ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом директора школы
МАОУ –Гимназия №45,
Приказ № 108/2-д от 31.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
г. Екатеринбург, 2023 год
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний
адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн).
Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и
живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила
безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки,
дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный
дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия –
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной
край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории
родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные
занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного
древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира.
Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на
местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование
с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие
животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая
характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях,
переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на
остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на
общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха
для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение
в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды
в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–
3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности
питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика
на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения
– пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3
примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных
сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора
и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и
в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в
признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа
в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства.
Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные
традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители
базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина
смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие
её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах
отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом
дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной
информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть Интернет.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами
и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в
пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие
и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена
года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы,
звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные
наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения
(в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством
учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение
природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты
и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания,
помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при
необходимости).
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять
уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских
центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя
их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности
и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений
в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом
(в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и
зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации
в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и
информационных ресурсов.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Коли
честв
о
часов
Виды
деятельности
Всего
1
2
3
4
Мы – школьники. Адрес
школы. Знакомство со
школьными помещениями
Классный коллектив. Мои
друзья – одноклассники.
Правила совместной
деятельности
Учебный класс. Рабочее
место школьника
Семейные поколения. Моя
семья в прошлом и
настоящем
5
Семья – коллектив. Права и
обязанности членов семьи
6
Наша страна – Россия,
Российская Федерация
1
1
1
В процессе учебного
диалога слушать
говорящего
1
Совместная деятельность
1
Соблюдать правила
общения в совместной
деятельности
1
Воспроизводить названия
своего населенного
пункта
1
Соотносить предметы
декоративно-прикладного
искусства
с принадлежностью
народу РФ
1
Воспроизводить наизусть
слова гимна России
1
Описывать по
предложенному плану
время года
1
Воспроизводить названия
своего населенного
пункта
1
Приводить примеры
представителей разных
групп животных
Наша Родина: от края и до
края. Символы России
7
8
9
10
11
Столица России - Москва.
Достопримечательности
Москвы
Народы России. Народов
дружная семья
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о
родном крае: название
Путешествие по родному
краю
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека цифрового
образовательного
контента
(myschool.edu.ru)
12
Культурные объекты
родного края
1
Описывать предмет по
предложенному плану
1
Соотносить предметы
декоративно-прикладного
искусства
с принадлежностью
народу РФ
1
Соотносить предметы
декоративно-прикладного
искусства
1
Отвечать на вопросы
Труд людей родного края
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Декоративное творчество
народов, которое
воплотилось в одежде,
предметах быта, игрушках
Отражение в предметах
декоративного искусства
природных условий жизни и
традиций народов РФ
Мы идём в театр
Резервный урок. Семейные
традиции. Труд и отдых в
семье
Резервный урок. Культура
народов России. Фольклор
народов России
Резервный урок. Культура
народов России.
Декоративное искусство
народов России
Что такое окружающий мир.
Что природа даёт человеку?
Значение природы в жизни
людей: природа кормит,
лечит
Природа и человек.
Природные материалы и
изделия из них. Наше
творчество
Явления и объекты неживой
природы
1
1
Работа с информацией
1
Работа с информацией
1
Отвечать на вопросы
1
Обсуждения по
группам
1
1
Работа с информацией
1
Обсуждения по
группам
24
25
26
27
28
29
30
Объекты живой природы.
Сравнение объектов неживой
и живой природы: выделение
различий
Наблюдаем за погодой.
Анализ результатов
наблюдений
Что такое термометр.
Измерение температуры
воздуха и воды как способы
определения состояния
погоды
Практические занятия:
измерение температуры
воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на
улице)
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира осенью
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира зимой
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира весной
1
Работа в парах/группах
1
1
Отвечать на вопросы
1
Работа с информацией
1
Обсуждения по
группам
1
1
Работа с информацией
31
Труд и быт людей в разные
времена года
1
32
Прогулки на природе.
Правила поведения
1
Отвечать на вопросы
1
Обсуждения по
группам
1
Обсуждения по
группам
33
34
Что мы знаем о растениях?
Особенности лиственных
растений: узнавание, краткое
описание. Лиственные
растения нашего края
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Особенности хвойных
растений: узнавание, краткое
описание. Хвойные растения
нашего края
Дикорастущие и культурные
растения вокруг нас.
Сходство и различия
дикорастущих и культурных
растений
Как растение живет?
Части растения. Название,
краткая характеристика
значения для жизни растения
Растения нашего уголка
природы: узнавание,
называние, краткое описание
Комнатные растения.
Растения в твоем доме:
краткое описание
Как мы ухаживаем за
растениями уголка природы
(практическая работа)
Многообразие мира
животных. Какие животные
живут в нашем регионе?
Каких зверей мы знаем? Мир
животных: звери (узнавание,
называние, сравнение,
краткое описание)
Какие звери живут в морях и
океанах? Звери морские:
узнавание, называние,
краткое описание
Мир животных: чем похожи
все звери: главная
1
Работа с информацией
1
Учебный диалог
1
Работа с информацией
1
1
Обсуждения по
группам
1
Отвечать на вопросы
1
Отвечать на вопросы
1
1
1
1
Работа с информацией
особенность этой группы
животных. Забота зверей о
своих детенышах
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Мир животных: насекомые
(узнавание, называние).
Главная особенность этой
группы животных
Насекомые: сравнение,
краткое описание внешнего
вида
Мир животных: птицы
(узнавание, называние)
Главная особенность этой
группы животных
Где обитают птицы, чем они
питаются. Птицы: сравнение
места обитания, способа
питания
Мир животных: рыбы
пресных и соленых водоемов
(сравнение, краткое
описание)
Мир животных: земноводные
(узнавание, называние,
краткое описание). Главная
особенность этой группы
животных
Земноводные: как они
размножаются. Развитие
лягушки от икры до икры:
анализ схемы
Мир животных:
пресмыкающиеся (узнавание,
называние, краткое
описание). Главная
особенность этой группы
животных
Поговорим о
пресмыкающихся, которые
1
Обсуждения по
группам
1
Отвечать на вопросы
1
Работа с информацией
1
1
Обсуждения по
группам
1
Отвечать на вопросы
1
Работа с информацией
1
1
живут в жарких странах.
Пресмыкающиеся жарких
стран (узнавание, называние,
краткое описание)
55
56
57
58
59
60
61
62
Домашние и дикие
животные. Различия в
условиях жизни
Кто заботится о домашних
животных Профессии людей,
которые заботятся о
животных
Резервный урок. Времена
года: наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира лета
Резервный урок. Где живут
насекомые? Насекомые:
место обитания, питание
Режим дня первоклассника.
Правильное сочетание труда
и отдыха в режиме
первоклассника
Правила здорового питания.
Состав пищи,
обеспечивающий рост и
развитие ребенка 6-7 лет.
Правила поведения за столом
Предметы личной гигиены.
Закаливание организма
солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила
закаливания
Бытовые электрические и
газовые приборы: правила
безопасного использования.
Поведение в экстремальных
ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб
1
1
Работа с информацией
1
Обсуждения по
группам
1
Отвечать на вопросы
1
1
Работа с информацией
1
Отвечать на вопросы
1
Обсуждения по
группам
63
Ты – пешеход!
1
64
Знаки дорожного движения
1
65
Знакомься: электронные
ресурсы школы
1
Работа с информацией
1
Работа с информацией
66
Резервный урок. Правила
использования электронных
устройств
Итого по программе
66
КР 2
Отвечать на вопросы
2 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Коли
честв
о
часов
Виды деятельности
Всего
1
Наша Родина - Россия,
Российская Федерация
1
Различать символы РФ
2
Москва - столица России.
Герб Москвы
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
3
Достопримечательности
Москвы: Большой театр,
МГУ, Московский цирк,
Театр кукол имени С.В.
Образцова
1
Работа в группах
4
Страницы истории: как
Москва строилась
1
Обсуждения по
группам
5
Санкт-Петербург - северная
столица.
Достопримечательности
города
1
Работа с информацией
6
Народы России. Народы
Севера: традиции, обычаи,
праздники
1
Обсуждения по
группам
7
Народы Поволжья и других
территорий РФ: традиции,
обычаи, праздники
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
8
Родной край, его природные
достопримечательности
1
Различать деревья,
кустарники, травы
9
Значимые события истории
родного края. Исторические
памятники, старинные
постройки
1
Работа в группах
10
Наш регион, какой он?
Культура родного края
Родной край, его культурные
достопримечательности
1
Обсуждения по
группам
11
Мир профессий жителей
нашего региона
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека цифрового
образовательного
контента
(myschool.edu.ru)
12
Зачем человек трудится?
Ценность труда и
трудолюбия
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
13
Родословная. Родословное
древо, история семьи.
Предшествующие поколения
1
Работа с информацией
14
Семейные ценности и
традиции. Труд, досуг,
занятия членов семьи
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
15
Правила культурного
поведения в общественных
местах: кинотеатре, театре,
торговом центре, музее
1
Работа с информацией
16
Главные правила
взаимоотношений членов
общества: доброта,
справедливость, честность,
уважение к чужому мнению
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
17
Резервный урок. Древние
кремлевские города: Нижний
Новгород, Псков, Смоленск
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
18
Резервный урок.
Взаимоотношения членов
семьи: отношение к детям и
старшему поколению
1
Работа в группах
19
Резервный урок.
Тематическая проверочная
работа по разделу "Человек и
общество"
1
Работа с информацией
20
Как человек познает
окружающую природу?
Особенности разных методов
познания окружающего мира
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
21
Звездное небо: звезды и
созвездия. Солнечная
система: планеты (название,
расположение от Солнца,
краткая характеристика)
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
22
Земля – живая планета
Солнечной системы
1
Работа с информацией
23
Почему на Земле есть жизнь?
Условия жизни на Земле
1
Работа в группах
24
Модели Земли. Практическая
работа
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
25
Ориентирование на
местности. Практическая
работа
1
Работа в группах
26
Ориентирование на
местности с использованием
компаса. Практическая
работа
1
Работа с информацией
27
Многообразие растений по
месту обитания, внешнему
виду. Сравнение растений
разных климатических
условий
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
28
Деревья, кустарники, травы
родного края (узнавание,
называние, краткое
описание)
1
Обсуждения по
группам
29
Деревья лиственные и
хвойные. Сравнение
лиственных и хвойных
деревьев: общее и различия
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
30
Кустарники нашего края:
узнавание, название, краткое
описание
1
Работа с информацией
31
Травы нашего края:
многообразие. Внешний вид,
условия жизни (называние,
краткое описание)
1
Работа в группах
32
Зависимость жизни растений
от состояния неживой
природы. Жизнь растений
осенью и зимой
1
Обсуждения по
группам
33
Зависимость жизни растений
от состояния неживой
природы. Жизнь растений
весной и летом
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
34
Растения дикорастущие и
культурные: общее и
различия
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
35
Многообразие животных
родного края и разных
территорий России
1
Работа с информацией
36
Мир животных: насекомые.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
37
Мир животных: рыбы.
Особенности внешнего вида,
условия жизни,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание
1
Работа в группах
38
Мир животных: птицы.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание
1
Работа с информацией
39
Мир животных:
земноводные. Особенности
внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
40
Мир животных:
пресмыкающиеся.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание (общая
характеристика признаков)
1
Работа с информацией
41
Мир животных: звери
(млекопитающие).
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
42
Животные и их потомство
Размножение животных.
Стадии развития насекомого,
земноводных
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
43
Связи в природе:
зависимость изменений в
живой природе от изменений
в неживой природе
1
Работа в группах
44
Годовой ход изменений в
жизни животных. Жизнь
животных осенью и зимой
1
Работа с информацией
45
Годовой ход изменений в
жизни животных. Жизнь
животных весной и летом
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
46
Красная книга России. Ее
значение в сохранении и
охране редких растений и
животных
1
Работа в группах
47
Отдельные представители
растений Красной книги
России (включая
представителей
растительного мира
региона): узнавание,
называние и описание
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
48
Отдельные представители
животных Красной книги
России (включая
представителей животного
мира региона): узнавание,
называние и описание
1
Работа с информацией
49
Заповедники: значение для
охраны природы
1
Работа в группах
50
Какие задачи решают
сотрудники заповедника.
Правила поведения на
территории заповедника
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
51
Заповедники Севера России
(Остров Врангеля, Большой
Арктический заповедник)
1
Работа с информацией
52
Заповедники Юга России
(Кавказский заповедник)
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
53
Заповедники Сибири
(Байкальский заповедник,
Саяно-Шушенский
заповедник)
1
Обсуждения по
группам
54
Резервный урок.
Дикорастущие и культурные
растения родного края
1
Обсуждения по
группам
55
Резервный
урок.Тематическая
проверочная работа по
разделу "Человек и природа"
1
Работа в группах
56
Здоровый образ жизни.
Режим дня: чередование сна,
учебных занятий,
двигательной активности
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
57
Рациональное питание:
количество приемов пищи и
рацион питания. Витамины и
здоровье ребенка
1
Работа с информацией
58
Физическая культура. Игры
на воздухе как условие
сохранения и укрепления
здоровья
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
59
Закаливание. Значение
закаливания для укрепления
здоровья. Средства и правила
проведения закаливающих
процедур
1
Работа в группах
60
Правила безопасности в
школе: маршрут до школы,
поведение на занятиях,
переменах, при приеме
пищи; на предшкольной
территории
1
Обсуждения по
группам
61
Правила безопасного
поведения в быту.
Безопасное пользование
электроприборами, газовой
плитой. Безопасность при
разогреве пищи. Номера
телефонов экстренной
помощи
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
62
Безопасное поведение на
прогулках: правила
поведения на игровых
площадках; езда на
1
Работа с информацией
велосипедах (санках,
самокатах) и качелях
63
Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта
64
Знаки безопасности на
общественном транспорте
1
Работа в группах
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
65
Правила безопасного
поведения пассажира метро.
Знаки безопасности в метро
1
Строить свою учебную
и игровую
деятельность
66
Правила поведения при
пользовании компьютером:
посадка, время пользования,
обязательность отдыха и
другие
1
Работа в группах
67
Безопасное пользование
Интернетом
1
Работа с информацией
68
Резервный урок.
Проверочная работа по
итогам обучения во 2 классе
1
Создавать небольшие
описания на
предложенную тему
Итого по программе
68
КР 3
3 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Коли
честв
о
часов
Виды деятельности
Всего
1
Что такое общество?
2
Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам
России
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1330e
https://m.edsoo.ru/f84
1254e
1
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
123aa
1
Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12d5a
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
140ba
1
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1427c
1
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
134bc
1
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1380e
1
3
Родной край – малая родина
4
Уникальные памятники
культуры России: Красная
площадь, Кремль
5
Уникальные памятники
культуры России:
исторический центр СанктПетербурга
6
Уникальные памятники
культуры России: Кижи,
памятники Великого
Новгорода
7
Достопримечательности
родного края: памятники
природы и культуры региона
8
Города Золотого кольца
России. Кремлевские города:
Ростов Великий, ПереславльЗалесский
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
13e30
9
Города Золотого кольца
России. Кремлевские города:
Суздаль, Сергиев Посад,
Ярославль
1
Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1367e
10
Трудолюбие как
общественно значимая
ценность в культуре народов
России. Традиции
воспитания трудолюбия у
детей разных народов нашей
страны
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
11
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с
трудом на производстве, в
сельском хозяйстве
1
Работа с информацией
12
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с
трудом в учреждениях
образования и культуры
1
Работа в группах
13
Культура, традиции народов
России. Уважение к
культуре, традициям,
истории разных народов и
своего народа
1
Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
13c3c
14
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила
поведения в социуме
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1213e
15
Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12ef4
16
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы
семьи
1
Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1314c
17
Памятники природы и
культуры стран Европы (по
выбору)
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1481c
18
Памятники природы и
культуры Белоруссии (по
выбору)
1
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
14650
19
Памятники природы и
культуры стран Азии (по
выбору)
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
149d4
20
Памятники природы и
культуры Китая (по выбору)
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
14b6e
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
112c0
21
Резервный урок. Семья:
традиции, праздники
1
Планировать шаги по
решению учебной задачи
22
Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Наша Родина - Российская
Федерация"
1
Работа с информацией
23
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
1
Проводить несложные
наблюдения в природе
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0c162
24
Разнообразие веществ в
природе. Примеры веществ
(соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая
характеристика
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0c392
25
Твердые вещества, жидкости,
газы. Определение свойств
твердых веществ, жидкостей
и газов
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0c9c8
https://m.edsoo.ru/f84
0c7ca
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0cce8
https://m.edsoo.ru/f84
0cb62
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ce78
1
Участие в совместной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0d03a
1
Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0d328
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0d846
26
Вода как вещество.
Определение свойств воды в
ходе практической работы
27
Распространение воды в
природе: водоемы, реки.
Круговорот воды в природе
28
Значение воды для жизни
живых организмов и
хозяйственной деятельности
людей. Охрана воды
29
Воздух как смесь газов.
Значение воздуха для жизни
флоры, фауны, человека.
Охрана воздуха
30
Горная порода как
соединение разных
1
1
минералов. Примеры
минералов
31
Полезные ископаемые –
богатство земных недр
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12706
32
Полезные ископаемые
родного края:
характеристика,
использование в
хозяйственной деятельности
региона
1
Участие в совместной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12896
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0dd78
https://m.edsoo.ru/f84
0dbde
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0f9fc
https://m.edsoo.ru/f84
0df26
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0f240
https://m.edsoo.ru/f84
0e0de
1
Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e282
1
Участие в совместной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e41c
1
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e6a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0fde4
33
34
Почва, её состав
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые
существа
35
Разнообразие грибов:
узнавание, называние,
описание
36
Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида
от условий и места обитания
37
Растения родного края:
названия и краткая
характеристика (на основе
наблюдения)
38
Растения, используемые
людьми в хозяйственной
деятельности
1
1
39
Растение как живой организм
1
Работа с информацией
40
Как растения размножаются?
1
Выполнять правила
совместной деятельности
41
Развитие растения от семени
до семени (по результатам
практических работ)
42
Условия роста и развития
растения (по результатам
наблюдений)
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12a1c
43
Жизнь животных в разные
времена года
1
Участие в совместной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e85e
44
Животные родного края:
узнавание, называние,
краткая характеристика
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ea16
45
Бережное отношение к
животным – нравственная
ценность людей. Охрана
животного мира в России
1
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ebe2
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ed90
1
Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ef2a
1
Участие в совместной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0f0b0
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12b98
46
Как животные питаются?
47
Особенности дыхания
животных разных классов
(звери –легкие; рыбы жабры; насекомые – трахеи)
48
Размножение и развитие рыб,
птиц, земноводных
49
Условия, необходимые для
жизни животных: воздух,
вода, тепло, пища (среда
обитания) – обобщение на
основе результатов
наблюдений и работы с
информацией
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
50
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем,
степь
1
Участие в совместной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1030c
https://m.edsoo.ru/f84
0ff74
51
Искусственные природные
сообщества, созданные
человеком - пруд, поле, парк,
огород
1
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10122
52
Природные сообщества
родного края – два-три
примера на основе
наблюдения
53
Общее представление о
строении организма
человека. Температура тела,
частота пульса как
показатели здоровья
человека
54
Опорно-двигательная
система и ее роль в жизни
человека
55
Дыхательная система и ее
роль в жизни человека
56
Пищеварительная система и
ее роль в жизни человека
57
Кровеносная и нервная
система и ее роль в жизни
человека
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
104ba
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10654
1
Участие в совместной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
116c6
1
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10aa0
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10dd4
1
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11108
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1146e
https://m.edsoo.ru/f84
10f78
58
Резервный урок. Органы
чувств их роль в жизни
человека
1
Участие в совместной
деятельности
59
Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Многообразие растений и
животных"
1
Работа с информацией
60
Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Человек - часть природы.
Строение тела человека "
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
61
Роль двигательной
активности: утренней
гимнастики, динамических
пауз
1
Участие в совместной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10c3a
62
Профилактика заболеваний.
Роль закаливания для
здоровья растущего
организма
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
118a6
1
63
Соблюдение правил
перемещения внутри двора и
пересечения дворовой
проезжей части
64
Знаки безопасности во дворе
жилого дома
65
Безопасное поведение
пассажира
железнодорожного
транспорта. Знаки
безопасности
66
Безопасное поведение
пассажира авиа и водного
транспорта
1
Работа с информацией
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11dd8
67
Безопасная информационная
среда
1
Планировать шаги по
решению учебной задачи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11f90
68
Резервный урок.
Проверочная работа по
итогам обучения в 3 классе
1
Участие в совместной
деятельности
Итого по программе
1
Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11a5e
1
Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10910
1
Участие в совместной
деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11c0c
68
КР 4
4 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Коли
честв
о
часов
Виды деятельности
Всего
1
Государственное устройство
РФ (общее представление).
Политико-административная
карта России. Субъекты РФ:
примеры, названия, общая
характеристика
2
Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Права ребенка
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1d8ea
https://m.edsoo.ru/f84
1d188
1
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1d336
3
Малая Родина гражданина
России.
Достопримечательности
родного края
1
Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1dac0
4
Родной край. Знаменитые
люди родного края
1
Анализировать ситуации
5
Наша малая Родина: главный
город
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1e664
6
Города России. Древние
города России. Страницы
истории
1
Совместная деятельность
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1e4c0
7
Города России. Городагерои. Страницы истории
1
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1e876
8
Праздник в жизни общества
и человека
1
Работа в группах
9
Государственные праздники
России
1
Совместная деятельность
10
Праздники и памятные даты
своего региона
1
Анализировать ситуации
11
Историческое время. Что
такое «лента времени»?
1
1
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1dc50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
18bb0
12
Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни
Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
18dc2
1
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1a082
https://m.edsoo.ru/f84
1a262
https://m.edsoo.ru/f84
19894
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
19894
1
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
19c54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1b284
1
13
Государство Русь. Человек защитник своего Отечества
14
Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в
Московском государстве
15
Образование и культура в
Московском государстве
16
Страницы истории
Российской империи. Пётр 1
1
Выполнять правила
совместной деятельности
17
Страницы Российской
империи. Преобразования в
культуре, науке, быту
1
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
19e7a
18
Образование в Российской
империи
1
Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1b4aa
19
Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя:
развитие культуры XVIII
века (архитектура, живопись,
театр)
1
Анализировать ситуации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1b694
20
«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века
1
Работа в группах
21
Первая Отечественная война:
1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1b89c
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1bf72
https://m.edsoo.ru/f84
22
Страницы истории России
ХХ века
1
1c12a
https://m.edsoo.ru/f84
1c56c
23
Великая Отечественная
война 1941-1945 гг: как все
начиналось…
1
Работа в группах
24
Великая Отечественная
война 1941-1945 гг: главные
сражения
1
Анализировать ситуации
25
Все для фронта – все для
победы
1
Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины
26
Взятие Берлина. Парад
Победы
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
27
Мы живём в Российской
Федерации
28
Человек - творец культурных
ценностей
29
Труд и быт людей в разные
исторические времена
30
Всемирное культурное
наследие России
31
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1c800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1c9f4
1
Совместная деятельность
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1cd14
1
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1cf94
Анализировать ситуации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1ae1a
1
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15b9a
Всемирное культурное
наследие
1
Совместная деятельность
32
Охрана историкокультурного наследия
1
Работа в группах
33
Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и
гуманизм, справедливость и
уважение
1
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1d516
34
Резервный урок. Летописи и
летописцы. Роль монастырей
в развитии образования
народа
1
Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1a62c
35
Резервный урок. Культура
Московского государства.
Творчество скоморохов и
1
Анализировать ситуации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1a82a
1
гусляров, первые «потешные
хоромы», первый театр
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
37
Как человек изучает
окружающую природу?
1
Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне
38
Солнце - звезда
1
Выполнять правила
совместной деятельности
39
Планеты Солнечной системы
Луна – спутник Земли
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
40
Смена дня и ночи на Земле
как результат вращения
планеты вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)
1
Анализировать ситуации
41
Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены
сезонов (практические
работы с моделями и
схемами). Общая
характеристика времен года
1
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
42
Равнины России: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название, общая
характеристика, нахождение
на карте)
1
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1668a
43
Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные
вершины, место нахождения
на карте)
1
Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1668a
44
Формы земной поверхности
(на примере родного края)
1
Анализировать ситуации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16806
45
Водоемы Земли, их
разнообразие. Естественные
водоемы: океан, море, озеро,
болото. Примеры водоемов в
России.
1
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16996
36
Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"История Отечества"
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
14d1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
14eca
46
Искусственные водоемы:
водохранилища, пруды
(общая характеристика)
47
Река как водный поток
48
Крупнейшие реки России:
название, нахождение на
карте
49
Водоемы и реки родного
края
50
Использование рек и
водоемов человеком
(хозяйственная деятельность,
отдых). Охрана рек и
водоемов
51
Характеристика природных
зон России: арктическая
пустыня. Связи в природной
зоне
52
Характеристика природных
зон России: тундра. Связи в
природной зоне
53
Характеристика природных
зон России: тайга. Связи в
природной зоне
54
Характеристика природных
зон России: смешанный лес.
Связи в природной зоне
55
Характеристика природных
зон России: степь и
полупустыня. Связи в
природной зоне
56
Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия в России
1
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16b58
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16cfc
1
Анализировать ситуации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16fae
1
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17382
1
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17526
1
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17918
https://m.edsoo.ru/f84
17b34
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17d1e
1
Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17f08
Выполнять правила
совместной деятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
183b8
https://m.edsoo.ru/f84
181ce
1
Анализировать ситуации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
18778
https://m.edsoo.ru/f84
185ac
1
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1546a
1
1
Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1580c
1
Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15118
1
Анализировать ситуации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
152c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15636
57
Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия за рубежом
58
Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы
59
Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых,
флоры и фауны)
60
Знакомство с
Международной Красной
книгой
1
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
61
Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Формы земной поверхности
и водоёмы"
1
Выполнять правила
совместной деятельности
62
Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Природные зоны"
1
Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне
63
О вредных для здоровья
привычках
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15da2
64
Планирование маршрутов с
учетом транспортной
инфраструктуры населенного
пункта
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16306
65
Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях
культуры и торговых
центрах
1
Анализировать ситуации
66
Безопасное поведение при
езде на велосипеде и
самокате. Дорожные знаки
67
Правила цифровой
грамотности при
использовании Интернет
1
Работа в группах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16180
1
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15f50
68
Резервный урок.
Проверочная работа по
итогам обучения в 4 классе
Итого по программе
1
68
КР 4
Выполнять правила
совместной деятельности