РП Информационная культура 7 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ-Гимназия № 45,
Приказ № 108/2-д от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

г. Екатеринбург, 2023 год

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура (7 ч.)
Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности». Первичные документы
как
составная
часть информационных ресурсов
общества.
Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации.
Библиотеки как
источник
информационных
ресурсов
(урокэкскурсия). Периодические
издания
как
вид
информационных
ресурсов. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности. Социальные сети. Информационная безопасность в социальных сетях.
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения (5
ч.)
Поисковые каталоги Интернета как средство навигации и поиска. Фактографический поиск и
алгоритм его выполнения. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. Адресный
поиск и алгоритм его выполнения. Тематический поиск и алгоритм его выполнения. Оформление результатов тематического поиска в форме списка литературы.
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации (12 ч.)
Текст и его свойства. Определение как основа понимания текста. Построение определений понятий. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами. Критический анализ текста.
Синтез информации на основе критического анализа текста. Медиатекст и его виды. Медиатекст: свойства и состав компонентов. Язык медиа: выразительные средства печатных медиатекстов. Язык медиа: выразительные средства аудиовизуальных медиатекстов. Рекламный медиатекст как объект анализа. Критический анализ медиатекста.
Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной
и познавательной работы учащихся.
Учебный реферат как информационный продукт: технологический подход к подготовке. Технология подготовки учебного реферата.
Часть 1. Поиск и анализ информации. Технология подготовки учебного реферата.
Часть 2. Группировка и систематизация найденной информации с помощью плана создаваемого учебного реферата. Технология подготовки учебного реферата.
Часть3. Синтез информации (подготовка связного текста учебного реферата). Технология подготовки учебного реферата.
Часть 4. Обобщение информации и оформление учебного реферата. Критический анализ
учебных рефератов.
Технология подготовки доклада. Технология подготовки мультимедийной презентации. Определение содержания презентации.
Технология подготовки мультимедийной презентации. Техническая реализация презентации

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Программа курса направлена на достижение следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов обучения:
Личностные результаты:
 формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
 осмысление объективной зависимости между высоким уровнем информационной
культуры и успешной учебной и профессиональной деятельности личности;
 развитие стремления к самосовершенствованию в области информационных знаний и
умений;
 сознание возможностей самореализации за счет овладения информационными компетентностями и компетентностями в сфере информационно-коммуникационных технологий;
 формирование убеждений в необходимости постоянного совершенствования собственной информационной культуры как неотъемлемой составной части общей культуры человека, живущего в информационном обществе.
Метапредметные результаты:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
 в разделе «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» учебной дисциплины «Основы информационной культуры школьника» предусмотрено
формирование таких умений, как умение определять понятия, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение,
осуществлять смысловое чтение, делать обобщениеи выводы;
 в разделе «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной
учебной и познавательной работы учащихся» предусмотрены задания, направленные на развитие умений создавать, применять и преобразовывать различные формы знакового представления информации (знаки, символы и схемы, тексты) для
решения учебных и познавательных задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Достижение этих
результатов обеспечивается за счет системы практических заданий творческого характера, использования активных методов обучения, базирующихся на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
 работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Предметные результаты:
Предметные
результаты предполагают формирование широкого круга
информационных компетентностей по следующим предметным областям:
Информация:
 способность применять многоаспектную классификацию видов информации с целью различения информации разного целевого назначения;
 владение умениями вести поиск, отбор, аналитико-синтетическую переработку информации, осуществлять ее хранение и защиту.
Информационное общество:
 владеть основными понятиями, характеризующими информационное общество;
 знать признаки информационного общества.
Библиотека (традиционная и электронная) и источники информации:
 знать основные виды библиотечно-информационных ресурсов;
 знать состав электронных библиотечных ресурсов;
 владеть алгоритмами адресного, тематического и фактографического поиска информации в традиционной и электронной среде;
 уметь пользоваться библиотечно-информационным сервисом, информационными
продуктами и услугами,
 предоставляемыми современными библиотеками.
Интернет:
 знать возможности информационного сервиса Интернет;
 владеть приемами безопасного поиска информации в Интернет;
 владеть умением корректного и безопасного использования социальных сетей.
Документы:
 знать классификацию документов по различному целевому назначению;
 владеть умениями анализа документов разного жанра и целевого назначения; в
 владеть алгоритмами поиска документов разного целевого назначения как в
традиционной, так и в электронной среде.
Способы мыслительной деятельности (логические операции);
 знать методы анализа и синтеза и информации;
 владеть умениями сравнения различных объектов;
 быть способным осуществлять обобщение информации и конкретизацию сведений;
 знать логические правила классификации.
Информационные продукты;
 знать отличительные признаки информационных продуктов;
 знать классификацию информационных
продуктов, подготавливаемых
школьниками (сочинения, доклады, рефераты, эссе, проекты, презентации и т.п.);
 владеть алгоритмом подготовки информационных продуктов.
Информационная этика
 иметь представление об интеллектуальной собственности и авторском праве;





знать правила корректного цитирования разных видов информационныхисточников;
знать различные способы введения в текст библиографических ссылок;
понимать безнравственность плагиата и его негативные последствия.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс

№
урока
п./п

КоличеТ
ство
акадее
мичем
скихачасов

Виды деятельности

Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура – 7 часов. КР – нет, ПР - 3
Введение. Исходные по1
Предварительное анкетиронятия курса «Основы
вание на знание современных
1
информационной
интернет - угроз и опаснокультуры личности»
стей;
беседа-размышление об угроПервичные документы
1
зах Интернета с демонстракак составная часть ин2
цией электронной презентаформационных
ресурсов общества
ции. Деловая игра
«Опасности Интернета. ПраВторичные документы
1
вила
как результат аналитикобезопасного использования
3 синтетической
ресурсов Интернета и его отпереработки информадельных приложений».
ции
https://lib.myscho
Библиотеки как источ1
ol.edu.ru/content/4
ник информационных
4
791
ресурсов (урокэкскурсия)
Периодические издания
1
5 как вид информационных ресурсов
Интернет как источник
1
информационных ресур6 сов.
Информационная безопасность личности
Социальные сети. Ин1
формационная безопас7
ность в социальных
сетях
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и
алгоритмы их решения – 5 часов. КР – нет, ПР - 2
Поисковые каталоги Ин1
Практическое задание: со- https://lib.myscho
8 тернета как средство
ставление
ol.edu.ru/content/2
навигации и поиска
«Джентельменского согла347

шения» с родителями по поФактографический по1
воду время
иск и алгоритм его выпребывания в Интернете и в
полнения
онлайновых играх.
Адресный поиск и алго1
10
Самостоятельный поиск лиритм его выполнения
тературы.
Тематический поиск и
1
11 алгоритм его выполнения
Оформление результатов
1
тематического поиска в
12
форме списка
литературы
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников
информации – 11 часов. КР – нет, ПР - 5
1
13 Текст и его свойства
Составление списка лиОпределение как основа
1
тературы по интересую14
понимания текста
щей теме с использоваПостроение определений
1
15
нием системы каталогов и
понятий
картотек.
Основные приемы ин1
Работа
с
карточками16 теллектуальной работы с
квестами.
текстами
Критический анализ тек1
17
ста
Синтез информации на
1
https://lib.myscho
18 основе критического
ol.edu.ru/content/6
анализа текста
403
1
19 Медиатекст и его виды
Медиатекст: свойства и
1
20
состав компонентов
Язык медиа: вырази1
тельные средства печат21
ных и аудиовизуальных
медиатекстов
Рекламный медиатекст
1
22
как объект анализа
Критический анализ ме1
23
диатекста
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся – 10 часов. КР – нет,
ПР - 4
Учебный реферат как
1
Творческие задания на
информационный просравнение двумя командами
24
дукт: технологический
участников
совершенно
подход к подготовке
разных, противоположных
Технология подготовки
1
по значимости и информа- https://lib.mysch
учебного реферата.
ционной
наполненности ool.edu.ru/conte
25
Часть 1. Поиск и анализ
сайтов Интернета, ЭК пубnt/6395
информации
личных детских библиотек
1
Технология подготовстраны. Защита своего
ки учебного реферата.
мнения.
26
Часть 2. Группировка
Обзор и анализ
исистематизация
9

найденной информации с помощью плана
создаваемого учебного
реферата
Технология подготовки
1
учебного реферата.
Часть3. Синтез
27
информации (подготовка
связного текста учебного реферата
Технология подготовки
1
учебного реферата.
28 Часть 4. Обобщение
информации и оформление учебного реферата.
1
Критический анализ
29
учебных рефератов
1
Технология подготовки
30
доклада
Технология подготовки
1
мультимедийной пре31
зентации. Часть 1.
Определение содержания презентации
Технология подготовки
1
мультимедийной пре32 зентации. Часть 1.
Определение содержания презентации
Технология подготовки
1
мультимедийной пре33
зентации. Часть 2.
Техническая реализация
презентации
Технология подготовки
1
мультимедийной пре34 зентации. Часть 2.
Техническая реализация
презентации
34 часа
Итого:

представленных
изданий.
Самостоятельная работа со
справочной литературой.
Библиографическая игра на
поиск информации в справочно- энциклопедических
изданиях.

КР – нет, ПР – 14


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».