ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ-Гимназия №45,
Приказ № 108/2-д от 31.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«РАБОТА С ТЕКСТОМ»
г. Екатеринбург, 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста; главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев,
способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.
Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса
к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего
края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в
том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационнокоммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том
числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование
своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в
устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Текст
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы
слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова);
применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять
количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной
законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу
речи.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функциональносмысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста
(в рамках изученного).
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более
предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов).
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного
научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей
и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Текст
1.1
Текст как речевое произведение. Основные
признаки текста
2
1.2
Структура текста.
1
1.3
Логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте
1
Текст как речевое произведение. Соответствие текста
требованиям
цельности,
связности, относительной законченности. Виды информации в тексте. Анализировать и характеризовать текст
с точки зрения его соответствия основным признакам
(наличие темы, главной
мысли,
грамматической
связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его
принадлежности к функционально смысловому типу
речи. Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Создавать тексты, опираясь
на знание основных признаков текста, особенностей
функционально-смысловых
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
типов речи, функциональных разновидностей языка (в
рамках изученного).
Итого по разделу
4
Раздел 2. Информационная переработка текста
2.1
Информативность текста. Виды информации в тексте
2
2.2
Главная и второстепенная информация
текста
2
2.3
Способы компрессии текста
3
Итого по разделу
Подробно, сжато и выборочно передавать в устной и
письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно - учебных,
художественных, публицистических текстов различных функционально -смысловых типов речи. Применять различные приёмы просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового чтения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
7
Раздел 3. Способы и средства связи предложений в тексте
3.1
Способы и средства связи предложений в
тексте (фонетические, лексические)
Итого по разделу
2
Выявлять роль языковых
средств в создании рассуждения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
2
Раздел 4. Смысловой анализ текста
4.1
Композиционные особенности текста
2
4.2
Микротемы и абзацы в тексте
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
4.3
Использование языковых средств выразительности
2
4.4
Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте
1
Итого по разделу
Характеризовать текст в аспекте его соответствия требованиям цельности, связности, относительной законченности, композиционных
особенностей. Использовать
знание требований, предъявляемых к образцовому тексту, в процессе создания собственных относительно законченных устных и письменных высказываний.
Редактировать
собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью
совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность,
информативность)
7
Раздел 5. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
5.1
Структурные особенности текста-рассуждения
3
Анализировать текст с точки
зрения его соответствия основным признакам: наличия
темы, главной мысли, грам-
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
матической связи предложений, цельности и относительной законченности
Итого по разделу
3
Раздел 6. Создание текста
6.1
Создание текста на основе исходного
2
6.2
Создание собственного текста
4
Создавать тексты функционально смыслового типа
речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину.
Восстанавливать деформированный текст; корректировать восстановленный текст
с опорой на образец. Составлять план текста (простой,
сложный) и пересказывать
содержание текста по плану
в устной и письменной
форме. Редактировать собственные/созданные
другими обучающимися тексты
с целью совершенствования
их содержания: оценивать
достоверность фактического
материала,
анализировать
текст с точки зрения целостности, связности, информа-
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
тивности. Сопоставлять исходный и отредактированный тексты. Корректировать
исходный текст с опорой на
знание норм современного
русского
литературного
языка (в пределах изученного)
Итого по разделу
6
Повторение
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Итоговый контроль
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Повторение и обобщение изученного в
5-9 классах
1
2
Повторение в начале года. Практикум
1
3
Язык как знаковая система. Основные
функции языка. Лингвистика как наука
1
4
Взаимосвязь языка и культуры
1
5
Русский язык — государственный язык
Российской Федерации. Внутренние и
внешние функции русского языка
1
6
Формы существования русского национального языка
1
7
Формы существования русского национального языка.Практикум
1
8
Язык как система. Единицы и уровни
языка, их связи и отношения
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad004
Библиотека ЦОК
9
Культура речи как раздел лингвистики
1
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Библиотека ЦОК
10
Языковая норма, её основные признаки
и функции. Виды языковых норм
1
11
Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи
1
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
Библиотека ЦОК
12
Основные виды словарей
1
13
Фонетика и орфоэпия как разделы
лингвистики. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение)
1
14
Орфоэпические (произносительные и
акцентологические) нормы
1
15
Орфоэпические (произносительные и
акцентологические) нормы. Практикум
1
16
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики
17
Изобразительно-выразительные средства лексики. Основные лексические
нормы современного русского литературного языка
1
18
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
1
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad220
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fbaad464
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad6a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad57c
19
Речевая избыточность как нарушение
лексической нормы (тавтология, плеоназм)
1
20
Речевая избыточность как нарушение
лексической нормы (тавтология, плеоназм). Практикум
1
21
Функционально-стилистическая
окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная; особенности использования
1
22
Нейтральная, высокая, сниженная лексика. Эмоционально-оценочная окраска
слова. Уместность использования
эмоционально-оценочной лексики
1
23
Особенности употребления фразеологизмов и крылатых слов
1
24
Итоговый контроль "Лексикология и
фразеология. Лексические нормы".
Обучающее сочинение-рассуждение
1
25
Морфемика и словообразование как
разделы лингвистики. Основные понятия морфемики и словообразования
(повторение, обобщение)
1
26
Морфемный и словообразовательный
анализ слова. Практикум
1
27
Словообразовательные трудности
(обзор)
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad34c
Библиотека ЦОК
28
Морфология как раздел лингвистики
(повторение, обощение)
1
29
Морфология как раздел лингвистики.
Практикум
1
30
Морфологические нормы современного
русского литературного языка.
Основные нормы употребления имён
существительных, имён
прилагательных, имён числительных
1
31
Основные нормы употребления имён
существительных, имён прилагательных, имён числительных. Практикум
1
32
Основные нормы употребления местоимений, глаголов
1
33
Основные нормы употребления местоимений, глаголов. Практикум
1
34
Итоговый контроль "Морфология.
Морфологические нормы". Изложение
с творческим заданием
1
35
Орфография как раздел лингвистики
(повторение, обобщение)
1
36
Правописание гласных и согласных в
корне
1
37
Правописание гласных и согласных в
корне. Практикум
1
https://m.edsoo.ru/fbaad856
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad96e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae35a
38
Правила правописания слов с разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок
1
39
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы — и
после приставок. Практикум
1
Библиотека ЦОК
40
Правописание суффиксов
1
41
Правописание суффиксов. Практикум
1
42
Правописание н и нн в именах существительных, в именах прилагательных,
глаголах, причастиях, наречиях
1
43
Правописание н и нн в словах различных частей речи. Практикум
1
44
Правописание слов с не и ни (в отрицательных и неопределенных местоимениях, наречиях при двойном отрицании, в восклицательных предложениях
с придаточными уступительными)
45
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и
глаголов
1
46
Правила правописания безударных
окончаний имён существительных,
имён прилагательных и глаголов.
Практикум
1
https://m.edsoo.ru/fbaae53a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae65c
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fbaae88c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae76a
Библиотека ЦОК
47
Слитное, дефисное и раздельное написание слов
1
48
Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Практикум
1
49
Контрольная работа по теме "Орфография. Основные правила орфографии"
1
50
Речь как деятельность. Виды речевой
деятельности (повторение, обобщение)
51
Речевое общение и его виды. Основные
сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты
1
52
Речевой этикет. Основные функции
1
53
Публичное выступление и его особенности
1
54
Публичное выступление. Практикум
1
55
Текст, его основные признаки. Практикум
1
56
Логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте (общее представление)
1
57
Логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте. Практикум
1
58
Информативность текста. Виды информации в тексте
1
https://m.edsoo.ru/fbaaeaee
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fbaac730
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaac834
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaca5a
59
Информативность текста. Виды информации в тексте. Практикум
1
60
Информационно-смысловая переработка текста. План. Тезисы. Конспект
1
61
Информационно-смысловая переработка текста. Отзыв. Рецензия
1
62
Информационно-смысловая переработка текста. Реферат. Аннотация
1
63
Итоговый контроль "Текст. Информационно-смысловая переработка текста".
Сочинение
1
1
64
Контрольная итоговая работа
1
1
65
Повторение и обобщение изученного в
10 классе. Культура речи
1
66
Повторение и обобщение изученного в
10 классе. Орфография
67
Повторение и обобщение изученного в
10 классе. Пунктуация
1
68
Повторение и обобщение изученного в
10 классе. Текст
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacb72
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fbaaee5e
Библиотека ЦОК
68
https://m.edsoo.ru/fbaaf034
5
0
11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Повторение и обобщение изученного в
10 классе
1
2
Повторение и обобщение изученного в
10 классе. Практикум
1
3
Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как часть здоровой окружающей языковой среды
1
4
Культура речи в экологическом аспекте. Проблемы речевой культуры в
современном обществе (общее представление)
1
5
Итоговый контроль "Общие сведения
об языке". Сочинение (обучающее)
1
6
Синтаксис как раздел лингвистики
(повторение, обобщение)
1
7
Синтаксис как раздел лингвистики.
Практикум
1
8
Изобразительно-выразительные
средства синтаксиса
1
9
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Практикум
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98
Библиотека ЦОК
10
Синтаксические нормы. Порядок слов
в предложении
1
11
Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим
1
12
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого
слова. Употребление производных
предлогов
1
13
Основные нормы управления.
Практикум
1
14
Основные нормы употребления однородных членов предложения
1
15
Предложения с однородными членами, соединенными двойными союзами. Практикум
1
16
Основные нормы употребления причастных оборотов
1
17
Основные нормы употребления деепричастных оборотов
1
18
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Практикум
1
19
Основные нормы построения сложных
предложений: сложноподчиненного
1
https://m.edsoo.ru/fbaaddb0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaafd18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
предложения с с придаточным определительным; придаточным изъяснительным
20
Основные нормы построения сложного предложения с разными видами
связи
1
21
Основные нормы построения сложных
предложений. Практикум
1
22
Обобщение и систематизация по теме
«Синтаксис. Синтаксические нормы»
1
23
Контрольная работа по теме "Синтаксис и синтаксические нормы"
1
24
Пунктуация как раздел лингвистики.
(повторение, обобщение)
1
25
Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными
разными частями речи
1
26
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами
1
27
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Практикум
1
28
Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными
определениями, приложениями
1
29
Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными
дополнениями, обстоятельствами,
уточняющими членами
1
1
30
Знаки препинания при обособлении.
Практикум
1
31
Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями
1
32
Знаки препинания в предложениях с
вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Практикум
1
33
Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении
1
34
Правила постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении
1
35
Правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
1
36
Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи
1
37
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Практикум
1
38
Правила пунктуационного оформления предложений с прямой речью,
косвенной речью, диалогом, цитатой
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf3ea
39
Повторение правил пунктуационного
оформления предложений при передаче чужой речи. Практикум
1
40
Повторение и обобщение по темам
раздела "Пунктуация. Основные
правила пунктуации"
1
41
Итоговый контроль "Пунктуация. Основные правила пунктуации".
Сочинение
1
42
Функциональная стилистика как раздел лингвистики (повторение, обобщение)
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fbab1d48
Библиотека ЦОК
43
Разговорная речь
1
44
Разговорная речь. Практикум
1
45
Основные жанры разговорной речи:
устный рассказ, беседа, спор (обзор)
1
46
Основные жанры разговорной речи:
устный рассказ, беседа, спор.
Практикум
1
47
Научный стиль, сфера его использования, назначение
1
48
Основные подстили научного стиля
1
49
Основные подстили научного стиля.
Практикум
1
https://m.edsoo.ru/fbab202c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab21da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab25c2
50
Основные жанры научного стиля (обзор)
1
51
Основные жанры научного стиля.
Практикум
1
52
Официально-деловой стиль, сфера его
использования, назначение
53
Основные жанры официально-делового стиля (обзор). Практикум
1
54
Публицистический стиль, сфера его
использования, назначение
1
55
Публицистический стиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности стиля
1
56
Основные жанры публицистического
стиля: заметка, статья, репортаж
1
57
Основные жанры публицистического
стиля: интервью, очерк
1
58
Публицистический стиль. Практикум
1
59
Итоговый контроль "Функциональная
стилистика. Культура речи".
Сочинение
1
60
Язык художественной литературы и
его отличия от других функциональных разновидностей языка
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fbab2982
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2af4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2c48
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2ea0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab3026
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fbab318e
61
Язык художественной литературы.
Практикум
1
62
Основные признаки художественной
речи
1
63
Основные признаки художественной
речи. Практикум
1
64
Контрольная итоговая работа
1
65
Повторение изученного. Культура
речи
1
66
Повторение изученного. Орфография.
Пунктуация
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/fbab0718
Библиотека ЦОК
67
Повторение изученного. Текст
68
Повторение изученного.
Функциональная стилистика
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
https://m.edsoo.ru/fbab360c
Библиотека ЦОК
1
68
https://m.edsoo.ru/fbab333c
5
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ