МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ № 45 ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования уровень образования утверждённой приказом директора, Приказ № 83/3 от 31.08.2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «БИОХИМИЯ», 10-11 класс г. Екатеринбург, 2021 год Планируемые результаты Личностные результаты: – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; Метапредметные результаты: Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты изучения (базовый уровень) Выпускник на базовом уровне научится: – раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; – демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками; – раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова; – понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; – объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; – применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; – составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений; – характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения; – прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; – использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; – приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна); – проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств; – владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; – устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов; – приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека; – приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; – проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав; – владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; – осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ; – критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; – представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; – использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; – объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ; – устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения; – устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. Тематическое планирование с учетом модуля программы воспитания «Школьный урок», 10 класс № урока 1 2 3 4 5 6 Тема урока Предмет органической химии. Органические вещества Углеводороды Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе Биологически активные вещества Искусственные и синтетические полимеры Кол-во часов Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» сроки 12 часов 5 часов 9 часов День российской науки февраль 6 часов 2 часа 4 часа День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Тематическое планирование, 10 класс май № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема урока Предмет органической химии. Органические вещества Органические вещества. Особенности органических веществ Теория химического строения органических соединений Причины многообразия органических веществ Природные источники углеводородов Нефть и способы ее переработки Классификация органических соединений Основы номенклатуры органических соединений Углеводороды Алканы Алкены Алкадиены и каучуки Алкины Бензол. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты Фенол. Каменный уголь. Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны. Свойства и применение альдегидов. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры Углеводы: классификация и биологические функции. Моносахариды Дисахариды и полисахариды Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислородсодержащие органические соединения» Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения» Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе Амины. Анилин как органическое основание. Аминокислоты. Свойства аминокислот. Биологические функции аминокислот. Типы аминокислот Белки: строение, классификация и биологические функции Нуклеиновые кислоты: функции и состав Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 27 29 30 31 32 33 34 Генетическая связь между классами органических соединений. Практическая работа № 1 по теме «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» Биологически активные вещества Ферменты как биологические катализаторы Витамины. Гормоны. Лекарства Искусственные и синтетические полимеры Получение и классификация полимеров Практическая работа № 2 по теме «Распознавание пластмасс и волокон» Повторение изученного материала Повторение изученного материала 1 1 1 1 Тематическое планирование с учетом модуля программы воспитания «Школьный урок», 11 класс № урока 1 2 Тема урока Кол-во часов Строение вещества Химические реакции 13 часов 21 час Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» День российской науки День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов сроки февраль май Тематическое планирование, 11 класс № урока Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 Строение вещества Современные представления о строении атома. Изотопы. Семейства элементов Элементный состав организма. Понятие о главных биогенных элементах. Макро- и микроэлементы. Потребности организмов в химических элементах. Химический состав организма человека. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Закономерности распространения элементов в живой природе Ионная связь. Катион и анионы. Химия ионов d-металлов в организме. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Металлическая, водородная химические связи. Единая природа химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток. Качественный и количественный состав вещества. Причины многообразия веществ (изомерия, гомология, аллотропия) Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации. Роль растворов в жизни человека Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели). Понятие о коагуляции и седиментации. Газообразное состояние вещества. Особенности строения газов. Газообмен в легких и тканях. Практическая работа №1 по теме «Получение и распознавание газов» Жидкое состояние вещества. Вода. Роль воды в жизни человека. Твердое состояние вещества. Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества» Химические реакции Классификация химических реакций в неорганической и органической химии Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда растворов. Водородный показатель (рН) растворов Химическая и биохимическая кинетика и катализ Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Кислотнощелочное равновесие и буферные системы организма Роль воды в химических реакциях. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Гидролиз неорганических и органических соединений Окислительно-восстановительные реакции. Роль ОВР в обмене веществ и энергии, происходящем в живых организмах Электролиз: теория и практика Вещества и их свойства Неметаллы Металлы Органические и неорганические кислоты Органические и неорганические основания Соли органических и неорганических кислот Проблемы биохимической экологии Бытовая химическая грамотность Практическая работа №2 «Идентификация органических и неорганических соединений» Контрольная работа №2 по теме «Вещества и их свойства» Повторение по теме «Строение вещества» Повторение по теме «Химические реакции» Повторение по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений» ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)