РП Окружающий мир 1-4 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом директора школы
МАОУ –Гимназия №45,

Приказ № 108/2-д от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

г. Екатеринбург, 2023 год

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний
адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн).
Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и
живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила
безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки,
дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный
дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия –
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной
край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории
родного края.

Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные
занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного
древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира.
Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на
местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование
с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие
животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая
характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях,
переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на
остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на
общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха
для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение
в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды
в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–
3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности
питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика
на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения
– пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3
примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных
сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора
и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и
в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в
признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила

коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа
в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства.
Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные
традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители
базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина
смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие
её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах
отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом
дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной
информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть Интернет.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»












ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами
и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:




























понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в
пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;



























определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:


















1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ












1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие
и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена
года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы,
звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные
наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения































(в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством
учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение
природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты
и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания,
помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;




























безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при
необходимости).
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять
уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских
центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя
их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности
и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
4 КЛАСС





























К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений
в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом
(в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и
зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации
в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и
информационных ресурсов.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Коли
честв
о
часов

Виды
деятельности

Всего

1

2

3

4

Мы – школьники. Адрес
школы. Знакомство со
школьными помещениями
Классный коллектив. Мои
друзья – одноклассники.
Правила совместной
деятельности
Учебный класс. Рабочее
место школьника
Семейные поколения. Моя
семья в прошлом и
настоящем

5

Семья – коллектив. Права и
обязанности членов семьи

6

Наша страна – Россия,
Российская Федерация

1

1

1

В процессе учебного
диалога слушать
говорящего

1

Совместная деятельность

1

Соблюдать правила
общения в совместной
деятельности

1

Воспроизводить названия
своего населенного
пункта

1

Соотносить предметы
декоративно-прикладного
искусства
с принадлежностью
народу РФ

1

Воспроизводить наизусть
слова гимна России

1

Описывать по
предложенному плану
время года

1

Воспроизводить названия
своего населенного
пункта

1

Приводить примеры
представителей разных
групп животных

Наша Родина: от края и до
края. Символы России
7

8

9

10

11

Столица России - Москва.
Достопримечательности
Москвы
Народы России. Народов
дружная семья
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о
родном крае: название
Путешествие по родному
краю

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека цифрового
образовательного
контента
(myschool.edu.ru)

12

Культурные объекты
родного края

1

Описывать предмет по
предложенному плану

1

Соотносить предметы
декоративно-прикладного
искусства
с принадлежностью
народу РФ

1

Соотносить предметы
декоративно-прикладного
искусства

1

Отвечать на вопросы

Труд людей родного края
13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Декоративное творчество
народов, которое
воплотилось в одежде,
предметах быта, игрушках
Отражение в предметах
декоративного искусства
природных условий жизни и
традиций народов РФ
Мы идём в театр
Резервный урок. Семейные
традиции. Труд и отдых в
семье
Резервный урок. Культура
народов России. Фольклор
народов России
Резервный урок. Культура
народов России.
Декоративное искусство
народов России
Что такое окружающий мир.
Что природа даёт человеку?
Значение природы в жизни
людей: природа кормит,
лечит
Природа и человек.
Природные материалы и
изделия из них. Наше
творчество
Явления и объекты неживой
природы

1

1

Работа с информацией

1

Работа с информацией

1

Отвечать на вопросы

1

Обсуждения по
группам

1

1

Работа с информацией

1

Обсуждения по
группам

24

25

26

27

28

29

30

Объекты живой природы.
Сравнение объектов неживой
и живой природы: выделение
различий
Наблюдаем за погодой.
Анализ результатов
наблюдений
Что такое термометр.
Измерение температуры
воздуха и воды как способы
определения состояния
погоды
Практические занятия:
измерение температуры
воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на
улице)
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира осенью
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира зимой
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира весной

1

Работа в парах/группах

1

1

Отвечать на вопросы

1

Работа с информацией

1

Обсуждения по
группам

1

1

Работа с информацией

31

Труд и быт людей в разные
времена года

1

32

Прогулки на природе.
Правила поведения

1

Отвечать на вопросы

1

Обсуждения по
группам

1

Обсуждения по
группам

33
34

Что мы знаем о растениях?
Особенности лиственных
растений: узнавание, краткое

описание. Лиственные
растения нашего края

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Особенности хвойных
растений: узнавание, краткое
описание. Хвойные растения
нашего края
Дикорастущие и культурные
растения вокруг нас.
Сходство и различия
дикорастущих и культурных
растений
Как растение живет?
Части растения. Название,
краткая характеристика
значения для жизни растения
Растения нашего уголка
природы: узнавание,
называние, краткое описание
Комнатные растения.
Растения в твоем доме:
краткое описание
Как мы ухаживаем за
растениями уголка природы
(практическая работа)
Многообразие мира
животных. Какие животные
живут в нашем регионе?
Каких зверей мы знаем? Мир
животных: звери (узнавание,
называние, сравнение,
краткое описание)
Какие звери живут в морях и
океанах? Звери морские:
узнавание, называние,
краткое описание
Мир животных: чем похожи
все звери: главная

1

Работа с информацией

1

Учебный диалог

1

Работа с информацией

1

1

Обсуждения по
группам

1

Отвечать на вопросы

1

Отвечать на вопросы

1

1

1

1

Работа с информацией

особенность этой группы
животных. Забота зверей о
своих детенышах

46

47

48

49

50

51

52

53

54

Мир животных: насекомые
(узнавание, называние).
Главная особенность этой
группы животных
Насекомые: сравнение,
краткое описание внешнего
вида
Мир животных: птицы
(узнавание, называние)
Главная особенность этой
группы животных
Где обитают птицы, чем они
питаются. Птицы: сравнение
места обитания, способа
питания
Мир животных: рыбы
пресных и соленых водоемов
(сравнение, краткое
описание)
Мир животных: земноводные
(узнавание, называние,
краткое описание). Главная
особенность этой группы
животных
Земноводные: как они
размножаются. Развитие
лягушки от икры до икры:
анализ схемы
Мир животных:
пресмыкающиеся (узнавание,
называние, краткое
описание). Главная
особенность этой группы
животных
Поговорим о
пресмыкающихся, которые

1

Обсуждения по
группам

1

Отвечать на вопросы

1

Работа с информацией

1

1

Обсуждения по
группам

1

Отвечать на вопросы

1

Работа с информацией

1

1

живут в жарких странах.
Пресмыкающиеся жарких
стран (узнавание, называние,
краткое описание)

55

56

57

58

59

60

61

62

Домашние и дикие
животные. Различия в
условиях жизни
Кто заботится о домашних
животных Профессии людей,
которые заботятся о
животных
Резервный урок. Времена
года: наблюдения за
особенностью погоды,
жизнью растительного и
животного мира лета
Резервный урок. Где живут
насекомые? Насекомые:
место обитания, питание
Режим дня первоклассника.
Правильное сочетание труда
и отдыха в режиме
первоклассника
Правила здорового питания.
Состав пищи,
обеспечивающий рост и
развитие ребенка 6-7 лет.
Правила поведения за столом
Предметы личной гигиены.
Закаливание организма
солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила
закаливания
Бытовые электрические и
газовые приборы: правила
безопасного использования.
Поведение в экстремальных
ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб

1

1

Работа с информацией

1

Обсуждения по
группам

1

Отвечать на вопросы

1

1

Работа с информацией

1

Отвечать на вопросы

1

Обсуждения по
группам

63

Ты – пешеход!

1

64

Знаки дорожного движения

1

65

Знакомься: электронные
ресурсы школы

1

Работа с информацией

1

Работа с информацией

66

Резервный урок. Правила
использования электронных
устройств

Итого по программе

66
КР 2

Отвечать на вопросы

2 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Коли
честв
о
часов

Виды деятельности

Всего

1

Наша Родина - Россия,
Российская Федерация

1

Различать символы РФ

2

Москва - столица России.
Герб Москвы

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

3

Достопримечательности
Москвы: Большой театр,
МГУ, Московский цирк,
Театр кукол имени С.В.
Образцова

1

Работа в группах

4

Страницы истории: как
Москва строилась

1

Обсуждения по
группам

5

Санкт-Петербург - северная
столица.
Достопримечательности
города

1

Работа с информацией

6

Народы России. Народы
Севера: традиции, обычаи,
праздники

1

Обсуждения по
группам

7

Народы Поволжья и других
территорий РФ: традиции,
обычаи, праздники

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

8

Родной край, его природные
достопримечательности

1

Различать деревья,
кустарники, травы

9

Значимые события истории
родного края. Исторические
памятники, старинные
постройки

1

Работа в группах

10

Наш регион, какой он?
Культура родного края
Родной край, его культурные
достопримечательности

1

Обсуждения по
группам

11

Мир профессий жителей
нашего региона

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека цифрового
образовательного
контента
(myschool.edu.ru)

12

Зачем человек трудится?
Ценность труда и
трудолюбия

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

13

Родословная. Родословное
древо, история семьи.
Предшествующие поколения

1

Работа с информацией

14

Семейные ценности и
традиции. Труд, досуг,
занятия членов семьи

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

15

Правила культурного
поведения в общественных
местах: кинотеатре, театре,
торговом центре, музее

1

Работа с информацией

16

Главные правила
взаимоотношений членов
общества: доброта,
справедливость, честность,
уважение к чужому мнению

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

17

Резервный урок. Древние
кремлевские города: Нижний
Новгород, Псков, Смоленск

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

18

Резервный урок.
Взаимоотношения членов
семьи: отношение к детям и
старшему поколению

1

Работа в группах

19

Резервный урок.
Тематическая проверочная
работа по разделу "Человек и
общество"

1

Работа с информацией

20

Как человек познает
окружающую природу?
Особенности разных методов
познания окружающего мира

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

21

Звездное небо: звезды и
созвездия. Солнечная
система: планеты (название,
расположение от Солнца,
краткая характеристика)

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

22

Земля – живая планета
Солнечной системы

1

Работа с информацией

23

Почему на Земле есть жизнь?
Условия жизни на Земле

1

Работа в группах

24

Модели Земли. Практическая
работа

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

25

Ориентирование на
местности. Практическая
работа

1

Работа в группах

26

Ориентирование на
местности с использованием
компаса. Практическая
работа

1

Работа с информацией

27

Многообразие растений по
месту обитания, внешнему
виду. Сравнение растений
разных климатических
условий

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

28

Деревья, кустарники, травы
родного края (узнавание,
называние, краткое
описание)

1

Обсуждения по
группам

29

Деревья лиственные и
хвойные. Сравнение
лиственных и хвойных
деревьев: общее и различия

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

30

Кустарники нашего края:
узнавание, название, краткое
описание

1

Работа с информацией

31

Травы нашего края:
многообразие. Внешний вид,
условия жизни (называние,
краткое описание)

1

Работа в группах

32

Зависимость жизни растений
от состояния неживой
природы. Жизнь растений
осенью и зимой

1

Обсуждения по
группам

33

Зависимость жизни растений
от состояния неживой
природы. Жизнь растений
весной и летом

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

34

Растения дикорастущие и
культурные: общее и
различия

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

35

Многообразие животных
родного края и разных
территорий России

1

Работа с информацией

36

Мир животных: насекомые.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

37

Мир животных: рыбы.
Особенности внешнего вида,
условия жизни,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание

1

Работа в группах

38

Мир животных: птицы.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание

1

Работа с информацией

39

Мир животных:
земноводные. Особенности
внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

40

Мир животных:
пресмыкающиеся.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание (общая
характеристика признаков)

1

Работа с информацией

41

Мир животных: звери
(млекопитающие).
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние,
описание

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

42

Животные и их потомство
Размножение животных.
Стадии развития насекомого,
земноводных

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

43

Связи в природе:
зависимость изменений в
живой природе от изменений
в неживой природе

1

Работа в группах

44

Годовой ход изменений в
жизни животных. Жизнь
животных осенью и зимой

1

Работа с информацией

45

Годовой ход изменений в
жизни животных. Жизнь
животных весной и летом

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

46

Красная книга России. Ее
значение в сохранении и
охране редких растений и
животных

1

Работа в группах

47

Отдельные представители
растений Красной книги
России (включая
представителей
растительного мира
региона): узнавание,
называние и описание

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

48

Отдельные представители
животных Красной книги
России (включая
представителей животного
мира региона): узнавание,
называние и описание

1

Работа с информацией

49

Заповедники: значение для
охраны природы

1

Работа в группах

50

Какие задачи решают
сотрудники заповедника.
Правила поведения на
территории заповедника

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

51

Заповедники Севера России
(Остров Врангеля, Большой
Арктический заповедник)

1

Работа с информацией

52

Заповедники Юга России
(Кавказский заповедник)

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

53

Заповедники Сибири
(Байкальский заповедник,
Саяно-Шушенский
заповедник)

1

Обсуждения по
группам

54

Резервный урок.
Дикорастущие и культурные
растения родного края

1

Обсуждения по
группам

55

Резервный
урок.Тематическая
проверочная работа по
разделу "Человек и природа"

1

Работа в группах

56

Здоровый образ жизни.
Режим дня: чередование сна,
учебных занятий,
двигательной активности

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

57

Рациональное питание:
количество приемов пищи и
рацион питания. Витамины и
здоровье ребенка

1

Работа с информацией

58

Физическая культура. Игры
на воздухе как условие
сохранения и укрепления
здоровья

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

59

Закаливание. Значение
закаливания для укрепления
здоровья. Средства и правила
проведения закаливающих
процедур

1

Работа в группах

60

Правила безопасности в
школе: маршрут до школы,
поведение на занятиях,
переменах, при приеме
пищи; на предшкольной
территории

1

Обсуждения по
группам

61

Правила безопасного
поведения в быту.
Безопасное пользование
электроприборами, газовой
плитой. Безопасность при
разогреве пищи. Номера
телефонов экстренной
помощи

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

62

Безопасное поведение на
прогулках: правила
поведения на игровых
площадках; езда на

1

Работа с информацией

велосипедах (санках,
самокатах) и качелях
63

Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта

64

Знаки безопасности на
общественном транспорте

1

Работа в группах

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

65

Правила безопасного
поведения пассажира метро.
Знаки безопасности в метро

1

Строить свою учебную
и игровую
деятельность

66

Правила поведения при
пользовании компьютером:
посадка, время пользования,
обязательность отдыха и
другие

1

Работа в группах

67

Безопасное пользование
Интернетом

1

Работа с информацией

68

Резервный урок.
Проверочная работа по
итогам обучения во 2 классе

1

Создавать небольшие
описания на
предложенную тему

Итого по программе

68
КР 3

3 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Коли
честв
о
часов

Виды деятельности

Всего

1

Что такое общество?

2

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам
России

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1330e
https://m.edsoo.ru/f84
1254e

1

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
123aa

1

Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12d5a

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
140ba

1

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1427c

1

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
134bc

1

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1380e

1

3

Родной край – малая родина

4

Уникальные памятники
культуры России: Красная
площадь, Кремль

5

Уникальные памятники
культуры России:
исторический центр СанктПетербурга

6

Уникальные памятники
культуры России: Кижи,
памятники Великого
Новгорода

7

Достопримечательности
родного края: памятники
природы и культуры региона

8

Города Золотого кольца
России. Кремлевские города:
Ростов Великий, ПереславльЗалесский

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
13e30

9

Города Золотого кольца
России. Кремлевские города:
Суздаль, Сергиев Посад,
Ярославль

1

Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1367e

10

Трудолюбие как
общественно значимая
ценность в культуре народов
России. Традиции
воспитания трудолюбия у
детей разных народов нашей
страны

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

11

Труд жителей региона.
Профессии, связанные с
трудом на производстве, в
сельском хозяйстве

1

Работа с информацией

12

Труд жителей региона.
Профессии, связанные с
трудом в учреждениях
образования и культуры

1

Работа в группах

13

Культура, традиции народов
России. Уважение к
культуре, традициям,
истории разных народов и
своего народа

1

Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
13c3c

14

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила
поведения в социуме

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1213e

15

Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12ef4

16

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы
семьи

1

Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1314c

17

Памятники природы и
культуры стран Европы (по
выбору)

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1481c

18

Памятники природы и
культуры Белоруссии (по
выбору)

1

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
14650

19

Памятники природы и
культуры стран Азии (по
выбору)

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
149d4

20

Памятники природы и
культуры Китая (по выбору)

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
14b6e

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
112c0

21

Резервный урок. Семья:
традиции, праздники

1

Планировать шаги по
решению учебной задачи

22

Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Наша Родина - Российская
Федерация"

1

Работа с информацией

23

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы

1

Проводить несложные
наблюдения в природе

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0c162

24

Разнообразие веществ в
природе. Примеры веществ
(соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая
характеристика

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0c392

25

Твердые вещества, жидкости,
газы. Определение свойств
твердых веществ, жидкостей
и газов

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0c9c8
https://m.edsoo.ru/f84
0c7ca

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0cce8
https://m.edsoo.ru/f84
0cb62

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ce78

1

Участие в совместной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0d03a

1

Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0d328

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0d846

26

Вода как вещество.
Определение свойств воды в
ходе практической работы

27

Распространение воды в
природе: водоемы, реки.
Круговорот воды в природе

28

Значение воды для жизни
живых организмов и
хозяйственной деятельности
людей. Охрана воды

29

Воздух как смесь газов.
Значение воздуха для жизни
флоры, фауны, человека.
Охрана воздуха

30

Горная порода как
соединение разных

1

1

минералов. Примеры
минералов
31

Полезные ископаемые –
богатство земных недр

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12706

32

Полезные ископаемые
родного края:
характеристика,
использование в
хозяйственной деятельности
региона

1

Участие в совместной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12896

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0dd78
https://m.edsoo.ru/f84
0dbde

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0f9fc
https://m.edsoo.ru/f84
0df26

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0f240
https://m.edsoo.ru/f84
0e0de

1

Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e282

1

Участие в совместной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e41c

1

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e6a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0fde4

33

34

Почва, её состав

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые
существа

35

Разнообразие грибов:
узнавание, называние,
описание

36

Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида
от условий и места обитания

37

Растения родного края:
названия и краткая
характеристика (на основе
наблюдения)

38

Растения, используемые
людьми в хозяйственной
деятельности

1

1

39

Растение как живой организм

1

Работа с информацией

40

Как растения размножаются?

1

Выполнять правила
совместной деятельности

41

Развитие растения от семени
до семени (по результатам
практических работ)

42

Условия роста и развития
растения (по результатам
наблюдений)

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12a1c

43

Жизнь животных в разные
времена года

1

Участие в совместной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e85e

44

Животные родного края:
узнавание, называние,
краткая характеристика

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ea16

45

Бережное отношение к
животным – нравственная
ценность людей. Охрана
животного мира в России

1

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ebe2

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ed90

1

Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ef2a

1

Участие в совместной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0f0b0

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12b98

46

Как животные питаются?

47

Особенности дыхания
животных разных классов
(звери –легкие; рыбы жабры; насекомые – трахеи)

48

Размножение и развитие рыб,
птиц, земноводных

49

Условия, необходимые для
жизни животных: воздух,
вода, тепло, пища (среда
обитания) – обобщение на
основе результатов
наблюдений и работы с
информацией

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

50

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем,
степь

1

Участие в совместной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1030c
https://m.edsoo.ru/f84
0ff74

51

Искусственные природные
сообщества, созданные
человеком - пруд, поле, парк,
огород

1

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10122

52

Природные сообщества
родного края – два-три
примера на основе
наблюдения

53

Общее представление о
строении организма
человека. Температура тела,
частота пульса как
показатели здоровья
человека

54

Опорно-двигательная
система и ее роль в жизни
человека

55

Дыхательная система и ее
роль в жизни человека

56

Пищеварительная система и
ее роль в жизни человека

57

Кровеносная и нервная
система и ее роль в жизни
человека

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
104ba

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10654

1

Участие в совместной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
116c6

1

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10aa0

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10dd4

1

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11108
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1146e
https://m.edsoo.ru/f84
10f78

58

Резервный урок. Органы
чувств их роль в жизни
человека

1

Участие в совместной
деятельности

59

Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Многообразие растений и
животных"

1

Работа с информацией

60

Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Человек - часть природы.
Строение тела человека "

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

61

Роль двигательной
активности: утренней
гимнастики, динамических
пауз

1

Участие в совместной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10c3a

62

Профилактика заболеваний.
Роль закаливания для
здоровья растущего
организма

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
118a6

1

63

Соблюдение правил
перемещения внутри двора и
пересечения дворовой
проезжей части

64

Знаки безопасности во дворе
жилого дома

65

Безопасное поведение
пассажира
железнодорожного
транспорта. Знаки
безопасности

66

Безопасное поведение
пассажира авиа и водного
транспорта

1

Работа с информацией

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11dd8

67

Безопасная информационная
среда

1

Планировать шаги по
решению учебной задачи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11f90

68

Резервный урок.
Проверочная работа по
итогам обучения в 3 классе

1

Участие в совместной
деятельности

Итого по программе

1

Устанавливать причину
возникающей трудности
или ошибки

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11a5e

1

Находить по предложению
учителя информацию в
разных источниках

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10910

1

Участие в совместной
деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11c0c

68
КР 4

4 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Коли
честв
о
часов

Виды деятельности

Всего

1

Государственное устройство
РФ (общее представление).
Политико-административная
карта России. Субъекты РФ:
примеры, названия, общая
характеристика

2

Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Права ребенка

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1d8ea
https://m.edsoo.ru/f84
1d188

1

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1d336

3

Малая Родина гражданина
России.
Достопримечательности
родного края

1

Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1dac0

4

Родной край. Знаменитые
люди родного края

1

Анализировать ситуации

5

Наша малая Родина: главный
город

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1e664

6

Города России. Древние
города России. Страницы
истории

1

Совместная деятельность

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1e4c0

7

Города России. Городагерои. Страницы истории

1

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1e876

8

Праздник в жизни общества
и человека

1

Работа в группах

9

Государственные праздники
России

1

Совместная деятельность

10

Праздники и памятные даты
своего региона

1

Анализировать ситуации

11

Историческое время. Что
такое «лента времени»?

1

1

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1dc50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
18bb0

12

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни

Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
18dc2

1

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1a082
https://m.edsoo.ru/f84
1a262
https://m.edsoo.ru/f84
19894

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
19894

1

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
19c54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1b284

1

13

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

14

Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в
Московском государстве

15

Образование и культура в
Московском государстве

16

Страницы истории
Российской империи. Пётр 1

1

Выполнять правила
совместной деятельности

17

Страницы Российской
империи. Преобразования в
культуре, науке, быту

1

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
19e7a

18

Образование в Российской
империи

1

Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1b4aa

19

Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя:
развитие культуры XVIII
века (архитектура, живопись,
театр)

1

Анализировать ситуации

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1b694

20

«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века

1

Работа в группах

21

Первая Отечественная война:
1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1b89c

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1bf72
https://m.edsoo.ru/f84

22

Страницы истории России
ХХ века

1

1c12a
https://m.edsoo.ru/f84
1c56c
23

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг: как все
начиналось…

1

Работа в группах

24

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг: главные
сражения

1

Анализировать ситуации

25

Все для фронта – все для
победы

1

Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины

26

Взятие Берлина. Парад
Победы

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

27

Мы живём в Российской
Федерации

28

Человек - творец культурных
ценностей

29

Труд и быт людей в разные
исторические времена

30

Всемирное культурное
наследие России

31

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1c9f4

1

Совместная деятельность

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1cd14

1

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1cf94

Анализировать ситуации

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1ae1a

1

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15b9a

Всемирное культурное
наследие

1

Совместная деятельность

32

Охрана историкокультурного наследия

1

Работа в группах

33

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и
гуманизм, справедливость и
уважение

1

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1d516

34

Резервный урок. Летописи и
летописцы. Роль монастырей
в развитии образования
народа

1

Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1a62c

35

Резервный урок. Культура
Московского государства.
Творчество скоморохов и

1

Анализировать ситуации

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1a82a

1

гусляров, первые «потешные
хоромы», первый театр
1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

37

Как человек изучает
окружающую природу?

1

Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне

38

Солнце - звезда

1

Выполнять правила
совместной деятельности

39

Планеты Солнечной системы
Луна – спутник Земли

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

40

Смена дня и ночи на Земле
как результат вращения
планеты вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)

1

Анализировать ситуации

41

Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены
сезонов (практические
работы с моделями и
схемами). Общая
характеристика времен года

1

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе

42

Равнины России: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название, общая
характеристика, нахождение
на карте)

1

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1668a

43

Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные
вершины, место нахождения
на карте)

1

Находить ошибки в своей и
чужих работах,
устанавливать их причины

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1668a

44

Формы земной поверхности
(на примере родного края)

1

Анализировать ситуации

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16806

45

Водоемы Земли, их
разнообразие. Естественные
водоемы: океан, море, озеро,
болото. Примеры водоемов в
России.

1

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16996

36

Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"История Отечества"

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
14d1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
14eca

46

Искусственные водоемы:
водохранилища, пруды
(общая характеристика)

47

Река как водный поток

48

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на
карте

49

Водоемы и реки родного
края

50

Использование рек и
водоемов человеком
(хозяйственная деятельность,
отдых). Охрана рек и
водоемов

51

Характеристика природных
зон России: арктическая
пустыня. Связи в природной
зоне

52

Характеристика природных
зон России: тундра. Связи в
природной зоне

53

Характеристика природных
зон России: тайга. Связи в
природной зоне

54

Характеристика природных
зон России: смешанный лес.
Связи в природной зоне

55

Характеристика природных
зон России: степь и
полупустыня. Связи в
природной зоне

56

Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия в России

1

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16b58

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16cfc

1

Анализировать ситуации

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16fae

1

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17382

1

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17526

1

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17918
https://m.edsoo.ru/f84
17b34

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17d1e

1

Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
17f08

Выполнять правила
совместной деятельности

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
183b8
https://m.edsoo.ru/f84
181ce

1

Анализировать ситуации

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
18778
https://m.edsoo.ru/f84
185ac

1

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1546a

1

1

Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
1580c

1

Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15118

1

Анализировать ситуации

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
152c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15636

57

Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия за рубежом

58

Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы

59

Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых,
флоры и фауны)

60

Знакомство с
Международной Красной
книгой

1

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе

61

Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Формы земной поверхности
и водоёмы"

1

Выполнять правила
совместной деятельности

62

Резервный урок.
Проверочная работа по теме
"Природные зоны"

1

Соотносить объекты
природы с принадлежностью
к определённой природной
зоне

63

О вредных для здоровья
привычках

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15da2

64

Планирование маршрутов с
учетом транспортной
инфраструктуры населенного
пункта

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16306

65

Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях
культуры и торговых
центрах

1

Анализировать ситуации

66

Безопасное поведение при
езде на велосипеде и
самокате. Дорожные знаки

67

Правила цифровой
грамотности при
использовании Интернет

1

Работа в группах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
16180

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
15f50

68

Резервный урок.
Проверочная работа по
итогам обучения в 4 классе

Итого по программе

1
68
КР 4

Выполнять правила
совместной деятельности


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».