1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (далее – Рабочая программа) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации: от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями), от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями), от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"(с изменениями и дополнениями). 1.2 Настоящее Положение определяет структурно-содержательное единство рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, учителей, реализующих ФГОС всех уровней общего образования в МАОУ-Гимназии № 45 (далее ОО), а также сроки подготовки и утверждения данного документа. 1.3 Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования. 2. Структура Рабочей программы 2.1 Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования с учетом программ, включенных в их структуру. 2.2 Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) титульный лист (Приложение 1); 2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 3) содержание учебного предмета, курса; 4) тематическое планирование, с учетом модуля рабочей программы воспитания «Школьный урок» с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы (Приложение 2); 5) оценочные материалы (оформленные как приложение к рабочей программе учебного предмета, курса). Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) титульный лист (Приложение 1); 2) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 3) содержание курса внеурочной деятельности, с указанием форм организации и видов деятельности (Приложение 4); 4) тематическое планирование (Приложение 2). 3. Требования к оформлению и содержательному наполнению отдельных структурных компонентов рабочей программы учебного предмета, курса Титульный лист На титульном листе рабочей программы следует разместить информацию о полном наименовании образовательной организации. Центральное место на титульном листе отводится наименованию рабочей программы учебного предмета, курса. Наименование рабочей программы, помещенное на титульном листе, должно соответствовать его названию в учебном плане. В нижней строке указывается название населенного пункта и год разработки Рабочей программы. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса При разработке данной составляющей Рабочей программы следует учитывать: - во-первых, определение планируемых результатов освоения программы учебного предмета, курса осуществляется на уровне достижений учащихся; - во-вторых, связь планируемых результатов освоения программы с целью и задачами учебного предмета, курса; - в-третьих, связь планируемых результатов освоения программы учебного предмета, курса с планируемыми результатами освоения учащимися основной образовательной программы соответствующего уровня образования; - в-четвертых, планируемые результаты освоения учащимися программы учебного предмета, курса необходимо определить с учетом личностных, метапредметных и предметных результатов; - в-пятых, важно представить конкретные и гарантированные педагогом результаты освоения учащимися учебного предмета, курса. Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета, курса могут быть определены: - на уровень образования (например, 5-9 классы) или на несколько лет обучения (например, 7-9 классы); - на один учебный год, в случае, если рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается учителем на один учебный год. Содержание учебного предмета, курса В данном разделе рабочей программы следует представить последовательный перечень разделов и тем с их кратким содержанием, указанием времени, которое отводится на их изучение. Содержание тем необходимо раскрыть в том порядке, в котором они представлены в тематическом планировании. Содержание курса внеурочной деятельности следует представить с указанием форм организации и видов деятельности. Тематическое планирование Тематическое планирование необходимо представить в виде таблицы отдельно по каждому классу с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (приложение 2). 4. Порядок рассмотрения и утверждения Рабочей программы 4.1 Рабочие программы являются структурными компонентами основной образовательной программы соответствующего уровня образования, входят в обязательную нормативную локальную документацию ОО, публикуются на официальном сайте ОО. 4.2 Директор вправе провести экспертизу Рабочих программ непосредственно в ОО или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям ФГОС и Положению о Рабочей программе учебного предмета, курса. 4.3 При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям, директор накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. 4.4 Администрация ОО осуществляет контроль реализации Рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля. 4.5 ОО несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. 5. Компетенция учителя при разработке рабочей программы учебного предмета, курса 5.1 Конкретизация и детализация тем. 5.2 Установление последовательности изучения учебного материала. 5.3 Распределение учебного материала по годам обучения. 5.4 Распределение времени, отведенного на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя, из материально-технических ресурсов ОО. 5.5 Конкретизация требований к результатам освоения учащимися программы учебного предмета, курса. 5.6 Включение в содержание Рабочей программы учебного предмета, курса материала региональной и этнокультурной направленности. 5.7 Выбор в соответствии с планируемыми результатами освоения учебного предмета, курса методов обучения и контроля уровня достижений учащихся. 6. Технические требования к оформлению Рабочей программы 6.1. Текст Рабочей программы набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный (интервал перед; после – 0 пт), расстановка переносов – Авто, выравнивание основного текста осуществляется по ширине, заголовков – по центру с выделением жирным шрифтом, абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word в 1 см (в таблицах абзац не устанавливается), поля сверху, справа по 1 см, снизу 2 см, слева 2,5 см (устанавливаются автоматически). Структурные компоненты Рабочей программы выполняются на листах формата А4 (ориентация книжная). 6.2. Рабочая программа по каждому учебному предмету, курсу должна быть представлена в электронном варианте (в виде одного файла в формате Microsoft Office Word). 7. Делопроизводство 7.1. Администрация ОО осуществляет систематический контроль выполнения Рабочих программ, их практической части, соответствие записей в электронном журнале содержанию Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, полугодия, года). 7.2. В случае необходимости корректировки Рабочей программы учитель своевременно фиксирует необходимую информацию в листе коррекции (приложение 3). Приложение 1 ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе _____________общего образования, уровень образования утверждённой приказом директора школы, Приказ №______ от __________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ, КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) « » г. Екатеринбург, ____год Приложение 2 Тематическое планирование по учебному предмету № урока п./п Тема «_____» класс Модуль программы воспитания «Школьный урок» Кол-во часов Наименование темы Наименование темы Итого по разделу -… часов Резервное время -… часов Итого по программе-… часов Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности « _____» класс № урока п./п Тема занятия Кол-во часов Наименование темы Наименование темы Резервное время - … часов. Итого по программе - … часов Приложение 3 Лист коррекции рабочей программы по учебному предмету, курсу/курсу внеурочной деятельности « » класс Дата урока, тема урока Прохождение программы Причины коррекции Приложение 4 Содержание программы по курсу внеурочной деятельности «_____» Содержание курса Формы организации Виды деятельности