РП Химия 10-11 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ – Гимназия №45,
Приказ № 108/2-д от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ»

г. Екатеринбург, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Теоретические основы органической химии
Предмет органической химии: её возникновение, развитие и значение в
получении новых веществ и материалов. Теория строения органических
соединений А. М. Бутлерова, её основные положения. Структурные формулы
органических веществ. Гомология, изомерия. Химическая связь в органических
соединениях – одинарные и кратные связи.
Представление о классификации органических веществ. Номенклатура
органических соединений (систематическая) и тривиальные названия
важнейших представителей классов органических веществ.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений:
ознакомление с образцами органических веществ и материалами на их основе,
моделирование молекул органических веществ, наблюдение и описание
демонстрационных опытов по превращению органических веществ при
нагревании (плавление, обугливание и горение).
Углеводороды
Алканы: состав и строение, гомологический ряд. Метан и этан –
простейшие представители алканов: физические и химические свойства
(реакции замещения и горения), нахождение в природе, получение и
применение.
Алкены: состав и строение, гомологический ряд. Этилен и пропилен –
простейшие представители алкенов: физические и химические свойства
(реакции гидрирования, галогенирования, гидратации, окисления и
полимеризации), получение и применение.
Алкадиены: бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3: строение, важнейшие
химические свойства (реакция полимеризации). Получение синтетического
каучука и резины.
Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд. Ацетилен –
простейший представитель алкинов: состав, строение, физические и
химические свойства (реакции гидрирования, галогенирования, гидратации,
горения), получение и применение.
Арены. Бензол: состав, строение, физические и химические свойства
(реакции галогенирования и нитрования), получение и применение. Толуол:
состав, строение, физические и химические свойства (реакции галогенирования

и нитрования), получение и применение. Токсичность аренов. Генетическая
связь между углеводородами, принадлежащими к различным классам.
Природные источники углеводородов. Природный газ и попутные
нефтяные газы. Нефть и её происхождение. Способы переработки нефти:
перегонка, крекинг (термический, каталитический), пиролиз. Продукты
переработки нефти, их применение в промышленности и в быту. Каменный
уголь и продукты его переработки.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений:
ознакомление с образцами пластмасс, каучуков и резины, коллекции «Нефть» и
«Уголь», моделирование молекул углеводородов и галогенопроизводных,
проведение практической работы: получение этилена и изучение его свойств.
Расчётные задачи.
Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма,
количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе,
объёму, количеству одного из исходных веществ или продуктов реакции).
Кислородсодержащие органические соединения
Предельные одноатомные спирты. Метанол и этанол: строение,
физические и химические свойства (реакции с активными металлами,
галогеноводородами, горение), применение. Водородные связи между
молекулами спиртов. Действие метанола и этанола на организм человека.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин: строение, физические
и химические свойства (взаимодействие со щелочными металлами,
качественная реакция на многоатомные спирты). Действие на организм
человека. Применение глицерина и этиленгликоля.
Фенол: строение молекулы, физические и химические свойства.
Токсичность фенола. Применение фенола.
Альдегиды и кетоны. Формальдегид, ацетальдегид: строение, физические
и химические свойства (реакции окисления и восстановления, качественные
реакции), получение и применение.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная
кислоты: строение, физические и химические свойства (свойства, общие для
класса кислот, реакция этерификации), получение и применение. Стеариновая и
олеиновая кислоты как представители высших карбоновых кислот. Мыла как
соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.
Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз сложных
эфиров. Жиры. Гидролиз жиров. Применение жиров. Биологическая роль
жиров.
Углеводы: состав, классификация углеводов (моно-, ди- и полисахариды).
Глюкоза – простейший моносахарид: особенности строения молекулы,

физические и химические свойства (взаимодействие с гидроксидом меди(II),
окисление аммиачным раствором оксида серебра(I), восстановление, брожение
глюкозы), нахождение в природе, применение, биологическая роль.
Фотосинтез. Фруктоза как изомер глюкозы.
Крахмал и целлюлоза как природные полимеры. Строение крахмала и
целлюлозы. Физические и химические свойства крахмала (гидролиз,
качественная реакция с иодом).
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений:
проведение, наблюдение и описание демонстрационных опытов: горение
спиртов, качественные реакции одноатомных спиртов (окисление этанола
оксидом меди(II)), многоатомных спиртов (взаимодействие глицерина с
гидроксидом меди(II)), альдегидов (окисление аммиачным раствором оксида
серебра(I) и гидроксидом меди(II), взаимодействие крахмала с иодом),
проведение практической работы: свойства раствора уксусной кислоты.
Расчётные задачи.
Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма,
количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе,
объёму, количеству одного из исходных веществ или продуктов реакции).
Азотсодержащие органические соединения.
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Физические и
химические свойства аминокислот (на примере глицина). Биологическое
значение аминокислот. Пептиды.
Белки как природные высокомолекулярные соединения. Первичная,
вторичная и третичная структура белков. Химические свойства белков:
гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений:
наблюдение и описание демонстрационных опытов: денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков.
Высокомолекулярные соединения
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер,
полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная
масса. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений –
полимеризация и поликонденсация.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений:
ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, пластмасс,
каучуков.
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении органической химии в 10
классе осуществляется через использование как общих естественно-научных

понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: явление, научный факт, гипотеза,
закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование.
Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, молекула,
энергетический уровень, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества,
физические величины и единицы их измерения.
Биология: клетка, организм, биосфера, обмен веществ в организме,
фотосинтез, биологически активные вещества (белки, углеводы, жиры,
ферменты).
География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо,
ресурсы.
Технология: пищевые продукты, основы рационального питания, моющие
средства, лекарственные и косметические препараты, материалы из
искусственных и синтетических волокон.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ»

ПРОГРАММЫ

ПО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися программ среднего общего образования (личностным,
метапредметным и предметным). Научно-методической основой для
разработки планируемых результатов освоения программ среднего общего
образования является системно-деятельностный подход.
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре
личностных результатов освоения предмета «Химия» на уровне среднего
общего образования выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности –
готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению;
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе
ключевых ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей
деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими целостной
системе химического образования;

наличие правосознания экологической культуры и способности ставить
цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
гуманистическими, социокультурными, духовно-нравственными ценностями и
идеалами российского гражданского общества, принятыми в обществе нормами
и правилами поведения, способствующими процессам самопознания,
саморазвития и нравственного становления личности обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают
сформированность опыта познавательной и практической деятельности
обучающихся по реализации принятых в обществе ценностей, в том числе в
части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей,
уважения к закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных
проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических
экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и
аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию
отечественной химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического
применения химии, осознания того, что достижения науки есть результат
длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков,
постоянного труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиций нравственных и правовых норм и осознание последствий этих
поступков;

4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни,
необходимости ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту,
повседневной жизни и в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной
компетентности
в
учебно-исследовательской
деятельности, общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории
образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных планов
с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и
потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику
существования жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для решения
вопросов рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной
среде, умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры,
опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться
ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности
и умения активно противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированности мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;

понимания специфики химии как науки, осознания её роли в
формировании рационального научного мышления, создании целостного
представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, в
познании природных закономерностей и решении проблем сохранения
природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации:
в её гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы
материальной культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития
человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической
безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий успешного труда и
экологически комфортной жизни каждого члена общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов
познания, используемых в естественных науках, способности использовать
получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и
происходящих в нём изменений, умения делать обоснованные заключения на
основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных
выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для
решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и
самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в
соответствии с жизненными потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на
уровне среднего общего образования включают:
значимые
для
формирования
мировоззрения
обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие
целостность научной картины мира и специфику методов познания,
используемых в естественных науках (материя, вещество, энергия, явление,
процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон,
теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности
и социальной компетенции обучающихся;

способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в
познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными
учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне
её рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления –
выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь,
использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и
явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических
реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми
явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические
(знаковые) модели, преобразовывать модельные представления – химический
знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической реакции –
при решении учебных познавательных и практических задач, применять
названные модельные представления для выявления характерных признаков
изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических
реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и
самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания
и основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения
ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом
процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать

обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования,
составлять обоснованный отчёт о проделанной работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной
деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов
познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научнопопулярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы
Интернета), анализировать информацию различных видов и форм
представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и
отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач
определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных
технологий и различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и математические)
знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства
наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или
дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно
выполнения предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности,
полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении
химического эксперимента, практической работы по исследованию свойств
изучаемых веществ, реализации учебного проекта и формулировать выводы по
результатам проведённых исследований путём согласования позиций в ходе
обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную
деятельность, определяя её цели и задачи, контролировать и по мере
необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при
выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее

эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и
самооценки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
Предметные результаты освоения курса «Органическая химия» отражают:
сформированность представлений о
химической составляющей
естественно-научной картины мира, роли химии в познании явлений природы,
в формировании мышления и культуры личности, её функциональной
грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически
обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
владение
системой
химических
знаний,
которая
включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка
атома, молекула, валентность, электроотрицательность, химическая связь,
структурная формула (развёрнутая и сокращённая), моль, молярная масса,
молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал,
изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород и
азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное звено,
высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения
органических веществ А. М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ);
закономерности, символический язык химии; мировоззренческие знания,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном
использовании важнейших органических веществ в быту и практической
деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий,
устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при
описании состава, строения и превращений органических соединений;
сформированность умений использовать химическую символику для
составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул
органических веществ и уравнений химических реакций, изготавливать модели
молекул органических веществ для иллюстрации их химического и
пространственного строения;
сформированность умений устанавливать принадлежность изученных
органических веществ по их составу и строению к определённому

классу/группе соединений (углеводороды, кислород и азотсодержащие
соединения, высокомолекулярные соединения), давать им названия по
систематической номенклатуре (IUPAC), а также приводить тривиальные
названия отдельных органических веществ (этилен, пропилен, ацетилен,
этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная
кислота, уксусная кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, глюкоза,
фруктоза, крахмал, целлюлоза, глицин);
сформированность умения определять виды химической связи в
органических соединениях (одинарные и кратные);
сформированность умения применять положения теории строения
органических веществ А. М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств
веществ от их состава и строения; закон сохранения массы веществ;
сформированность умений характеризовать состав, строение, физические
и химические свойства типичных представителей различных классов
органических веществ (метан, этан, этилен, пропилен, ацетилен, бутадиен-1,3,
метилбутадиен-1,3, бензол, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол,
ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислоты, глюкоза, крахмал, целлюлоза,
аминоуксусная кислота), иллюстрировать генетическую связь между ними
уравнениями соответствующих химических реакций с использованием
структурных формул;
сформированность умения характеризовать источники углеводородного
сырья (нефть, природный газ, уголь), способы их переработки и практическое
применение продуктов переработки;
сформированность умений проводить вычисления по химическим
уравнениям (массы, объёма, количества исходного вещества или продукта
реакции по известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ
или продуктов реакции);
сформированность умений владеть системой знаний об основных методах
научного познания, используемых в химии при изучении веществ и химических
явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать
системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных
ситуациях, связанных с веществами и их применением;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической
посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных
химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический
эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение
этилена и изучение его свойств, качественные реакции органических веществ,

денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков) в соответствии с
правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием, представлять результаты химического эксперимента в форме
записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на
основе этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую
информацию, получаемую из разных источников (средства массовой
информации, Интернет и других);
сформированность
умений
соблюдать
правила
экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, осознавать
опасность воздействия на живые организмы определённых органических
веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы
уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение
применять знания об основных доступных методах познания веществ и
химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать
рельефно-точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических
формул.
11 КЛАСС
Предметные результаты освоения курса «Общая и неорганическая химия»
отражают:
сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в
формировании мышления и культуры личности, её функциональной
грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически
обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие
понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, d- электронные орбитали
атомов, ион, молекула, моль, молярный объём, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая связь (ковалентная,
ионная, металлическая, водородная), кристаллическая решётка, типы
химических реакций, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции,

химическое равновесие); теории и законы (теория электролитической
диссоциации, периодический закон Д. И. Менделеева, закон сохранения массы
веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях),
закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном
использовании важнейших неорганических веществ в быту и практической
деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий,
устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при
описании неорганических веществ и их превращений;
сформированность умений использовать химическую символику для
составления формул веществ и уравнений химических реакций,
систематическую номенклатуру (IUPAC) и тривиальные названия отдельных
неорганических веществ (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашёная
известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и другие);
сформированность умений определять валентность и степень окисления
химических элементов в соединениях различного состава, вид химической
связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) в соединениях, тип
кристаллической решётки конкретного вещества (атомная, молекулярная,
ионная, металлическая), характер среды в водных растворах неорганических
соединений;
сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических
веществ по их составу к определённому классу/группе соединений (простые
вещества – металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, амфотерные
гидроксиды, соли);
сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д. И.
Менделеева и демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и
прогностическую функции;
сформированность умений характеризовать электронное строение атомов
химических элементов 1–4 периодов Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева, используя понятия «s-, p-, d-электронные

орбитали», «энергетические уровни», объяснять закономерности изменения
свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам
Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические
свойства неорганических веществ различных классов, подтверждать
существование генетической связи между неорганическими веществами с
помощью уравнений соответствующих химических реакций;
сформированность умения классифицировать химические реакции по
различным признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому
эффекту реакции, изменению степеней окисления элементов, обратимости
реакции, участию катализатора);
сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов,
полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия,
при которых эти реакции идут до конца;
сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный
состав различных неорганических веществ, распознавать опытным путём ионы,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
сформированность умений раскрывать сущность окислительновосстановительных реакций посредством составления электронного баланса
этих реакций;
сформированность умений объяснять зависимость скорости химической
реакции от различных факторов; характер смещения химического равновесия в
зависимости от внешнего воздействия (принцип Ле Шателье);
сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие в
основе промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также
сформированность представлений об общих научных принципах и
экологических проблемах химического производства;
сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия
«массовая доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при
химических реакциях, массы вещества или объёма газов по известному
количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции

веществ, теплового эффекта реакции на основе законов сохранения массы
веществ, превращения и сохранения энергии;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической
посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных
химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение
среды растворов веществ с помощью универсального индикатора, влияние
различных факторов на скорость химической реакции, реакции ионного
обмена, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на
катион аммония, решение экспериментальных задач по темам «Металлы» и
«Неметаллы») в соответствии с правилами техники безопасности при
обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений
соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую
информацию, получаемую из разных источников (средства массовой
коммуникации, Интернет и других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья
и окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые
организмы определённых веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять
на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия
на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение
применять знания об основных доступных методах познания веществ и
химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефноточечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Тема

2

3

Предмет органической
химии, её
возникновение,
развитие и значение

Теория строения
органических
соединений А. М.
Бутлерова, её
основные положения

Представление о
классификации
органических веществ.
Номенклатура
(систематическая) и
тривиальные названия
органических веществ

Углеводороды

4

Виды деятельности

Алканы: состав и
строение,

Электронные
(цифровые)

академ.
часов
Теоретические
основы органической
химии

1

Количе
ство

образовательныерес
урсы

3

1

Раскрывать роль
органической химии в
природе, характеризовать
ее Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выявлять их характерные
признаки), устанавливать
их взаимосвязь.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Применять положения
теории строения
органических веществ А.
М. Бутлерова для
объяснения зависимости
свойств веществ от их
состава и строения.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Использовать химическую
символику для составления
молекулярных и
структурных (развёрнутой,
сокращённой) формул
органических веществ.
Определять виды
химической связи
(одинарные, кратные) в
органических соединениях.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

Использовать химическую
символику для составления

http://schoolcollection.edu.ru/ca

13,
ПР-1
КР-1
1

гомологический ряд

5

6

Метан и этан —
простейшие
представители алканов

Алкены: состав и
строение, свойства

7

Этилен и пропилен —
простейшие
представители алкенов

8

Практическая работа
№ 1. «Получение
этилена и изучение его
свойств»

молекулярных и
структурных (развёрнутой,
сокращённой) формул
органических веществ.
Устанавливать
принадлежность веществ к
определенному классу

talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Определять виды
химической связи в
молекулах углеводородов;
характеризовать
зависимость реакционной
способности углеводородов
от кратности ковалентной
связи. Характеризовать
состав, строение,
применение, физические и
химические свойства,
важнейшие способы
получения типичных
представителей различных
классов углеводородов
(метана, этана)

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения
типичных представителей
различных классов
углеводородов

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения
типичных представителей
алкенов

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Представлять результаты
эксперимента в форме
записи уравнений
соответствующих реакций и

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae1-

делать выводы на их
основе.

9

10

11

12

Алкадиены. Бутадиен1,3 и метилбутадиен1,3. Получение
синтетического
каучука и резины
Алкины: состав и
особенности строения,
гомологический ряд.
Ацетилен —
простейший
представитель алкинов

Вычисления по
уравнению
химической реакции

Арены: бензол и
толуол. Токсичность
аренов

13

Генетическая связь
углеводородов,
принадлежащих к
различным классам

14

Природные источники
углеводородов:
природный газ и

2f785b646a41/

1

Называть вещества по
систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия
отдельных представителей
углеводородов.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения
типичных представителей
различных классов
углеводородов

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Проводить вычисления для
определения молекулярной
формулы органического
вещества, по уравнению
химической реакции.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения
типичных представителей
различных классов
углеводородов

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выявлять их характерные
признаки), устанавливать
их взаимосвязь,
использовать
соответствующие понятия
при описании состава,
строения и превращений
органических соединений.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Характеризовать источники
углеводородного сырья
(нефть, природный газ,

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb

15

16

17

попутные нефтяные
газы, нефть и
продукты её
переработки

уголь), способы их
переработки и практическое
применение получаемых
продуктов.

Природные источники
углеводородов:
природный газ и
попутные нефтяные
газы, нефть и
продукты её
переработки

Характеризовать источники
углеводородного сырья
(нефть, природный газ,
уголь), способы их
переработки и практическое
применение получаемых
продуктов.

1

Контрольная работа по
разделу
«Углеводороды»

1

Кислородсодержащие
органические
соединения

13,
ПР-1
КР-1

Предельные
одноатомные спирты:
метанол и этанол.
Водородная связь

18

Многоатомные
спирты: этиленгликоль
и глицерин

19

Фенол: строение
молекулы, физические
и химические
свойства, применение

1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/
http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выявлять их характерные
признаки), устанавливать
их взаимосвязь,
использовать
соответствующие понятия
при описании состава,
строения и превращений
органических соединений.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Устанавливать
принадлежность веществ к
определенному классу по
составу и строению,
называть их по
систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

типичных представителей
различных классов
кислородсодержащих
соединений (метанола,
этанола, глицерина, фенола)

20

21

22

Альдегиды:
формальдегид и
ацетальдегид. Ацетон

Одноосновные
предельные
карбоновые кислоты:
муравьиная и уксусная

Практическая работа
№ 2. «Свойства
раствора уксусной
кислоты»

1

Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения
типичных представителей
различных классов
кислородсодержащих
соединений
(формальдегида,
ацетальдегида)

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения
типичных представителей
различных классов
кислородсодержащих
соединений (уксусной
кислоты)

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Следовать правилам
безопасной работы в
лаборатории при
использовании химической
посуды и оборудования, а
также правилам обращения
с веществами в
соответствии с
инструкциями выполнения
лабораторных опытов и
практических работ по
получению и изучению
органических веществ.
Представлять результаты
эксперимента в форме
записи уравнений

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

соответствующих реакций и
делать выводы на их
основе.

1

Устанавливать
принадлежность веществ к
определенному классу по
составу и строению,
называть их по
систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Устанавливать
принадлежность веществ к
определенному классу по
составу и строению,
называть их по
систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Устанавливать
принадлежность веществ к
определенному классу по
составу и строению,
называть их по
систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Объяснять биологическую
роль жиров, применение.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

27

Углеводы: состав,
классификация.
Важнейшие
представители:
глюкоза, фруктоза,
сахароза

1

Устанавливать
принадлежность веществ к
определенному классу по
составу и строению,
называть их по
систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

28

Крахмал и целлюлоза
как природные

1

Понимать понятие
"Полимер", определять

http://schoolcollection.edu.ru/ca

23

24

Стеариновая и
олеиновая кислоты,
как представители
высших карбоновых
кислот

Мыла как соли
высших карбоновых
кислот, их моющее
действие

25

Сложные эфиры как
производные
карбоновых кислот.
Гидролиз сложных
эфиров

26

Жиры: гидролиз,
применение,
биологическая роль
жиров

полимеры

29

30

31

32

строение мономера,
объяснять биологическую
роль углеводов,
применение.

Контрольная работа по
разделу
«Кислородсодержащие
органические
соединения»

1

Азотсодержащие
органические
соединения

3

talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/
http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Использовать химическую
символику для составления
молекулярных и
структурных (развёрнутой,
сокращённой) формул
органических веществ.
Определять
принадлежность веществ к
определенному классу по
составу и строению,
называть их по
систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия
отдельных представителей.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения
типичных представителей
азотсодержащих
соединений (метиламина,
глицина, белков).

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

Белки как природные
высокомолекулярные
соединения

1

Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства белков.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

Высокомолекулярны

2

Амины: метиламин и
анилин

Аминокислоты как
амфотерные
органические
соединения, их
биологическое
значение. Пептиды

е соединения

Основные понятия
химии
высокомолекулярных
соединений

33

Основные методы
синтеза
высокомолекулярных
соединений.
Пластмассы, каучуки,
волокна

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Владеть изучаемыми
химическими понятиями:
раскрывать смысл
изучаемых понятий и
применять эти понятия при
описании состава и
строения
высокомолекулярных
органических веществ, для
объяснения отдельных
фактов и явлений.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

1

Использовать химическую
символику для составления
структурных формул
веществ и уравнений
реакций полимеризации и
поликонденсации.
Описывать состав,
строение, основные
свойства каучуков,
наиболее распространённых
видов пластмасс, волокон и
их применение.

http://schoolcollection.edu.ru/ca
talog/rubr/528b6fb
1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

Тема

Количе
ство
академ.
часов

1.
Химический элемент.
Атом. Электронная
конфигурация атомов
2.

Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева, их
связь с современной

1

1

Виды деятельности

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выявлять их характерные
признаки), устанавливать
их взаимосвязь.
Раскрывать смысл
периодического закона Д.
И. Менделеева и
демонстрировать его
систематизирующую,

Электронные
(цифровые)
Образовательные
ресурсы
Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

теорией строения атомов

3.
Закономерности
изменения свойств
химических элементов и
их соединений по
группам и периодам.
Значение
периодического закона и
системы химических
элементов Д.И.
Менделеева в развитии
науки

1

4.
Строение вещества.
Химическая связь, её
виды; механизмы
образования ковалентной
связи. Водородная связь
5.

6.

7.

8.

Валентность.
Электроотрицательность.
Степень окисления.
Вещества молекулярного
и немолекулярного
строения
Понятие о дисперсных
системах. Истинные и
коллоидные растворы.
Массовая доля вещества
в растворе
Классификация и
номенклатура
неорганических
соединений.
Генетическая связь
неорганических веществ,
различных классов
Классификация
химических реакций в
неорганической и
органической химии.
Закон сохранения массы

1

1

1

объяснительную и
прогностическую
функции.
Характеризовать
электронное строение
атомов химических
элементов 1–4 периодов,
используя понятия s-, p-,
d-электронные орбитали,
энергетические уровни.
Объяснять
закономерности
изменения свойств
химических элементов и
их соединений по
периодам и группам
Периодической системы
Д. И. Менделеева
Определять виды
химической связи
(ковалентной, ионной,
металлической,
водородной) в
соединениях; тип
кристаллической решётки
конкретного вещества.
Определять валентность и
степень окисления
химических элементов в
соединениях различного
состава.

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
Проводить вычисления с
ЦОК https://myschool.
использованием понятия
«массовая доля вещества в edu.ru/
растворе».
Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

1

1

Составлять уравнения
реакций различных типов;
полные и сокращённые
уравнения реакций
ионного обмена, учитывая

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

веществ; закон
сохранения и
превращения энергии
при химических
реакциях

условия, при которых эти
реакции идут до конца.

9.
Скорость реакции.
Обратимые реакции.
Химическое равновесие

1

10.

Практическая работа №
1. «Влияние различных
факторов на скорость
химической реакции»

1

11.
Электролитическая
диссоциация. Понятие о
водородном показателе
(pH) раствора. Реакции
ионного обмена.
Гидролиз органических и
неорганических веществ
12.

13.

1

Окислительновосстановительные
реакции. Понятие об
электролизе расплавов и
растворов солей

1

Контрольная работа по
разделу «Теоретические

1

Объяснять зависимость
скорости химической
реакции от различных
факторов. Определять
характер смещения
химического равновесия в
зависимости от внешнего
воздействия (принцип Ле
Шателье).
Использовать
естественно-научные
методы познания –
проведение, наблюдение и
описание химического
эксперимента
(демонстрационные и
лабораторные опыты,
практические работы): по
определению среды
водных растворов
веществ, реакций ионного
обмена, влиянию
различных факторов на
скорость реакций.
Следовать правилам
пользования химической
посудой и лабораторным
оборудованием.
Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выделять их характерные
признаки) и применять
эти понятия при описании
состава и строения
веществ, для объяснения
отдельных фактов и
явлений.
Объяснять процесс
электролиза, составлять
электронный баланс в
ОВР.

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

основы химии»
14.

Металлы, их положение
в Периодической
системе химических
элементов Д. И.
Менделеева и
особенности строения
атомов. Общие
физические свойства
металлов

1

15.
Сплавы металлов.
Электрохимический ряд
напряжений металлов

1

16.
Химические свойства
важнейших металлов
(натрий, калий, кальций,
магний, алюминий) и их
соединений

1

17.
Химические свойства
хрома, меди и их
соединений

1

18.

19.

Химические свойства
цинка, железа и их
соединений

1

Практическая работа №
2. "Решение

1

Объяснять общие
закономерности в
изменении свойств
элементов – металлов и их
соединений с учётом
строения их атомов и
положения в
Периодической системе
химических элементов Д.
И. Менделеева.
Описывать применение
металлов в различных
областях, а также
использование их для
создания современных
материалов и технологий.
Описывать способы
защиты металлов от
коррозии.
Характеризовать
(описывать) общие
химические свойства
металлов, их важнейших
соединений, подтверждая
это описание примерами
уравнений
соответствующих
химических реакций
Характеризовать
(описывать) общие
химические свойства
металлов, их важнейших
соединений, подтверждая
это описание примерами
уравнений
соответствующих
химических реакций
Характеризовать
(описывать) общие
химические свойства
металлов, их важнейших
соединений, подтверждая
это описание примерами
уравнений
соответствующих
химических реакций
Следовать правилам
пользования химической

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

экспериментальных
задач по теме
«Металлы»"

посудой и лабораторным
оборудованием.

20.
Неметаллы, их
положение в
Периодической системе
химических элементов
Д. И. Менделеева и
особенности строения
атомов
21.

Физические свойства
неметаллов. Аллотропия
неметаллов (на примере
кислорода, серы,
фосфора и углерода)

1

1

22.

Химические свойства
галогенов, серы и их
соединений

1

23.
Химические свойства
азота, фософра и их
соединений

1

24.
Химические свойства
углерода, кремния и их
соединений

25.

Применение важнейших
неметаллов и их
соединений

1

1

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выделять их характерные
признаки) и применять
эти понятия при описании
состава и строения
веществ, для объяснения
отдельных фактов и
явлений.
Объяснять свойства
аллотропии, приводить
примеры аллотропных
модификаций

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Объяснять общие
закономерности в
изменении свойств
неметаллов и их
соединений с учётом
строения их атомов и
положения в
Периодической системе
химических элементов Д.
И. Менделеева.
Характеризовать
(описывать) общие
химические свойства
неметаллов, их
важнейших соединений,
подтверждая это описание
примерами уравнений
соответствующих
химических реакций.
Характеризовать
(описывать) общие
химические свойства
неметаллов, их
важнейших соединений,
подтверждая это описание
примерами уравнений
соответствующих
химических реакций.
Характеризовать влияние
неметаллов и их
соединений на живые
организмы; описывать

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

26.

Обобщение и
систематизация знаний
по теме «Неметаллы».
Вычисления по
уравнениям химических
реакций и
термохимические
расчёты

1

27.

28.

29.

30.

Практическая работа №
3. «Решение
экспериментальных
задач по теме
"Неметаллы"»

1

Контрольная работа по
темам «Металлы» и
«Неметаллы»

1

Неорганические и
органические кислоты.
Неорганические и
органические основания
Амфотерные
неорганические и
органические
соединения.
Генетическая связь
неорганических и
органических веществ

1

1

31.
Роль химии в
обеспечении
экологической,
энергетической и
пищевой безопасности,
развитии медицины

1

32.
Представления об общих
научных принципах
промышленного
получения важнейших
веществ

1

применение в различных
областях практической
деятельности человека.
Подтверждать
существование
генетической связи между
неорганическими
веществами с помощью
уравнений
соответствующих
химических реакций.
Проводить реакции,
подтверждающие
характерные свойства
изучаемых веществ,
распознавать опытным
путём анионы,
присутствующие в водных
растворах.

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выделять их характерные
признаки) и применять
эти понятия
Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выделять их характерные
признаки) и применять
эти понятия

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Раскрывать роль химии в
решении энергетических,
сырьевых и экологических
проблем человечества,
описывать основные
направления развития
химической науки и
технологии.
Анализировать и
критически оценивать
информацию, связанную
с химическими
процессами и их влиянием
на состояние окружающей
среды.

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/

33.

Человек в мире веществ
и материалов

1

Химия и здоровье
человека

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33

Использовать полученные
знания и представления о
сферах деятельности,
связанных с наукой и
современными
технологиями, как основу
для ориентации в выборе
своей будущей
профессиональной
деятельности.
Принимать участие в
обсуждении проблем
химической и
экологической
направленности,
высказывать собственную
позицию по проблеме и
предлагать возможные
пути её решения

Библиотека
ЦОК https://myschool.
edu.ru/


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».