РП ДО Школьный медиацентр

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Содержание
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Аттестация обучающихся
Методическое обеспечение курса
Материально-техническое оснащение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Список литературы
Сведения о составителе

Стр.
3
4
7
8
10
10
10
11
11

I. Паспорт программы
Название программы

«Школьный медиацентр»

Автор -составитель

Насакина Н.А.

Вид программы

Модифицированная

Направленность

Социально-педагогическая

Форма реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

12-17 лет

Категория детей

Учащиеся среднего и старшего школьного
возраста (5-11 класс)

Уровень освоения программы

Базовый

Краткая аннотация

Цель курса – познакомить с богатым миром медиа
(печатными, телевизионными, интернет-медиа и
т.д.) и способствовать развитию у обучающихся
медианавыков (работа с информацией,
коммуникабельность, креативность и т.п.)

II. Пояснительная записка

Возрождение печатных изданий в учебных заведениях России и бурный рост их количества в конце прошлого – начале
нынешнего веков позволяет говорить об их востребованности как учениками (в качестве площадки для творческой
самореализации), так и теми педагогами, которые способствуют творческому развитию детей, выполняя при этом конкретные
медаобразовательные задачи. Школьные СМИ могут служить одним из лучших способов воспитания у юных граждан
культуры самовыражения, медиаобразовательных навыков, умения выражать свое мнение последовательно, логично,
аргументировано. Таким образом, программа «Школьный медиацентр») имеет одновременно и художественную, и социальнопедагогическую направленность.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы основана на комплексном подходе к подготовке молодого
человека к жизни в современную так называемую «информационную эпоху», умеющего отличать истинную информацию от
ложной, ориентирующегося в потоке информации, способного самостоятельно четко, понятно, образно изложить суть
события, факта, явления, обладающего развитыми коммуникационными навыками.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью максимальной реализации принципов гражданского
общества: умение человека ориентироваться в потоке событий нравственной, культурной, политической жизни страны, найти
свое место в данном социуме, утвердить себя как личность, выбрать собственную гражданскую позицию. При подготовке
публикаций для школьной газеты или школьного интернет-сообщества подросток учится собирать информацию о
происходящих вокруг него событиях, работать с ней, определять при этом свое отношение к существующим фактам и
публично его выражать, нести ответственность за свои высказывания. Кроме того, выпуск собственного школьного СМИ
является одним из требований нового Федерального государственного образовательного стандарта, поэтому на него есть
запрос образовательного учреждения.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации школьные СМИ, которые выпускают учащиеся
под руководством редактора (профессионального журналиста, педагога дополнительного образования) становятся важным
элементом информационного пространства школы, отчасти оно формирует это пространство. Юные корреспонденты
получают знания по жанрам журналистики, методам сбора информации, планированию работы редакции, что является
важным профориентационным компонентом.
Эффективным для творческого развития ребенка является обсуждение темы, которую он собирается раскрыть в своем
материале, и способов сбора информации для него. Планирование очередного номера происходит методом общего «мозгового
штурма», итог общей работы – настоящий медийный продукт (журнал, ТВ-программа), что усиливает мотивацию школьников
для занятий журналистикой.
Цель дополнительной общеобразовательной программы:
Формирование нравственной, ответственной и творческой личности через овладение медийной грамотностью, знаниями об

основах журналистики, через развитие коммуникативных навыков.
Задачи дополнительной общеобразовательной программы:
- познакомить обучающихся с системой современных средств массовой информации;
- сформировать у подростков навыки сбора информации и ее творческой обработки;
- дать обучающимся обзорные знания по теории журналистики, основным журналистским жанрам;
- предоставить возможность подросткам реализовать полученные знания по журналистике в ходе подготовки публикаций и
фото для школьного издания, ТВ-сюжетов, роликов и постов для соцсетей;
- воспитать в юных корреспондентах ответственность за выражаемые мысли, способность к формированию собственной
позиции по тому или иному вопросу;
- познакомить подростков с работой редакции.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение:
- программа адресована для учащихся 5-11 классов;
- принимаются все желающие.
Сроки реализации программы:
1 год обучения – 204 часа.
Режим занятий:
Занятия для каждой группы проходят 3 раза в неделю по 2 часа, итого 6 часов в неделю, всего 204 часа. Количество человек в
каждой группе – 12.
Формы занятий:
варьируются, в одном занятии могут быть различные компоненты в форме лекции, коллективного интервью, «мозгового
штурма», тренинга, дискуссии, круглого стола, пресс-конференции.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу года обучения по данной программе дети и подростки будут уметь:
- собирать информацию тремя основными методами (интервью, наблюдение, работа с письменными источниками);
- писать информационные заметки о произошедших событиях.
Также обучающиеся
- будут иметь представления об основных журналистских жанрах;
- получат навыки социального общения;
- смогут понять, интересна им журналистика как профессия или нет.
Для отслеживания результативности образовательного процесса будут использованы следующие виды контроля: текущий
контроль (в течение всего учебного года) и итоговый контроль (май).

Формы подведения итогов реализации программы:
- открытое занятие;
- публикация материалов и фото в школьном журнале, постов, видеороликов и видеосюжетов в соцсетях;
- взаимоанализ медийных продуктов.
Итоговое количество часов: 204 часа на одну группу, на три группы – 612 часов.

№
п/
п

III. Учебный план на каждую группу
Кол-во часов

Перечень
разделов и тем

теория

практика

Формы контроля/аттестации

всего

1

Введение в журналистику

6

4

10

Наблюдение, обсуждение

2

Печатная журналистика

20

40

60

3

Телевизионная
журналистика

20

40

60

Наблюдение, обсуждение, подготовка
материалов в школьный журнал
Наблюдение, обсуждение, подготовка
ТВ-сюжетов

4

Интернет-журналистика

20

30

50

5

Фотография

8

12

20

6

Этика в работе журналиста

4

ИТОГО

78

4
126

204

На три группы – 612 часов.

Наблюдение, обсуждение, подготовка
постов и видео для соцсетей
Наблюдение, обсуждение, создание
фото в разных жанрах и итогового
фотопроекта
Наблюдение, обсуждение

IV. Содержание учебного плана

Раздел 1: Введение в журналистику
Тема 1.1. Кто такой журналист, его задачи, права и обязанности.
Тема 1.2. Типы СМИ.
Тема 1.3. Жанры журналистики.
Тема 1.4. Методы сбора информации.
Раздел 2: Печатная журналистика
Тема 2.1. Печатная журналистика: определение и особенности. Газета и журнал: сходства и отличия.
Тема 2.2. Оформление печатного издания. Разбор школьных газет и журналов и поиск ошибок в оформлении.
Тема 2.3. Заметка. Практика по написанию заметки.
Тема 2.4. Репортаж.
Тема 2.5. Интервью.
Тема 2.6. Краткий обзор других жанров.
Тема 2.7. Подготовка выпуска школьного журнала.
Раздел 3: Телевизионная журналистика
Тема 3.1.Телевизионная журналистика: определение и особенности. Просмотр ТВ-программ и ТВ-сюжетов, созданных
школьными медиацентрами.
Тема 3.2. Ведущий программы, корреспондент, оператор, монтажёр: кто за что отвечает.
Тема 3.3. Информационный ТВ-сюжет: что собой представляет, из чего состоит. Разбор всех составляющих.
Тема 3.4. ТВ-программа. Разновидности. Особенности работы ведущего.
Тема 3.5. Правила съемки.
Тема 3.6. Правила монтажа.
Тема 3.7. Правила работы в кадре: речь, мимика, жесты.
Тема 3.8. Подготовка видеосюжета по итогам школьного мероприятия.
Раздел 4: Интернет-журналистика
Тема 4.1. Интернет-журналистика: определение и особенности.
Тема 4.2. Соцсети: какие бывают, чем отличаются. Что такое контент-план.
Тема 4.3. Создание постов для соцсетей. Теория и практика.

Тема 4.4. Создание видео для соцсетей. Теория и практика.
Тема 4.5. Социальный видеоролик. Теория и практика.
Раздел 5: Фотожурналистика
Тема 5.1. Виды и особенности фотографий.
Тема 5.2. Правила хорошей мобильной фотографии.
Тема 5.3. Основы работы с камерой: выдержка, диафрагма и ISO.
Тема 5.4. Фотопроект. Теория и практика.
Раздел 6: Этика в работе журналиста
Этические проблемы при взятии интервью, создании положительного или критического материала.

V. Аттестация обучающихся
Курс «Школьный медиацентр» является безотметочным.
Контроль качества обучения осуществляется на основании подготовленных обучающимися материалов для школьного
журнала, постов в группе гимназии № 45, видеосюжетов, видеороликов и других медийных продуктов.

VI. Методическое обеспечение курса
Методы:
- игровой;
- исследовательский;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- словесный.
Дидактические и методические материалы:
1. Наглядные пособия: справочники, учебники, рекомендации;
2. Раздаточный материал;
3. Видеозаписи.

.
VII. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной развивающей программа
1. Учебный класс.
2. Компьютер с выходом в Интернет и с установленной программой для монтажа.
3. Доска.
4. Камера.
5. Диктофон.
6. Микрофон.

VIII. Список используемой литературы
Учащимся рекомендуется использовать следующую литературу:
1. Баканов, Р. П. Журналистика для начинающих: учеб.-метод. пособие для слушателей Школы молодого журналиста /
Р. П. Баканов, М. В. Симкачева, Д. В. Туманов. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – 258 с.
2. Гостомыслов, А. П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал в школе: учеб. пособие / А. П. Гостомыслов. –
СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. – 352 с.
3. Колпакова, О. В. Йо-хо-хо! Веселый учебник для пиратов и журналистов младшего школьного возраста / О. Колпакова.
– Екатеринбург: Генри Пушель, 2011. – 206 с.
4. Лукина, М. М. Издаем школьную газету / М. М. Лукина. – М.: МедиаМир, 2013. – 54 с.
5. Лукина, М. М. Откуда берутся новости. [Мастер-класс для журналистов] / М. М. Лукина. – М.: МедиаМир, 2013. – 72 с.
6. Портал школьной прессы России [Электронный ресурс] http://portal.lgo.ru/
IX. Сведения о составителе
Насакина Надежда Александровна;
образование высшее, Уральский государственный университет, специальность «Журналистика», 2005 год,
квалификация «Журналист».


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».