РП ДО Спортивные подвижные игры

Содержание
№ п/п
1
2
3
4
5

Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Учебный план
Календарно-учебный график
Методическое обеспечение курса «Спортивные игры»

Стр.
3
4
12
13
16

6
7

Список литературы
Сведения о составителе

19
20

I. Паспорт программы
Название программы

«Спортивные подвижные игры»

Автор -составитель

Лобанов В.С.

Вид программы

Модифицированная.

Направленность

Физкультурная деятельность

Форма реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

7-10 лет

Категория детей

Учащиеся младшего школьного возраста (1-4
класс)

Уровень освоения программы

Базовый

Краткая аннотация

Программа физкультурной направленности. На
занятиях учащиеся знакомятся с основами
спортивных игр. Дети учатся работать с
баскетбольными, футбольными и волейбольными
мячами, а также развивают качества, такие как:
ловкость, сила, выносливость, координация.

II. Пояснительная записка

Данная образовательная программа разработана на основе анализа основных закономерностей развития формы материальных объектов в
исторических, теоретических, культурных, инженерно-технических, творческих и других аспектах.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства образования и науки -РФ
№ 09-3242 от 18.11.2015).
-Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.:
Просвещение, 2010/;
-Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
-Устава МАОУ Гимназия № 45;
-Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организации;
-Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся организации

Данный курс направлен на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании и физическом
развитии, а также на организацию свободного времени детей. Курс «Спортивные игры» обеспечивает адаптацию обучающихся к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, прививает здоровый образ жизни. Программа курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся (7-9 лет). Он отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению навыками в сфере спорта и

образовательной сфере. Курс рассчитан на детей, желающих получить знания в области физической культуры и спорта, не изучавших теорию и не
обладающих определённым уровнем практических навыков. Спортивные игры являются одним из важных способов познания окружающей
действительности. Спортивные игры - это первые шаги школьников в самостоятельной деятельности. Это познавательный процесс формирования у
них начальных навыков, знаний и умений.

Благодаря современной коммуникативной методике преподавания, на занятиях удаётся гармонично развивать все необходимые навыки,
воспитывать гражданскую позицию в общественной жизни через включение в коллективную деятельность, независимо от степени мастерства,
позволяющие развить новые качества, которые необходимы для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом. Занятия проводятся на основе
«здоровьесберегающих технологий», объединяющих все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и
укреплению здоровья учащихся.
Перечень вопросов, включенных в курс, достаточно гибок и позволяет трансформировать содержание задания в зависимости от уровня
усвоения материала ребёнком.
Серьёзное внимание уделяется индивидуализации: более развитым детям интересна сложные задания менее подготовленным, предлагают
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл занятий сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить к работе без страха в творческом процессе.
Объяснению материала на занятиях отводится до 10 минут в зависимости от сложности прохождения материала. После ознакомления с
новым теоретическим материалом ребёнок имеет возможность использовать все полученные знания на практике. Построение макетов производится
в масштабах, в зависимости от проектируемого объекта.
Использование в качестве материала бумаги различного вида, даёт возможность воспринимать теоретические знания в объёмнопространственном выражении. Работа с мячом так же помогает развивать моторику обучающихся.
Отличительной особенностью курса «Спортивные игры» является не только развитие разнообразных навыков, но и знакомство с
теоретической частью, что делает процесс обучения для слушателей творческим и эстетически насыщенным.
Основной целью курса «Спортивные игры» является развитие у детей навыков, которые пригодятся в жизни, создание чувства
коллективизма, сплочения и патриотизма.
Курс «Спортивные игры» и его работа направлена на углубление и систематизацию практических и теоретических знаний в области ФКиС,
расширение кругозора и углубления знаний и навыков. Умение самостоятельно и творчески выполнять задания позволяет ребенку чувствовать себя
уверенно в окружающем его мире взрослых, избавляет от ощущения беспомощности.
Актуальность курса «Спортивные игры» обусловлена большим интересом детей и общества к спортивным играм, т.к. все больше внимания
и интереса в стране уделяется спорту в целом, особенно после ЧМ по футболу в России.

Игры связаны с необходимостью поддержания высокого уровня специфической работоспособности, а психологические особенности
деятельности спортсменов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.
Анализ состояния вопроса в сфере образования показал, что в настоящее время существует потребность конкретного контингента лиц в
дополнительных образовательных услугах.
На современном и этапе развития спорта в России существует необходимость в подготовке кадров высокой квалификации, готовых после
окончания учебного заведения к самостоятельной продуктивной работе.
Педагогическая целесообразность заключается в построении образовательной среды для формирования основных ключевых
образовательных компетенций обучающихся. Принципиальное отличие концепции компетентностного подхода в образовании от имеющейся ранее
предметно-ориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его
деятельностно - практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.
В качестве одного из решений поставленной задачи является включение в структуру образовательного стандарта общепредметного
содержания образования.
Дополнительное образование имеет ряд достоинств, в частности, незаформализованное общение, в процессе которого происходит:
-более чёткое осознание изучаемого материала;
-развитие творческого потенциала;
- развитие мотивации к познанию;
- обеспечение эмоционального благополучия человека;
- приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, её
интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развития личности;
- индивидуальное взаимодействие педагога дополнительного образования со слушателем.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- индивидуальном принципе обучения, доступности, результативности;
- интерактивном методе обучения;

- методе контроля и управления образовательным процессом, основанном на анализе результатов индивидуального задания;
- средствах обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы).
Данный подход позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у обучающихся познавательный интерес к изучаемому
предмету, повышать стимул к обучению.

Цель и задачи курса:
Целью курса является изучение основ спортивных игр, развитие физических способностей детей посредством занятий физической культурой.
Курс ««Спортивные подвижные игры»» предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
- расширять кругозор детей;
- научить взаимодействовать в команде;
- научить работать с различными мячами;
Развивающие:
- развитие творческой инициативы, изобретательства;
- развитие спортивных особенностей;
- развитие культуры труда в целом, и профессионального интереса к занятию физической культурой, в частности;
- расширить понятия о физической культуре;
- развивать интерес к спортивным играм, знаниям - развивать волю, терпение, самоконтроль, внимательность, нацеленность на результат.
Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;

- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
Возраст:
Возраст участвующих в реализации данного образовательного курса: от 7 до 10 лет.
Целесообразность разновозрастного состава группы обоснована в связи с возможностью усвоения теоретического и практического материала
группой слушателей различной возрастной категории, а так же их интереса к теме спортивных игр. Для школьников - это возможность
совершенствования знаний и навыков, приобретаемых при обязательной программе обучения в школе; для занимающихся младшей возрастной
категории - получение знаний и навыков, которые могут быть полезны не только в быту и творчестве, но и являются подготовкой к освоению
обязательной школьной программы.
Формы занятий:
Формы организации занятий:
 Групповые практические занятия;
 Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
 Индивидуальные занятия с отдельными обучающимися;
 Самостоятельные тренировки по индивидуальным планам и по заданию тренера;
 Просмотр учебных кинофильмов и соревнований;
 Участие в спортивных соревнованиях.
Режим занятий:
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут. Итого - 102 часа.
Структура занятия:
- мотивирование к учебной деятельности;
- подача нового теоретически-практического материала;
- подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия;
- выявление места и причины затруднения при выполнении учебного действия;
- построение плана достижения цели и определение средств и алгоритмов действий;
- обсуждение различных вариантов обучения;

- самостоятельная работа;
- повторение изученного ранее материала;
- анализ проделанной работы.
Курс «Спортивные подвижные игры» предполагает свободную и непринуждённую обстановку на занятиях, что способствует снятию
психологического напряжения.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять
при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны
знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- играть в баскетбол по всем правилам игры;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки.
Ожидаемые результаты:
Обучение спортивными играм направлено на достижение следующих целей:
1. в направлении личностного развития:
- формирование начальных представлений о спортивных играх;
- формирование представления о технике, умения использовать знания в повседневной жизни;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: инвентарь, назначение и применение;
2. в метапредметном направлении:
- развитие основ мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- развитие умений работы с мячом, читать схемы, формирование знаний об истории спортивных игр;
- правильно пользоваться имеющимся инвентарем, уметь планировать свое рабочее время;
3. в предметном направлении:
- формирование умений самостоятельно разбираться в первоисточнике и самостоятельно сделать простейшие упражнения;
- формирование навыков и умений безопасно и качественно выполнять упражнения.
Способы проверки результатов освоения курса:
подведение итогов по результатам освоения материала программы курса предусматривает сдачу нормативов и тестов.
Система дополнительного обучения безоценочная, но контроль за усвоением изучаемого материала проводится:
- в игровой форме.
- карточки с заданием, которые позволяют выявить уровень знаний и умений, полученных ранее, а так же способствуют закреплению
пройденного материала;
- выполнение контрольных упражнений.

- в диалоге: «вопрос-ответ».
Такая форма контроля позволяет проследить за усвоением теоретического и практического материала незаметно для обучающихся.
Контроль и оценка результатов освоения обучающей программы курсов осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и выполнения обучающимися групповых и индивидуальных занятий.
По окончанию курса обучающиеся сдают определенные упражнения.
По окончанию и во время курса предусмотрены показательные игры.

III.Учебный план
N п Название раздела, темы
/п

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Общая физическая
подготовка (ОФП)
Прыжки, игры с
использованием
различных предметов,
кросс, передвижение на
лыжах.

20

4

16

2

Специальная физическая
подготовка (СФП)Игры с
эл-тами баскетбола,
упражнения с мячом,
стойки, перемещения,
заслоны, атакующие и
защитные действия,
ведение мяча, бросок
мяча, передача мяча,
подбор мяча, перехват.
Итого

82

6

76

102

10

92

Формы
аттестации/
контроля
Предварительн
ый

Сдача
нормативов

IV.Календарно-учебный график
Форма
занятия

Кол-во
часов

N
п/
п
1

Групповое

2

2

Групповое

4

3

Групповое

4

4

Групповое

4

5

Групповое

4

6

Групповое

4

7

Групповое

4

Тема занятия

Инструктаж по Т.Б. Игры с эл-ми
баскетбола, разновидности
прыжков, эстафеты и игры с мячом, равн
омерный медленный бег до 6 мин.
Разновидности прыжков, игры с
мячом, игры с прыжками с использовани
ем скакалки, игры с мячом.
Кросс по стадиону до 1 км., упражнения с
набивными мячами, игры на развитие
ловкости.
Упражнения с предметами на развитие
координации движений, упражнения на
развитие гибкости.
Стойки игрока, перемещения. Остановка
двумя шагами и прыжком, повороты без
мяча и с мячом.
Комбинация из освоенных элементов
техники передвижений. Ловля и передача
мяча двумя руками от груди и одной
рукой от плеча на месте и в движении с
пассивным сопротивлением защитника.
Ловля и передача мяча двумя руками от
груди и одной рукой от плеча на месте и
в движении с пассивным сопротивлением
защитника. Ведение мяча в низкой
средней и высокой стойке на месте в
движении по прямой с изменением

Место проведения

Форма контроля

Спорт. Зал

Предварительный

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений

Стадион

выполнение контрольных
упражнений

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений

8

Групповое

4

9

Групповое

4

10

Групповое

4

11

Групповое

4

12

Групповое

4

13

Групповое

4

14

Групповое

4

15

Групповое

4

16

Групповое

4

17

Групповое

4

направления движения и скорости с
пассивным сопротивлением защитника
Ведение мяча с изменением направления
движения и скорости с пассивным
сопротивлением защитника.Ведение мяча
ведущей и неведущей рукой с пассивным
сопротивлением защитника.
Ведение мяча ведущей и неведущей
рукой с пассивным сопротивлением
защитника. Броски одной и двумя руками
с места и в движении с пассивным
противодействием.
Техника ведения мяча. Броски одной и
двумя руками с места и в движении с
пассивным противодействием.
Комбинация из освоенных элементов:
ловля, передача, ведение, бросок.
Техника перехвата мяча.
Ведение мяча неведущей и ведущей
рукой в движении. Эстафеты с мячом.
Правила игры в баскетбол. Учебная игра,
Комбинация из освоенных элементов
техники перемещений и владения мячом.
Тактика свободного нападения,нападение
быстрым прорывом. Эстафеты с мячом.
Позиционное нападение,нападение быст
рым прорывом. Эстафеты с мячом.
Позиционное нападение и личная защита
в игровых взаимодействиях. Эстафеты с
мячом.
Позиционное нападение. Взаимодействие
двух игроков в нападении и защите

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений
выполнение контрольных
упражнений

Спорт. Зал

Спорт. Зал
Спорт. Зал
Спорт. Зал

Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений
выполнение контрольных
упражнений
выполнение контрольных
упражнений
выполнение контрольных
упражнений

«заслон».
Передвижение на лыжах до 2 км,
Стадион
эстафеты.
Игра «Мяч капитану». Взаимодействие Спорт. Зал
двух игроков в нападении и защите
«заслон».
Игра по упрощенным правилам
Спорт. Зал
баскетбола.

18

Групповое

4

19

Групповое

4

20

Групповое

4

21

Групповое

4

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

22

Групповое

4

23

Групповое

4

24

Групповое

4

25

Групповое

4

26

Групповое

4

Игра по правилам баскетбола. Игры
развитие скоростно-силовых способн.
Игра по правилам баскетбола. Игры
развитие быстроты.
Игра по правилам баскетбола. Игры
развитие ловкости.
Игра по правилам баскетбола. Игры
развитие координации движений.
Игры и эстафеты. Итоговый тест.

Итого

102

Спорт. Зал

на Спорт. Зал
на Спорт. Зал
на Спорт. Зал
на Спорт. Зал
Спорт. Зал

выполнение контрольных
упражнений
выполнение контрольных
упражнений
выполнение контрольных
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений

контрольных
контрольных
контрольных
контрольных
контрольных
контрольных

V.Методическое обеспечение курса
«Спортивные игры»
Процесс обучения построен на принципах: «от простого к сложному» (усложнение идёт «расширяющейся спиралью»), доступности материала,
развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных
методов (объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют задания точно по образцу и объяснению. Затем, в
течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технический материал, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод
проблемного изложения, частично-поисковый метод. В ходе реализации программы осуществляется вариативный подход к работе. Творчески
активным обучающимся предлагаются дополнительные или альтернативные задания, с более слабыми обучающимися порядок выполнения работы
разрабатывается вместе с педагогом.

Техническое оснащение:









Спортивный зал;
Качественное электроосвещение;
Мячи баскетбольные 20 шт.;
Кольца 2 шт.;
Скакалки 10 шт.;
Корзины 4 шт,;
Обручи 10 шт,;
дидактические, раздаточные материалы;

Формы работы, используемые педагогом на занятии:
Рабочая программа курса «Спортивные игры» составлена с учетом психологических особенностей обучающихся и способствует благоприятной
атмосфере для реализации этой программы.
Учитывая психологические особенности обучающихся, занятия проводятся в разнообразных формах. Для того, чтобы повысить мотивацию
обучающихся в ходе занятий, используются различные методы подачи теоретического и практического материала.
Принципы:
- принцип творчества;
- развития образного мышления, уверенности в своих силах;

- принцип единства развития и воспитания;
- принцип сотрудничества и доступность обучения;
- принцип индивидуально-личностного подхода;
- принцип свободы выбора;
- принцип успешности;
- принцип учета возрастных психологических особенностей обучающихся;
- принцип системности.
Методы:
- наглядный;
- игровой;
- соревновательный;
- словесный;
- строго регламентированного упражнения
Формы подведения итогов
Курс «Спортивные подвижные игры» завершается сдачей нормативов и показательной игрой.
Дидактические и методические материалы:
1. Наглядные пособия: справочники, учебники, рекомендации;
2. Раздаточный материал для каждой темы;
3. Рекомендательные документы, разработанные на основе следующих документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от
29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства образования и
науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015).
6. Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.:
Просвещение, 2010/;

8. Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
9. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N
996р-г/.;
10. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
11. Устава МАОУ Гимназия № 45;

VI. Список используемой литературы
1. Челтыгмашев А.И., Кидиеков Г.Н. Хакасские народные игры и состязания-Абакан: Хакасское кн.изд-во,1996. -64с.
2. Гомельский А.Я. Тактика баскетбола: Учебное пособие. - М..'Физкультура и спорт, 1996.-175с.
3. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и спорт
4. Бымова Л.В., Короткой И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1982. -224с.
5. Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский. Волейбол в школе; Просвет; 1989-127с.
6. Китин Л.С. Индивидуальные упражнения по баскетболу. - М.: Высшая школа, 1992.-108с.
7. М.Кук Сто одно упражнение для юных футболистов –М; АСТ; 2003-128с
8. Нелидов

В.И. Методика обучения

технике

игры в мини- футбол. -М.: Физкультура и спорт.-1991. -84с.

9.Учебник Спортивные и подвижные игры. ФИС, 1989. -339с.

Сведения о составителе программы:
Лобанов Владимир Станиславович;
-Екатеринбургский Колледж Физической Культуры, 2010-2014, Специалист по Физической Культуре и Спорту.
-Уральский Государственный Университет Физической Культуры, 2015-2020
- 1 квалификационная категория.


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».