ПОЛОЖЕНИЕ о режиме занятий 2019 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о режиме занятий обучающихся (далее – Положение) устанавливает режим занятий во время организации образовательной деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения - Гимназии № 45 (далее – Гимназия). 1.2. Положение разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.2.2821-10 (далее – СанПиН), нормативных правовых актов в сфере образовании, санитарных требований и условий, Свердловской области, муниципального образования «город Екатеринбург», Устава Гимназии, настоящего Положения. 1.3. Положение определяет занятость обучающихся в Гимназии в период освоения образовательных программ (далее – ОП). 1.4. Организация образовательной деятельности в Гимназии осуществляется в соответствии с ОП и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются Гимназией самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта и федерального компонента государственного образовательного стандарта. 1.5. Сроки обучения устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми ОП. 1.6. Образовательная деятельность организуется в соответствии с утверждёнными на текущий учебный год учебным планом, календарным учебным графиком, в соответствии с которыми Гимназия составляет расписание занятий. 2. Режим учебного года 2.1. Учебный год для обучающихся по очной форме начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с календарным учебным графиком. 2.2. Обучающимся предоставляются каникулы продолжительностью в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. 3. Режим учебных занятий 3.1. В Гимназии устанавливаются основные виды учебных занятий: урок, лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия, консультации, самостоятельные работы, практика, выполнение контрольных работ и другие. 2.1. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 40 минут. Занятия могут проводиться в форме пары – двух объединённых академических часов с перерывом между ними 10 минут согласно СанПиН. 2.2. Занятия обучающихся по очной форме обучения начинаются не ранее 8:30,заканчиваются не позднее 20:00. 2.4. Для обучающихся очной формы обучения предусматриваются консультации в объёме не менее 40 минут на каждую учебную неделю, в том числе для лиц, обучающихся по индивидуальному учебному плану (при наличии). 2.5. Обучающиеся могут пользоваться учебными кабинетами для самостоятельных занятий во внеурочное время с 8:00 до 20:00. При подготовке к конкурсам, при ликвидации академической задолженности в индивидуальном порядке, с разрешения администрации, время занятий может быть продлено до 21.00. 4. Требования к режиму образовательной деятельности 4.1. Количество учащихся в классе определяется исходя из расчёта соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удалённости мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. 4.2. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы. 4.3. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объём нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся: Классы Максимально допустимая аудиторная Максимально допустимый недельная нагрузка (в недельный объем нагрузки внеурочной деятельности академических часах)* (в академических часах)** при 6-ти дневной при 5-ти дневной Независимо от неделе, не более неделе, не более продолжительности учебной недели, не более 1 21 10 2-4 23 10 5 32 10 6 33 10 7 35 10 8-9 36 10 10 - 11 37 10 Примечание: * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 4.4. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. 4.5. Образовательнаянедельнаянагрузкаравномернораспределяетсявтечениеучебнойнедели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: 1) для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков; 2) для обучающихся 2-4-х классов – не более 5 уроков; 3) для обучающихся 5-6-х классов – не более 6 уроков; 4) для обучающихся 7-11-х классов – не более 7 уроков. 4.6. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. 4.7. Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: 1) для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счёт урока физической культуры; 2) для обучающихся 2 - 4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физической культуры; 3) для обучающихся 5 - 7 классов – не более 7 уроков; 4) для обучающихся 8 - 11 классов – не более 8 уроков. 4.8. Расписание уроков составляют с учётом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. 4.9. При составлении расписания уроков чередуются различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественноматематического профиля чередовать с гуманитарными предметами. 4.10. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках. 4.11. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах/ коньках). 4.12. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках. 4.13. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60-80%. 4.14. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: 1) учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; 2) использование«ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май – по 4 урока в день по 40 минут каждый). 3) рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; 4) обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; 5) дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от триместра. 4.15. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегчённый учебный день в четверг или пятницу. 4.16. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. 4.17. Перерыв между сменами в составляет не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут. 4.18. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. 4.19. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5СанПиН). 4.20. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах – 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см – у обучающихся 5 - 11 классов. 4.21. Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается: Классы Непрерывная длительность (мин.), не более Просмотр Просмотр Просмотр Работа с Прослушиван статических телепередач динамических изображением ие изображени изображений на на индивидуаудиозаписи й на экранах альном мониторе учебных отраженного компьютера и досках и свечения клавиатурой экранах отраженного свечения 1-2 3-4 5-7 8 - 11 10 15 20 25 15 20 25 30 15 20 25 30 15 15 20 25 20 20 25 25 Прослушивание аудиозаписи в наушниках 10 15 20 25 После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5 СанПиН), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4 СанПиН). 4.22. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут. 4.23. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж). 4.24. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения. 4.25. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронновычислительным машинам и организации работы на них. 4.26. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объёме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается. 4.27. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности может обеспечиваться за счёт: 1) физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4 СанПиН); 2) организованных подвижных игр на переменах; 3) спортивного часа для детей, посещающих группу по присмотру и уходу; 4) внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья; 5) самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах. 4.28. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе). 4.29. Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учётом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурнооздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учётом заключения врача. Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки. 4.30. Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (приложение 7 СанПиН). В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале. Проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра Возраст обучающихся до 12 лет 12 - 13 лет 14 - 15 лет 16 - 17 лет Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе без ветра при скорости ветра до 5 м/сек при скорости ветра 6 - 10 м/сек при скорости ветра более 10 м/сек -9°С - 12°С -15°С -16°С -6°С -8°С - 12°С -15°С -3°С -5°С -8°С -10°С Занятия проводятся не Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%. 4.31. К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристических походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях, проводимых в школе - обязательно. 4.32. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. 4.33. Все работы в мастерских и кабинетах технологии обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. 4.34. При организации практики и занятий общественно полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарноэпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. 4.35. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам. 4.36. Работа в группах занятий дополнительного образования должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей. 4.37. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5ч. 4.38. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся. 4.39. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0кг. 5. Актированные дни 5.1. Актированный день – день, в который по погодным условиям возможно непосещение учебных занятий в Гимназии обучающимися по усмотрению родителей (законных представителей). Для признания актированными днями устанавливаются следующие температурные режимы: Классы Температура, при которой учащиеся могут не посещать Гимназию без ветра при скорости ветра до при скорости ветра 5 м/сек более 5 м/сек 1-2 классы 1-4 классы 1-7 классы 1-9 классы 10-11 классы - 26°С - 27°С - 28°С - 30°С - 32°С - 25°С - 26°С - 27°С - 29°С - 30°С - 25°С - 25°С - 26°С - 27°С - 28°С 5.2. Температурные режимы определяются на основании данных, озвученных в средствах массовой информации (телевидение, радио). Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10 Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия. ФМ для улучшения мозгового кровообращения: 1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук: 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. ФМ для снятия утомления с туловища: 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма: 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10 Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)