РП ОРКСЭ 1-4кл

ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом директора
МАОУ-Гимназия № 45,
Приказ № 108/2-д от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

г. Екатеринбург, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что
верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие
и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический
язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм
исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных
народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве
как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные
ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных
отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В
результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за
свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и
национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать
ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
– осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе,
проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям
разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости
прийти на помощь;

– понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться
анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих
других людей;
– понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Метапредметные результаты:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска
оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы
в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях;
– адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного
поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия
– ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика,
этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных
религиях (в пределах изученного);
– использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике
(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
– применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
– признавать возможность существования разных точек зрения;
– обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
– выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
– воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность
к определённой религии и/или к гражданской этике;
– использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
– находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

– анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью
учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
– корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение;
– проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников
общения;
– создавать небольшие тексты описания, тексты рассуждения для воссоздания, анализа и оценки
нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация и самоконтроль:
– проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной
деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья
и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы
их предупреждения;
– проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные
правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
– анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
– выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
– проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше
узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
– выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно
высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе,
объективно их оценивать;
– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
– терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
– готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному
материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
К концу 4 класса предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в
этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание,
грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение
ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского

нравственного идеала;
– объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций православной этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
православии, вероучении о Боге Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
– рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия
и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях,
молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания,
Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
– рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор,
алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и
Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
– распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный
крест) и значение в православной культуре;
– рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и
объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
– излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной
традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и много-религиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине – России;
– приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России,
для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы светской этики»
К концу 4 класса предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском

обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека
и гражданина в России;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм,
труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
– объяснять «золотое правило нравственности»;
– высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека,
семьи, народа, общества и государства;
– умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской
светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность,
защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества;
– уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека;
– любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
– рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
– российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
– российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём
регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
– раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских
традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной
любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту,
предков);
– российских традиционных семейных ценностей;
– распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять
её значение; выражать уважение российской государственности, законам в российском
обществе;
– рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный
труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
– рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных
достопримечательностях своего региона;
– раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
– объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
– понимание российского общества как многоэтничного и много-религиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России;
– приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

– называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в российской светской (гражданской) этике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 КЛАСС

Модуль «Основы православной культуры»
№
урока
п./п

Тема

Количест
во
академических
часов

1.

Россия — наша
Родина

1ч.

2.

Культура и
религия.
Введение в
православную
духовную
традицию

2ч.

3.

Во что верят
православные
христиане

4ч.

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Использовать
систему
условных
обозначений при выполнении заданий,
рассматривать
иллюстративный
материал,
соотносить
текст
с
иллюстрациями;
Читать и отвечать на вопросы по
прочитанному;
Размышлять о роли духовных традиций
http://schoolнародов России, их значении в жизни
collection.edu
человека, семьи, общества, духовном
мире
человека;
Называть традиционные религии в
России,
народы
самостоятельно
оценивать
свои
достижения;);
Приводить примеры единения народов
России (например «День народного
единства» и т.д.);
Выделять тему и идею учебного текста,
формулировать вопросы к тексту и
отвечать на них.
Объяснять соотношение культуры и
религии, сущность культуры, значение
религии как духовной культуры человека,
http://schoolнарода, общества.
collection.edu
Рассказывать о том, как человек создаёт
культуру; об истоках русской культуры в
православной религии.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Использовать ключевые понятия темы в
устной и письменной речи, применять их
https://cleverпри
анализе
и
оценке
фактов lab.pro/mod/page/
действительности.
view.php?id=3
Раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о
http://schoolмировоззрении
(картине
мира)
в
collection.edu
православии, вероучении о Боге-Троице,

4.

Добро и зло в
православной
традиции.
Золотое правило
нравственности.
Любовь к
ближнему

4ч.

5.

Отношение к
труду. Долг и
ответственность

2ч.

Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе
Христе как Спасителе, Церкви.
Пересказывать прочитанное, составлять
рассказ с введением в него новых фактов;
соотносить прочитанное с личным
жизненным опытом.
Рассказывать о том, как вера в Бога влияет
на поступки людей, что такое молитва,
кто такие святые, что такое Священное
Предание Церкви, что его составляет, о
Священном Писании (Библии), Ветхом и
Новом Заветах.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Рассказывать о том, что такое заповеди
Бога, какие заповеди Бог дал Моисею.
Анализировать
содержание
Десяти
ветхозаветных заповедей с религиозной и
нравственно-этической точки зрения.
Рассуждать
о
возможности
и
необходимости
соблюдения
нравственных норм жизни (свобода,
разум, совесть, доброта, любовь).
Рассказывать о нравственных заповедях
Иисуса Христа — Заповедях Блаженства,
https://cleverих
соотношении
с
Десятью
lab.pro/mod/page/
ветхозаветными заповедями.
view.php?id=3
Объяснять понимание в православном
христианстве, кто такой ближний, что
означает любовь к ближнему, как
понимается в православной традиции
«золотое
правило
нравственности»
(поступайте с другими так, как хотели бы,
чтобы с вами поступили), о святости и
святых в православной традиции.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника.
Использовать знакомые слова в новом
мировоззренческом контексте.
Рассказывать
о
грехопадении
Прародителей,
https://easyen.ru/l
о заповедях, о роли труда в жизни
oad/orkseh/294
православных христиан. Устанавливать
логическую связь между фактами;
участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с точки
зрения полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из
жизни, литературных произведений.

Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

6.

Милосердие
и сострадание

2ч.

7.

Православие в
России

5ч.

8.

Православный
храм и другие
святыни

3ч.

Рассуждать о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни (заботиться о
других, любить друг друга, сочувствовать,
не лениться,
не лгать).
Раскрывать
основное
содержание
нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера,
милосердие,
прощение,
покаяние,
сострадание,
ответственность,
Библиотека
послушание,
спасение),
Заповедей
ЦОК
Блаженства.
https://m.edsoo.ru
На примере милосердия и сострадания
/7f410de8
объяснять
нравственный
идеал
православной культуры.
Выражать
первоначальный
опыт
осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций
православной
этики,
понимания
милосердия и сострадания
в православной культуре.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Рассказывать, как христианство пришло
на
Русь,
о
Крещении
Руси
равноапостольным князем Владимиром,
почему Русь называют Святой,
о русских святых, житиях святых.
Соотносить
содержание
текста
с https://easyen.ru/l
иллюстративным рядом.
oad/orkseh/294
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе. Проверять себя и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения.
Уметь рассказывать о праздновании
Крещения Руси, Дней славянской
письменности и культуры. Уметь
использовать
электронные
формы
учебника (ЭФУ).
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
https://easyen.ru/l
Осуществлять
поиск
необходимой
oad/orkseh/294
информации для выполнения заданий.
Соотносить
содержание
текста
с
иллюстративным рядом.

9.

Символический
язык
православной
культуры:
христианское
искусство
(иконы, фрески,
церковное пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники

Христианская
10. семья и её
ценности

6ч.

3ч.

Рассказывать о назначении и устройстве
православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас),
нормах поведения в храме, общения с
мирянами
и
священнослужителями,
богослужениях в храмах, Таинствах, о
монашестве и монастырях в православной
традиции.
Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Распознавать христианскую символику,
объяснять своими словами её смысл и
значение в православной культуре.
Рассказывать о художественной культуре
в православной традиции, о церковном
пении, иконописи, особенностях икон в
сравнении с картинами. Называть
православные праздники, объяснять их
значение (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество
Христово), о православных постах,
назначении поста в жизни православных
христиан.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Использование
электронных
форм
учебника
(ЭФУ.
Православные
праздники:
«Воскресение
Христово
(Пасха)», «Рождество Христово», «День
славянской письменности и культуры»,
«День семьи, любви и верности.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Рассказывать о традициях заключения
брака, о том, что такое православная
семья, Таинство
Венчания, о взаимоотношениях в
православной семье на примерах житий
святых, литературных произведений.
Размышлять и рассуждать на моральноБиблиотека
этические темы.
ЦОК
Раскрывать основное содержание норм
https://m.edsoo.ru
отношений в православной в семье,
/7f410de8
обязанностей и ответственности членов
семьи, отношении детей и родителей.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Применять
навыки
осознанного
построения речевых высказываний в
соответствии
с
коммуникативными
задачами.
Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения
Праздник «День семьи,
верности».

Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
11. многонациональ
ного и
многоконфессио
нального народа
России

2ч.

любви

и

Закреплять
и
систематизировать
представления о духовных традициях
многонационального народа России,
духовном мире человека, религии,
религиях народов России, их значении в
жизни человека, семьи, общества.
Проводить соотношение между религией
и Отечеством, объяснять отношение
православных христиан к Отечеству,
защите Родины, патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить
определения с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в
устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения

https://easyen.ru/l
oad/orkseh/294

Итого по программе – 34 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 КЛАСС
Модуль «Основы светской этики»
№
урока
п./п

Тема

Количество
Академических
часов

1.

Россия – наша
Родина

1ч.

2.

Этика и её
значение в жизни
человека. Нормы
морали.
Нравственные
ценности,
идеалы,
принципы

8ч.

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Использовать ключевые понятия учебной
темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке
явлений и фактов действительности. http://resh.edu.ru
Рассказывать
о
роли
культурных http://orkce.apkpr
традиций в жизни народов России, о
o.ru/
значении культурных традиций в жизни
человека, семьи, народа, общества.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Использовать основные понятия темы в
устной и письменной речи, рассматривать
иллюстративный материал, соотносить http://resh.edu.ru
текст с иллюстрациями. Составлять http://orkce.apkpr
небольшой текст-рассуждение на темы
o.ru/
добра и зла, моральных ценностей, https://videouroki.
идеалов.
Высказывать
суждения
net
оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи,
народа,
общества,
государства.
Рассуждать
о
возможности
и

3.

Государство и
мораль
гражданина.
Основной Закон
(Конституция) в
государстве как
источник
российской
гражданской
этики

4.

Образцы
нравственности в
культуре
Отечества,
народов России.
Природа и
человек

5.

Праздники как
одна из форм
исторической
памяти

1ч.

8ч.

2ч.

необходимости
соблюдения
нравственных норм в жизни человека,
общества,
раскрывать
понимание
«золотого правила этики». Размышлять и
рассуждать на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения
Рассказывать о российской гражданской
этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на
конституционных
правах,
свободах,
обязанностях
человека.
Раскрывать
основное содержание норм российской
гражданской этики (справедливость,
ответственность, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение,
уважение к старшим, к труду, свобода
совести, свобода вероисповедания, забота
о природе, историческом и культурном
наследии и др.).
Рассуждать о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни в обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на
примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев,
защитников Отечества в истории России и
современности.
Рассуждать
о
возможности и необходимости бережного
отношения к природе и личной
ответственности за это каждого человека.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий.
Составлять
небольшой
текстрассуждение
на
тему
«Образцы
нравственного поведения в культуре
Отечества».
Использовать
знания,
полученные на уроках по литературному
чтению и окружающему миру, для
осмысления примеров нравственного
поведения людей в истории и культуре
Отечества.
Объяснять значение праздников как
одной из форм исторической памяти
народа, общества, их значение для
укрепления единства народа, общества.
Рассказывать о российских праздниках
(государственные,
народные,
религиозные, семейные), День народного
единства, День защитников Отечества и
др., о праздниках в своём регионе,
местности проживания. Осуществлять
поиск необходимой информации для
выполнения заданий.

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr
o.ru/
https://videouroki.
net

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr
o.ru/
https://videouroki.
net

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr
o.ru/
https://videouroki.
net

6.

Семейные
ценности. Этика
семейных
отношений

7.

Трудовая мораль.
Нравственные
традиции
предприниматель
ства

8.

Что значит быть
нравственным в
наше время.
Методы
нравственного
самосовершенств
ования

9.

Этикет

Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
10. многонациональ
ного и
многоконфессио
нального народа
России
Итого по программе – 34 часа.

1ч.

3ч.

6ч.

2ч.

2ч.

Раскрывать
основное
содержание
понимания семьи, отношений в семье на
основе взаимной любви и уважения,
любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в
помощи родителях; уважение старших.
Рассказывать о семейных традициях
народов России, приводить примеры.
Анализировать прочитанное с точки
зрения полученных ранее знаний.
Рассказывать
о трудовой
морали,
нравственных
традициях
трудовой
деятельности, предпринимательства в
России, приводить примеры. Высказывать
суждения оценочного характера о
трудолюбии, честном труде, об уважении
к
труду, к
трудящимся людям,
результатам труда (своего и других
людей).
Выражать своими словами понятия урока.
Приводить
примеры
нравственных
поступков, оценивать поступки свои и
других людей. Соотносить нравственные
нормы с анализом личного опыта
поведения. Составлять небольшой текстрассуждение
на
тему
«Образцы
нравственного поведения людей в
современной жизни».
Различать нравственные нормы и правила
этикета, приводить примеры. Объяснять
взаимосвязь
этики
и
этикета,
целесообразность
правил
этикета.
Рассказывать о правилах этикета в разных
жизненных
ситуациях,
приводить
примеры,
использовать
народные
пословицы и поговорки. Обосновывать
необходимость
соблюдения
правил
этикета в разных ситуациях.
Закреплять
и
систематизировать
представления о российской светской
этике, духовно-нравственной культуре
многонационального народа России, их
значении в жизни человека, семьи,
российского общества. Сопоставлять
понятия «патриотизм», «Отечество»,
«многонациональный народ России»,
«служение», соотносить определения с
понятиями, делать выводы.

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr
o.ru/
https://videouroki.
net

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr
o.ru/
https://videouroki.
net

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr
o.ru/
https://videouroki.
net

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr
o.ru/
https://videouroki.
net

http://resh.edu.ru
http://orkce.apkpr
o.ru/
https://videouroki.
net


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».