РП СОО Физика (базовый) 10-11 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ № 45

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования
уровень образования

утверждённой приказом директора,
Приказ № 83/3 от 31.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)»,
10-11 КЛАСС

Екатеринбург, 2022 год

Планируемые результаты

1.

Выпускник на базовом уровне научится:
–

демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании

современной научной картины мира, в развитии современной техники и
технологий, в практической деятельности людей;
–

демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими

естественными науками;
–

устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять

основные физические модели для их описания и объяснения;
–

использовать информацию физического содержания при решении

учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя
информацию из различных источников и критически ее оценивая;
–

различать

и

уметь

использовать

в

учебно-исследовательской

деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение,
эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного
познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и
место в научном познании;
–

проводить прямые и косвенные изменения физических величин,

выбирая

измерительные

приборы

с

учетом

необходимой

точности

измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой
величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
–

проводить

исследования

зависимостей

между

физическими

величинами: проводить измерения и определять на основе исследования
значение

параметров,

характеризующих

данную

зависимость

между

величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
–

использовать

для

описания

характера

протекания

физических

процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между
ними;

–

использовать

для

описания

характера

протекания

физических

процессов физические законы с учетом границ их применимости;
–

решать качественные задачи (в том числе и межпредметного

характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать
логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в
задаче процесса (явления);
–

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на

основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить
физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения,
проводить расчеты и проверять полученный результат;
–

учитывать границы применения изученных физических моделей при

решении физических и межпредметных задач;
–

использовать информацию и применять знания о принципах работы и

основных

характеристиках

технических

устройств

изученных
для

машин,

решения

приборов

и

практических,

других
учебно-

исследовательских и проектных задач;
–

использовать

знания

о

физических

объектах

и

процессах

в

повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для
принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–

понимать и объяснять целостность физической теории, различать

границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
–

владеть приемами построения теоретических доказательств, а

также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
–

характеризовать

системную

связь

между

основополагающими

научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле),
движение, сила, энергия;

–

выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических

закономерностей и законов;
–

самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

–

характеризовать

глобальные

проблемы,

стоящие

перед

человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в
решении этих проблем;
–

решать

практико-ориентированные

качественные

и

расчетные

физические задачи с выбором физической модели, используя несколько
физических законов или формул, связывающих известные физические
величины, в контексте межпредметных связей;
–

объяснять принципы работы и характеристики изученных машин,

приборов и технических устройств;
–

объяснять условия применения физических моделей при решении

физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую
модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при
помощи методов оценки
2.

Содержание предмета

Базовый уровень
Физика и естественно-научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования
физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов.
Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип
соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.
Механика
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические
характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и
движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения.
Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и
для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел.
Закон сохранения механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия.
Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях.
Энергия волны.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее
экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера
средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель
идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.
Уравнение Менделеева–Клапейрона.
Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых
процессов. Принципы действия тепловых машин.
Электродинамика
Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал
электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики.
Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для
полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах,
полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током
и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества.
Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный
ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного
поля.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их
практическое применение.
Геометрическая оптика. Волновые свойства света.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности
Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярноволновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на
основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды
радиоактивных превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления
ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.
Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.
Перечень лабораторных работ 10 класс
1) Измерение жесткости пружины
2) Измерение коэффициента трения с помощью наклонной плоскости
3) Определение начальной кинетической энергии и начального импульса
по тормозному пути
4) Нахождение изменения механической энергии с учетом действия силы
трения скольжения
5) Опытная проверка закона Бойля-Мариотта
6) Опытная проверка закона Гей-Люссака
7) Исследование скорости остывания воды
8) Исследование вольтамперной характеристики лампы накаливания
9) Мощность тока в проводниках при последовательном и параллельном
соединении

10)
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Перечень лабораторных работ 11 класс
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)

Действие магнитного поля на проводник с током
Исследования явления электромагнитной индукции
Изучение колебаний пружинного маятника
Исследование преломления света на границе «воздух-стекло»
Наблюдение интерференции и дифракции света
Определение длины волны с помощью дифракционной решетки
Изучение спектра водорода по фотографии
Изучение треков заряженных частиц по фотографии

3. Тематическое планирование с учетом модуля программы воспитания:
«Школьный урок» 10 класс

№
п/п

Тема

1.

Механические
явления

Колво
часов
37

Модуль
рабочей программы воспитания
«Школьный урок»
День солидарности в борьбе с
терроризмом
День солидарности в борьбе с
терроризмом
(Беседа о причинах терроризма)
Международный день
распространения грамотности
(Диалог о роли природных явлений в
повседневной жизни и их
физическое описание)
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской
Федерации)
(Разбор на слайдах о защите
населения в случаях чрезвычайных
ситуаций)
Всемирный день математики
(Диалог о роли математики в
физических расчетах)
День народного единства
(Беседа о значении единства
Российского народа)
Международный день толерантности
(Мини-дискуссия «Что значит
быть толерантным»)
День матери в России
(Сообщения «Известные
женщины-физики»)

Сроки
Сентябрь
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

День Неизвестного Солдата
(Беседа о солдатском подвиге)
День Конституции Российской
Федерации
(Разбор статьи 44 Конституции
Российской Федерации)

2.

3.

4.

5.

Молекулярная
физика и
термодинамика

15

Электростатика

6

Постоянный
ток

ВСЕГО (с
учетом
резерва)

8

72 ч

День Героев Отечества
(Мини-презентация о героях СВО )
День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады
(1944 год)
(Сообщение о роли дороги жизни
блокадного Ленинграда)
День российской науки
(Беседа о научных открытиях
российскими учеными)
Международный день родного языка
(Сообщения о происхождении
научных физических терминов)
День воссоединения Крыма и России
(Песни и стихи, посвященные дню
воссоединения Крыма и России)
Предметная неделя общественных
наук
(Презентации моделей физических
процессов)
День космонавтики. Гагаринский
урок «Космос – это мы»
(Мини-сообщение о физических
основах полетов в Космос)
День радио
(Презентация А. Попов –
изобретатель первого
радиоприемного устройства)
День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне 19411945 годов
(Диалог о великом подвиге народа в
годы Великой Отечественной
войны)
День славянской письменности и
культуры
(Сообщения «Физики о роли
культурного наследия России»)

Январь
Февраль
Февраль
Март

Март
Март
Март

Апрель
Апрель
Май
Май

Тематическое планирование, 10 класс
(Базовый уровень)
№
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Тема
Физика – фундаментальная наука о природе. Роль и место физики в
формировании современной научной картины мира, в практической
деятельности
Кинематика
Система отсчета, траектория, путь и перемещение
Прямолинейное равномерное движение
Средняя скорость
Сложение скоростей вдоль одной прямой
Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение»
Прямолинейное равноускоренное движение
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
Соотношение между путем и скоростью
Свободное падение тела
Движение тела, брошенного вертикально вверх
Решение задач по теме «Свободное падение тела»
Равномерное движение по окружности
Решение задач по теме «Равномерное движение по окружности»
Обобщающий урок «Кинематика»
Контрольная работа «Кинематика»
Динамика
Три закона Ньютона
Закон всемирного тяготения
Сила тяжести и закон всемирного тяготения
Силы упругости
Лабораторная работа 1 «Изучение жесткости пружины»
Вес тела, движущегося с ускорением
Силы трения
Решение задач по теме «Движение тела под действием различных сил»
Исследование ключевой ситуации «Тело на гладкой наклонной
плоскости» Лабораторная работа 2 «Измерение коэффициента трения с
помощью наклонной плоскости»
Исследование ключевой ситуации «Поворот транспорта»
Обобщающий урок «Динамика»
Контрольная работа «Динамика»
Законы сохранения в механике
Импульс. Закон сохранения импульса
Условие применения закона сохранения импульса. Реактивное движение.
Освоение космоса
Механическая работа, мощность
Потенциальная энергия. Кинетическая энергия
Закон сохранения энергии в механике
Лабораторная работа 3 «Определение кинетической энергии и импульса
тела по тормозному пути»
Лабораторная работа 4 «Нахождение изменения механической энергии с
учетом действия силы трения скольжения»
Движение жидкостей и газов

часов
1
15 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

63
64
65
66
67
68

Контрольная работа «Законы сохранения в механике»
Статика и гидростатика
Условия равновесия тела. Центр тяжести
Равновесие жидкости и газа
Молекулярная физика
Строение вещества. Количество вещества
Изобарный и изохорный процессы. Изотермический процесс
Лабораторная работа 5 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта»
Лабораторная работа 6 «Опытная проверка закона Гей-Люссака
Решение задач по теме «Изопроцессы»
Уравнение Клапейрона. Уравнение состояния идеального газа (уравнение
Клапейрона-Менделеева)
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
Связь между температурой и средней кинетической энергией молекул
Насыщенный пар. Влажность
Свойства жидкостей и твердых тел
Термодинамика
Внутренняя энергия
Лабораторная работа 7 Исследование скорости остывания воды
Первый закон термодинамики
Применение первого закона термодинамики к газовым процессам
Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к
газовым процессам»
Принцип действия и основные элементы теплового двигателя. Второй
закон термодинамики
Контрольная работа по теме «Молекулярная физика Тепловые явления»
Электростатика
Электростатические взаимодействия. Закон сохранения электрического
заряда. Закон Кулона
Решение задач по теме «Закон Кулона»
Напряженность электрического поля
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле
Работа электрического поля. Разность потенциалов
Электроемкость. Энергия электрического поля
Постоянный электрический ток
Закон Ома для участка цепи
Лабораторная работа 8 Исследование вольтамперной характеристики
лампы накаливания
Исследование ключевых ситуаций «Последовательное и параллельное
соединение проводников»
Работа и мощность тока
Лабораторная работа 9 «Мощность тока в проводниках при
последовательном и параллельном соединении»
Закон Ома для полной цепи
Лабораторная работа 10 «Определение ЭДС и внутреннего
сопротивления источника тока»
Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах и вакууму.
Электрический ток в полупроводниках
ИТОГО

1
2ч
1
1
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6ч
1
1
1
1
1
1
6ч
1
1
1
1
1
1
8ч
1

1
1
1
1
1
1
68

Тематическое планирование с учетом модуля программы
воспитания: «Школьный урок» 11 класс
№
п/п

Тема

Колво
часов

1.

Магнитное поле

7

2.

Электромагнитная
индукция

9

3.

Колебания и волны

7

4.

Оптика

18

Модуль
рабочей программы
воспитания
«Школьный урок»
День солидарности в борьбе с
терроризмом
(Беседа о причинах
терроризма)
Международный день
распространения грамотности
(Диалог о роли природных
явлений в повседневной жизни
и их физическое описание)
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны
Российской Федерации)
(Разбор на слайдах о защите
населения в случаях
чрезвычайных ситуаций)
Всемирный день математики
(Диалог о роли математики в
физических расчетах)
День народного единства
(Беседа о значении единства
Российского народа)
Международный день
толерантности
(Мини-дискуссия «Что
значит быть
толерантным»)
День матери в России
(Сообщения «Известные
женщины-физики»)
День Неизвестного Солдата
(Беседа о солдатском подвиге)
Единый урок «Права человека»
День Конституции Российской
Федерации
(Разбор статьи 44
Конституции Российской
Федерации)
День Героев Отечества
(Мини-презентация о героях
СВО )
День полного освобождения
Ленинграда от фашистской
блокады (1944 год)
(Сообщение о роли дороги

Сроки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь
Декабрь

Декабрь
Январь
Февраль
Февраль

6.

Элементы теории
относительности
Квантовая физика

17

7.

Астрофизика

7

5.

8.

ВСЕГО (с учетом
резерва)

2

72 ч

жизни блокадного
Ленинграда)
День российской науки
Международный день родного
языка
(Сообщения о происхождении
научных физических
терминов)
Неделя математики
День воссоединения Крыма и
России
(Песни и стихи, посвященные
дню воссоединения Крыма и
России)
Предметная неделя
общественных наук
(Презентации моделей
физических процессов)
День космонавтики.
Гагаринский урок «Космос –
это мы»
(Мини-сообщение о
физических основах полетов в
Космос)
День радио
(Презентация А. Попов –
изобретатель первого
радиоприемного устройства)
День Победы советского народа
в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов
(Диалог о великом подвиге
народа в годы Великой
Отечественной войны)
День славянской письменности
и культуры
(Сообщения «Физики о роли
культурного наследия
России»)
Музейные уроки: Музей радио

Март
Март
Апрель
Апрель

Апрель
Май
Май

Тематическое планирование 11 класс
(Базовый уровень)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Магнитное поле
Магнитные взаимодействия. Магнитное поле
Правило буравчика
Закон Ампера
Решение задач по теме «Закон Ампера»
Лабораторная работа 1 «Действие магнитного поля на проводник с
током»
Сила Лоренца
Решение задач по теме «Сила Лоренца»
Электромагнитная индукция
Явление электромагнитной индукции
Правило Ленца
Решение задач по теме «Явление электромагнитной индукции. Правило
Ленца»
Закон электромагнитной индукции
Решение задач по теме «Закон электромагнитной индукции»
Лабораторная работа 2 «Исследование явления электромагнитной
индукции. Конструирование трансформатора»
Самоиндукция. Энергия магнитного поля контура с током
Решение задач по теме «Самоиндукция. Энергия магнитного поля
контура с током»
Контрольная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная
индукция»
Колебания и волны
Свободные механические колебания
Динамика механических колебаний: пружинный и математический
маятники
Лабораторная работа 3 «Изучение колебаний пружинного маятника»
Энергия механических колебаний. Вынужденные колебания
Колебательный контур. Переменный электрический ток
Механические волны. Звук
Электромагнитные волны. Передача информации с помощью
электромагнитных волн
Оптика
Прямолинейное распространение света
Отражение света
Преломление света
Лабораторная работа 4 «Исследование преломления света на границах
раздела воздух – стекло и стекло - воздух»
Виды линз. Основные элементы линзы
Изображения в линзах
Формула тонкой линзы
Глаз и оптические приборы
Обобщающий урок по теме «Геометрическая оптика»
Интерференция волн на поверхности воды
Интерференция света

часов
7ч
1
1
1
1
1
1
1
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7ч
1
1
1
1
1
1
1
18 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Дифракция волн
Лабораторная работа 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света»
Дифракционная решетка
Лабораторная работа 6 «Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки»
Решение задач по теме «Интерференция и дифракция световых волн»
Дисперсия света
Поляризация света
Контрольная работа по теме «Оптика»
Элементы теории относительности
Основные положения специальной теории относительности
Энергия тела. Энергия покоя.
Квантовая физика
Явление фотоэффекта.
Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта
Решение задач по теме «Фотоэффект. Фотоны»
Строение атома. Атомные спектры
Энергетические уровни
Лабораторная работа 7 «Изучение спектра водорода по фотографии»
Лазеры
Строение атомного ядра
Радиоактивность
Закон радиоактивного распада
Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер
Ядерная энергетика
Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия
Метод регистрации и исследования элементарных частиц
Лабораторная работа 8 «Изучение треков заряженных частиц по
фотографии»
Обобщающий урок «Кванты и атомы»
Контрольная работа по теме «Квантовая физика»
Астрономия и астрофизика
Солнце
Планеты и малые тела Солнечной системы
Главная последовательность. Звезды
Эволюция звезд
Млечный путь. Другие галактики
Эволюция Вселенной
итого

1
1
1
1
1
1
1
2ч
1
1
17 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7ч
1
1
1
1
1
1
66


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».