
и
построении
устных
и
письменных
высказываний.

Библиотека ЦОК

Характеризовать
причины
преобразований
избирательной системы в
Российской Федерации.
Оценивать
роль
социологических опросов и
политического
прогнозирования
при
описании
избирательной
кампании.

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ed39c2

https://m.edsoo.ru/f5ed380a

31

32

33

34

Политическая элита

Политическое лидерство

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Политическая сфера"

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Политическая сфера"

1

1

Определять смысл, различать
признаки научных понятий
«политическая
элита»,
«политическое лидерство».

Библиотека ЦОК

Создавать
типологии
политической элиты, видов
политического
лидерства,
партийных систем на основе
предложенных критериев.

Библиотека ЦОК

1

Осуществлять учебноисследовательскую и
проектную деятельность с
опорой на полученные
знания о политической сфере

1

Представлять ее результаты
в виде завершенных
проектов, презентаций,
творческих работ
политологической и
междисциплинарной
направленности

https://m.edsoo.ru/f5ed3d46

https://m.edsoo.ru/f5ed3f94

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed536c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed5538

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации 28 ч. КР -1, ПР-1.

35

36

Система права

Правовые отношения

1

1

Владеть знаниями о праве как
социальном
регуляторе,
системе
права
и
законодательстве Российской
Федерации.
Определять смысл, различать
признаки научных понятий
«право», «источник права»,
«система
права»,
«норма
права»,
«отрасль
права»,
«институт
права»,
«правонарушение»,

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed5772

«юридическая
ответственность»,
«нормативный правовой акт»,
«закон», «подзаконный акт»,
«законодательный процесс».

37

38

Правонарушения

Правонарушение и юридическая
ответственность

39

Конституция Российской Федерации

40

Конституционные права и свободы
человека и гражданина Российской
Федерации

1

1

1

1

Характеризовать причины и
последствия правонарушения
и
юридической
ответственности
за
него;
характеризовать
функции
норм
права;
правоохранительных органов;
наказания за совершенное
правонарушение; представлять
в виде схем систему права,
виды правоотношений, виды
юридической ответственности.
Конкретизировать
теоретические положения о
юридической ответственности
и ее видах фактами социальной
действительности,
модельными
ситуациями,
примерами
из
личного
социального опыта.
Владеть знаниями о системе
прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина в
Российской Федерации, правах
ребенка и механизмах защиты
прав в Российской Федерации.
Классифицировать
права
человека и гражданина.
Использовать понятийный
аппарат при анализе и

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8405614

оценке правового статуса
несовершеннолетних при
изложении собственных
суждений и построении
устных и письменных
высказываний

41

Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации

1

42

Механизмы защиты прав человека

43

Правовое регулирование гражданских
правоотношений

1

44

Организационно-правовые формы
юридических лиц

1

45

Правовое регулирование семейных
правоотношений

1

1

Конкретизировать
теоретические положения о
правах,
свободах
и
обязанностях
человека
и
гражданина в Российской
Федерации
фактами
социальной действительности,
модельными
ситуациями,
примерами
из
личного
социального опыта.
Создавать типологии прав
человека и гражданина на
основе предложенных
критериев
Владеть знаниями о правовом
регулировании гражданских,
семейных, трудовых, правовых
отношений.
Классифицировать
организационно-правовые
формы юридических лиц
Применять знания о семейных
и правоотношений для анализа
социальной информации о
правовом
регулировании
общественных процессов в
Российской
Федерации,
полученной из источников
разного типа.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84096d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407658

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407e0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407fe0

46

Права и обязанности родителей и детей

47

Правовое регулирование трудовых
правоотношений

48

Особенности трудовых правоотношений с
участием несовершеннолетних
работников

49

Правовое регулирование налоговых
правоотношений

50

Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за
налоговые правонарушения

1

Классифицировать права
обязанности
родителей
детей.

и
и

1

Классифицировать права
обязанности работников
работодателей.

и
и

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8408382

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840876a

Использовать ключевые
понятия, теоретические
положения об особенностях
трудовых правоотношений
несовершеннолетних
работников для объяснения
явлений социальной
действительности
Владеть знаниями о правовом
регулировании
налоговых,
правовых отношений.

1

Классифицировать налоги и
сборы в Российской
Федерации; права и
обязанности
налогоплательщиков;

51

Правовое регулирование образовательных
правоотношений

1

Конкретизировать
теоретические положения о
правовом регулировании
оказания образовательных
услуг.

52

Система образования в Российской
Федерации

1

Осуществлять поиск
правовой информации о
порядке приема на обучение.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84058f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84085e4

53

54

55

56

Правовое регулирование
административных правоотношений

Экологическое законодательство

Уголовное право

Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних

57

Основные принципы конституционного,
арбитражного процессов

58

Основные принципы гражданского
процесса

1

1

1

1

1

1

Представлять
схематично
виды
административных
правонарушений и наказаний,
в табличной форме —виды
преступлений и наказаний за
их совершение.

Библиотека ЦОК

Формулировать на основе
приобретенных
знаний
о
законодательстве Российской
Федерации
собственные
суждения и аргументы по
проблемам ответственности за
налоговые правонарушения;
способов защиты права на
благоприятную окружающую
среду.

Библиотека ЦОК

Владеть знаниями о
правовом регулировании
уголовных правовых
отношений;

https://m.edsoo.ru/f84091d8

https://m.edsoo.ru/f840608c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354

Использовать
ключевые
понятия,
теоретические
положения об особенностях
уголовной
ответственности
несовершеннолетних
для
объяснения
явлений
социальной действительности.

Библиотека ЦОК

Владеть
знаниями
конституционном
арбитражном
судопроизводстве.

Библиотека ЦОК

Применять знания об
основных принципах
гражданского,

о
и

https://m.edsoo.ru/f8409354

https://m.edsoo.ru/f84094f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8408fe4

административного,
уголовного процессов

59

60

61

62

Основные принципы административного
процесса

Основные принципы уголовного процесса

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Правовое регулирование
общественных отношений в Российской
Федерации"

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Правовое регулирование
общественных отношений в Российской
Федерации"

1

Владеть знаниями о
гражданском,
административном и
уголовном судопроизводстве

1

Применять знания об
основных принципах
гражданского,
административного,
уголовного процессов

1

Осуществлять с опорой на
полученные знания о
правовом регулировании и
законодательстве
Российской Федерации
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность,

1

Представлять ее результаты
в виде завершенных
проектов, презентаций,
творческих работ
социальной и
междисциплинарной
направленности

1

Осуществлять с опорой на
базовые знания и
ценностные ориентиры
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность

1

Осуществлять с опорой на
базовые знания и
ценностные ориентиры

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84091d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409be2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409dae

Раздел 4. Итоговое повторение 6 ч. КР -1, ПР-1.

63

Итоговое повторение, представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности

64

Итоговое повторение, представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840b73a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840b8f2

учебно-исследовательскую и
проектную деятельность

65

Итоговое повторение, представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности

66

Итоговое повторение, представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности

67

Итоговое повторение, представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности

68

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Правовое регулирование
общественных отношений в Российской
Федерации"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Осуществлять с опорой на
базовые знания и
ценностные ориентиры
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность

1

Осуществлять с опорой на
базовые знания и
ценностные ориентиры
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность

1

Осуществлять с опорой на
базовые знания и
ценностные ориентиры
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность

1

Осуществлять с опорой на
базовые знания и
ценностные ориентиры
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840baa0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840bc44


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».