РП ДО Школьный музей

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Содержание
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Аттестация обучающихся
Методическое обеспечение курса
Материально-техническое оснащение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Список литературы
Сведения о составителе

Стр.
3
4
9
10
12
12
13
13
13

I. Паспорт программы
Название программы

«Школьный музей»

Автор -составитель

Владимирова А.Е.

Вид программы

Модифицированная

Направленность

Социально - педагогическая

Форма реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

13-16 лет

Категория детей

Учащиеся среднего и старшего школьного
возраста (7-10 класс)

Уровень освоения программы

Базовый

Краткая аннотация

Основной целью курса является обучение основам
музейного дела, а также развитие метапредметных
и предметных навыков в сфере краеведения и
проектной музейной деятельности.

II. Пояснительная записка

Данная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства
образования и науки -РФ № 09-3242 от 18.11.2015).
-Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.
Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
-Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая
2015 г. N 996р-г/.;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Устава МАОУ Гимназия № 45;
-Положения о формах, периодичности и порядке контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУГимназии №45
Основной целью курса «Школьный музей» является формирование навыков исследовательской и проектной
деятельности в сфере краеведения с помощью средств музейной педагогики. После освоения программы курса обучающиеся
смогут проводить исследовательскую работу, направленную на изучение истории города, района, семьи, а также презентовать
свои результаты в виде проектов с использованием онлайн-платформ.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Проектная деятельность в музее» Е.В. Юдиной
(Нижний Тагил, 2019).
Отличительной особенностью данного курса является практическое применение навыков музейного дела в создании
школьного музея нового формата. Обучающиеся приобретают профессиональные знания и ключевые компетенции: навыки
поисково-исследовательской деятельности, анализа, синтеза и обобщения большого массива данных, навыки работы в
команде, развитие речевой культуры, формирование системы знаний, умений, навыков в области исторического краеведения,
музейной, экскурсионной практики, написания и защиты проектных работ различной направленности.
Актуальность курса обусловлена потребностью создания современного школьного музея Гимназии 45, который будет

построен на принципах соучастия и сотворчества учеников. Каждый участник программы не только расширит свои знания об
истории города и школы, но и с помощью средств музейной педагогики сможет рассказать о тех темах, которые вызывают
интерес в его повседневной школьной жизни. При создании школьного музея планируется на практике познакомить
обучающихся с экспозициями музеев нашего города, что будет способствовать повышению культурного уровня учащихся.
Педагогическая целесообразность заключается в реализации потенциала социокультурной среды для воспитания и
развития учащихся, а также к побуждению интереса к истории школы и города.
Курс построен в соответствии со следующими принципами:
•
принцип сознательности и активности, предполагающий формирование отношения обучающихся к поставленным
целям, возможность постановки собственных целей и планирования вариантов их достижения;
•
принцип доступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом
дифференцированного подхода и вариативности усвоения учебного материала;
•
принцип последовательности и системности, обеспечивающий последовательную логику разворачивания
содержания образования, согласованность с содержанием основного предмета («История России»);
•
принцип личностной детерминации, предоставляющий возможность самостоятельного выбора тем для итогового
проекта и способов его представления.
Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у обучающихся познавательный
интерес к изучаемому предмету, повышать стимул к обучению.
Целью курса является развитие личности средствами проектной музейной деятельности и создание условий для её
самореализации и интеграции в культурно-историческое пространство школы, района.
Курс ««Школьный музей»» предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
- научить основным понятиям в музейной терминологии;
- научить методам и приёмам музейной, экскурсионной деятельности и применению их в проектной работе;
- научить составлять текст для описания экспозиции и экспонатов;
- научить оформлять музейные проекты на платформе Tilda;
- научить создавать музейные онлайн-викторины в социальных сетях.
Развивающие:
- развитие их способности к самообразованию посредством самостоятельной работы с информацией;
- развитие коммуникативной, эмоциональной и поведенческой компетентности, организаторских способностей, навыков
сотрудничества и работы в группе;
- развитие речевой культуры, смыслового чтения и компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий, освоения методов исследовательской работы.

Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, осмысленное отношение к великой и малой Родине;
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
- воспитывать активную гражданскую позицию;
Возраст:
Возраст слушателей, участвующих в реализации данного образовательного курса: от 13 до 16 лет.
Целесообразность разновозрастного состава группы обоснована в связи с возможностью усвоения теоретического и
практического материала группой слушателей различной возрастной категории, а также возможностью распределения разных
ролей в создании школьного музея.
Формы занятий:
По количеству: групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекции, экскурсии, презентации, мозговые штурмы.
По дидактической цели: занятие по углублению знаний, практическое занятие, умений и навыков, комбинированные
формы занятий.
Режим занятий:
На изучение курса «Школьный музей» отводится 3 ч в неделю, всего 102 часа. Наполняемость группы 12 человек.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы учащийся будет обладать следующими компетенциями:
1. в направлении личностного развития:
- иметь активную гражданскую позицию,
- быть готовым к ответственной деятельности,
- повышение потребности в самообразовании
- уметь находить компромиссные решения в общении,
- уметь сотрудничать со сверстниками для достижения общих целей,
- уметь распознавать неочевидные проблемы и находить нестандартные пути их решения,
- иметь образное мышление и стремление к творческому самовыражению.
2. в метапредметном направлении:
- уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, составлять план по ее реализации, самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- иметь высокий уровень общекультурной подготовки;
- уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
- уметь работать с большим количеством информации,

- обладать навыками смыслового чтения,
- обладать навыком публичных выступлений,
- уметь пользоваться мультимедийными ресурсами с целью повышения интерактивности и аттрактивности информации,
- обладать навыками устной коммуникации и самопрезентации.
3. в предметном направлении:
- знание основ исторического краеведения и музееведения;
- знание алгоритма работы над исследовательским проектом;
- владение специальной терминологией;
- демонстрация владения приёмами проектной работы, её оформления и защиты, работы с источниками.
- знание основ экскурсоведения, документов, регламентирующих деятельность экскурсовода, экскурсионных терминов;
- умение разрабатывать экскурсии;
- владение навыками проведения разного типа экскурсий, решения проблемных ситуаций во время экскурсий.
- знание форм мультимедийного проекта с интерактивными элементами и умение с ними работать;
- умение наполнять мультимедийный проект информационным содержанием (контентом).
Способы проверки результатов освоения курса:
Курс «Школьный музей» является безотметочным, однако это не отменяет оценивания достижений учащихся, как во
время обучения, так и по его завершении.
Осознанное освоение курса предполагает постановку целей и задач, поиск путей достижения цели, регулярный
самоконтроль. Для этого в конце каждого раздела предполагается проведение самооценки, содержание которой коррелируется
с поставленными в начале раздела целями. Ученик осмысливает приобретенные в процессе освоения темы знания, умения и
навыки самостоятельно.
В качестве итогового контроля ученики реализуют совместный проект, предполагающий создание экспозиции
школьного музея. Оценивание происходит по разработанным заранее совместно с учениками критериям (каждый выполняет
свою роль и решает конкретные задачи - эффективность их решения и является основным критерием для оценки/самооценки).
При таком варианте оценивания возможна оценка как предметных, так и метапредметных компетенций.

№
п/
п

Перечень
разделов и тем

III. Учебный план
Кол-во часов
теория

практика

Формы контроля/аттестации

всего

1

Музей в мировой культуре

21

проектная работа, самоконтроль

2

Теория и практика
музейного дела

16

проектная работа, самоконтроль

3

Фонды школьного музея

16

проектная работа, самоконтроль

4

Экспозиция школьного
музея

21

проектная работа, самоконтроль

5

Основы экскурсионной
деятельности и способы
работы с аудиторией

21

Проведение экскурсий, самоконтроль

6

Организация и проведение
экскурсий, подведение
итогов работы школьного
музея.

7

Проектная деятельность, самоконтроль

ИТОГО

102

IV. Содержание учебного плана

Раздел 1: Музей в мировой культуре
Тема 1.1. Цели и задачи курса, вводный инструктаж
Тема 1.2. Роль и значение музеев в мировой истории и культуре.
Тема 1.3. История музеев мира: от античности до XX века
Тема 1.4. История музейного дела в России
Тема 1.5. Музеи Екатеринбурга – практическая часть
Тема 1.6. Новые тенденции в развитии музейной сферы в XXI веке (проектная работа).
Раздел 2: Теория и практика музейного дела
Тема 2.1. Классификация музеев
Тема 2.2. Музейный предмет и его свойства
Тема 2.3. Классификация музейных предметов
Тема 2.4. Практикум по работе с музейным предметом (проектная работа)
Раздел 3: Фонды школьного музея
Тема 3.1.Фонды музея: основные понятия.
Тема 3.2.Комплектование и учет фондов музея: от теории к практике.
Тема 3.3. Хранение музейных фондов
Тема 3.4. Создание фонда школьного музея (проектная работа)
Раздел 4: Экспозиция школьного музея
Тема 4.1. Основные понятия.
Тема 4.2. Способы организации экспозиции
Тема 4.3. Новые решения в экспозиционной деятельности – лучшие российские и зарубежные практики
Тема 4.4. Виртуальные музейные экспозиции и мультимедийные проекты
Тема 4.5. Создание экспозиции школьного музея: от идеи к реализации (проектная работа)
Раздел 5: Основы экскурсионной деятельности и способы работы с аудиторией
Тема 5.1. Понятие: аудитория школьного музея
Тема 5.2. Формы работы с аудиторией школьного музея
Тема 5.3. Экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности
Тема 5.4. Виды экскурсий
Тема 5.5. Технология подготовки экскурсий.
Тема 5.6. Составление экскурсионного маршрута.

Тема 5.7. Понятие «портфеля экскурсовода». Комплектование «портфеля экскурсовода».
Тема 5.8. Составление технологической карты экскурсии
Тема 5.9. Способы продвижения школьного музея
Тема 5.10. Практика создания экскурсий, онлайн-викторин, аудиогидов для школьного музея
Раздел 6: Организация и проведение экскурсий, подведение итогов работы школьного музея.
Тема 6.1. Проведение экскурсий по экспозиции школьного музея
Тема 6.2. Участие в мероприятиях школы музейного актива
Тема 6.3. Организация мероприятий к международной акции «Ночь музеев – 2022» (проектная деятельность)
Тема 6.4. Подведение итогов работы школьного музея. Итоги работы с аудиторией школьного музея.

V. Аттестация обучающихся
Курс «Школьный музей» является безотметочным, однако это не отменяет оценивания достижений учащихся, как во время
обучения, так и по его завершении.
Осознанное освоение курса предполагает постановку целей и задач, поиск путей достижения цели, регулярный самоконтроль.
Для этого в конце каждого раздела предполагается проведение самооценки, содержание которой коррелируется с
поставленными в начале раздела целями. Ученик осмысливает приобретенные в процессе освоения темы знания, умения и
навыки самостоятельно.
В качестве итогового контроля ученики реализуют совместный проект, предполагающий создание экспозиции школьного
музея. Оценивание происходит по разработанным заранее совместно с учениками критериям (каждый выполняет свою роль и
решает конкретные задачи - эффективность их решения и является основным критерием для оценки/самооценки). При таком
варианте оценивания возможна оценка как предметных, так и метапредметных компетенций.
VI.Методическое обеспечение курса
Формы работы, используемые педагогом на занятии:
Курс «Школьный музей» проводится в форме лекций, мозговых штурмов, интерактивных экскурсий, проектной работы.
Методы:
- репродуктивный;
- исследовательский;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- словесный.
Дидактические и методические материалы:
1. Наглядные пособия: справочники, учебники, рекомендации;
2. Раздаточный материал для каждой темы;
3. Видео и аудио записи.
4. Мультимедийные проекты, размещенные на интернет-ресурсах.

.

VII. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной развивающей программа
1. Учебный класс.
2. Компьютер с выходом в Интернет.
3. Доска (маркерная, магнитная, пробковая, интерактивная)
4. Аудио – и видеооборудование
VIII. Список используемой литературы
1. Овчинникова Б.Б. Музеи России: Становление и развитие до начала ХХ века. Учеб.пособие. – 2-е изд. перераб. и
дополн. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2002.-196 с. 19
2. Овчинникова Б.Б. Музеи Екатеринбурга. Приложение к учебному пособию: Овчинникова Б., Чижова Л. Музеи России:
Становление и развитие до начала ХХ века. Учеб.пособие. – 2-е изд. перераб. и дополн. – Екатеринбург: Издво Урал. унта. 2002 – 76 с.
3. Потягов, А.В. Школьный музей в XXI веке: стратегии и практики первого десятилетия / Ярославский педагогический
вестник – 2011 – N3 – Том I (Гуманитарные науки) [Электронный ресурс].– Режим доступа:
http://vestnik.yspu.org/releases/2011_3g/68.pdf 2
4. Школьный музей: методические рекомендации/сост. Д.А.Захарова, Э.А. Савинова –Тюмень; 2011. 37с . [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://moiportal.ru/templates/skin/pontific/actions/ActionMetodichka/docs/tourism/3.pdf .
5. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие/Л.М . Шляхтина.— 2-е изд. стер. — М.:
Высш. шк., 2009. — 183 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://restoreforum.ru/books/arhiv/muzeevedenie/1102shljahtina-lm-osnovy-muzejnogo-delateorija-i-praktika .
6. Экскурсоведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kmvline.ru/lib/exkursoveden/29.php
7. Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. ― 4-е изд., испр. и доп. ― М.: Академический Проект,
2007. ― 560
8. Юренева, Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. ― М.: Эксмо, 2011. ― 496 с.
9. Яхно, Ю.Б. школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. Методическое пособие для
директоров школьных музеев, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории и организаторов
школьных музеев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=53
IX. Сведения о составителе
Владимирова Анастасия Евгеньевна
Образование высшее, Уральский Федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, магистр
программы «Отечественная история», 2020.


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».