РП ОБЖ 10-11 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ-Гимназии № 45,
Приказ № 108/2-д от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

г. Екатеринбург, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 2. «Безопасность в быту».
Модуль № 3. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 4. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 6. «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний».
11 КЛАСС
Модуль № 6. «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний».
Модуль № 7. «Безопасность в социуме».
Модуль № 8. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 9. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества,
государства.
Соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза).
Соотношение понятий «опасная ситуация», «экстремальная ситуация»,
«чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия человека и
окружающей среды.
Общие принципы (правила) безопасного поведения.
Индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения
задачи обеспечения безопасности.
Понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение».
Влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие.
Действия, позволяющие предвидеть опасность.
Действия, позволяющие избежать опасности.
Действия в экстремальной и опасной ситуации.
Риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности.
Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества,
государства.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного
поведения.
Защита прав потребителя. Правила безопасного поведения при осуществлении
покупок в Интернете.
Причины и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь, порядок действий в
экстренных случаях.
Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения в ситуациях,
связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и др.). Первая помощь при ушибах, переломах,
кровотечениях.
Основные правила безопасного поведения при обращении с газовыми и
электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок проведения сердечнолегочной реанимации.
Основные правила пожарной безопасности в быту.
Термические и химические ожоги. Первая помощь при ожогах.

Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд; лифт;
мусоропровод; придомовая территория; детская площадка; площадка для выгула собак и
др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению преступлений.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила безопасного
поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок вызова аварийных служб и
взаимодействия с ними. Действия в экстренных случаях.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»
История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости. Рискориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте.
Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в тёмное
время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности).
Взаимосвязь безопасности водителя и пассажира. Правила безопасного поведения
при поездке в легковом автомобиле, автобусе. Ответственность водителя. Ответственность
пассажира.
Представления о знаниях и навыках, необходимых водителю.
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания; с большим количеством участников).
Основные источники опасности в метро. Правила безопасного поведения. Порядок
действий при возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на железнодорожном транспорте. Правила
безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной
или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на водном транспорте. Правила безопасного
поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или
чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на авиационном транспорте. Правила безопасного
поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или
чрезвычайной ситуации.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»
Общественные места и их классификация. Основные источники опасности в
общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила безопасного поведения.
Опасности в общественных местах социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминальные ситуации; случаи,
когда потерялся человек).
Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки.
Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи. Особенности поведения при
попадании в агрессивную и паническую толпу.
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии.
Криминальные ситуации в общественных местах. Правила безопасного поведения.
Порядок действия при попадании в опасную ситуацию.
Порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой
человек; человек с ментальными расстройствами). Порядок действий в ситуации, если вы
обнаружили потерявшегося человека.
Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных
местах, на объектах с массовым пребыванием людей (лечебные, образовательные,
культурные, торгово-развлекательные учреждения).
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных
конструкций.
Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения
террористического акта.

Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»
Отдых на природе. Источники опасности в природной среде. Основные правила
безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах.
Общие правила безопасности в походе. Особенности обеспечения безопасности в
водном походе. Особенности обеспечения безопасности в горном походе.
Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные средства
навигации (компас, GPS).
Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде.
Источники опасности в автономных условиях. Сооружение убежища; получение воды
и питания; способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях.
Первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие правила поведения в
чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать опасности;
действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться
помощи).
Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения. Правила
безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей и окружающей среды.
Чрезвычайные ситуации геологического характера. Возможности прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного поведения. Последствия
чрезвычайных ситуаций геологического характера.
Чрезвычайные
ситуации
гидрологического
характера.
Возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций гидрологического характера.
Чрезвычайные
ситуации
метеорологического
характера.
Возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций метеорологического характера.
Влияние деятельности человека на природную среду. Причины и источники
загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса. Чрезвычайные ситуации
экологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий. Экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение»,
«профилактика».
Биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические),
психологические факторы, влияющие на здоровье человека.
Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность,
психологическое благополучие.
Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм распространения и
способы передачи инфекционных заболеваний. Чрезвычайные ситуации биологосоциального характера. Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации. Национальный
календарь профилактических прививок. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям.
Значение изобретения вакцины для человечества.
Неинфекционные заболевания. Самые распространённые неинфекционные
заболевания. Факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы
риска возникновения онкологических заболеваний. Факторы риска возникновения
заболеваний дыхательной системы. Факторы риска возникновения эндокринных
заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в
профилактике неинфекционных заболеваний.
Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи (инсульт; сердечный приступ; острая боль в животе; эпилепсия и др.).
Психическое здоровье и психологическое благополучие.

Критерии психического здоровья и психологического благополучия. Основные
факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее
выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса:
оптимизация условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления алкоголя и
употребления наркотических средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую
ситуацию).
Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья.
Первая помощь. История возникновения скорой медицинской помощи и первой
помощи.
Состояния, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия первой помощи.
Алгоритм первой помощи. Оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза;
«сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая
помощь при нескольких травмах одновременно).
Действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»
Определение понятия «общение». Особенности общения людей. Принципы и
показатели эффективного общения.
Общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая
группа».
Межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие). Особенности общения в группе. Психологические характеристики
группы и особенности взаимодействия в группе.
Групповые нормы и ценности. Коллектив как социальная группа. Психологические
закономерности в группе.
Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в межличностном
общении; конфликты в малой группе.
Факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы
поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение. Конструктивное
поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, виды
эмоциональной регуляции. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Основные формы
участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Ведение
переговоров при разрешении конфликта.
Опасные проявления конфликтов. Конфликт, буллинг, насилие. Понятие
«виктимность». Способы противодействия буллингу и проявлению насилия.
Способы психологического воздействия.
Психологическое влияние в малой группе. Положительные и отрицательные стороны
конформизма.
Эмпатия и уважение к партёру (партёрам) по общению как основа коммуникации.
Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения. Подчинение и сопротивление
влиянию.
Манипуляция в общении. Цели, технологии и способы противодействия.
Манипулятивное воздействие в группе. Манипулятивные приемы. Манипуляция и
мошенничество.
Деструктивные псевдопсихологические технологии.
Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на человека в
большой группе (заражение; внушение; подражание).
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на жизнь
человека. Приватность, персональные данные.
«Цифровая зависимость», её признаки и последствия.

Опасности и риски цифровой среды, их источники.
Понятие прав человека в цифровой среде, их защита.
Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Вредоносное программное обеспечение. Виды вредоносного программного
обеспечения, его цели, принципы работы. Правила защиты от вредоносного программного
обеспечения.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, фишинг, правила защиты от
мошенников.
Правила безопасного использования устройств и программ.
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины.
Опасные персоны, имитация близких социальных отношений. Неосмотрительное
поведение и коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры.
Травля в Сети, методы защиты от травли.
Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки.
Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция, воронки
вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и противодействие вовлечению в
деструктивные сообщества.
Правила коммуникации в цифровой среде.
Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации. Проверка на
достоверность.
«Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы.
Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков.
Правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений.
Ответственность за действия в сети Интернет. Запрещённый контент. Защита прав в
цифровом пространстве.
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества. Понятия
«экстремизм» и «терроризм», их взаимо­связь. Варианты проявления экстремизма,
возможные последствия. Преступления террористической направленности, их цель,
причины, последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы
и признаки. Предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность.
Формы совершения террористических актов. Уровни террористической угрозы.
Правила поведения и порядок действий при угрозе или совершении террористического
акта, проведении контртеррористической операции.
Противодействие экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Цели, задачи,
принципы.
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения»
Россия в современном мире. Оборона страны как обязательное условие мирного
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной
безопасности. Роль Вооружённых сил Российской Федерации и других войск, воинских
формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации
в обеспечении национальной безопасности.
Современная армия. Воинская обязанность и военная служба. Подготовка к службе в
армии.
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам и причинам возникновения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Территориальный и функциональный принцип организации РСЧС. Её
задачи и примеры их решения. Права и обязанности граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности.
Принципы обеспечения национальной безопасности.
Реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной
безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.
Взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных
приоритетов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»














Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать
выпускники по завершении обучения в средней школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами
поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде
всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения,
в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в
повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества,
бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном
отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в
целом.
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного
применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в
области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы
для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности
личности, общества и государства.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу,
памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину
и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального
народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и
природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых сил
Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и
здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:

























осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать
в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных
ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой без­о­пасности
жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного
поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности,
общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и
государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и ра­зумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей
теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических,
естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной
концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения
для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;



способность применять научные знания для реализации прин­ципов безопасного поведения
(способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


















Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны отражать овладение универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности,
общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать,
разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять
их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в
парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и
государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач,
переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и
применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите
проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных
(обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной
жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в
реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области
безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в
повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов
информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной
безопасности личности;

























создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой
учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей
цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию,
переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение
социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно
действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной
учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов,
мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно
разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать
новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять
творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и
составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за
своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных
предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных
областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать
соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора
оптимального решения.
Принятие себя и других:




принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего
вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации;
признавать право на ошибку свою и чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

















Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной
жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного
поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны обеспечивать:
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных
ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и
экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения
всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте; знание правил
безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке
действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на
практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера;
сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой помощи при
неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о
здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья,
негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в
социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать
опасные явления и противодействовать им; сформированность нетерпимости к
проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на
практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального
характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности,
общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли государства в







противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при
угрозе совершения террористического акта, при совершении террористического акта, при
проведении контртеррористической операции;
сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного
характера, роли вооружённых сил в обеспечении мира; знание основ обороны государства
и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны;
знание действия при сигналах гражданской обороны;
знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов
организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на
защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о роли
государства, общества и личности в обеспечении безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАС
Количество
Тема
Виды деятельности
№
академ.
п/
часов
п
Модуль "Культура
безопасности
жизнедеятельности в
современном
обществе"

1

Современные
представления о
культуре
безопасности

2

Влияние
поведения на
безопасность.
Рискориентированный
подход к
обеспечению
безопасности на
уровне личности,
общества,
государства

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

1

1

Объясняют смысл понятий
«опасность»,
«безопасность»,
«риск»
(«угроза»),
«культура
безопасности»,
«опасная
ситуация», «экстремальная
ситуация», «чрезвычайная
ситуация». Объясняют их
взаимосвязь. Анализируют
актуальные
проблемы
безопасности
жизнедеятельности.
Приводят примеры решения
задач
по
обеспечению
безопасности
в
повседневной
жизни
(индивидуальный,
групповой и общественногосударственный уровни).
Рассказывают об общих
принципах
безопасного
поведения,
приводят
примеры
Объясняют смысл понятий
«виктимность», «виктимное
поведение»,
«безопасное
поведение». Анализируют
влияние поведения человека
на
его
безопасность.
Приводят
примеры.
Вырабатывают
навыки
оценки своих действий с
точки зрения их влияния на
безопасность. Раскрывают
суть рискориентированного
подхода к обеспечению
безопасности.
Приводят

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

примеры
реализации
рискориентированного
подхода
на
уровне
личности,
общества,
государства
Модуль "Безопасность
в быту"

3

Источники
опасности в быту

4

Профилактика и
первая помощь
при отравлениях

5

Безопасность в
быту. Пожарная
безопасность в
быту

6

Безопасность в
быту.
Предупреждение
травм и первая
помощь при них

6

1

1

1

1

Раскрывают
источники
опасностей
и
классифицируют бытовые
опасности. Обосновывают
зависимость риска (угрозы)
их
возникновения
от
поведения
человека.
Объясняют
права
и
обязанности потребителя,
правила
совершения
покупок, в том числе в
Интернете.
Оценивают их роль в
совершении
безопасных
покупок. Оценивают риски
возникновения
бытовых
отравлений, вырабатывают
навыки их профилактики.
Актуализируют
навыки
первой
помощи
при
бытовых отравлениях
Оценивают
риски
получения бытовых травм.
Анализируют взаимосвязь
поведения и риска получить
травму.
Актуализируют
правила
пожарной
безопасности
и
электробезопасности,
оценивают
влияние
соблюдения правил на
безопасность в быту.
Вырабатывают
навыки
безопасного поведения в
быту при использовании
газового и электрического
оборудования.
Актуализируют
навыки
поведения при угрозе и
возникновении
пожара.
Актуализируют
навыки
первой
помощи
при

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

7

Безопасное
поведение в
местах общего
пользования.
Опасности
криминогенного
характера

8

Безопасное
поведение в
местах общего
пользования.
Аварии на
коммунальных
системах
жизнеобеспечения

Модуль "Безопасность
на транспорте"
Безопасность
дорожного
движения:
9
пешеход,
пассажир,
водитель

10

Безопасность
дорожного
движения.
Опасности и
риски участников
дорожного
движения

1

1

бытовых травмах, ожогах,
порядок
проведения
сердечно-лёгочной
реанимации
Раскрывают
правила
безопасного поведения в
местах общего пользования
(подъезд,
лифт,
мусоропровод, придомовая
территория, детская площадка,
площадка
для
выгула
собак
и
др.)
Оценивают
влияние
конструктивной
коммуникации с соседями
на уровень безопасности,
приводят примеры.
Оценивают
риски
противоправных действий,
вырабатывают
навыки,
снижающие криминальные
риски. Рассказывают о
правилах поведения при
возникновении
коммунальной
аварии.
Вырабатывают
навыки
взаимодействия
с
коммунальными службами

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

6

1

1

Актуализируют
правила
дорожного
движения.
Анализируют
изменение
правил
дорожного
движения в зависимости от
изменения уровня рисков
(рискориентированный
подход). Оценивают риски
для пешехода при разных
условиях,
вырабатывают
навыки
безопасного
поведения. Рассказывают о
влиянии действий водителя
и
пассажира
на
безопасность
дорожного
движения.
Приводят
примеры. Объясняют права,
обязанности,
ответственность пешехода,

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

11

Порядок действий
при дорожнотранспортных
происшествиях

12

Оказание первой
помощи при
дорожнотранспортном
происшествии

Безопасное
поведение на
разных видах
транспорта
13
(метро,
железнодорожный
, водный,
авиационный)
Безопасное
поведение на
разных видах
транспорта
Порядок действий
14
при
возникновении
опасности,
экстремальной
или чрезвычайной
ситуации
Модуль "Безопасность
в общественных
местах"
Безопасность в
общественных
местах. Источники
15
опасности и
правила
безопасного
поведения
16

Опасности
социально-

1

1

1

1

пассажира,
водителя.
Анализируют, какие знания
и
навыки
необходимы
водителю
Анализируют
правила
безопасного поведения при
дорожно-транспортных
происшествиях
разного
характера. Вырабатывают
навыки оценки рисков и
планирования
своих
действий на основе этой
оценки.
Актуализируют
навыки первой помощи,
навыки
пользования
огнетушителем
Раскрывают
источники
опасности на различных
видах транспорта. Приводят
примеры.
Объясняют
правила
безопасного
поведения на транспорте.
Приводят примеры влияния
поведения на безопасность.
Рассказывают о порядке
действий
при
возникновении опасности,
экстремальной
или
чрезвычайной ситуации на
различных
видах
транспорта

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

6

1

1

Перечисляют
и
классифицируют основные
источники опасности в
общественных
местах.
Раскрывают общие правила
безопасного поведения в
общественных
местах,
характеризуют их влияние
на уровень безопасности.
Вырабатывают
навыки
оценки
рисков

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

психологического
характера

17

Безопасность в
общественных
местах. Поиск
потерявшегося
человека

18

Опасности
криминального
характера в
общественных
местах

Действия при
пожаре,
обрушении
конструкций в
общественных
19
местах и на
объектах с
массовым
пребыванием
людей
Действия при
угрозе или
совершении
террористического
акта в
20
общественных
местах и на
объектах с
массовым
пребыванием
людей
Модуль "Безопасность
в природной среде"

1

1

1

1

7

возникновения
толпы,
давки. Рассказывают о
действиях,
которые
минимизируют
риски
попадания в толпу, давку, и
о
действиях,
которые
позволяют минимизировать
риск получения травмы в
случае попадания в толпу,
давку
Оценивают
риски
возникновения
ситуаций
криминального характера в
общественных
местах.Вырабатывают
навыки
безопасного
поведения при проявлении
агрессии.Вырабатывают
навыки
безопасного
поведения для снижения
рисков
криминального
характера.Оценивают риски
потеряться в общественном
месте.Объясняют порядок
действий в случаях, когда
потерялся человек
Актуализируют
правила
пожарной безопасности в
общественных
местах.Выделяют
особенности поведения при
угрозе пожара и пожаре в
общественных
местах
разного
типа.Актуализируют
правила поведения при
угрозе
обрушения
или
обруше- нии зданий или
отдельных
конструкций.Раскрывают
правила
поведения
при
угрозе
совершения
или
совершении
террористического акта в
общественном месте

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

21

Безопасность в
природной среде

22

Выживание в
автономных
условиях

23

Чрезвычайные
ситуации
природного
характера.
Природные
пожары

1

1

1

Выделяют
и
классифицируют источники
опасности в природной
среде.
Раскрывают
особенности безопасного
поведения при нахождении
в природной среде, в том
числе в лесу, на водоёмах, в
горах. Рассказывают
о
способах ориентирования
на местности. Анализируют
разные
способы
ориентирования,
сравнивают их особенности,
выделяют преимущества и
недостатки
Вырабатывают
навыки
безопасного
поведения,
минимизирующие
риски
потеряться в природной
среде.
Рассказывают
о
порядке действий, если
человек
потерялся
в
природной
среде.
Актуализируют знания об
основных
источниках
опасности при автономном
нахождении в природной
среде; о способах подачи
сигнала
о
помощи.
Рассказывают о способах
сооружения убежища для
защиты от перегрева и
переохлаждения, получения
воды и пищи, правилах
поведения при встрече с
дикими
животными.
Актуализируют
навыки
первой
помощи
при
перегреве, переохлаждении,
отморожении;
навыки
транспортировки
пострадавших
Называют
и
классифицируют
чрезвычайные
ситуации
природного
характера.Выделяют
наиболее
характерные

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

24

Чрезвычайные
ситуации
геологического
характера:
землетрясения,
извержение
вулканов,
оползни,
камнепады

1

риски для своего региона с
учётом
географических,
климатических
особенностей,
традиций
ведения
хозяйственной
деятельности, отдыха на
природе.Раскрывают
применение
принципов
безопасного
поведения
(предвидеть опасность; по
возможности избежать её;
при
необходимости
действовать)
для
чрезвычайных
ситуаций
природного
характера.Анализируют
причины
и
признаки
возникновения природных
пожаров.Обосновывают
влияние поведения человека
на риски возникновения
природных
пожаров.Вырабатывают
навыки
безопасных
действий при угрозе и
возникновении
природного пожара
Называют и характеризуют
чрезвы- чайные ситуации
геологического характера.
Раскрывают возможности
прогнозирования,
предупреждения, смягчения
последствий чрезвычайных
ситуаций
геологического
характера. Актуализируют Библиотека ЦОК
знания
о
правилах https://lesson.edu.ru/17/
безопасного поведения при 10
чрезвычайных
ситуациях
геологического характера.
Оценивают
риски
чрезвычайных
ситуаций
геологического характера
для
своего
региона.
Приводят
примеры
рискориентированного
поведения

25

Чрезвычайные
ситуации
гидрологического
характера:
наводнения,
паводки,
половодья,
цунами, сели,
лавины

26

Чрезвычайные
ситуации
метеорологическо
го характера:
бури, ливни, град,
мороз, жара

27

Экологическая
грамотность и
разумное
природопользован
ие

1

1

1

Называют и характеризуют
чрезвычайные
ситуации
гидрологического
характера.
Раскрывают
возможности
прогнозирования,
предупреждения, смягчения
последствий чрезвычайных
ситуаций гидрологического
характера. Актуализируют
знания
о
правилах
безопасного поведения при
чрезвычайных
ситуациях
гидрологического
характера.
Оценивают
риски
чрезвычайных
ситуаций гидрологического
характера
для
своего
региона. Приводят примеры
рискориентированного
поведения
Называют и характеризуют
чрезвы- чайные ситуации
метеорологического
характера.Раскрывают
возможности
прогнозирования, предупреждения,
смягчения
последствий
чрезвычайных
ситуаций
метеорологического
характера.Актуализируют
знания
о
правилах
безопасного поведения при
чрезвы- чайных ситуациях
метеорологического
характера.Оценивают риски
чрезвычайных
ситуаций
метеорологического
характера
для
своего
региона.Приводят примеры
рискориентированного
поведения
Характеризуют источники
экологи- ческих угроз,
обосновывают
влияние
человеческого фактора на
риски
их
возникновения.Характеризу
ют значение рискориен-

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

тированного подхода к
обеспечению
экологической
безопасности.Вырабатываю
т навыки экологиче- ской
грамотности и разумного
природопользования
Модуль "Здоровье и
как его сохранить.
Основы медицинских
знаний"

28

Факторы,
влияющие на
здоровье человека.
Здоровый образ
жизни

29

Инфекционные
заболевания.
Значение
вакцинации в
борьбе с
инфекционными
заболеваниями

7

1

1

Объясняют смысл понятий
«здоровье»,
«охрана
здоровья», «здоровый образ
жизни»,
«лечение»,
«профилактика»
и
выявляют
взаимосвязь
между ними. Оценивают
степень
влияния
биологических, социальноэкономических,
экологических,
психологических факторов
на здоровье. Оценивают
значение здорового образа
жизни и его элементов для
состояния
человека,
приводят
примеры
из
собственного опыта
Характеризуют
инфекционные заболевания,
раскрывают
основные
способы распространения и
передачи
инфекционных
заболеваний.
Вырабатывают
навыки
соблюдения мер личной
профилактики. Раскрывают
роль
вакцинации
в
профилактике
инфекционных
заболеваний.
Приводят
примеры.
Объясняют
значение
национального
календаря
профилактических
прививок и вакцинации
населения. Характеризуют
роль
вакцинации
для

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

30

Инфекционные
заболевания.
Чрезвычайные
ситуации биологосоциального
характера

31

Неинфекционные
заболевания.
Факторы риска

32

Неинфекционные
заболевания.
Меры
профилактики

33

Психическое
здоровье и
психологическое
благополучие

1

1

1

1

сообщества
в
целом.
Объясняют смысл понятия
«вакцинация
по
эпидемиологическим
показа- ниям».
Характеризуют
чрезвычайные
ситуации
биолого-социального
характера, действия при
чрезвычайных
ситуациях
биолого-социального
характера.
Приводят
примеры
реализации
рискориентированного
подхода к обеспечению
безопасности
при
чрезвычайных
ситуациях
биолого-социального
характера
Характеризуют
наиболее
распространённые
неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые,
онкологические,
эндокринные и др.). Оценивают основные факторы
риска их возникновения и
степень
опасности.Анализируют
признаки
угрожающих
жизни
и
здоровью
состояний
(инсульт,
сердечный
приступ
и
др.).Вырабатывают навыки
вызова скорой медицинской
помощи.Обосновывают
роль образа жизни в
профилактике
неинфекционных
заболеваний и защите от
них.
Объясняют смысл понятий
«психическое здоровье» и
«психологическое
благополучие»,
характеризуют их влияние
на
жизнь
человека.
Объясняют
основные
критерии
психического

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
10

здоровья
и
психологического
благополучия.
Характеризуют
факторы,
влияющие на психическое
здоровье и психологическое
благополучие. Объясняют
основные
направления
сохранения и укрепления
психического здоровья и
психологического
благополучия.
Характеризуют негативное
влияние вредных привычек
на
умственную
и
физическую
работоспособность,
благополучие
человека,
общества,
государства.
Характеризуют
роль
раннего
выявления
психических расстройств и
создания
благоприятных
условий
для
развития.
Объясняют смысл понятия
«инклюзивное обучение».
34
Итоговое занятие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество
Тема
Виды деятельности
№
академ.
п/
часов
п
Модуль "Здоровье и
как его сохранить.
Основы медицинских
знаний"
Правовые основы
1
оказания первой
помощи

2

Оказание первой
помощи в
сложных случаях

Модуль "Безопасность
в социуме"
Общение в жизни
человека.
3
Межличностное
общение

4

Общение в жизни
человека.
Общение в
группе

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

1

1

Объясняют
правовые
основы оказания первой
помощи в Российской
Федерации.
Объясняют
смысл понятий «первая
помощь»,
«скорая
медицинская помощь», их
соотношение.
Актуализируют знания о
состояниях, в которых
оказывается
первая
помощь, и мероприятиях
первой
помощи.
Актуализируют
навыки
применения
алгоритма
первой
помощи.
Вырабатывают
навыки
безопасных действий по
оказанию первой помощи в
различных
условиях
(травмы глаза; «сложные»
кровотечения;
первая
помощь с использованием
подручных средств; первая
помощь при нескольких
травмах одновременно)

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

8

1

1

Объясняют смысл понятия
«общение». Характеризуют
роль общения в жизни
человека.
Приводят
примеры межличностного
общения и общения в
группе. Объясняют смысл
понятий
«социальная
группа», «малая группа»,
«большая
группа».
Характеризуют
взаимодействие в группе.

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

5

Конфликты,
стадии развития
конфликтов

1

6

Конфликты,
способы их
разрешения

1

7

Конструктивные
и деструктивные
способы
психологическог
о воздействия

1

8

Манипуляции и
способы
противостоять им

1

9

Деструктивное
психологическое
влияние в
больших группах

1

10

Способы
воздействия на
человека в
большой группе

1

Объясняют
влияние
групповых
норм
и
ценностей на комфортное и
безопасное взаимодействие
в
группе.
Приводят
примеры.
Объясняют смысл понятия
«конфликт».
Называют
стадии развития конфликта.
Приводят
примеры.
Анализируют
факторы,
способствующие
и
препятствующие развитию
конфликта. Вырабатывают
навыки конструктивного
разрешения
конфликта.
Объясняют
условия
привлечения
третьей
стороны для разрешения
конфликта. Вырабатывают
навыки
пресечения
опасных
проявлений
конфликтов. Раскрывают
способы противодействия
буллингу,
проявлениям
насилия
Перечисляют
способы
психологического
воздействия. Формируют
навыки конструктивного
общения.
Объясняют
смысл
понятия
«манипуляция». Называют
характеристики
манипулятивного
воздействия.
Приводят
примеры.
Формируют
навыки противодействия
манипуляции
Раскрывают
способы
воздействия на человека в
большой
группе
(заражение;
убеждение;
внушение;
подражание).
Приводят
примеры.
Формируют
навыки
выявления деструктивных
псевдопсихологических
технологий
и

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

противостояния
воздействию
Модуль "Безопасность
в информационном
пространстве"
11

12

13

14

15

16

17

18

Безопасность в
цифровой среде
Вредоносное
программное
обеспечение,
виды, цели и
принципы работы
Правила защиты
от вредоносного
программного
обеспечения
Социальные
отношения,
поведенческие
риски в цифровой
среде и их
причины
Деструктивные
сообщества и
деструктивный
контент в
цифровой среде
Достоверность
информации в
цифровой среде.
Источники
информации,
проверка на
достоверность
Достоверность
информации в
цифровой среде.
Фальшивые
аккаунты,
манипуляторы

Защита прав в
цифровом
пространстве

их

8

1

1

1

1

1

1

1

1

Характеризуют цифровую
среду, её влияние на жизнь
человека.
Объясняют
смысл понятий «цифровая
среда», «цифровой след»,
«персональные данные».
Анализируют
угрозы
цифровой среды (цифровая
зависимость; вредоносное
программное обеспечение;
сетевое мошенничество и
травля;
вовлечение
в
деструктивные сообщества;
запрещённый
контент),
раскрывают
их
характерные
признаки.
Вырабатывают
навыки
безопасных действий по
предотвращению рисков,
профилактике
угроз
и
защите
от
опасностей
цифровой среды
Объясняют
смысл
и
взаимосвязь
понятий
«достоверность
информации»,
«информационный
пузырь»,
«фейк».
Вырабатывают
навыки
проверки достоверности,
легитимности информации,
её соответствия правовым и
морально-этическим
нормам

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Раскрывают
правовые
основы взаимодействия с
цифровой
средой,
Библиотека ЦОК
вырабатывают
навыки
https://lesson.edu.ru/17/
безопасных действий по
11
защите прав в цифровой
среде. Объясняют права,
обязанности
и

ответственность граждан и
организаций
в
информационном
пространстве
Модуль "Основы
противодействия
экстремизму и
терроризму"
Экстремизм и
терроризм как
угроза
19
устойчивого
развития
общества
Предупреждение
вовлечения в
экстремистскую
20
и
террористическу
ю деятельность

6

1

1

21

Уровни
террористическо
й опасности

1

22

Правила
безопасного
поведения при
угрозе и
совершении
террористическог
о акта

1

Характеризуют экстремизм
и терро- ризм как угрозу
благополучию
человека,
стабильности общества и
государства.Объясняют
смысл
и
взаимосвязь
понятий «экстремизм» и
«терроризм».
Анализируют варианты их
проявления и возможные
последствия.Анализируют
признаки вовлечения в
экстремистскую
и
террористическую
деятельность,
вырабатывают
навыки
безопасных действий при
их обнару- жении
Анализируют методы и
виды терро- ристической
деятельности.Характеризу
ют уровни террористической
опасности,
вырабатывают
навыки
безопасных действий при
их
объявлении.Актуализирую
т
навыки
безопасных
действий
при
угрозе
(обнаружение бесхозных
вещей,
подозрительных
предметов
и
др.)
и
совершении
террористического
акта
(подрыв
взрывного
устройства;
наезд
транспортного
средства;
попадание в заложники и
др.),
проведении
контртеррористической
операции

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Противодействие
экстремизму и
23
терроризму:
цели, задачи,
принципы
Права,
обязанности и
ответственность
граждан и
24
организаций в
области
противодействия
экстремизму и
терроризму
Модуль
"Взаимодействие
личности, общества и
государства в
обеспечении
безопасности жизни и
здоровья населения"
Оборона страны
как обязательное
25
условие
благополучного
развития страны
Структура
Вооруженных
26
Сил Российской
Федерации
Другие войска и
27
воинские
формирования
Воинская
28
обязанность и
военная служба

29

Гражданская
оборона

1

1

Раскрывают
правовые
основы, структуру и задачи
государственной системы
противодействия
экстремизму и терроризму.
Объясняют
права,
обязанности
и
ответственность граждан и
организаций в области
противодействия
экстремизму и терроризму

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

10

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Анализируют
угрозы
военной
безопасности
Российской
Федерации,
обосновывают
значение
обороны государства для
мирного
социальноэкономического развития
страны.
Характеризуют
роль Вооружённых сил
Российской Федерации и
других войск, воинских
формирований и органов,
повышения
мобилизационной
готовности
Российской
Федерации в обеспечении
национальной
безопасности.
Приводят
примеры.
Объясняют
историю
развития
и
характеризуют
современное
состояние
Вооружённых
сил
Российской
Федерации.
Приводят
примеры
применения Вооружённых
сил Российской Федерации
в борьбе с международным
терроризмом. Раскрывают

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

30

Правовая основа
защиты
населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций
природного и
техногенного
характера

1

31

Единая
государственная
система
предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций

1

32

Правовая основа
обеспечения
национальной
безопасности

1

33

Взаимодействие
личности,
общества и
государства в
обеспечении
национальной
безопасности

1

понятия
«воинская
обязанность»,
«военная
служба».
Раскрывают
содержание подготовки к
службе в армии. Объясняют
права
и
обязанности
граждан
Российской
Федерации
в
области
гражданской
обороны.
Актуализируют действия
при сигнале «Внимание
всем!»
Классифицируют
чрезвычайные ситуации по
масштабам и причинам
возникновения. Приводят
примеры. Характеризуют
правовую основу защиты
населения и территорий от
чрезвычайных
ситуаций
природного и техногенного
характера.
Раскрывают
понятие Единой системы
предупреждения
и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС),
объясняют задачи РСЧС,
приводят
примеры
их
решения. Объясняют права
и обязанности граждан в
области
защиты
от
чрезвычайных ситуаций
Раскрывают
правовые
основы
и
принципы
обеспечения национальной
безопасности Российской
Федерации. Характеризуют
роль личности, общества и
государства в достижении
стратегических
национальных
приоритетов. Объясняют
значение их реализации в
обеспечении комплексной
безопасности
и
устойчивого
развития
Российской
Федерации,
приводят примеры

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/17/
11

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».