РП Удивительный мир воды, воздуха и электричества 8 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ-Гимназия № 45,
Приказ № 108/2-д от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОДЫ, ВОЗДУХА И ЭЛЕКТРИЧЕСТВА»

г. Екатеринбург, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Гидростатика (2 часа)
Экспериментальные исследования силы Архимеда. Решение задач повышенной сложности с учетом силы Архимеда. Решение задач на
плавание тел. Исследование строения судов и условия их плавания.
Лабораторные работы
1. Исследование выталкивающей силы в различных жидкостях.
2. Экспериментальное определение силы Архимеда
Тепловые явления (4 часов)
Экспериментальная проверка способов изменения внутренней энергии тел.
Исследование зависимости давления газа от объема, температуры. Исследование зависимости объема от температуры. Законы
теплового расширения. Решение задач на законы теплового расширения.
Алгоритмы решения задач на тепловой баланс. Решение сложных задач на КПД тепловых машин. Решение и составление задач на
соответствие по теме «Тепловые явления»
Лабораторные работы
1. Изучение зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре.
Электромагнитные явления (11 часов)
Физические характеристики электрического тока
Устройство гальванических элементов и аккумуляторов. Физические и химические процессы в гальванических элементах.
Электродвижущая сила источника тока и внутреннее сопротивление.
Альтернативные источники электрического тока. Фотоэлементы.
Устройство и назначение конденсаторов. Виды конденсаторов, применение их в радиотехнических устройствах.
Управление величиной электрического тока. Потенциометры и реостаты.
Исследование силы тока от напряжения и сопротивления нагрузки.
Решение сложных задач на соединение резисторов. Решение сложных задач на закон Ома для участка цепи.
Расчет КПД электрической цепи постоянного тока.
Основы электроники. Включение реле, светодиодов, фотодиодов в электрическую цепь.
Простейшие микросхемы, их назначение и включение в электрическую схему.

Практические работы
1. Конструирование гальванического элемента, измерение характеристик источников тока
2. Конструирование включения светодиодов в электронную цепь
3. Конструирование включения потенциометра в электронную цепь, регулирование силы тока
4. Конструирование зарядки и разрядки конденсатора в электронной цепи
5. Конструирование включения каскада резисторов в электронную цепь
6. Исследование зависимости силы тока от напряжения источника и сопротивления резистора.
7. Включение электромагнитного реле в электронную цепь
8. Конструирование электронной гирлянды с использованием микросхемы – таймера 555
9. Конструирование звуковой схемы с использованием зуммера
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение учебного курса в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Патриотическое воспитание:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

ценностное отношение к достижениям российских учёных физиков.
2) Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим
применением достижений физики;

осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
3) Эстетическое воспитание:

восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
4) Ценности научного познания:

осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей
составляющей культуры;

развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
5) Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения
на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;


сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
6) Трудовое воспитание:

активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, требующих в том числе и физических знаний;

интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
7) Экологическое воспитание:

ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
8) Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и
знаниям других;

повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и
явлениях;

осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических
знаний;

оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим
явлениям;

выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор
наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:


использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование
физического явления;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной
учебной физической задачи;

анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:

в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выражать
свою точку зрения в устных и письменных текстах; публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,
исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать
процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с
другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);


самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
Самоконтроль:
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:

ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику
другого.

Принятие себя и других:

признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право
другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

использовать понятия: внутренняя энергия, элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики,
постоянный электрический ток, магнитное поле;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия,
количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории
строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля - Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять
причинно-следственные связи, строить объяснение из 1- 2 логических шагов с опорой на 1 - 2 изученных свойства физических явлений,
физических законов или закономерностей; решать расчётные задачи в 2 - 3 действия, используя законы и формулы, связывающие
физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи,

выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с
известными данными;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять
проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
проводить эксперименты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел; действия магнитного поля на проводник с
током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать
установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы; конструировать простейшие электронные
схемы;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений (силы тока, идущего
через проводник, от напряжения на проводнике;
исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и
выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система
отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы,
нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя
знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр,
реостат, диод, микросхема, динамик); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов,
различая условные обозначения элементов электрических цепей;
осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения
дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы,
ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического
содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно
использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с
поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.

Тематическое планирование
№
урока
п./п

Тема

Гидростатика (2 часа)
1
Экспериментальные подтверждения законов Паскаля и
Архимеда

2

Закон Архимеда и Паскаля в задачах и графиках

Термодинамика (4 часа)
3
Зависимость давления газа от объема при постоянной
температуре

Количес
тво
академи
ческих
часов

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Решение
экспериментальных
задач на обнаружение
действия жидкости и
газа на погружённое
в них тело;
Определение
выталкивающей
силы, действующей
на тело, погружённое
в жидкость; задачи на
плавание тел
Решение
графических задач
повышенной
сложности на законы
Архимеда и Паскаля

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff
0a3276

Построение и анализ
графиков
зависимости
давления идеального
газа от объема.
Решение задач на
связь давления и
объема газа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a
5c60

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff
0a25b0

4

Зависимость давления газа от температуры при постоянном
объеме и зависимость объема газа от температуры при
постоянном давлении

1

5

Анализ графиков тепловых процессов

1

6

Решение сложных задач на тепловой баланс

1

Анализ и алгоритм
решения задач на
составление
уравнений теплового
баланса

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a
7088

1

Тренинг расчета
физических
характеристик
постоянного тока.
Построения графиков
зависимости
физических величин
Практическая работа
по конструированию
гальванического
элемента, измерение

https://lesson.edu.ru/
lesson/99ee4828225f-4144-b19a94c422f4e22b?back
Url=%2F03%2F08

Постоянный ток и элементы электроники (11 часов)
7
Физические величины постоянного тока

8

Гальванический элемент, фотоэлементы

1

Построение и анализ
https://academyграфиков
content.apkpro.ru/les
зависимости
son/6b719226-6ad3давления и объема
4ea4-8533идеального газа от
c3ebd1651365
температуры.
Решение задач на
связь давления ,
температуры и
объема газа
Решение и анализ
https://academyграфиков замкнутых
content.apkpro.ru/les
тепловых процессов,
son/6b719226-6ad3расчет тепловых КПД
4ea4-8533по графикам
c3ebd1651365

https://lesson.edu.ru/
lesson/4a621f20815b-410a-a0aa3f21a64b44dc?back

характеристик
источников тока
Практическая работа
по конструированию
включения
светодиодов в
электронную цепь

9

Полупроводниковые диоды, светодиоды

10

Потенциометр

1

11

Конденсаторы. Зарядка конденсатора и разрядка конденсатора
на светодиод

1

12

Резисторы. Сопротивление резисторов

1

13

Исследование зависимости силы тока от сопротивления
резистора

1

Url=%2F03%2F08
https://academycontent.apkpro.ru/les
son/b8ef6720-10ce469c-b6ea05a37a3cbb5b

Практическая работа
по конструированию
включения
потенциометра в
электронную цепь,
регулирование силы
тока
Практическая работа
по конструированию
зарядки и разрядки
конденсатора в
электронной цепи
Практическая работа
по конструированию
включения каскада
резисторов в
электронную цепь

https://robotclass.ru/t
utorials/capacitor/

Практическая работа
по исследованию
зависимости силы
тока от напряжения
источника и
сопротивления

https://academycontent.apkpro.ru/les
son/97261f24-9bb74210-8b0656fd71b6ed95

https://lesson.edu.ru/
lesson/3e16c3898d9c-41e5-886f4d8635d13b5b?back
Url=%2F03%2F08

https://academycontent.apkpro.ru/les
son/0e264444-20ab4096-93a0e017250f0ccf

14

Электромагнитное реле

1

15

Конструирование электронной гирлянды

1

16

Конструирование звуковой схемы

1

17

Автоматика на основе электромагнитного реле

1

Итого по курсу

17

резистора. Процесс
электрических
измерений
мультиметром
Практическая работа
по включению
электромагнитного
реле в электронную
цепь
Практическая работа
по конструированию
электронной
гирлянды с
использованием
микросхемы –
таймера 555.
Практическая работа
по конструированию
звуковой схемы с
использованием
зуммера
Практическая работа
по созданию
автоматического
переключения
светодиодов с
использованием
электромагнитного
реле

https://academycontent.apkpro.ru/les
son/120d8755-e21648ae-8e4f6b9d3076ae2e

https://academycontent.apkpro.ru/les
son/e5ec98e1-c2a94cb2-b9c7ffa31a1f7028

https://academycontent.apkpro.ru/les
son/b8493ed8-998f44f4-90a304c7ee116a0f
https://academycontent.apkpro.ru/les
son/120d8755-e21648ae-8e4f6b9d3076ae2e


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».