РП СОО Родной язык 10-11 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ГИМНАЗИЯ № 45

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднее общее образование
уровень образования
утверждённой приказом директора,
Приказ № 83/3 от 31.08. 2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ), 10-11 КЛАСС

г. Екатеринбург, 2021 год

1. Планируемые результаты
В данной рабочей программе интегрированы результаты учебных предметов «Русский язык» и
«Родной язык». Темы в рамках учебного предмета «Родной язык» изучаются в 10 классе впервые,
в дальнейшем возвращение к ним происходит в рамках освоения учебного предмета «Русский
язык», таким образом, предметные результаты достигаются в течение всего срока обучения по
программе среднего общего образования.
Личностные результаты:
 осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
 приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
 совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому
использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении;
 сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использование русского языка для самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом
будущем;
 сформированность гражданской позиции учащегося как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,
осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и
др.;
 сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
 сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения
общечеловеческих нравственных ценностей;
 осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и
возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:













умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную,
деятельность;
использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в
трудных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты изучения (базовый уровень)
1) сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные
темы;
2) сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания
культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к
литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
4) сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание
исторической преемственности поколений;
5) свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
6) сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
В результате изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование,

рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли
и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).

Содержание учебного предмета

Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации
и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы
существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на
современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого
общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Создание устных и письменных монологических и
диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и
деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации
языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная
речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения
наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого
этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка:
орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение

норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании.

Тематическое планирование с учетом модуля программы воспитания: «Школьный урок» по
родному языку для 10 класса
№
Тема
Количество
Модуль
Сроки
п/п
часов
1. Язык и культура
3
День знаний
01.09 –
День солидарности в борьбе с
25.09
терроризмом
Международный день распространения
грамотности
Всемирный день туризма
2. Культура речи
27
Математический калейдоскоп
27.09 –
Всемирный день математики
30.04
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации)
Международный день распространения
грамотности
Международный день школьных
библиотек
День народного единства
200-летие со дня рождения Ф.М.
Достоевского
Международный день толерантности
День матери в России
День Неизвестного Солдата
День Героев Отечества
Единый урок «Права человека»
200-летие со дня рождения Н.А.
Некрасова
День Конституции Российской
Федерации
Конкурс стенгазет «Новый год в разных
странах»
День полного освобождения Ленинграда
от фашистской блокады (1944 год)
День российской науки
День космонавтики. Гагаринский урок
«Космос – это мы»
3. Речь. Речевая
4
День Победы советского народа в
03.05 –
деятельность.
Великой Отечественной войне 1941-1945 30.05
Текст
годов
Музейные уроки
День славянской письменности и
культуры
День русского языка – Пушкинский день
России

Тематическое планирование по родному языку 10 класс (базовый уровень)
№ п/п
I.
1.
2.
3.

II.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Тема

Язык и культура
Введение в курс родного языка 10 класса. Цель изучения курса
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.
Русский язык как развивающееся явление
Основные тенденции активных процессов в современном
русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке,
его причины
Культура речи
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Интернет-дискуссии, Интернетполемики
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения
Текст и его признаки. Способы выявления проблем текста
Морфологические и лексические средства связи предложений в
тексте
Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском
языке слов, их стилистическая переоценка
Основные орфоэпические нормы современного русского языка.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Речевая избыточность и точность.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости
Морфологические нормы русского языка
Морфологические нормы русского языка
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Типичные ошибки в построении простого предложения.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением, ошибка в построении предложения с
однородными членами
Неправильное употребление падежной формы существительного
с предлогом
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы
Динамика языковой нормы. Русский язык как развивающееся
явление
Контрольное тестирование по теме «Нормы современного
русского языка»
Принципы орфографии (морфемный, морфологический,
традиционный)
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии
Фонетический принцип графики
Орфографические нормы современного русского языка

Количество часов
3
1
1
1

27
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.
30.
III.
31.

32.
33.
34.

Орфографические нормы современного русского языка
Контрольное тестирование по теме « Орфографические нормы
современного русского языка»
Речь. Речевая деятельность. Текст
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные
слова. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и
употребления
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А.
Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей
Синтаксические
особенности
устойчивых
выражений.
Творческая
работа
«Употребление
фразеологизмов
в
художественной литературе»
ИТОГО

1
1
4
1

1
1
1

34

Тематическое планирование с учетом модуля программы воспитания: «Школьный урок»,
11 класс
№
Тема
Количество
Модуль
Сроки
п/п
часов
1. Язык и
2
День знаний
01.09 – 18.09
культура
День солидарности в борьбе с
терроризмом
Международный день распространения
грамотности
2. Культура речи
9
Математический калейдоскоп
20.09 – 27.11
Всемирный день туризма
Всемирный день математики
Всероссийский открытый урок «ОБЖ»
(приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации)
Международный день распространения
грамотности
Международный день школьных
библиотек
3. Речь. Речевая
22
День народного единства
29.11 – 21.05
200-летие со дня рождения Ф.М.
деятельность.
Достоевского
Текст
Международный день толерантности
День матери в России
День Неизвестного Солдата
День Героев Отечества
Единый урок «Права человека»
200-летие со дня рождения Н.А.
Некрасова
День Конституции Российской
Федерации
Конкурс стенгазет «Новый год в разных
странах»
День полного освобождения Ленинграда
от фашистской блокады (1944 год)
День российской науки
День космонавтики. Гагаринский урок
«Космос – это мы»
День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне 19411945 годов
Музейные уроки
День славянской письменности и
культуры
День русского языка – Пушкинский
день России

Тематическое планирование по родному языку11 класс (базовый уровень)
№ п/п
I.
1.
2.
II.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
III.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема

Язык и культура
Введение в курс родного языка 11 класса. Цель изучения курса
Язык и речь. Язык и художественная литература
Культура речи
Тексты художественной литературы как единство формы и
содержания
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Трудные
случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их
различной интерпретации
Культура учебно-научного и делового общения
Культура публичной речи
Культура разговорной речи. Культура письменной речи
Язык и культура. Отражение в языке материальной и духовной
культуры русского и других народов
Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и
сферах общения
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.
Предшественники А.С. Пушкина
Практическая работа с текстами русских писателей
Речь. Речевая деятельность. Текст
Стили русского литературного языка.
Функциональные
разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили
Понятие о тексте. Способы выражения темы
Синтаксис текста
Синтаксис текста
Способы связи предложений в тексте
Средства связи частей текста
Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и
конструктивные приемы текста
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста
Повествование
Описание
Рассуждение
Особенности текстов-рассуждений в художественной речи
Особенности текстов-рассуждений в художественной речи
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические
фигуры речи
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические
фигуры речи
Контрольная работа по теме «Текст»
Структурный и семантический принципы пунктуации
Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
Трудные вопросы русской пунктуации
Обобщение и систематизация изученного материала
ИТОГО

Количество часов
2
1
1
9
1
1

1
1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».