Режим занятий обучающихся

ПОЛОЖЕНИЕ
о режиме занятий

2019

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о режиме занятий обучающихся (далее – Положение)
устанавливает режим занятий во время организации образовательной деятельности
муниципального автономного общеобразовательного учреждения - Гимназии № 45 (далее –
Гимназия).
1.2. Положение разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.2.2821-10 (далее –
СанПиН), нормативных правовых актов в сфере образовании, санитарных требований и
условий, Свердловской области, муниципального образования «город Екатеринбург», Устава
Гимназии, настоящего Положения.
1.3. Положение определяет занятость обучающихся в Гимназии в период освоения
образовательных программ (далее – ОП).
1.4. Организация образовательной деятельности в Гимназии осуществляется в соответствии с
ОП и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются Гимназией
самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта и
федерального компонента государственного образовательного стандарта.
1.5. Сроки обучения устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения,
определяемыми ОП.
1.6. Образовательная деятельность организуется в соответствии с утверждёнными на
текущий учебный год учебным планом, календарным учебным графиком, в соответствии с
которыми Гимназия составляет расписание занятий.
2. Режим учебного года
2.1. Учебный год для обучающихся по очной форме начинается 1 сентября и заканчивается в
соответствии с календарным учебным графиком.
2.2. Обучающимся предоставляются каникулы продолжительностью в течение учебного года
– не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в первом
классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
3. Режим учебных занятий
3.1. В Гимназии устанавливаются основные виды учебных занятий: урок, лекции, семинары,
практические занятия, лабораторные занятия, консультации, самостоятельные работы,
практика, выполнение контрольных работ и другие.
2.1. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается
продолжительностью 40 минут. Занятия могут проводиться в форме пары – двух
объединённых академических часов с перерывом между ними 10 минут согласно СанПиН.
2.2. Занятия обучающихся по очной форме обучения начинаются не ранее
8:30,заканчиваются не позднее 20:00.
2.4. Для обучающихся очной формы обучения предусматриваются консультации в объёме не
менее 40 минут на каждую учебную неделю, в том числе для лиц, обучающихся по
индивидуальному учебному плану (при наличии).
2.5. Обучающиеся могут пользоваться учебными кабинетами для самостоятельных занятий
во внеурочное время с 8:00 до 20:00. При подготовке к конкурсам, при ликвидации
академической задолженности в индивидуальном порядке, с разрешения администрации,
время занятий может быть продлено до 21.00.

4. Требования к режиму образовательной деятельности
4.1. Количество учащихся в классе определяется исходя из расчёта соблюдения нормы
площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных
помещениях, в том числе удалённости мест для занятий от светонесущей стены, требований
к естественному и искусственному освещению.
4.2. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов
по учебным предметам на группы.
4.3. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и
внеурочной деятельности. Общий объём нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки на обучающихся:
Классы
Максимально
допустимая
аудиторная Максимально допустимый
недельная нагрузка (в
недельный объем нагрузки
внеурочной деятельности
академических часах)*
(в академических часах)**
при 6-ти дневной при 5-ти дневной Независимо
от
неделе, не более
неделе, не более
продолжительности
учебной недели, не более
1
21
10
2-4
23
10
5
32
10
6
33
10
7
35
10
8-9
36
10
10 - 11
37
10
Примечание:
* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть
учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений.
** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели,
так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная
деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательных отношений.
4.4. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, используются для проведения
общественно
полезных
практик,
исследовательской
деятельности,
реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и
других мероприятий.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в
пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного
года.
4.5. Образовательнаянедельнаянагрузкаравномернораспределяетсявтечениеучебнойнедели,
при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня
составляет:
1)
для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков;
2)
для обучающихся 2-4-х классов – не более 5 уроков;
3)
для обучающихся 5-6-х классов – не более 6 уроков;
4)
для обучающихся 7-11-х классов – не более 7 уроков.
4.6. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком
рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

4.7. Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
1)
для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счёт урока
физической культуры;
2)
для обучающихся 2 - 4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счёт урока
физической культуры;
3)
для обучающихся 5 - 7 классов – не более 7 уроков;
4)
для обучающихся 8 - 11 классов – не более 8 уроков.
4.8. Расписание уроков составляют с учётом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
4.9. При составлении расписания уроков чередуются различные по сложности предметы в
течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы
(математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с
уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для
обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественноматематического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
4.10. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м
уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.
4.11. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение
сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах/ коньках).
4.12. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.
Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
4.13. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна
составлять 60-80%.
4.14. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
1)
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
2)
использование«ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35
минут каждый; январь - май – по 4 урока в день по 40 минут каждый).
3)
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;
4)
обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних
заданий;
5)
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном
режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от
триместра.
4.15. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня
работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегчённый учебный
день в четверг или пятницу.
4.16. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 уроков) – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
4.17. Перерыв между сменами в составляет не менее 30 минут для проведения влажной
уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической
ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
4.18. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и
технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их
неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
4.19. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках
следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение
5СанПиН).
4.20. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за

исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных
видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание,
опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах – 10 - 15
минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у
обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см – у обучающихся 5 - 11 классов.
4.21. Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности
технических средств обучения устанавливается:
Классы Непрерывная длительность (мин.), не более
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Работа
с Прослушиван
статических телепередач динамических
изображением
ие
изображени
изображений на на индивидуаудиозаписи
й
на
экранах
альном
мониторе
учебных
отраженного
компьютера и
досках
и
свечения
клавиатурой
экранах
отраженного
свечения

1-2
3-4
5-7
8 - 11

10
15
20
25

15
20
25
30

15
20
25
30

15
15
20
25

20
20
25
25

Прослушивание
аудиозаписи в
наушниках

10
15
20
25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой,
необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз
(приложение 5 СанПиН), а в конце урока - физические упражнения для профилактики
общего утомления (приложение 4 СанПиН).
4.22.
Продолжительность
непрерывного
использования
компьютера
с
жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не
более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.
4.23. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с
интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11
классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на
уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30
минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена
видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
4.24. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на
одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
4.25. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной
техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронновычислительным машинам и организации работы на них.
4.26. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста
обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической
культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объёме общей
недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами
не допускается.
4.27. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в
образовательной деятельности может обеспечиваться за счёт:
1)
физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений
(приложение 4 СанПиН);

2)
организованных подвижных игр на переменах;
3)
спортивного часа для детей, посещающих группу по присмотру и уходу;
4)
внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных
мероприятий, дней здоровья;
5)
самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
4.28. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных
занятиях должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической
подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на
открытом воздухе).
4.29. Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы
для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях,
проводит врач с учётом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье).
Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурнооздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися
подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует
проводить с учётом заключения врача.
Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной и специальной
группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
4.30. Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе.
Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также
подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры,
относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам
(приложение 7 СанПиН).
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
Проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра
Возраст
обучающихся

до 12 лет
12 - 13 лет
14 - 15 лет
16 - 17 лет

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий
на открытом
воздухе
без ветра

при скорости
ветра до 5
м/сек

при скорости
ветра 6 - 10 м/сек

при скорости ветра более 10
м/сек

-9°С
- 12°С
-15°С
-16°С

-6°С
-8°С
- 12°С
-15°С

-3°С
-5°С
-8°С
-10°С

Занятия
проводятся

не

Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.
4.31. К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и
туристических походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его
присутствие на спортивных соревнованиях, проводимых в школе - обязательно.
4.32. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует
чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид
деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
4.33. Все работы в мастерских и кабинетах технологии обучающиеся выполняют в
специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих
угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
4.34. При организации практики и занятий общественно полезным трудом обучающихся,
предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой
(переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарноэпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не

достигших 18-летнего возраста.
4.35. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными
условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18
лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и
светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
4.36. Работа в группах занятий дополнительного образования должна учитывать возрастные
особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и
статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.
4.37. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5
ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5ч.
4.38. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена
в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При
продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания
обучающихся.
4.39. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен
превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0кг.
5. Актированные дни
5.1. Актированный день – день, в который по погодным условиям возможно непосещение
учебных занятий в Гимназии обучающимися по усмотрению родителей (законных
представителей). Для признания актированными днями устанавливаются следующие
температурные режимы:
Классы

Температура, при которой учащиеся могут не посещать Гимназию
без ветра
при скорости ветра до
при скорости ветра
5 м/сек
более 5 м/сек

1-2 классы
1-4 классы
1-7 классы
1-9 классы
10-11 классы

- 26°С
- 27°С
- 28°С
- 30°С
- 32°С

- 25°С
- 26°С
- 27°С
- 29°С
- 30°С

- 25°С
- 25°С
- 26°С
- 27°С
- 28°С

5.2. Температурные режимы определяются на основании данных, озвученных в
средствах массовой информации (телевидение, радио).

Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на
отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках
физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего
воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно
наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз.
Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево,
4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо,
голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп
медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить
положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,
голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову
наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и
потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз,
затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко
повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить
6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4
- 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4
- 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз,
левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8
раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их
напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами
письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить
голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх.
1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно
опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за
голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов
плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую
руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить
левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку

на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3
раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4
- 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).
Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными
движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4
- 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор
вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько
же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1
- 2 раза.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Детская оздоровительная кампания

https://екатеринбург.рф/жителям/образование/оздоровительная

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».