ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе начального общего образования, утверждённой приказом директора МАОУ-Гимназия № 45, Приказ № 108/2-д от 31.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» г. Екатеринбург, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Модуль «Основы православной культуры» Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «Основы светской этики» Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: – понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; – формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; – понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; – понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; – осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; – строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; – соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; – строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; – понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; – понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Метапредметные результаты: – овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; – формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; – совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; – адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; – совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; – овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; – овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; – совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия – ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); – использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); – применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; – признавать возможность существования разных точек зрения; – обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; – выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: – воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; – использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); – находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); – анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные универсальные учебные действия: – использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; – соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; – корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; – проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; – создавать небольшие тексты описания, тексты рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация и самоконтроль: – проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; – проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; – анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); – выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; – проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: – выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; – владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; – терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; – готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Модуль «Основы православной культуры» К концу 4 класса предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; – выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; – рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; – раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; – объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; – раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; – рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; – рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; – рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; – раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; – распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; – рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; – излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и много-религиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; – приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; – называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Модуль «Основы светской этики» К концу 4 класса предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; – выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; – рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; – раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; – объяснять «золотое правило нравственности»; – высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; – умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; – раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; – уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; – любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; – рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; – российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); – российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; – раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); – российских традиционных семейных ценностей; – распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законам в российском обществе; – рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; – рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; – раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; – объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; – понимание российского общества как многоэтничного и много-религиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; – приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; – называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 4 КЛАСС Модуль «Основы православной культуры» № урока п./п Тема Количест во академических часов 1. Россия — наша Родина 1ч. 2. Культура и религия. Введение в православную духовную традицию 2ч. 3. Во что верят православные христиане 4ч. Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями; Читать и отвечать на вопросы по прочитанному; Размышлять о роли духовных традиций http://schoolнародов России, их значении в жизни collection.edu человека, семьи, общества, духовном мире человека; Называть традиционные религии в России, народы самостоятельно оценивать свои достижения;); Приводить примеры единения народов России (например «День народного единства» и т.д.); Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, значение религии как духовной культуры человека, http://schoolнарода, общества. collection.edu Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Использовать ключевые понятия темы в устной и письменной речи, применять их https://cleverпри анализе и оценке фактов lab.pro/mod/page/ действительности. view.php?id=3 Раскрывать своими словами первоначальные представления о http://schoolмировоззрении (картине мира) в collection.edu православии, вероучении о Боге-Троице, 4. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему 4ч. 5. Отношение к труду. Долг и ответственность 2ч. Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом. Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, что такое молитва, кто такие святые, что такое Священное Предание Церкви, что его составляет, о Священном Писании (Библии), Ветхом и Новом Заветах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь). Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа — Заповедях Блаженства, https://cleverих соотношении с Десятью lab.pro/mod/page/ ветхозаветными заповедями. view.php?id=3 Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний, что означает любовь к ближнему, как понимается в православной традиции «золотое правило нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости и святых в православной традиции. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о грехопадении Прародителей, https://easyen.ru/l о заповедях, о роли труда в жизни oad/orkseh/294 православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить изученное с примерами из жизни, литературных произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 6. Милосердие и сострадание 2ч. 7. Православие в России 5ч. 8. Православный храм и другие святыни 3ч. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, сочувствовать, не лениться, не лгать). Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, Библиотека послушание, спасение), Заповедей ЦОК Блаженства. https://m.edsoo.ru На примере милосердия и сострадания /7f410de8 объяснять нравственный идеал православной культуры. Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики, понимания милосердия и сострадания в православной культуре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях святых. Соотносить содержание текста с https://easyen.ru/l иллюстративным рядом. oad/orkseh/294 Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дней славянской письменности и культуры. Уметь использовать электронные формы учебника (ЭФУ). Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. https://easyen.ru/l Осуществлять поиск необходимой oad/orkseh/294 информации для выполнения заданий. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. 9. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники Христианская 10. семья и её ценности 6ч. 3ч. Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями, богослужениях в храмах, Таинствах, о монашестве и монастырях в православной традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в православной культуре. Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном пении, иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами. Называть православные праздники, объяснять их значение (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных постах, назначении поста в жизни православных христиан. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Использование электронных форм учебника (ЭФУ. Православные праздники: «Воскресение Христово (Пасха)», «Рождество Христово», «День славянской письменности и культуры», «День семьи, любви и верности. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, Таинство Венчания, о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий святых, литературных произведений. Размышлять и рассуждать на моральноБиблиотека этические темы. ЦОК Раскрывать основное содержание норм https://m.edsoo.ru отношений в православной в семье, /7f410de8 обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей и родителей. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Праздник «День семьи, верности». Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм 11. многонациональ ного и многоконфессио нального народа России 2ч. любви и Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества. Проводить соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму. Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы. Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения https://easyen.ru/l oad/orkseh/294 Итого по программе – 34 часа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 4 КЛАСС Модуль «Основы светской этики» № урока п./п Тема Количество Академических часов 1. Россия – наша Родина 1ч. 2. Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 8ч. Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности. http://resh.edu.ru Рассказывать о роли культурных http://orkce.apkpr традиций в жизни народов России, о o.ru/ значении культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи, рассматривать иллюстративный материал, соотносить http://resh.edu.ru текст с иллюстрациями. Составлять http://orkce.apkpr небольшой текст-рассуждение на темы o.ru/ добра и зла, моральных ценностей, https://videouroki. идеалов. Высказывать суждения net оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества, государства. Рассуждать о возможности и 3. Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики 4. Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек 5. Праздники как одна из форм исторической памяти 1ч. 8ч. 2ч. необходимости соблюдения нравственных норм в жизни человека, общества, раскрывать понимание «золотого правила этики». Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Рассказывать о российской гражданской этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на конституционных правах, свободах, обязанностях человека. Раскрывать основное содержание норм российской гражданской этики (справедливость, ответственность, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, уважение к старшим, к труду, свобода совести, свобода вероисповедания, забота о природе, историческом и культурном наследии и др.). Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни в обществе. Рассуждать о нравственных нормах на примерах образцов поведения людей, исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории России и современности. Рассуждать о возможности и необходимости бережного отношения к природе и личной ответственности за это каждого человека. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Составлять небольшой текстрассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в культуре Отечества». Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления примеров нравственного поведения людей в истории и культуре Отечества. Объяснять значение праздников как одной из форм исторической памяти народа, общества, их значение для укрепления единства народа, общества. Рассказывать о российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные), День народного единства, День защитников Отечества и др., о праздниках в своём регионе, местности проживания. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. http://resh.edu.ru http://orkce.apkpr o.ru/ https://videouroki. net http://resh.edu.ru http://orkce.apkpr o.ru/ https://videouroki. net http://resh.edu.ru http://orkce.apkpr o.ru/ https://videouroki. net 6. Семейные ценности. Этика семейных отношений 7. Трудовая мораль. Нравственные традиции предприниматель ства 8. Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенств ования 9. Этикет Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм 10. многонациональ ного и многоконфессио нального народа России Итого по программе – 34 часа. 1ч. 3ч. 6ч. 2ч. 2ч. Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе взаимной любви и уважения, любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших. Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить примеры. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России, приводить примеры. Высказывать суждения оценочного характера о трудолюбии, честном труде, об уважении к труду, к трудящимся людям, результатам труда (своего и других людей). Выражать своими словами понятия урока. Приводить примеры нравственных поступков, оценивать поступки свои и других людей. Соотносить нравственные нормы с анализом личного опыта поведения. Составлять небольшой текстрассуждение на тему «Образцы нравственного поведения людей в современной жизни». Различать нравственные нормы и правила этикета, приводить примеры. Объяснять взаимосвязь этики и этикета, целесообразность правил этикета. Рассказывать о правилах этикета в разных жизненных ситуациях, приводить примеры, использовать народные пословицы и поговорки. Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в разных ситуациях. Закреплять и систематизировать представления о российской светской этике, духовно-нравственной культуре многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, российского общества. Сопоставлять понятия «патриотизм», «Отечество», «многонациональный народ России», «служение», соотносить определения с понятиями, делать выводы. http://resh.edu.ru http://orkce.apkpr o.ru/ https://videouroki. net http://resh.edu.ru http://orkce.apkpr o.ru/ https://videouroki. net http://resh.edu.ru http://orkce.apkpr o.ru/ https://videouroki. net http://resh.edu.ru http://orkce.apkpr o.ru/ https://videouroki. net http://resh.edu.ru http://orkce.apkpr o.ru/ https://videouroki. net