РК Финансовая грамотность 2 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом директора школы
МАОУ –Гимназия № 45,

Приказ № 108/2-д от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

г. Екатеринбург, 2023 г

1

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
2 класс
Что такое деньги и откуда они взялись
Появление обмена товаров. Причиной возникновения обмена является
специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен
неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности.
Первые деньги. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в
качестве денег использовались разные вещи. Появление первых денег — товаров с высокой
ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают
их удобными товарными деньгами. Основными товарными деньгами становятся
драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты.
Монеты. Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в
Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты
имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные
монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При
образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Бумажные деньги. Карманные деньги. Монеты и купюры являются наличными
деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные
деньги появились в XVIII веке при Екатерине II.
Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок
Гурт. Подделка монет. «Орёл» и «решка». Аверс и реверс. Номинал. Устройство
монеты. Защита монет от подделок. Современные монеты.
Номинал банкнот. Защита банкнот от подделок. Фальшивые деньги.
Фальшивомонетчики. Способы защиты от подделок бумажных денег. Водяной знак.
Подделка денег считается опасным преступлением
Какие деньги были раньше в России
Клады. «Меховые деньги». Первые русские монеты. Денга и копейка. Рубль,
гривенник и полтинник. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Что мы узнали о деньгах. Подведение итогов
Современные деньги России и других стран
Современные деньги России. Современные российские монеты и бумажные
деньги. Купюры. Изображения на купюрах российских денег.
Доллары и евро – самые известные иностранные деньги. Валюта - денежная
единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Доллар, евро – самые известные
валюты. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в
другой валюте, называется валютным курсом.
Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Современные деньги
мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Безналичные денежные
расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные
карты.
Что мы узнали о деньгах? Решение финансовых задач

2

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- осознание себя как члена семьи и общества;
- овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
- познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных
финансовых задач;
- осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области
финансов, так и действий окружающих;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между
расходами на дополнительные нужды и
«лишними» расходами;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых
ситуациях.
Обучающийся младших классов также получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов;
- положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли финансово
грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его
эмоциональному состоянию, выражающейся
в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты предполагают формирование следующих универсальных
учебных действий:
Регулятивные УУД
- определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в
соответствии с финансовой задачей и условиями
её реализации;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний
для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
- выполнение пошагового контроля своих учебных действий,
- итоговый контроль и оценка результата;
- оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
- корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта
выявленных ошибок;
- корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей,
родителей;
- использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Обучющийся младших классов также получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении
учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;

3

- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать
его при необходимости.
Познавательные УУД
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
простой финансовой информации;
- использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к
изученным финансовым понятиям;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения
финансовых задач;
- владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера.
Обуающийся младших классов также получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: формулировать проблему,
- разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД
- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;
- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь своё мнение;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых
действий и решений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при
выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное
финансовое поведение и поведение окружающих.
Обучающийся младших классов также получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении
финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные:
- правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка,
продажа, сдача, бумажные и металлические
деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия,
сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
- понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
- понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
- умение приводить примеры товарных денег;
- умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
- понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
4

- умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и
пластиковая карта;
- умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и
нерегулярных доходов семьи;
- умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры
обязательных и необходимых расходов семьи,
а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
- умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных
примерах;
- умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
- знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить
примеры пособий;
- умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Обучающийся младших классов также получит возможность научиться:
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, диаграмма);
- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при
проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
уро
ка

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.

Тема урока

Кол-во
час

Что такое деньги и откуда
они взялись
Появление обмена товаров.

4ч

Первые деньги
Монеты
Бумажные деньги.
Карманные деньги
Рассмотрим деньги
поближе. Защита денег от
подделок
Гурт. Подделка монет.
«Орёл» и «решка». Аверс и
реверс. Номинал
Номинал банкнот. Защита
банкнот от подделок
Какие деньги были
раньше в России
Клады. «Меховые деньги».
Первые русские монеты.
Денга и копейка

1
1
1

Рубль, гривенник и
полтинник
Что мы узнали о деньгах

1

Виды
деятельности

Работа
парах/группах
Моделирование
ситуации

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
Учебнометодический
в комплекc
«Введение
в
финансовую
грамотность» для
начальной школы
(fincult.info)

3ч

1
1

Упражнения
на
развитие контроля

1
4ч
1
1

Комментированное
выполнение анализа
текста

1
1
5

Современные деньги
России и других стран
12. Современные деньги
России
13. Современные деньги
России
14. Доллары и евро – самые
известные иностранные
деньги
15. Банки. Наличные,
безналичные и электронные
деньги
16. Что мы узнали о деньгах?
17. Решение финансовых задач
Итого : 17 часов

6ч
1

Проектное задание

1
1

Моделирование
ситуации

Учебнометодический
комплекc
«Введение
в
финансовую
грамотность» для
начальной школы
(fincult.info)

1

1
1

Проектное задание

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».