1. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные: 1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). 2. Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интереса к изучению математики. 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. 4. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности. 5. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке, как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя. Метапредметные: Регулятивные: - определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков); - учиться планировать учебную деятельность на занятии; - высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг; - делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу на занятии и в жизни; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные: - основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник); - все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9); - графический образ числа; - состав чисел от 2 до 10. - определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди; - считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой; - расставлять цифры от 1 до 10 в правильной последовательности и в обратном порядке; - сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну; делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов; - различать правую и левую руку; - повторять узор; - находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор; - раскрашивать рисунки, не выходя за их контуры; 2. Содержание учебного курса Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения математики. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Основная идея курса заключается в том, что развитие познавательных процессов у детей будет более эффективным, если форма представления математического материала и методика работы с ним будут направлены на выработку предпосылок, составляющих основу развития универсальных учебных действий, в том числе познавательных (умений проводить сравнение, анализ, разбивать объекты на группы, целое на части, выделять части целого, проводить несложные обобщения, строить простые модели, использовать полученные знания для решения несложных практических задач), а также на развитие пространственного воображения и речи ребенка. Развитие познавательных процессов – внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления – позволяет целенаправленно и систематически развивать личностные качества и расширять познавательные возможности дошкольников. В ходе освоения предметного содержания курса «Математические ступеньки» создаются условия для достижения детьми следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 3. Календарно-тематический план (математика) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Наименование разделов и тем «Свойства предметов. Размер». «Свойства предметов. Размер». «Свойства предметов. Цвет». «Свойства предметов. Форма». «Свойства предметов. Форма». «Сравнение групп предметов. «Больше», «меньше». «Сравнение групп предметов. «Выше», «ниже». «Сравнение групп предметов. «Шире», «уже». «Отношение: часть – целое. Сложение». «Пространственные отношения: «на, над, под». «Пространственные отношения: «справа, слева». «Пространственные отношения: «справа, слева». «Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания на наглядном материале». «Пространственные отношения: «между», «посередине». «Взаимосвязь между целым и частью. Представление: 1- много». «Число и цифра 1». «Внутри», «снаружи». «Число и цифра 2. Пара». «Представление о точке и линии». «Число и цифра 3. Состав числа». «Представление о замкнутой и незамкнутой линиях». «Ломаная линия. Многоугольник». «Число и цифра 4». «Представление об углах и видах углов». «Числовой отрезок». «Число и цифра 5». «Пространственные отношения: «впереди», «сзади». «Сравнение групп предметов по количеству и на наглядной основе. Обозначение отношений: «больше», «меньше». «Сравнение групп предметов по количеству и на наглядной основе. Обозначение отношений: «больше», «меньше». Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 «Временные отношения: «раньше», «позже». «Больше, меньше». Знаки». «Игра-путешествие в страну «Математику». «Число и цифра 6». «Состав чисел 1-6». «Математические загадки, игры, шарады». «Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины. Зависимость результата сравнения от величины мерки». «Число и цифра 7». «Число и цифра 7». «Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки) Зависимость результата сравнения от величины мерки». «Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки) Зависимость результата сравнения от величины мерки». «Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки) Зависимость результата сравнения от величины мерки». «Число и цифра 8». «Представление об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки)». Число и цифра 9. Число и цифра 9. Число и цифра 0. Число и цифра 0. Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознание. Состав числа 10. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 10. Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознание. Математические загадки, игры, шарады. Упражнения по выбору детей. Математический КВН. Игра «Скоро в школу». Повторение пройденного. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56 Учебный план Количество часов в неделю 2 Количество часов в год 56 Календарный учебный график Начало освоения программы: согласно распорядительному документу по формированию группы. Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: - 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 4 ноября - День народного единства. Форма обучения: очная Формы аттестации: не предусмотрена. После освоения обучающимся образовательной программы документ не выдаётся. В качестве основных форм системы оценки для выявления результатов работы по курсу предлагается: В качестве основных форм системы оценки для выявления результатов работы по курсу предлагается: Входной и итоговый контроль, который осуществляется посредством педагогического наблюдения и заполнения листов оценивания (октябрь - апрель)