РП СОО Литература 10-11 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
уровень образования

утверждённой приказом директора школы,
Приказ № 83/3 от 31.05.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)», 10-11 КЛАСС

г. Екатеринбург, 2022 год

Содержание учебного предмета
Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных
произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с
элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста;
сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной
деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом.
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение
жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в
художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его
составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог).
Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы
произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ
(метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу
между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной
деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация,
пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная
(исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного
произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными
постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов
литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и
религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования,
привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках
списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся
выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень
владения основными приемами и методами анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта.
Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об
интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные
жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе,
аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей),
научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ,
посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе
«Результаты».
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с
произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочноинформационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность,
связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях.
Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных
ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события
литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).

Содержание учебного предмета
Поэзия середины и второй половины XIX века
Ф.И. Тютчев Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано
предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...»,
«Певучесть есть в морских волнах…», «Умом Россию не понять…», «Silentium!» и др.
А.А. Фет Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…»,
«Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…»,
«Я тебе ничего не скажу…» и др.
Н.А. Некрасов Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном
разгаре страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк»,
«Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...»),
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Реализм XIX – XX веков
А.Н. Островский Пьеса «Гроза», «Бесприданница»
И.А. Гончаров Роман «Обломов»
И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»
М.Е. Салтыков-Щедрин Роман «История одного города». Цикл «Сказки для детей
изрядного возраста»
Н.С. Лесков Повести «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»
Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент»,
«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья»
Пьеса «Вишневый сад»
И.А. Бунин Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и
трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…»
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»,
«Темные аллеи», «Чистый понедельник»
М. Горький Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»
Пьеса «На дне»
А.А. Блок Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в
церковном хоре…», «Когда Вы стоите на моем пути…», «На железной дороге», цикл «На
поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и
без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»;
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Рожденные в года глухие…», «Россия»,
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому Дому», «Скифы»
Поэма «Двенадцать»
А.И. Куприн Рассказы и повести: «Олеся», «Гранатовый браслет»
А.А. Ахматова Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…»,
«Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество»,
«Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня
последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…»,
«Смуглый отрок бродил по аллеям…»
Поэма «Реквием»
С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без
возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ
ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…»

В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!»,
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,
«Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка
и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к
лошадям»
Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос»
М.И. Цветаева Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы
больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту
бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»),
«Тоска по родине! Давно…»
О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Мы живем
под собою не чуя страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не
слыхал рассказов Оссиана…», «Notre Dame»
Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется
дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..»
Е.И. Замятин Роман «Мы»
М.А. Булгаков Роман «Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов Рассказы и повести: «В прекрасном и яростном мире», «Котлован»
М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон»
В.В. Набоков Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»
А.И. Солженицын Рассказ «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
В.Т. Шаламов Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный
карантин», «Последний бой майора Пугачева»
И.А. Бродский Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На
столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я
входил вместо дикого зверя в клетку…»
В.М. Шукшин Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»
В.В. Быков Повесть «Сотников»
Б.Л. Васильев Повесть «А зори здесь тихие»
Д.С. Самойлов
Поэзия второй половины XX века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.Д. Левитанский
Б.Ш. Окуджава
А.А. Тарковский

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
 совершенствование коммуникативных способностей;
 сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном
мире;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уверенности его великом будущем;
 сформированность гражданской позиции учащегося как сознательного, активного
и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,
осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской,
проектной, коммуникативной и др.;
 сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
 сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения
общечеловеческих нравственных ценностей;
 осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного
содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая
внешкольную, деятельность;
 использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные
стратегии в трудных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать
конфликты;









владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты изучения (базовый уровень)
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного
языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского, родного (нерусского) языка;
6) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
7) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры;
8) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
9) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
10) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении; в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или боле текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт:
– обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему произведения, так и его проблематику;
– использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
– давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их в развитие в ходе

сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
– анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия или раскрытия их характеров;
– определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;
– анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обуславливает эстетическое
воздействие на читателя;
– анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора или героев
требуется отличать то, что заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается;
– давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению и культурно – исторической
эпохе;
– выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства предлагать свои
собственные обоснования интерпретации литературных произведений
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Тематическое планирование с учетом модуля программы воспитания: «Школьный
урок» по литературе для 10 класса
№ п/п Тема
Количество Модуль
Сроки
часов
1. Литература второй
100
День знаний
01.09 –
половины XIX века
День солидарности в
30.05
борьбе с терроризмом
Международный день
распространения
грамотности
День окончания Второй
мировой войны
210 лет со дня
Бородинского сражения
205 лет со дня рождения
русского писателя
Алексея
Константиновича
Толстого
125 лет со дня рождения
Марины Ивановны
Цветаевой
Международный день
школьных библиотек
День народного единства
Международный день
толерантности
День матери в России
День Неизвестного
Солдата
День Героев Отечества
День памяти жертв
политических репрессий
День Конституции
Российской Федерации
140 лет со дня рождения
русского писателя
Алексея Николаевича
Толстого
День полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады
(1944 год)
День российской науки
80 лет со дня победы
Вооруженных сил СССР
над армией гитлеровской
Германии в 1943 году в
Сталинградской битве
Международный день
родного языка

День воссоединения
Крыма и России
Всероссийская неделя
музыки для детей и
юношества
День космонавтики, 65
лет со дня запуска СССР
первого искусственного
спутника Земли
День Победы советского
народа в Великой
Отечественной войне
1941-1945 годов
День славянской
письменности и культуры
День русского языка –
Пушкинский день России

Тематическое планирование по учебному предмету Литература
10 класс
№
урока
п./п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.

Тема

Количество
академических часов

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Литература второй половины XIX века, 100 ч. КР – 5 ПР -12
Электронный
«Прекрасное
3
образовательный
начало…»
ресурс
«Учим
Ф.И. Тютчев. Лирика
6
стихи. Среднее
общее
А.А. Фет. Лирика
6
образование.
Литература», 10А.Н. Островский.
14
11 класс. АО
Драмы «Гроза»,
Издательство
«Бесприданница»
«Просвещение»
И.А. Гончаров. Роман
8
«Обломов»
И.С. Тургенев. Роман
8
«Отцы и дети»
Н.А. Некрасов. Поэма
10
«Кому на Руси жить
хорошо». Лирика
Н.С. Лесков. Повесть
4
«Очарованный
странник»
М.Е. Салтыков-Щедрин.
5
«История одного
города». Цикл «Сказки
для детей изрядного
возраста»
Л.Н. Толстой. Роман15
эпопея «Война и мир»
Ф.М. Достоевский.
10
Роман «Преступление и
наказание»
А.П. Чехов. Рассказы.
12
Пьеса «Вишневый сад»
Итого по разделу -100 часов
Резервное время -2 часа
Итого по программе-102 часа

Тематическое планирование с учетом модуля программы воспитания: «Школьный
урок» по литературе для 11 класса
№
Тема
Количество
Модуль
Сроки
п/п
часов
1. Писатели-реалисты
19
День знаний
01.09 – 12.10.
начала 20 века
День солидарности в
борьбе с терроризмом
День окончания Второй
мировой войны
210 лет со дня
Бородинского сражения
Международный день
распространения
грамотности
165 лет со дня рождения
русского учёного,
писателя Константина
Эдуардовича
Циалковского
Всемирный день туризма
2. Литературный процесс
22
125 лет со дня рождения
13.10-08.12
30-х и 40-х годов
Марины Ивановны
Цветаевой
День памяти жертв
политических репрессий
День народного единства
Международный день
толерантности
День матери в России
День Неизвестного
Солдата
3. Серебряный век русской 12
День Героев Отечества
09.12-15.01
поэзии
День Государственного
герба Российской
Федерации
День Конституции
Российской Федерации
140 лет со дня рождения
русского писателя
Алексея Николаевича
Толстого
4. Преодолевшие
13
День полного
17.01 – 16.02
символизм
освобождения Ленинграда
от фашистской блокады
(1944 год)
День российской науки
80 лет со дня победы
Вооруженных сил СССР
над армией гитлеровской
Германии в 1943 году в
Сталинградской битве
Международный день

5. Октябрьская революция
и литературный процесс
20-х – 30-х годов

21

6. Литература периода
Великой Отечественной
войны. Литературный
процесс 50-80-х годов

5

7. Проза второй половины
XX века

3

8. Поэзия второй половины
XX века

4

родного языка
День воссоединения
Крыма и России
Урок каллиграфии
Всероссийская неделя
музыки для детей и
юношества
День космонавтики, 65
лет со дня запуска СССР
первого искусственного
спутника Земли
День памяти о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками в годы
Великой Отечественной
войны
Всемирный день Земли
День Победы советского
народа в Великой
Отечественной войне
1941-1945 годов
День детских
общественных
организаций России
День славянской
письменности и культуры
День русского языка –
Пушкинский день России

17.02 – 16.04

18.04 – 28.04

29.04 – 11.05

12.05 – 21.05

Тематическое планирование по учебному предмету Литература
11 класс
№
урока
п./п

1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.

Тема

Количество
академических часов

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Русская литература XX века, 98 ч. КР – 4 ПР -10
Электронный
Писатели-реалисты
19
образовательный
начала 20 века
ресурс
«Учим
Литературный
22
стихи.
Среднее
процесс 30-х и 40-х
общее
годов
образование.
Серебряный век
12
Литература»,
русской поэзии
10-11 класс. АО
Преодолевшие
13
Издательство
символизм
«Просвещение»
Октябрьская
21

революция и
литературный процесс
20-х – 30-х годов
Литература периода
Великой
Отечественной войны.
Литературный
процесс 50-80-х годов
Проза второй
половины XX века
Поэзия второй
половины XX века

5

3
4

Итого по разделу -98 часов
Резервное время -1 час
Итого по программе-99 часов


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».